Урок пр русскому языку по теме: «Перенос слов». 1 класс
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Захарченко Елена Владимировна

Урок по системе "Школа 2100". В нём использованы ИКТ технологии.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                               Московская область, Каширский район                       

                                   МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №12»

   

                                                 Урок  русского языка

                                               по теме: «Перенос слов».

                                                  (УМК «Школа 2100)

                       

                                                           1 класс

    (Учебник «Русский язык» (первые уроки) Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина)

     

     Учитель начальных классов I категории – Захарченко Елена Владимировна


Предмет

Русский язык (УМК «Школа 2100")

Класс

    1

Тема урока

«Перенос слов».

Цель

  • Познакомить учащихся с правилом деления слов для переноса.
  • Сформировать умение устанавливать сходство и различие в делении слов на слоги и для переноса.

Задачи

  • Повторение знаний о звуках, буквах, слогах.
  • Формирование умения каллиграфически правильного письма.
  • Развитие речи обучающихся.
  • Совершенствование умения выполнять звуко-буквенный анализ слова.
  • Воспитание самостоятельности, умения работать в парах и группах.

Планируемые образовательные результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

  • Усвоение правил переноса слов.
  • Умение переносить слова с учётом особенностей слогов и изученных правил.

Познавательные:

  • Перерабатывать полученную информацию, преобразовывать информацию из одной формы в другую;
  • Обобщать полученную информацию;
  • Давать оценку своим действиям, оценивать результат;
  • Находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Регулятивные:

  • Работать по предложенному учителем плану, проговаривать последовательность действий на уроке;
  • Формулировать вопрос(проблему, затруднение), с которым столкнулись учащиеся;
  • Оценивать сложившуюся учебную ситуацию.

Коммуникативные:

  • Оформлять свою мысль в устной речи, высказывать свою точку зрения, формулировать высказывание;
  • Сотрудничать, договариваться о последовательности действий и результате, учиться представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;
  • Адекватно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции.
  • Проявление творческого отношения к процессу обучения.
  • Проявление эмоционально-ценностного отношения к учебной проблеме.

Решаемые учебные проблемы

Правила деления слов для переноса

Основные понятия, изучаемые на уроке

Перенос слов, звуки, буквы, слоги.

Вид используемых на уроке средств ИКТ

Ноутбук, мультимедийный проектор (интерактивная доска)

Методическое назначение средств ИКТ

  • Усилить мотивацию, повысить интерес и расширить познавательные потребности обучаемых;
  • Обеспечить индивидуализацию обучения, создать предпосылки для перехода к личностному ориентированному обучению;
  • Усилить наглядность в обучении, повысить уровень визуализации изучаемого материала.

Аппаратное и программное обеспечение

Предустановленное системное ПО: Операционная система Microsoft Windows 7 Home Basik 32 bit, пакет официальных программ Microsoft Office 2010 Standart.

Образовательные Интернет-ресурсы

Электронные учебные пособия


Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Ι. Актуализация знаний и постановка учебной проблемы 

II Физминутка.

ΙΙI. Совместное открытие знаний

ΙV. Применение нового знания

V. Итог урока

Чистописание.

   1. Откройте тетрадь на с.9. Рассмотрите рисунок.

- Куда спешит улитка?

- Интересно, кто её там ждёт?

- Нарисуем улитку на строчке. (Учитель показывает последовательность выполнения на доске: сначала е-образные рожки, затем туловище и домик. Затем дети работают самостоятельно.)

   2. – Назовите буквы алфавита, с которых не начинаются слова. (Мягкий знак, твёрдый знак, ы.)

- Поэтому в русском языке нет этих … (дети договаривают: «заглавных букв»).

- Обратите внимание на одинаковые элементы в написании этих букв, на соединения с другими буквами. (Ученики проговаривают написание букв и прописывают по образцу.)

  3.  Прочитайте слова про себя.

- Прочитайте вслух слова, состоящие из одного слога; из двух слогов; из трёх слогов; слова, в которых звуков и букв поровну.

- Запишите слова, диктуя их по слогам.

- Какую роль  в словах играют буквы мягкий и твёрдый знак?

- Подчеркните их в словах.

   4. Упражнения для самоконтроля.

 

  Улитка в гости к буквам поспешила,

  А адрес дома взять забыла.

  Вам надо за неё решить,

  Куда отправиться гостить!

  Принять её готовы, факт,

  «Ы», твёрдый или мягкий знак.

(Лучшую из трёх букв ученики вписывают в окошко домика.)

5. Улитка подарила нам буквы.

- Какое слово можно собрать из этих букв: носпере?

- Разделите его на слоги.

- Что вы можете сказать о значении этого слова?

- Как вы думаете, чему мы будем учиться на уроке?

- Зачем нам нужно уметь переносить слова?

- Вы уже умеете делить слова на слоги. Сегодня мы будем учиться делить слова для переноса. Давайте вспомним, как делятся слова на слоги.

  Задание1. (Интерактивная доска. Диск. 3мин.)

Рассмотрите таблицу.

Деление слов

на слоги

для переноса

                        пе – тух

                        щу – ка

                        у – лит – ка

                        и – вол – га

                        пе – тух

                        щу – ка

                        улит – ка

                        ивол – га

Сделайте вывод, в чём сходство и различие деления слов на слоги и для переноса. (Делить слова для переноса можно только по слогам. Одну букву нельзя оставлять на строке или переносить на другую.)

Форма работы: фронтальная.

Стихотворение Ю. Мориц «Попрыгать – поиграть».

Учитель: Как вы думаете, существуют ли другие правила переноса слов? (Ответы детей.)

- Для решения этой проблемы выполним задания.

   Задание 1.

    Учащиеся делятся на группы. Каждая группа получает карточку с одним из случаев переноса слов. Задача группы - сформулировать и озвучить правило переноса слов.

I группа

II группа

III группа

IV группа

V группа

Ре-бя-та;

Пас-тух;

Сол-ныш-ко.

Вывод: слова переносятся по слогам.

Май-ка;

Зай-ка;

Вой-на.

Вывод: буква

Й остается в

предыдущем

слоге.

Боль-шой;

Буль-он;

Отъ-езд.

Вывод: Ъ и Ь

не переносятся на следующую строку.

Кас-са;

Ван-на;

Мас-са.

Вывод: две

одинаковые

буквы в слове разделяются переносом.

Ася

Яма

Ава-рия;

Яго-да.

Вывод: нельзя оставлять

на строчке или

переносить

одну букву.

Затем представитель группы выходит и озвучивает своё правило.

Форма работы: групповая.

Работа по учебнику. (с.21)

- А теперь проверим, есть ли такие правила переноса?

- Чтение правил переноса.

   Задание 2.

 Работа на доске по руководством учителя.

- Запишите предложение.

 Бродит стадо по лугам.

- Разделите каждое слово на слоги. (Ученики проводят карандашом вертикальные линии.)

- Как надо переносить слова?

Запомним правило:

           Здесь порядок очень строгий.

           Делим все слова на слоги,

           Переносим по слогам:

           Бро-дит ста-до по лу-гам.

Форма работы: фронтальная.

Упражнения в переносе слов.

1. Упр. 21, с.21.

Выполняют на доске два ученика: один выписывает двусложные слова, другой – трёхсложные. Разделите слова для переноса.

- Какие правила переноса мы вспомнили? (Самоанализ и самооценка ученика.)

  Форма работы: индивидуальная и групповая.

       

2. Индивидуальная работа по карточкам.

     

     1 ученик на интерактивной доске (Задание: Сгруппируй  слова, которые нельзя переносить в один столбик, а которые можно в другой: яма, кино, лось, дети, дуб, роза, клён, Аня.) – Интерактивная доска 5 мин.  (диск)

     2 ученик на доске (Задание. Разделите слова для переноса, поставьте ударение: лодка, школа, мячик, медведь.) На месте работают по таким же карточкам ещё 6 человек.

      3 ученик на доске (Задание. Вставьте пропущенные буквы, запишите слова, разделяя на слоги: с..бака, к..рова, в..рона, с..рока.) На месте работают по таким же карточкам ещё 6 человек.

      4 ученик на доске (Найди ошибки в переносе слов и исправь ошибки, переписав правильно.) Задание: За-йка, ле-йка, о-вцы, ут-ки, ко-нь, ко-за, ло-б. На месте работают 5 человек. (Самоанализ и самооценка ученика.)

 Форма работы: Индивидуальная.

Самоанализ и самооценка ученика

Для оценивания результата деятельности обучающихся  задаю следующие вопросы:

  • Над какой темой урока мы работали?
  • Что нового узнали на уроке?
  • Расскажите о правилах переноса слов.
  • Разделите дома несколько слово, по вашему выбору, для переноса.
  • Как вы поработали на уроке? Оцените свою работу.

- Послушайте стихотворение А. Шибаева, как первоклассник переносил слова. (Один ученик читает стихотворение.)

         Мы изучаем перенос.

         Вот так слова я перенёс.

         Едва: е – два ,

         И получил за это два.

         Укол: у-

         кол,

         И получил за это кол.

         Опять: о-

         пять,

         Теперь, наверно, будет пять?

А ка вы думаете? Получит ли пять первоклассник? Помогите ему получить хорошую отметку.

  Личностные

  • Проявление интереса к поставленной проблеме.

  Регулятивные

   Умение:

  • Работать по предложенному учителем плану;
  • Проговаривать последовательность действий на уроке.

 Познавательные:

 Умение:

  • Работать с понятийным аппаратом урока;
  • Прорабатывать полученную информацию.

   Коммуникативные

   Умение:

  • Оформлять свою мысль в устной речи;

Высказывать свою точку зрения.

 

Личностные

  • Проявление интереса к поставленной проблеме.

  Регулятивные

   Умение:

  • Действовать по плану (предлагаемому заданием), давать оценку своим действиям, оценивать результат;

   Коммуникативные

   Умение:

  • Умение сотрудничать с другими, договариваться о последовательности действий и результате, представлять другим ход работы и её результат, слушать мнение других;

  Предметные:

 

  • Усвоение правила деления слов для переноса и формирование умения устанавливать сходство и различие в делении слов на слоги и для переноса;

Планируемые результаты:

          Личностные

  • Осознание значимости новой роли «исследователя», оценка своей работы в этой роли.

  Регулятивные

            Умение:

  • Умение высказывать свое предположение, оценивать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью.

 Познавательные

  • Умение перерабатывать полученную информацию, делать выводы в результате индивидуальной работы и совместной работы всего класса.  

     

Коммуникативные

        Умение:

  • Умение слушать других, формулировать мысли вслух.

  Предметные:

 

  • Умение переносить слова с учетом особенностей слогов и изученных правил.


                Используемая литература:

  1. Бунеева Е.В., Исаева Н.А. Русский язык. 1-2 классы. Методические рекомендации для учителя. – М.: Баласс, 2011.
  2.  Чернобай Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителя общеобразоват. учреждений

– М.: Просвещение, 2012.

  1. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык. Первые уроки. Учебник для 1-го класса.  – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.
  2. Бунеева Е.В., Яковлева М.А. Рабочая тетрадь по русскому языку для 1-го класса, – М.: Баласс; Школьный дом, 2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Бурятского языка на тему "Перенос слов"

Разработка урока бурятского языка во 2 классе по теме "Перенос слов"...

Технологическая карта урока по русскому языку. Тема "Перенос слов", 1 класс.

Технологическая карта урока по русскому языку для 1 класса разработана в соответствии с ФГОС и указываются все этапы урока....

Конспект урока по русскому языку. Тема:"Правописание слов с парными по глухости-звонкости согласными звуками на конце слова". 1 класс. УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя: формирование умений различать парные звонкие и глухие согласные звуки; проведение наблюдений за произнесением парных звонких согласных в конце слова; знакомство со способом ...

Конспект урока по русскому языку «Как переносить слова с одной строки на другую?»

Конспект урока по русскому языку во 2 классе «Как переносить слова с одной строки на другую?». Программа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку. Тема: "Однокоренные слова. Корень слова" (УМК "Школа России", 2 класс).

Цели деятельности учителя: формирование понятия «корень слова», умения подбирать однокоренные слова, выделять в них корень.Планируемые результатыПредметные:знать:·...