Урок русского языка "Слова - антонимы"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Ознакомление учащихся с понятием "антоним". Умение находить и подбирать антонимы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka_slova_-_antonimy.docx | 20.41 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: " Слова- антонимы".
Цель: создать условия для ознакомления уч-ся с понятием "антонимы", формировать умение находить и подбирать антонимы. Обеспечить восприятие, осмысление и запоминание материала.
Целеполагание: (УУД)
-Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешной учебной деятельности.
-Регулятивные: умение определять и формировать цель на уроке с помощью учителя, проговаривать последовательность действий на уроке, оценивать правильность выполнения действий, высказывать свои предположения.
-Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других.
-Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний, отличать новое от уже изученного с помощью учителя, добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт.
Тип урока: получение новых знаний.
Методы обучения: исследовательский, деятельностный, наглядно-словестный.
Пед. технологии: здоровьесберегающая, информационные, игровые, пед. сотрудничества, дифференцированная.
Ход урока.
1. Организация класса.
-Сегодня замечательное утро, я рада вас всех видеть. Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбаюсь вам, а вы улыбнитесь мне. ( Мотивация к деятельности)
Не то беда, что мы всегда,
Чего-нибудь не знаем,
А то беда, что иногда
Незнание скрываем.
Кто пыжится, чтоб умным слыть
И скрыть прорехи в знании,
Тому весь век невеждой быть -
Могу сказать заранее.
А если знаешь сам, чего
Не знаешь, не умеешь,
Тогда добьешься своего,
Узнаешь, поумнеешь.
-Ребята, как вы понимаете эти слова?
(Мотивация к деятельности) (Регулятивные , коммуникативные УУД)
-Я надеюсь, что сегодняшний урок будет для вас интересным и познавательным, вы узнаете для себя что-то новое. А чтобы у нас все получилось, как вы думаете, что для этого нужно? ( правила работы) ( Мотивация к деятельности.) на доске.
-Давайте составим маршрутный лист, как будем работать на уроке.
1.Чистописание.
2.Словарная работа.
3.Узнаем новое.
4.Закрепляем.
5.Подводим итоги.
Пальчиковая гимнастика
Вырос у нас чесночок,
Перец, томат, кабачок,
Тыква, капуста, картошка,
Лук и немножко горошка,
Овощи мы собирали,
Ими друзей угощали.
На доске: рарнтрррорнрмырр
Словарная работа (диффреренциация, личностные УУД).
(Детям раздаются карточки трех цветов, на которых задания. Предлагается выбрать задание по своим силам)
1.Желтые: Записать 3 слова с сочетанием -оро-.
2.Синие: Записать 3 слова, кот. можно объединить в группу Родина, определить часть речи.
3.Записать слова, вставить пропущенные буквы, составить предложение с одним из слов.
Проверка на доске.
Актуализация знаний. (Познавательные, регулятивные, коммуникативные УУД)
-Ребята, у меня рассыпалась пословица, помогите ее восстановить.
(Слайд)
Безделье, человек, от, болеет, здоровеет, а. от, труда.
Человек от безделья болеет, а от труда здоровеет.
-как вы понимаете смысл этой пословицы?
Запишите пословицу.
-Обратите внимание на выделенные слова.
Постановка учебной задачи.
-Что интересного заметили? Какие они по значению?
-Предположите, о каких словах пойдет речь на уроке? (Регулятивные, познавательные УУД)
-Эти слова имеют свое название. Как вы думаете. на какой вопрос нам предстоит ответить?
-Правильно, название - это и будет тема нашего урока. А чтобы ее правильно сформулировать, нам надо вернуться к минутке чистописания. Возьмите карандаш и зачеркните те буквы, которые повторяются больше 2х раз. Какое слово получилось из оставшихся букв? ( АНТОНИМЫ) Слайд.
-С чем будем знакомиться? (Регулятивные УУД)
Историческая справка на доске.
Слово "антоним" - произошло от древнегреческих слов " анти" - " против" и "онима"- "имя".
-Откуда я взяла эту информацию? (познавательные УУД)
-А как бы вы их назвали по своему?
-Рассмотрите картинки, сравните, подберите к каждой картинке подходящие слова.
(Больной, здоровый, веселится, румяный, грустит, слабый, крепкий, бледный)
(Работа выполняется на доске и в тетради, фронтально, определяется часть речи и вопрос)
Вывод: -Что же такое антонимы?
-Что помогло нам в этой работе? ( правила работы)
-К какой картинке вы отнесли бы свое состояние? (Личностные УУД)
-Что нужно, чтобы быть крепким и здоровым?
-На уроке мы не будем забывать про наше здоровье.
Гимнастика для глаз.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Встрепенулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Работа в группах (лото. найти антонимы)
молодой-старый, весело-грустно, север-юг, молодость-старость.
(Слайд на доске проверка)
-А как вы думаете, для чего нужны в речи антонимы? (ученик)
(Познавательные УУД)
-А я предлагаю вам сыграть в игру "Наоборот".
Скажу я слово высоко,
А ты ответишь…
Скажу я слово далеко,
А ты ответишь…
Скажу я слово потолок,
А ты ответишь…
Скажу я слово потерял,
И скажешь ты…
Скажу тебе я слово трус,
Ответишь ты…
Теперь начало я скажу, -
Ну, отвечай…
физ. мин.!!!
Раб с пословицами.
На доске пословицы, в кот. не хватает слов-антонимов. Слова развешены по классу.
-Найти недостающие слова и восстановить пословицу. (Познавательные)
1.Ученье - свет, а не ученье - тьма.
2.Знай больше, а говори меньше.
3.Не бойся врага умного, а бойся друга глупого.
4.Мир - строит, война - разрушает.
(Последнюю пословицу записать, найти антонимы, определить часть речи)
- Скажите, если трудно подобрать слова. кто и что может помочь?(Познавательные УУД).
Показ словаря антонимов. Даля. сборник пословиц и поговорок.
С/р. Уч. стр.63. (Взаимопроверка)
Итог: -Наш урок подходит к концу. В начале урока мы ставили перед собой цель. Какую? (Регулятивные УУД)
-Как вы думаете , мы достигли ее?
-Чему научились?
-Какой урок получился? Благодаря чему?
Рефлексия.
3 смайлика с разными выражениями:
1.Улыбается -все получилось, работал быстро. правильно.
2. Серьезный - работал правильно. но медленно. не все получалось.
3.Грустный - работал с ошибками, медленно. (Личностные)
Д./з. уч. стр.63№4, правило.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка Антонимы
Урок изучения нового материала....
Конспект урока русского языка " Антонимы и их употребление в речи", 3 класс
Тема: Антонимы, их роль в речи.Цель: Расширить и углубить понятие об антонимах и их употреблении в речи;Задачи:формирование умений различать и употреблять антонимы в речи;уметь подбирать антоним...
технологическая карта урока русского языка "Антонимы"
Урок может буть проведен по программе "Перспективная начальная школа" в 3 классе. В процессе урока запланирована работа мобильного класса....
Урок русского языка .«Антонимы»
«Антонимы» (2 класс по системе «Начальная школа 21 века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой)...
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс
Учащиеся знакомились со словами с противоположным значением. Работали со словарями....
План-конспект урока русского языка "Антонимы" (3 класс)
Технологическая карта урока русского языка "Антонимы" , 3 класс, ПНШ....
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс
Урок русского языка "Антонимы" 2 класс...