Окончание - значимая часть слова
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе по теме Как выделять окончание в слове? Почему так?
Цель: Ввести понятие об окончании как значимой изменяемой части слова
Сконструировать способ выделения в слове окончания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_3_klass.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
Окончание как значимая часть слова
Цикл ОС: Как выделять окончание в слове? Почему так?
Цель: Ввести понятие об окончании как значимой изменяемой части слова Сконструировать способ выделения в слове окончания.
Предметные действия детей: 1.Проверка ОСП по ЗРП. «Ситуация успеха»
2.Перепроверка работы со словами мор_, слов_, дел_…
3.Выявление части, выполняющей свою работу – окончание.
4.Конструирование способа выделения окончания.
5.Упражнение в выделении окончаний в словах.
Итоговые рассуждения ученика: чтобы найти окончание, нужно изменить слово и выделить изменившуюся часть.
Запись на доске с прошлых уроков:
ЗРП:
Я не всегда могу проверить ОСП, так как знаю не все секреты русского языка.
МОР_ - МОРЯ
ДЕЛ_ - ДЕЛА
СЛОВ_ - СЛОВА
Может, не все ОСП можно проверять по сильной?
Может, не все ОСП можно проверять, изменяя слово?
Как по-другому?
Что это за ОСП, проверку для которой надо искать по-другому?
Задачное содержание | Предметно – коммуникативное содержание | Мыслетехническое содержание |
1.Запишите высказывания под диктовку без ошибок. Обоснуйте выбор букв. У детей мячи. Они гоняли их в поле. 2. Работа в парах по карточке. ( ) кукла _________ ( ) _ _ _ _ _ _________ 1) Определи слово – название. Отметь в . 2) Какой именно предмет назван? Запиши в скобках. 3) Измени слово по числу. Запиши изменение под словом кукла. 4) О чем сообщает каждое слово? 3.
Групповая работа. Найдите в словах окончание. Слова с прошлого урока на доске. Береза, деревня, лопата, ручки, сёла, корова. |
У детей мячи. Они гоняли _х в пол_. (дети) (мяч) (он) (гон_т) (поля) (поле) Что это за ОСП, проверку для которой надо искать по-другому? Версии: 1. ( игрушка ) кукла одна
( игрушки ) куклы много 2. ( игрушка ) кукла
( игрушки ) куклы В конце слова кукла - буква А, куклы – Ы. к у к л а одна = = = = ≠ к у к л ы много Какую работу выполняет А в слове кукла, Ы в слове куклы. А указывает на то, что предмет один, Ы указывает на то, что предметов много. Варианты. Как она называется? Попытаться найти окончание в словах. Варианты: чтобы найти окончание в слове, надо 1. Изменить слово по числу. 2. Сравнить изменения слова. 3. Выделить изменившуюся часть (окончание). Найти окончание в словах. | - И у меня так же получилось (открываю) пол_ (поля) Можно так проверить? Почему нельзя? Мы все сделали правильно? (нашли сильную позицию в том же слове) Раньше нам встречалась такая орфограмма? (открываю вопросы предыдущих уроков) На какой вопрос мы не нашли ответа? - О чем сообщает слово кукла? (игрушка одна). Куклы? (много). - Уточните запись о числе игрушек Как вы узнали, что слово кукла сообщает об одной игрушке, а слово куклы – о нескольких игрушках? Сравните буквенную запись изменений слова. Покажите знаками = и =. Что выявили? Какую? А я знаю о другой работе А и Ы – показывать твердость предыдущего согласного. Это такая же работа? Так выходит, что А и Ы не просто буквы (у букв в словах другая работа), это часть слова, которая выполняет очень важную работу – рассказывает о числе предметов. Как отделить эту часть в буквенной записи, чтобы было видно, что не целое слово выполняет эту работу? Что осталось узнать об этой части? (окончание) На какой вопрос искали ответ? Что Только ли в слове кукла есть часть слова, которая меняется и сообщает о числе предметов. Есть ли окончание в других словах? Как об этом узнать? Раз у вас все разрешилось, составьте полный список действий, которые надо выполнить, чтобы найти окончание в слове. Предложенные варианты доработаем так, чтобы получился общий грамотный вариант. Какие действия вам известны? Как записать об окончании? Какое задание будете выполнять? Какое будет домашнее задание? |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка во 2 классе. Суффикс - значимая часть слова. Образование слов с помощью суффиксов.
Урок русского языка в начальной школе....
"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.
Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....
Конспект урока по русскому языку 2 класс Перспектива «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении»
Конспект урока по русскому языку по теме «Окончание-изменяемая часть слова. Роль окончания при связи слов в предложении» + презентация...
Конспект урока русского языка в 4 классе на тему "Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова"
Предмет: русский язык. Класс: 4 УМК: «Школа России» Тема урока: Значимые части слова. Однокоренные слова. Корень слова. Тип урока: урок развития умений и навыков.Основн...
Конспект урока по русскому языку 2 класс. Тема: «Окончание как значимая часть слова». Система Эльконина - Давыдова
Цели деятельности учителя: формирование у учащихся представлений об окончании как значимой части слова и его роли в словообразовании.Планируемые результатыПредметные:Знать определение понятия окончани...
Технологическая карта урока по русскому языку "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Выделение значимых частей слова" (УМК "Перспективная начальная школа", 3 класс, Н.А. Чуракова)
Тип урока: рефлексии.Цель урока: закрепление знаний и умений учащихся об окончаниях существительных во множественном числе в разных падежах.Задачи урока:Дидактические:1. Вспомнить, как изменяются...
РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ « Окончание, корень, приставка, суффикс – значимые части слова»
Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованиями ФГОС НОО (ООО)Предмет: русский языкТема урока: Окончание, корень, приставка, суффикс – значимые части слова. Вы...