Обобщение о глаголе.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме

Воротникова Светлана Олеговна

Урок русского языка в 3 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_3_klass.docx17.57 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка (3 класс)

Обобщение знаний о глаголе

Цели: 

  • обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе ;
  • продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
  • создание условий для полноценного межученического диалога.

ХОД УРОКА

I. Оргмомент.

 – Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.

 2. Минутка чистописания.

  Город, лопата, аптека, герой, одежда, лестница. Запишите эти слова. Прочитайте орфографически.

Вы на буквы посмотрите, Что заметили, скажите.

– Из первых букв составьте слово. ГЛАГОЛ.

– Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока.

 3.  Повторение

1. Игра “Лото”.

 Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
Глаголы изменяются по числам и временам, а в прошедшем времени – по родам.
Глаголы прошедшего времени имеют суффикс
л.
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы
 ть, ти, чь.
Не с глаголами пишется отдельно.
Перед глаголами никогда не пишется предлог.
У детей первого ряда карточка, на которой записано начало правила, а у детей второго ряда – продолжение.. Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него – продолжает.

2. Систематизация знаний.

– Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их систематизируем  и выделим пошагово – что знаем и что умеем.

– выделять глагол среди других частей речи;
– определять время глагола;
– определять число глагола;
– изменять глаголы прошедшего времени по родам;
– ставить глагол в неопределенную форму;
– писать не с глаголами.
 

1-е задание. Выделение глаголов среди других частей речи.

На доске слова: ночует, кричит, пчела, бегут, удаляет.

Найди “лишнее”:

  • Пчела – имя существительное
  • Бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
  • Удаляет – имеет приставку

– Что общего у оставшихся слов? (Проверяемая безударная гласная в корне слова)
Образуй от слова ночует – однокоренные. Запишем.  (Ночь, ночной, ночевка, переночевать.)

2-е задание. Проверим ваше внимание. Нужно выписать только глаголы. 1 ученик за доской.

* Веселая синица, ей на месте не сидится.
* Задира воробей спорит с ветром, кто быстрей.
* Сорока –белобока как подпрыгнула высоко.
* А четвертый наш приятель долбит шишку шустрый дятел.
- Определите время глаголов.

 3-е задание. Определение времени глаголов. Работа в группах.

Закончи стихотворение:

Белка шишки запасает,
С них орешки
 выбирает.
Ловко
 вешает грибы
На березки и дубы.

 – Что у вас получилось?

 – Измените время глаголов и запишите их в форме пр., буд. вр. (устно)

 4-е задание.  

По классу размещаются карточки со словами. Вместо ? поставь нужную букву.

Зима – с /существительное/
Зимний – п /прилагательное/
Зимовал – ?
Шьёт – п портной
Лечит – в врач
Продают – ?

Играют – н настоящее время
Сорили – п прошедшее
Высмотрит – ?

5-е задание.  

– Изменяются ли глаголы по родам? Какие? Умеешь ли ты определять род у глаголов прошедшего времени? Как ты это делаешь? Оцени себя.  

М.р.

Ср. р.

Ж.р.

Зимовал
Говорил
Сверкало
Сияло
Пела

  

  

  

– Поставьте плюсики напротив каждого слова, соедини их. Какая линия получилась? Сравните с образцом. Оцените.
4. Разминка.

“Разминаем пальчики”

Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец – помогает работе сердца.

 5. Проверка и самопроверка знаний и умений (продолжение).

6-е задание. Работа в парах.

– Умеете ли вы определять неопределенную форму глагола? Как вы это делаете? Оцените себя.

На каждой парте лежит конверт с заданием собрать пословицу:

  • Жить – родине служить.
  • Чему быть, того не миновать.
  • Учиться всегда пригодится.

  Запишите, подчеркните глаголы в н.ф.  

7-е задание.

– Как пишется не с глаголами? Всегда ли пишется не с глаголами отдельно? Назовите глаголы-исключения.

 6. Итог урока.

– Какая пословица подойдёт к уроку?

– Какие выводы вы сделали для себя, какие темы вам нужно повторить, над чем нужно поработать? 

 7. домашнее задание. 

  • 1 группа – списать текст, выписать глаголы. Определить время, число, род., поставить в неопределенную форму;
  • 2 группа – учащиеся, которые допустили ошибки на уроке при выполнении заданий;
  • индивидуально – поработать с глаголами из предложений и устранить пробелы в знаниях.
  • Журавли кружатся над р_кой. Вет_р нырнул в п_хуч_ю тр_ву.
  • Звёзды приветливо смотрят на землю.
  • Еж_вика п_к_зала из ж_рной зел_ни нарядные ш_шеч_ки.
  • Ж_ть – род_не служить. Ласточка ловит мух, к_маров, мошек.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс

Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....

Обобщение о глаголе

Конспект урока. Задачами данного урока является развитие умения анализировать,  сравнивать, обобщать;  работать в группе....

Обобщение о глаголе

Презентация к уроку  русского языка. Есть конспект данного урока....

Обобщение о глаголе.

Конспект урока " Обобщение о глаголе" в 4 классе, составлен как технологическая карта....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России

Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....

Урок русского языка 2 класс "Обобщение по глаголу"

Тема: Обобщение о глаголе Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой во 2  классе отводится 10 уроков. Проводимый урок – последний в изучении всей темы. Тип урок...

Обобщение о глаголе 4 класс

Тема «Обобщение о глаголе»Предмет: Русский язык, УМК «Школа России»Класс: 4Тип урока – обобщениеЦель урока: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах, обосно...