Обобщение о глаголе.
учебно-методический материал по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок русского языка (3 класс)
Обобщение знаний о глаголе
Цели:
- обобщение, систематизация и актуализация имеющихся знаний о глаголе ;
- продолжение работы по формированию умения сравнивать, обобщать, группировать, анализировать; формулировать свои мысли, высказывать их вслух;
- создание условий для полноценного межученического диалога.
ХОД УРОКА
I. Оргмомент.
– Подарите улыбки друг другу, возьмите с собой на урок хорошее настроение, а грусть пусть покинет вас.
2. Минутка чистописания.
Город, лопата, аптека, герой, одежда, лестница. Запишите эти слова. Прочитайте орфографически.
Вы на буквы посмотрите, Что заметили, скажите.
– Из первых букв составьте слово. ГЛАГОЛ.
– Сформулируйте тему урока. Сформулируйте цели урока.
3. Повторение
1. Игра “Лото”.
Глагол обозначает действие предмета и отвечает на вопросы: Что делать? Что сделать?
Глаголы изменяются по числам и временам, а в прошедшем времени – по родам.
Глаголы прошедшего времени имеют суффикс л.
Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы ть, ти, чь.
Не с глаголами пишется отдельно.
Перед глаголами никогда не пишется предлог.
У детей первого ряда карточка, на которой записано начало правила, а у детей второго ряда – продолжение.. Ученик читает вопрос, а тот, у кого ответ на него – продолжает.
2. Систематизация знаний.
– Мы обобщили наши знания, а теперь давайте их систематизируем и выделим пошагово – что знаем и что умеем.
– выделять глагол среди других частей речи;
– определять время глагола;
– определять число глагола;
– изменять глаголы прошедшего времени по родам;
– ставить глагол в неопределенную форму;
– писать не с глаголами.
1-е задание. Выделение глаголов среди других частей речи.
На доске слова: ночует, кричит, пчела, бегут, удаляет.
Найди “лишнее”:
- Пчела – имя существительное
- Бегут – из оставшихся глаголов стоит во мн. числе
- Удаляет – имеет приставку
– Что общего у оставшихся слов? (Проверяемая безударная гласная в корне слова)
Образуй от слова ночует – однокоренные. Запишем. (Ночь, ночной, ночевка, переночевать.)
2-е задание. Проверим ваше внимание. Нужно выписать только глаголы. 1 ученик за доской.
* Веселая синица, ей на месте не сидится.
* Задира воробей спорит с ветром, кто быстрей.
* Сорока –белобока как подпрыгнула высоко.
* А четвертый наш приятель долбит шишку шустрый дятел.
- Определите время глаголов.
3-е задание. Определение времени глаголов. Работа в группах.
Закончи стихотворение:
Белка шишки запасает,
С них орешки выбирает.
Ловко вешает грибы
На березки и дубы.
– Что у вас получилось?
– Измените время глаголов и запишите их в форме пр., буд. вр. (устно)
4-е задание.
По классу размещаются карточки со словами. Вместо ? поставь нужную букву.
Зима – с /существительное/
Зимний – п /прилагательное/
Зимовал – ?
Шьёт – п портной
Лечит – в врач
Продают – ?
Играют – н настоящее время
Сорили – п прошедшее
Высмотрит – ?
5-е задание.
– Изменяются ли глаголы по родам? Какие? Умеешь ли ты определять род у глаголов прошедшего времени? Как ты это делаешь? Оцени себя.
М.р. | Ср. р. | Ж.р. | |
Зимовал |
|
|
|
– Поставьте плюсики напротив каждого слова, соедини их. Какая линия получилась? Сравните с образцом. Оцените.
4. Разминка.
“Разминаем пальчики”
Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательный – работу желудка, среднего – кишечника и позвоночника, безымянного – печени, мизинец – помогает работе сердца.
5. Проверка и самопроверка знаний и умений (продолжение).
6-е задание. Работа в парах.
– Умеете ли вы определять неопределенную форму глагола? Как вы это делаете? Оцените себя.
На каждой парте лежит конверт с заданием собрать пословицу:
- Жить – родине служить.
- Чему быть, того не миновать.
- Учиться всегда пригодится.
Запишите, подчеркните глаголы в н.ф.
7-е задание.
– Как пишется не с глаголами? Всегда ли пишется не с глаголами отдельно? Назовите глаголы-исключения.
6. Итог урока.
– Какая пословица подойдёт к уроку?
– Какие выводы вы сделали для себя, какие темы вам нужно повторить, над чем нужно поработать?
7. домашнее задание.
- 1 группа – списать текст, выписать глаголы. Определить время, число, род., поставить в неопределенную форму;
- 2 группа – учащиеся, которые допустили ошибки на уроке при выполнении заданий;
- индивидуально – поработать с глаголами из предложений и устранить пробелы в знаниях.
- Журавли кружатся над р_кой. Вет_р нырнул в п_хуч_ю тр_ву.
- Звёзды приветливо смотрят на землю.
- Еж_вика п_к_зала из ж_рной зел_ни нарядные ш_шеч_ки.
- Ж_ть – род_не служить. Ласточка ловит мух, к_маров, мошек.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс
Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....
Обобщение о глаголе
Конспект урока. Задачами данного урока является развитие умения анализировать, сравнивать, обобщать; работать в группе....
Обобщение о глаголе
Презентация к уроку русского языка. Есть конспект данного урока....
Обобщение о глаголе.
Конспект урока " Обобщение о глаголе" в 4 классе, составлен как технологическая карта....
Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России
Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....
Урок русского языка 2 класс "Обобщение по глаголу"
Тема: Обобщение о глаголе Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой во 2 классе отводится 10 уроков. Проводимый урок – последний в изучении всей темы. Тип урок...
Обобщение о глаголе 4 класс
Тема «Обобщение о глаголе»Предмет: Русский язык, УМК «Школа России»Класс: 4Тип урока – обобщениеЦель урока: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах, обосно...