Конспект урока по теме "Наречие"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по теме «Наречие» ( УМК "Начальная школа XXI века").
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_narechie.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с углубленным
изучением отдельных предметов 36»
Республики Мордовия
Конспект урока по русскому языку в 4 классе
«Наречие»
по УМК "Начальная школа XXI века"
подготовила учитель начальных классов
Напалкова Надежда Владимировна
Саранск
2014
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Уровень класса: средний.
Цель: сформировать у учащихся представление о наречии
Задачи:
- обучающие:
• ознакомление с обобщенными лексическими значениями наречий;
• формирование понятия «наречие»;
• развитие умения подбирать подходящие по смыслу наречия;
- развивающие:
• обогащение словарного запаса учащихся и развитие интереса к родному языку;
• развитие вербального мышления;
• развитие познавательного интереса;
• развитие речи учащихся;
- воспитательные:
• проявление творческого отношения к процессу обучения;
• воспитание стремления к творчеству;
• формирование коммуникативных компетенций
Оборудование: мультимедийный проектор, мультимедийная презентация к уроку, учебник, тетрадь
Структура и ход урока:
1. Актуализация знаний о наречии
Тест «Верные и неверные высказывания».
- Верно ли, что слова вверху, направо, однажды, весело – это наречия?
- Наречие – это служебная часть речи.
- Наречие отвечает на вопросы где? куда? откуда? как? почему?
- Наречие изменяется по родам и числам.
- В предложении наречия обычно являются обстоятельствами.
- Наречие – неизменяемая часть речи.
2.Введение в тему урока
2.1 Наблюдение за лексически верным использованием наречий в речи.
Сценка «Нормально»
Прослушайте запись одного разговора. Вспомните, как вы обращаетесь с наречием нормально? Что оно значит?
Встретил я вчера одного приятеля. Давно не виделся с ним. Спрашиваю:
- Как живешь?
- Нормально.
- А с учебой как?
- Нормально.
- Ты, говорят, болел. Теперь – все в порядке?
- Нормально.
- Хорошо, значит?
- Ну, я же говорю – нормально.
- Странно ты говоришь.
- Почему? Нормально.
- Ты считаешь – нормально?
- Нормально.
Приятель ушел, а я подумал: «Странно… А ведь когда-то был вполне нормальный человек!» (А. Шибаев)
- Ребята, что у вас вызвало улыбку? Почему нельзя использовать слово нормально так, как один из приятелей в рассказе?
Русский язык богат синонимами. Чтобы не повторять на письме, в рассказе или беседе одно слово, надо заменить его другим, близким по смыслу. Надо стремиться выражаться яснее и уметь ценить это в других людях.
2.2 Определение темы и цели урока. (Наречие.)
Какие основные задачи стоят перед нами?
3. Работа по теме урока
3.1.Выберите слова, которые не изменяются
(электронное задание)
3.2. Целевая установка
- Сегодня мы исследуем, с какими частями речи дружит наречие; что обозначает наречие как часть речи.
3.3. Происхождение слова «наречие»
- Вы уже знаете, что раньше слово глагол обозначало «речь». Поэтому наречие – это слово, «при речи», при глаголе, «приглаголие». (Рубрика «Путешествие в прошлое» стр. 56)
3.4. Проблемная ситуация.
- На карточках даны словосочетания. Определите часть речи главного слова. От каких частей речи может зависеть наречие?
летел вверх глагол + наречие
сидел рядом глагол + наречие
яйцо всмятку существ. + наречие
чай вприкуску существ. + наречие
очень интересно наречие + прилагат.
слишком быстро наречие + наречие
3.5. Коллективное выведение правила. Открытие нового знания.
- С какими частями речи дружит наречие?
Что называет наречие – предмет, действие или признак?
глагол + наречие ------> признак действия
существ. + наречие ------> признак предмета
наречие + прилагат. -------> признак признака
Чтение вывода в учебнике. Стр. 58
3.6. Физкультминутка с заданием.
- Какие пары наречий услышали?
У дороги яблоня стоит
А на ветке яблоко висит. (Дети встали)
Ну кому какое дело?
Просто яблоко висело. (Руки вверх)
Только Конь сказал, что низко (Присели)
А Мышонок – высоко. (Встали, руки вверх)
Воробей сказал, что близко (Руки к груди)
А Улитка – далеко (Руки в стороны)
А Теленок озабочен, тем
Что яблоко мало (Сесть за парту)
Как называются слова с противоположным значением?
3.7.Материал для наблюдения. - Что чаще называет наречие – признак действия, другого признака или признак предмета?
- Какая часть речи всегда называет признак предмета? (имя прилагательное)
Вывод: наречий, называющих признак предмета мало, так как признак предмета обычно обозначает имя прилагательное. В словосочетании «существительное + наречие»
яйцо (какое?) всмятку,
рубашка (какая?) навыпуск,
к наречию задаются вопросы какое?, какая?.
В предложениях такие наречия являются определениями.
4. Обобщение полученных знаний
4.1. Работа по учебнику (упр. № 1, стр. 57. Выпиши из текста словосочетания с наречиями, задай к наречиям вопросы)
4.2. Составление таблицы.
- Что такое наречие? (Часть речи.)
- Что обозначает наречие?
- На какие вопросы отвечает наречие?
- Каким членом предложения чаще всего является наречие?
На доске открывается таблица.
Хоровое прочтение
Детям раздаются индивидуальные таблицы «Наречие».
4.3. Закрепление нового материал.а
Задание: заменить фразеологизм одним словом – наречием
Работать спустя рукава – небрежно
Рукой подать – близко
Навострить уши - внимательно
Как курица лапой – неразборчиво
Засучив рукава - старательно
С пятого на десятое – бессвязно
Зарубить на носу– крепко
В мгновение ока – моментально
На глазок – приблизительно
За тридевять земель – далеко
4.4. Самостоятельная работа учащихся по учебнику (упр. 2 стр. 58)
Вставьте в предложения подходящие по смыслу наречия. Проверка.
4.5. Роль наречий в речи (упр. 3 стр. 59 Воронья находка)
-Попробуйте убрать наречия из текста. Прочитайте его.
-Вам понравился новый текст? Расскажите.
-Зачем же нужны наречия в тексте? Какова их роль?
5. Итог урока (рефлексивная деятельность учащихся)
-Попробуйте сформулировать, каков результат вашей работы на уроке.
На уроке мне было…, потому что…. .Особенно …
-Расскажите о наречии все, что вы узнали.
-Что бы вы хотели узнать о наречии?
-Это нам задание на следующие уроки.
Домашнее задание
-Дома найдите и выпишите 3-5 предложений с наречиями из книги, которую читаете. Укажите наречия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...
План-конспект урока математики по теме "Сложение вида 61+7 и соответствующие случаи вычитания; план-конспект урока чтения по теме "Е. Пермяк. Случай с кошельком"
Возможно, урок в помощь начинающему педегогу коррекционной школы....