Обобщение о глаголе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Павленова Наталья Михайловна

Конспект урока. Задачами данного урока является развитие умения анализировать,  сравнивать, обобщать;  работать в группе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_4_klasse.docx20.37 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Дульдургинская СОШ»

Учитель начальных классов: Павленова Наталья Михайловна.

Урок русского языка в 4 классе.

Образовательная система «Школа 2100».

Тема: Морфологические признаки глагола, его роль в тексте.

Цель: осмысление морфологических признаков глагола, его роли в предложении, тексте.

Задачи:

Проанализировать, осмыслить все признаки глагола

Развитие внимания, умения сравнивать, обобщать

Умение слушать товарищей, работать в группе.

Оборудование: «Памятка работы», сигналы «?», «!», «5»,  «4», «3», карточки со словами, текстами, презентация.

Содержание урока

Примечание

І. Вводно-мотивационный этап

1. «Мы группа, значит, мы способны действовать»

-Вспомните правила работы в группе.

-Что без меня предметы?

Лишь названия.

А я приду –

Всё в действие придёт

Летит ракета

Люди строят здания

Цветут сады

И хлеб в полях растёт

- Запишите в тетради число

2. –Послушайте грамматическую сказку «Глагол и его друзья».

Жил-был Глагол. И вот однажды он решил, что каждый должен обязательно приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастье искать. Шёл, шёл, видит – сидит Существительное на камушке и плачет.

-Что ты так пригорюнилось?

-Да вот, живу-живу, а для чего – не знаю. Никакой пользы не приношу.

-Пойдём вместе счастье искать. Добрые люди говорят, что счастье и богатство лишь в труде. Шли, шли и встретили Прилагательное: грустное, тихое, молчаливое.

-Что ты кручинишься, Прилагательное, и почему одиноко сидишь здесь?

-Не к чему мне мои силы приложить, никого не могу порадовать. Одиноко мне. Так хочется поработать, да не знаю где.

-Пойдём с нами счастье искать. Долго  ли, коротко ли шли они, вдруг оказались в огромном сказочном городе Грамматика. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда.

Их встретили очень дружелюбно и пригласили работать в Предложении. Друзья наши с радость согласились.

-Что мы будем исследовать на уроке?

За чьей работой наблюдать?

-Глагол работник хороший: всегда при деле, всегда с кем-то связан.

По частоте употребления глагол занимает 2-е место после существительного. Давайте понаблюдаем за работой глагола.

ІІ.Операционно - содержательный этап

1.-Прочитайте текст.

Подумайте, почему воспитанные люди должны соблюдать этикет?

Речевой этикет

   Люди постоянно общаются друг с другом. В общении надо стараться не обидеть, не унизить другого.

   Речевой этикет устанавливает правила поведения и общения человека. Они называются этикетом

Речевой этикет устанавливает правила обращения людей друг к другу, формы приветствия и прощания, поздравления и ответы на них и т.п.

А)-Выпишите 1-е предложение, разберите по членам предложения, по частям речи.

Б)-Выпишите все глаголы, разберите их как часть речи (определите все морфологические признаки)

В)-Подготовьте выступление: всё, что знаете о глаголе.

Д)-Выступления по группам

Вопрос

Н.ф.

Спряжение

Время

Число

Лицо (если есть)

Род (если есть)

Каким членом предложения является

Общаются (что делают?) – гл., н.ф. общаться, І спр., в  наст.вр., мн. число, 3-м лице, возвр., сказуемое.

2.Физминутка

Я пришёл из школы,

Я учу глаголы

Мне их выучить – пустяк!

У меня свой метод

«Кричать» - кричу,

«Вертеть» - верчу,

«Прыгать» - прыгаю,

«Бегать» - бегаю.

И я прыгал, и я двигал,

И я топал и полол,

Пока не выучил глагол

-Давайте продолжим наблюдение за глаголом в речи.

3.Расположите глаголы в порядке усиления действия:

Барабанит, стучит,

Хихикает, хохочет, смеётся

Говорит, шепчет, кричит, плачет, хнычет

4.-А теперь каждая группа понаблюдает за «работой» глаголов

-Сделайте вывод, кем же ещё «работают» глаголы?

І группа

Что делают часы?

Говорят: часы стоят,

Говорят: часы спешат,

Говорят: часы идут.

Но немножко отстают

Мы смотрели с Мишкой вместе

А часы висят на месте.

(В.Орлов)

-Как вы понимаете выражения: часы стоят, часы идут, часы спешат, часы отстают?

-В каких случаях говорят часы бегут?

-В каком значении эти глаголы?

ІІ группа

Осинка.

Зябнет осинка,

Дрожит на ветру

Стынет на солнышке,

Мёрзнет в жару.

(И.Токмакова)

-Прочитайте глаголы: зябнет, стынет, мёрзнет – что у них общего?

-Чем больше человек знает слов-синонимов, тем точнее он выражает свою мысль.

ІІІ группа

Зима недаром злится,

Прошла её пора –

Весна в окно стучится

И гонит со двора.

-Какие действия живых существ приписываются временам года?

-Как называется этот приём?

ІѴ группа

Мир строит, а война

разрушает.

Человек от лени болеет,

а от труда здоровеет.

Раньше начнёшь –

раньше и кончишь.

- А в пословицах кем работает глагол?

-Вот сколько работы у глагола!

-А какие глаголы движения вы можете назвать?

-А глаголы речи?

-Продолжим сказку.

-Кем же работает Глагол в предложении?

   

 С тех пор Глагол работает в предложении сказуемым. Существительное получило сразу 3 должности. Оно служит иногда подлежащим, а иногда дополнением и даже обстоятельством. А Прилагательное работает в предложении определением.

    С тех пор улыбка не сходит с их лиц. Ну как же, они ведь приносят пользу людям! А что может быть прекраснее на земле!

ІІІ .Рефлексивно - оценочный этап

-Чему вы учились, работая в группе?

-Как оцениваете работу своей группы?

-А других групп?

-А теперь каждый оценивает свою работу.

Да

нет

1

2

3

4

5

6

1.Неопределённая форма глагола называется так, потому что по ней нельзя определить ни лицо, ни его число.

2.Любит – глагол І спряжения

3.Дышал – глагол в настоящем времени

4.Никого не слушается – глагол в неопределённой форме

5.Успокоить, унять, утихомирить – глаголы-синонимы.

6.В предложении «Костры горят» глагол употреблён в переносном значении.

-Что на сегодняшнем уроке вам показалось самым интересным?

-Кому было легко?

-Кто немножко затруднялся?

-Кому было очень трудно?

-Благодарю вас за работу.

Д/ з: сочинить сказку о глаголе.

Соединив  руки  вместе говорим

Глагол, его роль в предложении, речи

Уметь общаться, не обидеть, не унизить другого

(переносном)

метафора

Синонимы

Олицетворение

Антоним

Идти, ходить, брести, бродить, ползать, шагать, шествовать, семенить, трусить

Беседовать, разговаривать, болтать, говорить, мямлить, произнести, молвить, сказать, воскликнуть

Дети оценивают «5», «4», «3» - сначала свою группу, затем все другие группы.

Подсчитываем общее количество. Выявляем лучшую группу.

Да

Нет

Нет

Нет

Да

Нет


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по русскому языку по теме "Обобщение о глаголе".4 класс

Презентация помогает обобщить на уроке все знания о глаголе,выявить пробелы в обучении по данной теме....

Обобщение о глаголе

Презентация к уроку  русского языка. Есть конспект данного урока....

Обобщение о глаголе.

Конспект урока " Обобщение о глаголе" в 4 классе, составлен как технологическая карта....

Обобщение о глаголе.

Урок русского языка в 3 классе....

Открытый урок по русскому языку "Обобщение о глаголе" 4 класс, Школа России

Интересный урок. На протяжении всего урока учащиеся будут закреплять знания о постоянных и непостоянных грамматических признаках глагола....

Урок русского языка 2 класс "Обобщение по глаголу"

Тема: Обобщение о глаголе Данный урок относится к теме «Глагол», на изучение которой во 2  классе отводится 10 уроков. Проводимый урок – последний в изучении всей темы. Тип урок...

Обобщение о глаголе 4 класс

Тема «Обобщение о глаголе»Предмет: Русский язык, УМК «Школа России»Класс: 4Тип урока – обобщениеЦель урока: отрабатывать умения распознавать орфограммы в глаголах, обосно...