« Упражнение в определении времени и спряжения глаголов с ударными окончаниями »
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Разработка урока русского языка в 3 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_k_attestacii_-_03.07.2013_g.odt | 23.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект
урока русского языка
Тема: « Упражнение в определении времени и спряжения глаголов с ударными окончаниями »
Цель: повторение изученного о глаголе;
развитие устной и письменной речи учащихся;
воспитание гордости за своих
великих предков, желания стать достойным
гражданином нашей страны
Учитель
Копеина Людмила Васильевна
Урок показан на заседании
объединенного ШМО НОШ №29, 71
Организационный момент: посмотрели друг на
друга, улыбнулись друзьям, вспомнили что — то очень
хорошее; приступаем к уроку.
Речетатив. Очень трудно в классе 3 -ем.
Только нам ли унывать?
Ой, как плохо жить на свете неумеющим писать.
Будем мы всегда стараться
И друг другу помогать.
Что б ошибок было меньше,
Правила нам надо знать.
Проверяем готовность к уроку: на партах лежат учебники, тетради,
карточки со словами, с буквами, с перфокартами.
Выставка книг А.С. Пушкина и рисунки детей по его сказкам.
Разминка для дыхания и языка.
Уч. У Лукоморья дуб зеленый;
Златая цепь на дубе том:
И днем и ночью кот ученый
Все ходит по цепи кругом;
Идет направо - песнь заводит,
Налево - сказку говорит.
Уч. Кто не знает этих волшебных строчек?
Наши мамы, папы, бабушки и дедушки читали нам
эту восхитительную поэму или отрывки из нее. И маленькие
сердечки наполнялись чарующей музыкой.
Все есть в этой поэме: добро и зло, дружба и предательство; и,
конечно же, все побеждающая любовь.
Что же это за произведение?
Д. Это поэма А.С. Пушкина « Руслан и Людмила ».
Уч. В суровых северных лесах , в озерном краю
спряталось маленькое село Суйда ( далее смотри в детском журнале
« Жили — были » за февраль 1999 г. )
Чистописание.
Уч. Строчки, словно капитаны,
Открывают сказочные страны.
Сказочница Арина Родионовна провела в эти страны
маленького Сашеньку, а мы с помощью строк из его произведений отправляемся в страну Языкознание.
Грамматика является разделом ( частью ) языкознания.
С греческого языка грамма - буква, значит изучаем написание
самих букв, слогов, слов.
Уч. Зрительный диктант. На карточках слова с - оро -, - оло -.
Показываю карточку, вы проговариваете про себя и
пишите, диктуя себе по слогам: соловей ( какая сказка? ), колобок
( ? ), мороз ( ? ), городок ( ? ), ворона ( какая басня? ).
На доске: Скоро сказка сказывается,
Да не скоро дело делается.
Уч. Эта фраза часто встречается в народных сказках. Так
говаривала и Арина Родионовна.
Что написано на доске?
Д. Предложение.
Уч. Докажите.
Д. Выражает законченную мысль;
слова связаны по смыслу при помощи окончаний, предлогов;
у предложения есть границы;
это предложение сложное ( есть союз да ).
Уч. На партах перфокарты - ромашки со словами берег, ножки,
указ, немножко, головка.
Найдите в предложении слово, с которым роднятся, объединяются
написанные на перфокартах слова, назовите правило.
Д. Сказка, звонкие и глухие, парные согласные.
Уч. Что нужно сделать, чтобы проверить орфограмму.
Д. Орфограмма - это такое написание в слове,
которое соответствует определенному орфографическому правилу
Таблица с правилом.
Проверяем, подбирая родственные слова.
|
Уч. Какое слово повторяется в предложении?
Д. Скоро.
Уч. Как сказать по-другому?
Д. Быстро. Это синоним, слово близкое по смыслу.
Уч. Противоположное значение?
Д. Медленно. Это антоним, слово, противоположное по смыслу.
Уч. Какое буквосочетание есть в этом слове?
Д. оро.
Уч. С какими гласными пишется?
Д. О. Одна из них может быть ударной.
Уч. Назовите слова из словарика с этим буквосочетанием.
Будем повторять написание буквосочетания таких слов.
оро- состоит из овала с верхним соединением;
прямой длинной наклонной линии;
короткой палочки с закруглением вверху и внизу ( качалочки );
овала с нижним соединением.
Смотри приложение с. 3.
Запишем слова с этим соединением.
Нам помогут строки из произведений А.С. Пушкина,
написанные на карточках.
Встает заря во мгле холодной.
На утренней заре пастух не гонит уж коров из хлева.
Там на неведанных дорожках следы невиданных зверей.
На пороге сидит его старуха, а перед нею разбитое
корыто.
Прочитайте ваши предложения
Выберите слова с оро или с оло ( у меня эти слова записаны
на доске до урока; я только обвожу оро и оло ).
Запишем их в начальной форме:
холодной - начальная форма - холодная
коров - « « - коровы
дорожках - « « - дорожки
пороге - « « - порог
Работа над темой урока.
Ученица 3 класса медленно читает 1 предложение «Встает … », а дети показывают карточкой название частей речи и доказывают
свое мнение:
глагол |
существительное |
прилагательное |
местоимение |
наречие |
Уч. Таня, докажи, что это глагол.
Д. Обозначает действие предмета и отвечает на вопрос
что делает?.
Уч. Каким членом предложения является?
Д. Сказуемым.
3 класс записывает слова из текста в 3 столбика:
существительные, прилагательные, глаголы.
4 класс.
Уч. Как изменяется глагол?
Д. По временам.
Уч. В каком времени глагол встает?
Д. В настоящем, что делает? встает.
Уч. Докажите свою правоту.
Д. Действие происходит в момент речи, вопрос что делает?,
окончание ёт, ударное.
Уч. Измените, поставьте этот глагол в будущем времени.
Д. Что будет делать? Будет вставать, составное.
Действие будет происходить после момента речи.
Уч. Поставьте глагол в прошедшем времени.
Д. Вставала. Действие происходит до момента речи, что делала?,
суффикс л, окончание а.
Уч. Запишем слова: встает, будет вставать, вставала.
Какое окончание в глаголе встает?
Д. Ударное.
Уч. А какая форма глагола не указывает на время и не
изменяется по временам?
Д. Неопределенная форма.
Уч. Как она еще называется?
Д. Инфинитив, начальная форма.
Уч. На какие вопросы отвечает?
Д. Что делать?, что сделать?
Уч. У меня карточки со словами из строк А.С. Пушкина.
Попробуйте собрать. Если не получится, то я помогу.
Славный |
город |
твой |
хранить |
и |
дозором |
обходить |
Кто так говорит?
Д. Дядька Черномор Гвидону ( наказ Царевны — лебедь ).
Уч. Что значит дозором обходить?
Д. Внимательно, зорко глядеть, не пропустить врага, внимательно
всматриваться.
Уч. Найдите глаголы в начальной форме.
Д. Хранить, обходить.
Уч. Запишите это предложение.
Уч. Пока 4 класс составляет предложение, я проверю 3 класс.
Снимаю занавеску, на доске запись.
Избушка там на курьих ножках
Стоит без окон, без дверей.
У нескольких детей карточки с буквами Ь, Ж, О, Е.
Остальные догадываются сами.
Уч. Назовите слова на одно и то же правило.
Д. Стоит, окон, оконце, дверей.
Уч. Какое правило?
Д. Безударные гласные, проверяемые ударением.
Уч. Ребята, у которых есть карточки, выложите их на столе,
не поднимая. К остальным я подойду сама, и они скажут
мне ответ тихо.
Какое правило в слове ножка. Мы его сегодня повторяли.
Д. Звонкие и глухие согласные.
Уч. Мы предупредили ошибки с слове с разделительным Ь.
Закрываю занавеску. Пишите.
После того, как написали, открываю занавеску.
Кто написал без ошибок?
Приготовьте памятки. Разбираем предложение « Встает... »
по членам предложения, по частям речи,
называем словосочетания.
Называем сказуемое.
Д. Стоит.
Уч. Чем выражено? Что знаете об этом глаголе?
Д. Действие совершено в момент речи, значит, в настоящем
времени;
она стоит - 3 лицо, окончание -ит, ударное, во множественном
числе - стоят, окончание -ят.
Уч. Поставьте в 1 лицо, во 2 лицо, во множественное число.
Д. Я стою, ты стоишь, мы стоим, вы стоите.
Уч. Что мы сделали, изменив по лицам и числам глагол?
Д. Мы глагол проспрягали.
Уч. Будем писать под диктовку.
Читаю предложение.
Что ты ржешь, мой конь ретивый?
Что значит ретивый?
Д. Горячий, резвый, подвижный.
Уч. Какое предложение по цели высказывания?
Д. Вопросительное, так как содержит вопрос.
Уч. К кому автор обращается?
Д. К коню. Значит, есть обращение.
Уч. Как он называет коня?
Д. Ретивый, быстрый, не стоящий спокойно на месте.
Уч. Назовите глагол.
Д. Ржешь - 2 лицо. Настоящее время единственное число, окончание -ешь.
Уч. Записываем предложение.
Этим нас не удивишь,
Правду ль,нет ли говоришь.
Разбираем глагол.
Д. Не удивишь, -ишь, отрицательная частица, пишется
отдельно, проверочное слово диво, ли и ль - модальные частицы,
вносят различные смысловые оттенки, выражают чувства
и отношение говорящего, в этом предложении значение вопроса.
Уч. Запишем только 1 часть предложения.
Списывание с карточек.
Вот едет могучий Олег со двора,
С ним Игорь и старые гости,
И видят - на холме у брега Днепра
Лежат благородные кости.
Их моют дожди, засыпает их пыль,
И ветер волнует над ними ковыль.
« Песнь о вещем Олеге ».
Рассматриваем картину с изображением реки Днепр.
Еще раз дети прочитывают текст.
3 класс выписывает только глаголы.
4 класс списывает текст, выделяя окончания ( карточки
с окончаниями глаголов 1 и 2 спражения лежат на столах )
Пристают к заставе гости.
Царь Гвидон зовет их в гости
( сравнить: гости - в гости )
Здесь тучи смиренно идут подо мной.
« Кавказ ».
Ветер весело шумит,
Судно весело бежит.
Уч. Мы уже говорили об изменении глаголов по лицам и числам.
Как это называется?
Д. Спряжением.
Уч. Сколько спряжений вы знаете?
Д. 2.
Уч. Какие глаголы относятся к 1 спряжению?
Д. С окончаниями -е, -ут, -ют.
Уч. Ко 2 спряжению?
Д. С окончаниями -и, -ат, -ят.
Уч. Прочитайте только те предложения, в которых глаголы
1 спряжения,
2 спряжения.
3 класс читает свои глаголы: едет, видят, лежат, моют, засыпает,
волнует.
4 класс называет глаголы только 2 спряжения.
В тексте встретились глаголы с безударными окончаниями.
О них мы будем говорить позднее.
Итог работы.
Мы еще не знаем всего о глаголе.
В таблице, которая висит на доске, отражено то, о чем мы сегодня говорили.
Запомним: ударные окончания глаголов мы пишем так, как слышим.
Послушайте. Сказки - это те же Храмы для детей и для дерев.
Нам они вторые мамы в мире Снежных Королев.
Журнал « Жили — были » апрель 1999 г. с.5.
Дополнительные задания.
Ты, волна моя, волна!
Ты гуллива и вольна,
Плещешь ты, куда захочешь,
Ты морские камни точишь,
Точешь берег ты земли,
Поднимаешь корабли.
Ветер, ветер, ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч.
А ткачиха с поварихой,
С сватьей бабой Бабарихой
Около царя сидят
И в глаза ему глядят.
Работа с пятнами.
Музыка к уроку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии.Упражнения для снятия агрессии, гнева
Упражнения, направленные на обучение ребёнка способам разрядки гнева, агрессии. «Крик» Выполнение этого упражнения не затребует никаких затрат с Вашей стороны, кроме одной...
Релаксационные упражнения (РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)
Релаксационные упражнения(РЕЛАКСАЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ СНЯТИЯ НАПРЯЖЕНИЯ С МЫШЦ ТУЛОВИЩА, РУК, НОГ)...
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения
Упражнения для пальцев рук, сопровождающие артикуляционные упражнения, используются на уроках обучения грамоте и произношения....
Урок «Упражнения «Стойка на лопатках. Акробатические упражнения: «группировка», «перекаты»»
Задачи урока:1. Образовательные: Объяснить технику выполнения упражнения «Стойка на лопатках»; обучить технике выполнения акробатических упражнений: «группировка», «перекаты».2. Воспитательные: формир...
Подборка практических упражнений. Упражнения.
Подборка практических упражнений. Упражнения....
1 класс. Этапы урока обучения грамоте для слабослышащих детей. Упражнения по работе с разрезной азбукой. Упражнения для уроков письма.
Материал может быть реализован при работе с АООП 2.2 (слабослышащие дети)....
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действие предмета и признак предмета».
Урок русского языка в 4 и 4 «а» классе по темам: Упражнение в распознавании склонения и падежа имен существительных. «Упражнение на нахождение слов, обозначающих предмет, действ...