Рабочие программы для учащихся с тяжёлым нарушением интеллекта.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме

Саломашкина Светлана Васильевна

Данная программа ссоставлена на основе программдля детей с глубоким нарушением интеллекта под редакцией  И. М. Бгажноковой, А.Р Маллера.

Данный период обучения расчитан на один учебный год(5 часов в неделю) в течение которого реализуются следущие цели и задачи:

1. Преодоление речевой замкнутости у учащихся.

2.Формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решениях бытовых задач.

3.Развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания.

4. Выполнять задания по словесной инструкции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pismo_programma.docx31.7 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

 ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы

СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)

ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162

имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова

 

«Согласовано»

на заседании МО 

ГБОУ СКОШ № 162

Протокол № _____

от «____»____________20__ г.

«Согласовано»

Заместитель директора  по УВР

ГБОУ СКОШ №162

Мартынова Е.А _______________

 «____»____________20__ г.

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ СКОШ №162

Рядченко С.И. ______________

Приказ № _________________

от «___»___________20__г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса   « письмо »      

во  2  классе

 на  2013-2014  учебный год

 

 

 

 

 

                                                                          Автор-составитель:

                                                         учитель высшей категории        

Саломашкина Светлана Васильевна

 

                                                      Москва, 2013

                                    Пояснительная записка

 Данная программа составлена на основе программ  под редакцией кандидата психологических наук , профессора И.М. Бгажноковой и кандидата педагогических наук , доцента кафедры коррекционной педагогики А. Р. Маллера.

                                   

Обучение  грамоте  детей с нарушением  интеллекта  ведётся на основе аналитико- синтетического  метода.

Порядок прохождения звуков и букв  изучается с учётом  особенностей познавательной деятельности  детей.

С  учётом  индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками  написания отдельных слов и коротких предложений  письменными, а иногда печатными буквами, другие дети научатся списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятия букв и таких слов, которые часто встречаются в быту.

При обучении чтению и  письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный подход к учащимся.

При обучении важно постоянно использовать игровой, наглядный, занимательный материал наиболее  доступный для детей  данной категории, независимо от их возраста.

В процессе обучения чтению и письму  детей с глубоким нарушением интеллекта используются следующие методы и приёмы:

  • Совместные действия педагога и ребёнка.
  • Действия по подражанию действиям  учителя.
  • Действия по образцу и по словесной инструкции.
  • Формирование эмоционального контакта с учителем.

Выявление графических умений. Работа с различными материалами: мелом, карандашом, ручкой.

Цели и задачи:

  • Развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев.
  • Дифференциация неречевых звуков окружающей действительности.
  • Развитие фонематического слуха на основе игр.
  • Формирование простейших умений звукового анализа.

Развитие коммуникации, активация речевой и познавательной деятельности, подготовка к чтению, развитие графических умений.

Развитие коммуникации:

  • Формирование у детей умения обращаться друг к другу и к  педагогу на основе слова жеста, действия.
  • Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей.
  • Слушание сказок, рассказов  в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию.
  • Оформление просьбы, желания вербально или жесто- мимическими средствами.

Активация речевой и познавательной деятельности:

  • Понимание слов, обозначающих пространственные отношения в речевой инструкции педагога , сопровождаемой соответствующими жестами.
  • Соотнесение предмета с плоским  изображением.
  • Слушание, запоминание и воспроизведение слоговых комплексов и слов ( не более 3-х), близких по звучанию.
  • Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки.
  • Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.
  • Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике ( цвету, форме, величине и т. д.)

                   

                   

                     Подготовка к чтению:

  • Соотнесение звука с его источником, характеристика звука по силе звучания.
  • Упражнения в послоговом  проговаривании слов в сопровождении ритмическими  движениями: хлопки, шаги, взмахи.
  • Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов(2,3).
  • Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов, называние слов по заданию учителя( с опорой  на предметные картинки).
  • Определение первого звука в слове( в сильной позиции).
  • Развитие графических умений:
  • Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев.
  • Рисование вертикальных линий разной длины.
  • Рисование горизонтальных линий.
  • Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях.
  • Дорисовывания предметов знакомыми линиями.

                               

                             

                     

                                          Содержание

Раздел программы

                     Содержание

Кол-во часов

1.

Добукварный период.

Развитие зрительных и пространственных восприятий.

Различение и называние шести основных цветов ( красный, синий, зелёный, белый, чёрный).

Выкладывание и называние цветных полосок.

 Составление из полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов (лесенка, стол, стул и др.) Выкладывание с опорой на образец из полосок различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта(а, у,м,с,х) без их называния. Подбор одинаковых фигур  разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета(из 2,3фигур).Выработка умения показывать и называть предметы(2-3).Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике- цвету, форме, величине).

30

2.

Развитие слухового внимания, фонематического

слуха.

Различение звуков окружающей действительности, имитация голосов животных ( кто как голос подаёт). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из 1, 2,3,4 звуков(у-у, ау, уа,ах,ам и т.д.)Называние слов по предъявленным предметным картинкам.Составление простых предложений  из 2-3 слов.

20

3.

Элементарный звуковой анализ.

Практическое знакомство со словом.

Называние предметов, повторение слов. Называние окружающих предметов по картинке. Введение условно-графической схемы. Дифференциация сходных по звучанию слов(дом-дым, мишка- миска Боря- поля).

Практическое знакомство с предложением на основе демонстраций действий.

Условно- графическое изображение.

Составление предложений с опорой на ситуационную или предметную картинку(2-3) слова.

Деление двусложных слов на части.

(А-ня,О-ля,Ви-тя).

Игровые упражнения на произнесение слов по слогам.

Дифференциация  сходных слогов

ма- мо, со-су, ма-на, ва-фа, бо-по,ту- ду.

Работа над звуком.

Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков.

Выделение на слух часто повторяющегося звука.Отработка чёткого произношения звука на матереале  коротких стихотворений,

Потешек, чистоговорок вместе с учителем.

Дифференциация сходных звуков. Использование игровых прёмов.

40

4.

Развитие моторных умений.

Работа мелом на доске, карандашом в альбоме, вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу и по заданным точкам. Работа с трафаретом, шаблоном, штриховка геометрических фигур. Складывание предъявленной буквы из палочек и полосок.

20

5.

Букварный период.

Звуки и буквы.

Последовательное изучение звуков и букв.

Изучение звуков и букв: а,у,о,м,с,х. Усвоение основных слоговых структур. Соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове, фиксация буквой начального звука в словах или в конце слова.

Формирование зрительных эталонов

букв: нахождение заданной буквы среди других, складывание букв из палочек, дополнение недостающего элемента буквы, называние и сравнение графических сходных букв.

Соотнесение слов с предметами, которые они называют.

Образование из усвоенных звуков и букв слов(ау,уа,ах,ух).

Чтение этих слов с протяжным произношением.

Образование и чтение прямых и обратных   слогов                                

                                                 (ау,уа,ам   ум,ма,му,ах,ох,ух,ха,хо,ас,ос,ус,са,со,су),

сравнение их. Составление слов с этими

слогами из букв разрезной азбуки, чтение их.

Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв

Аа,Уу,Оо,Мм,Сс,Хх.

Письмо данных букв по обводке, по образцу,данному учителем.

        

«Печатание» изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов.

80

Основные требования к умениям учащихся

  • Дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их.
  • Выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу.
  • Дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками.
  • Составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке.
  • Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать изученные буквы.
  • Писать строчные и прописные буквы.
  • Писать на слух отдельные буквы, слоги  и слова.
  • Называть первую и последнюю букву в слове.
  • Писать или печатать своё имя и свою фамилию.

Критерии оценок:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс

Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...

Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений 4 б класс

Рабочая программа для учащихся 4-х классов с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. По предметам: Устная речь, Математика, Чтение, Русский язык, Живой мир, Занимательный труд, Изобраз...

Проект Программы по нравственному воспитанию учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе

Актуальность педагогического проекта заключается в существующих противоречиях: между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;между необходимостью формировать нравственный опыт на основ...

Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.

Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным програ...

Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)

Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...

Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)

Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...