Рабочие программы для учащихся с тяжёлым нарушением интеллекта.
методическая разработка по русскому языку (2 класс) по теме
Данная программа ссоставлена на основе программдля детей с глубоким нарушением интеллекта под редакцией И. М. Бгажноковой, А.Р Маллера.
Данный период обучения расчитан на один учебный год(5 часов в неделю) в течение которого реализуются следущие цели и задачи:
1. Преодоление речевой замкнутости у учащихся.
2.Формирование у детей умения сотрудничать со взрослыми в различных видах деятельности: в игре, в учебной ситуации, в решениях бытовых задач.
3.Развитие умения слушать и понимать учителя, выполнять несложные речевые инструкции, внятно выражать свои просьбы и желания.
4. Выполнять задания по словесной инструкции.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pismo_programma.docx | 31.7 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ города Москвы
СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ)
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА VIII ВИДА № 162
имени Героя Советского Союза Е.Г.Ларикова
«Согласовано» на заседании МО ГБОУ СКОШ № 162 Протокол № _____ от «____»____________20__ г. | «Согласовано» Заместитель директора по УВР ГБОУ СКОШ №162 Мартынова Е.А _______________ «____»____________20__ г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ СКОШ №162 Рядченко С.И. ______________ Приказ № _________________ от «___»___________20__г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебного курса « письмо »
во 2 классе
на 2013-2014 учебный год
Автор-составитель:
учитель высшей категории
Саломашкина Светлана Васильевна
Москва, 2013
Пояснительная записка
Данная программа составлена на основе программ под редакцией кандидата психологических наук , профессора И.М. Бгажноковой и кандидата педагогических наук , доцента кафедры коррекционной педагогики А. Р. Маллера.
Обучение грамоте детей с нарушением интеллекта ведётся на основе аналитико- синтетического метода.
Порядок прохождения звуков и букв изучается с учётом особенностей познавательной деятельности детей.
С учётом индивидуальных возможностей часть детей овладевает простейшими навыками написания отдельных слов и коротких предложений письменными, а иногда печатными буквами, другие дети научатся списывать или графически подражать образам букв и слов, что также способствует дальнейшему развитию восприятия букв и таких слов, которые часто встречаются в быту.
При обучении чтению и письму следует учитывать неоднородность состава класса и осуществлять дифференцированный подход к учащимся.
При обучении важно постоянно использовать игровой, наглядный, занимательный материал наиболее доступный для детей данной категории, независимо от их возраста.
В процессе обучения чтению и письму детей с глубоким нарушением интеллекта используются следующие методы и приёмы:
- Совместные действия педагога и ребёнка.
- Действия по подражанию действиям учителя.
- Действия по образцу и по словесной инструкции.
- Формирование эмоционального контакта с учителем.
Выявление графических умений. Работа с различными материалами: мелом, карандашом, ручкой.
Цели и задачи:
- Развивать общую и артикуляционную моторику, движения кистей рук, пальцев.
- Дифференциация неречевых звуков окружающей действительности.
- Развитие фонематического слуха на основе игр.
- Формирование простейших умений звукового анализа.
Развитие коммуникации, активация речевой и познавательной деятельности, подготовка к чтению, развитие графических умений.
Развитие коммуникации:
- Формирование у детей умения обращаться друг к другу и к педагогу на основе слова жеста, действия.
- Выполнение поручений по словесному заданию учителя, детей.
- Слушание сказок, рассказов в устном изложении учителя, ответы на вопросы по содержанию.
- Оформление просьбы, желания вербально или жесто- мимическими средствами.
Активация речевой и познавательной деятельности:
- Понимание слов, обозначающих пространственные отношения в речевой инструкции педагога , сопровождаемой соответствующими жестами.
- Соотнесение предмета с плоским изображением.
- Слушание, запоминание и воспроизведение слоговых комплексов и слов ( не более 3-х), близких по звучанию.
- Называние предметов и их действий с опорой на реальные объекты, картинки.
- Классификация предметов, их изображений по заданной характеристике в речевом сопровождении.
- Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике ( цвету, форме, величине и т. д.)
Подготовка к чтению:
- Соотнесение звука с его источником, характеристика звука по силе звучания.
- Упражнения в послоговом проговаривании слов в сопровождении ритмическими движениями: хлопки, шаги, взмахи.
- Различение заданного звука в словах: выделение часто повторяющегося звука; выделение слова, начинающегося с заданного звука, из нескольких слов(2,3).
- Практическое знакомство со словом, как единицей речи: выделение слова в ряду других слов, называние слов по заданию учителя( с опорой на предметные картинки).
- Определение первого звука в слове( в сильной позиции).
- Развитие графических умений:
- Игровые упражнения на активизацию движений кистей рук, пальцев.
- Рисование вертикальных линий разной длины.
- Рисование горизонтальных линий.
- Рисование прямых наклонных линий в разных направлениях.
- Дорисовывания предметов знакомыми линиями.
Содержание
№ | Раздел программы | Содержание | Кол-во часов |
1. | Добукварный период. Развитие зрительных и пространственных восприятий. | Различение и называние шести основных цветов ( красный, синий, зелёный, белый, чёрный). Выкладывание и называние цветных полосок. Составление из полосок по образцу схематического изображения знакомых предметов (лесенка, стол, стул и др.) Выкладывание с опорой на образец из полосок различного цвета и величины прописных буквенных знаков печатного шрифта(а, у,м,с,х) без их называния. Подбор одинаковых фигур разного цвета или разной величины. Составление по образцу комбинаций из разных фигур разного цвета(из 2,3фигур).Выработка умения показывать и называть предметы(2-3).Исключение лишнего предмета из ряда предложенных по заданной характеристике- цвету, форме, величине). | 30 |
2. | Развитие слухового внимания, фонематического слуха. | Различение звуков окружающей действительности, имитация голосов животных ( кто как голос подаёт). Правильное произнесение за учителем слов, состоящих из 1, 2,3,4 звуков(у-у, ау, уа,ах,ам и т.д.)Называние слов по предъявленным предметным картинкам.Составление простых предложений из 2-3 слов. | 20 |
3. | Элементарный звуковой анализ. | Практическое знакомство со словом. Называние предметов, повторение слов. Называние окружающих предметов по картинке. Введение условно-графической схемы. Дифференциация сходных по звучанию слов(дом-дым, мишка- миска Боря- поля). Практическое знакомство с предложением на основе демонстраций действий. Условно- графическое изображение. Составление предложений с опорой на ситуационную или предметную картинку(2-3) слова. Деление двусложных слов на части. (А-ня,О-ля,Ви-тя). Игровые упражнения на произнесение слов по слогам. Дифференциация сходных слогов ма- мо, со-су, ма-на, ва-фа, бо-по,ту- ду. Работа над звуком. Развитие умения слышать заданный звук в ряду других звуков. Выделение на слух часто повторяющегося звука.Отработка чёткого произношения звука на матереале коротких стихотворений, Потешек, чистоговорок вместе с учителем. Дифференциация сходных звуков. Использование игровых прёмов. | 40 |
4. | Развитие моторных умений. | Работа мелом на доске, карандашом в альбоме, вычерчивание горизонтальных, вертикальных и наклонных прямых линий по образцу и по заданным точкам. Работа с трафаретом, шаблоном, штриховка геометрических фигур. Складывание предъявленной буквы из палочек и полосок. | 20 |
5. | Букварный период. Звуки и буквы. | Последовательное изучение звуков и букв. Изучение звуков и букв: а,у,о,м,с,х. Усвоение основных слоговых структур. Соотнесение звука и буквы, определение места звука и буквы в слове, фиксация буквой начального звука в словах или в конце слова. Формирование зрительных эталонов букв: нахождение заданной буквы среди других, складывание букв из палочек, дополнение недостающего элемента буквы, называние и сравнение графических сходных букв. Соотнесение слов с предметами, которые они называют. Образование из усвоенных звуков и букв слов(ау,уа,ах,ух). Чтение этих слов с протяжным произношением. Образование и чтение прямых и обратных слогов (ау,уа,ам ум,ма,му,ах,ох,ух,ха,хо,ас,ос,ус,са,со,су), сравнение их. Составление слов с этими слогами из букв разрезной азбуки, чтение их. Усвоение рукописного начертания изучаемых строчных и прописных букв Аа,Уу,Оо,Мм,Сс,Хх. Письмо данных букв по обводке, по образцу,данному учителем.
«Печатание» изученных букв и слов: по образцу, под диктовку, дописывание недостающих элементов. | 80 |
Основные требования к умениям учащихся
- Дифференцировать шесть основных цветов, правильно называть их.
- Выкладывать простейшие изображения предметов из геометрических фигур по образцу.
- Дифференцировать звуки окружающего мира, соотнося их с речевыми звуками.
- Составлять предложения на основе выполненного действия или по картинке.
- Различать звуки на слух и в собственном произношении, знать изученные буквы.
- Писать строчные и прописные буквы.
- Писать на слух отдельные буквы, слоги и слова.
- Называть первую и последнюю букву в слове.
- Писать или печатать своё имя и свою фамилию.
Критерии оценок:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. 2 Б класс
Рабочая программа для учащихся 2 Б класса легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений по предметам: Устная речь, Математика, Русский язык, Чтение, Живой мир, Занимательный труд, Изобра...
Рабочая программа для учащихся с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений 4 б класс
Рабочая программа для учащихся 4-х классов с легкой и умеренной степенью интеллектуальных нарушений. По предметам: Устная речь, Математика, Чтение, Русский язык, Живой мир, Занимательный труд, Изобраз...
Проект Программы по нравственному воспитанию учащихся с тяжёлыми нарушениями речи в начальной школе
Актуальность педагогического проекта заключается в существующих противоречиях: между необходимостью воспитывать всех и каждого в отдельности;между необходимостью формировать нравственный опыт на основ...
Адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжёлыми нарушениями речи.
Адаптированная основная образовательная программа(далее АООП) в ГБОУ ВЛГ №1389 нацелена на «преодоление несоответствия между процессом обучения ребёнка с ОВЗ по образовательным програ...
Проектирование специальной индивидуальной программы для обучающихся с выраженными нарушениями интеллекта, с тяжёлыми и множественными нарушениями развития
Презентация, о том как начать разрабатывать СИПР...
Аннотация к адаптированной рабочей программе для учащихся с умственной отсталостью ( интеллектуальными нарушениями) учебного предмета «Математика» (1-4)
Основные направления коррекционной работы:-развитие зрительного восприятия и узнавания;- развитие пространственных представлений и ориентации;-развитие основных мыслительных операций;-развитие наглядн...
Комплексное коррекционно-развивающее занятие, направленное на развитие высших психических функций и эмоционально-волевой сферы учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта)
Комплексное коррекционно-развивающее занятие для учащихся с ОВЗ (нарушением интеллекта) 1-2 классов.Цель:1.Коррекция проблем комплексного развития процессов памяти, внимания, мышления, воображения, во...