Сценарий урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Как еще изменяются слова. Изменение по падежам»
УМК «Гармония» 3 класс
Цели:
-познакомить учащихся с названиями остальных падежей и их вопросами;
-научить различать и совмещать падежи их вопросы;
- развивать мыслительных способностей и речи учащихся;
- воспитывать интерес к предмету.
Ход урока:
- Организационный момент.
- Вот и позвенел звонок,
Начинается урок –
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь!
- Проверка домашнего задания
Учитель называет слово из домашнего задания, а ученики подбирают вопрос к нему.
-Сколько падежей в русском языке вы узнали?(Шесть)
-Как называется первый из падежей? (Именительный)
- На какие вопросы отвечает существительное в Именительном падеже (Кто? Что?)
3. Сообщение новой темы урока.
-Действительно, падежей шесть, но мы знаем только название самого главного. Как вы думаете чем мы будем заниматься сегодня на этом уроке. (узнаем название остальных падежей).
- Ребята послушайте сказку.
Он еще не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать - Именительным. Родился- стал Родительным. Пока был малышом, ему давали, и он стал Дательным. Но он был и большим озорником, за всяческие проделки его винили, и он стал Винительным. Потом подрос, стал творить добрые дела и стал Творительным. Он всем предлагал свою помощь, о нем заговорили и назвали Предложным.
-Ребята, какие названия падежей вы услышали? (учитель вывешивает на доске названия падежей)
-Чтобы запомнить правильное расположение падежей послушайте стишок.
Иван Родил Девчонку
Велел Тащить Пеленку.
-Ребята, посмотрите, кто прилетел к нам в гости? (картинка на ней воробей с письмом)
-Да еще письмо в клювике. Давайте прочитаем.
Помогите собрать
правильно падежи и вопросы к ним.
(Падежи и вопросы написаны на отдельных карточках и «рассыпаны» на доске. Собираются вместе с учителем в порядке следования падежей).
-Чтобы хорошо знать названия падежей, их вопросы сделаем табличку подсказку. Открываем тетрадь-задачник на с 58 упр 198
ПАДЕЖИ
______________________
Им.п Слова-подсказки
Вопросы Вопросы
Предлоги
- И так для каждого из падежей.
-Ребята давайте закончим предложения в этом тексте.
В именительном падеже никогда не бывает предлогов. А вот…, наоборот никогда не употребляется без предлогов, за что и получил свое название. Другие падежи: …- разрешают словам быть как с предлогами, так и без них.
4.Закрепление
-Давайте, составим несколько предложений со словом воробей и определим падежи.
Серый воробей стучал клювом в окно. Ребята насыпали в кормушку воробью корма. Ребята написали сочинение о воробье.
Но прежде чем определить падежи существительного давайте поработаем с памяткой, которая находится в учебнике. ( с.69)
1)Найти слово, которое командует существительным
2)Задать от слова-командира нужный вопрос.
3) Узнать и назвать падеж
- А теперь определите падежи в предложениях, которые мы с вами составили.
– Как запомнили падежи и вопросы к ним?
– Давайте проверим, выполнив упр. 198.
– Каким местоимением можно заменить слово «воробей»? (Он.)
– Может ли местоимение изменяться по падежам? Проверим это.
Им. | кто? | он |
Р. | кого? | его |
Д. | к кому? | к нему |
В. | кого? | его |
Т. | кем? | им |
П. | о ком? | о нем |
– Посмотрите, как изменяются местоимения 1-го и 2-го лица в упражнении 201.
– Что заметили? (У личных местоимений в именительном падеже нет предлогов, как и у существительных.)
Самостоятельная работа.
– Найдите существительные и определите падеж. Поставьте над словом-командиром «×».
Ж..вет в лесу белоч..ка. Гн..здо у неё (на) с..сне в дупле. Настала х..лодная зима. Сн..жком зам..ло п..ля. А белоч..ка в т..пле с..дит.
– У всех ли существительных и местоимений определили падеж?
– Что вызвало затруднение?
(Проверка при помощи сигнальных карточек с названием падежей.)
5. Итог урока.
– Какие новые названия падежей вы узнали?
– Как правильно определить падеж?
6. Домашнее задание: стр 71 упр. 205.
– В этом упражнении авторы учебника уже помогли определить слово командир. Вам осталось подобрать правильно вопрос и определить падеж.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс, 5 страниц
Технологическая карта урока по русскому языку по теме "Изменение имен существительных по падежам" 3 класс...
Конспект урока по русскому языку «Изменение существительных по падежам», УМК " (3 класс)
Цель деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных представлений о склонении имён существительных, знакомство учащихся с названием падежей, способом определения их у имён суще...
Конспект урока по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам. Родительный падеж" УМК "Перспектива"
Цель: расширение знаний об именах существительных; формирование умения находить в предложении имена существительные в родительном падеже; формирование умения верно употреблять окончания существительны...
урок по русскому языку " изменение существительных по падежам"
урок по русскому языку " изменение существительных по падежам"...
Конспект по русскому языку 3 класс УМК "Школа России" . Тема " Падеж имен существительных. Дательный падеж"
Цели деятельности учителя: формирование умения определять дательный падеж и его существенные признаки: вопросы, значение, предлоги.Планируемые результаты:Предметные:Знать: как распознавать имя существ...
Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...
Технологическая карта урока русского языка "Имя существительное. Склонение имени существительного по падежам" (УМК "Перспектива", 4 класс)
Цель деятельности учителя: обобщение и систематизация знаний падежей имени существительного, изменение слов по падежам (склонение).Задачи урока: Дидактические:1. Обобщить и систематизировать...