урок по русскому языку "Изменение имен существительных по падежам" 4 класс УМК "Школа 2100"
учебно-методический материал по русскому языку (4 класс) на тему
урок по русскому языку 4 класс УМК "Школа 2100" - "Изменение имен существительных по падежам"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 22.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка. 4 класс.
(«Школа 2100»)
Тема: Изменение имен существительных по падежам.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Цель урока: овладеть системой падежных форм на основе знания вопросов и вспомогательных слов, формирование первичных умений изменять имена существительные по падежам.
Задачи:
обучающие:
- сформулировать умение изменять имена существительные по падежам;
- сформулировать умение различать падежи по их признакам
развивающие:
- развивать умение анализировать, сравнивать материал
-развивать умение работать в паре (выслушивать мнение товарища, обсуждать проблему, приходить к единому мнению
-развитие умений извлекать информацию на слух и при чтении из разных источников, преобразовывать информацию из одной формы в другую.
воспитательные: - воспитывать положительное отношение к учебе, оценивать свою работу и работу одноклассников - формировать мотивы учебной деятельности, навыки контроля и самоконтроля
Формы работы: фронтальная, парная, индивидуальная
Необходимое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, экран, - презентация «Падежи», таблица падежей; учебник для 4 класса четырехлетней нач. школы по русскому языку
Ход урока.
I. Орг. момент
Вот звонок нам дал сигнал
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.
(Проверка готовности к уроку)
Создание эмоционального настроя
Все друг к другу повернитесь,
И друг другу улыбнитесь,
И удачи вам во всем,
А теперь урок начнем.
(Запись число и классная работа)
II. Актуализация знаний и формирование темы урока
1. На доске запись, прочитайте.
Прилетели к нам метели,
Залепили снегом щели.
На окне седой мороз
Льдинкой росписи нанес.
(Письмо по памяти)
Проверка.
- Прочитать
- Какие орфограммы обозначили?
- Сколько предложений вы записали? Докажите. (Подчеркнуть грамматическую основу)
- Дайте характеристику каждому предложению (устно).
- Составьте схему каждому предложению.
2. Что общего у выделенных слов?
Докажите, дайте характеристику каждому имени существительному (устно).
3. Скажите, что нового вы узнали об имени существительном на прошлом уроке русского языка?
- Задайте мне вопросы, на которые вы на данный момент знаете ответы.
- Как вы считаете, чему еще необходимо научиться?
на доске:
Учиться определять …
Ставить…
- Постарайтесь сформулировать тему нашего урока.
Ф И З М И НУТКА для глаз
III. Формирование темы и цели урока.
- Что для вас является новым в названии раздела?
- Какой вопрос возникает?
-На основе вопроса и названия раздела запишите ключевые слова урока. (Падеж, имя существительное.) (1слайд)
IV. Открытие нового знания.
1.Наблюдение за словоизменением имён существительных.
- Упр.116 – наблюдение за изменением слова цирк.
Сделайте вывод: что изменяется в слове цирк и для чего это нужно?
Вывод: изменяется окончание имени существительного. Это нужно для связи слов в предложении. (2слайд)
- Упр.117- отличие форм одного и того же слова от однокоренных слов. (2ученика работают у доски)
Сделайте вывод: Чем отличаются формы одного и того же слова от однокоренных слов? (3слайд)
Вывод: у форм одного и того же слова основа одинакова, меняется только окончание, а у однокоренных слов изменяется основа.
- Упр.118 – проверка собственных выводов.
-Почему же меняется окончание в словах в предложении? (Чтобы соединяться с другими словами.)
-Что «помогает» применить разные окончания? (Разные вопросы к существительным.) (4слайд)
- Упр.119 – постановка вопроса как основа для выбора окончания.
-чтение отрывка басни;
-дописывание окончаний карандашом в учебнике;
-выписывание словосочетаний по образцу в учебнике.
Сделайте вывод: что помогло выбрать окончание?
2. Введение понятия падеж.
1) работа с текстом определения.
-Прочитайте 1часть определения до таблицы. Что вы узнали про падежи? (Их 6, отвечают на свои вопросы)
- Посмотрите 2часть правила- таблицу. Сколько в ней столбцов? Назовите их.
Прочитайте вопросы, которые относятся к каждому падежу.
Проверьте свою внимательность. 1вариант называет падеж, 2вариант задаёт вопрос к этому падежу.(5слайд)
- Прочитайте вопросы вместе со вспомогательными словами.
-Вы догадались, почему эти слова называются вспомогательными? (С ними легче задавать вопрос, они помогают.)
- Я буду вам рассказывать грамматическую сказку, про названия падежей, а вы находите в рамке этот падеж, хором проговаривайте ещё раз название, вспомогательные слова и вопросы.
Он ещё не родился, а уже думали, какое ему дать имя, и решили назвать – Именительный.
Родился – стал Родительный.
Пока он был малышом, ему всё давали, и он стал Дательный.
Но он был и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал Винительным.
Потом он подрос, стал творить добрые дела и стал называться Творительный.
Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь Предложный
2) Работа после чтения определения.
Прочитайте вопросы под рамкой.
-Как вы думаете, меняется значение слова, если мы задаём к нему разные вопросы? Докажите на примере.
-Что такое словообразование и что такое словоизменение?
-К каким существительным мы задаем вопрос кто?, а к каким – что?
-Почему у каждого падежа два падежных вопроса?
V. Развитие учебно-языковых умений.
Упр. 120 – развивается умение изменять имена существительные по падежам.
(на доске, под руководством учителя)
VI. Итог урока.
- Как называется словоизменение имён существительных? ( Изменение по падежам.)
-Какие падежи запомнили? Сколько их?(6 слайд)
VII. Домашнее задание.
Упр. 1, с 134., выучить таблицу «Падежи» на с.110
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 3 классе Б. Тема урока: "Обобщение знаний об имени существительном"
Урок русского языка по теме: "Обобщение знаний об имени существительном"Урок - презентация состоит из 3 частей. Каждая часть продолжение урока. Интересные виды работы. Физминутка для глаз....
![](/sites/default/files/pictures/2016/06/23/picture-799456-1466679868.jpg)
Конспект урока по русскому языку "Имя существительное. Закрепление." (2 класс)
Материал содержит задания обобщающего характера по теме Имя существительное....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/21/picture-976645-1511271308.jpg)
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
На данном уроке каждый ученик получит возможность совершенствовать и развивать:личностные действия навыки сотрудничества с учителем и сверстникамимотивация к творческому труду, к работе на результат....
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/23/picture-1060718-1537711339.jpg)
Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)
Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён существительных множественного числа в...
![](/sites/default/files/pictures/2018/12/27/picture-1097345-1545909165.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Имя существительное. Значение и употребление в речи. Различение имен существительных, отвечающих на вопросы «кто?» и «что?»
Данная разработка служит целью: ознакомить с обобщенным лексическим значением имени существительного; отработать грамматическое понятие «имя существительное», развивать орфографическу...
![](/sites/default/files/pictures/2021/01/24/picture-1129759-1611492005.jpg)
Конспект урока русского языка во 2 классе. Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи.
Конспект урока русского языка во 2 классе.Тема урока: Обобщение знаний об имени существительном как части речи....
![](/sites/default/files/pictures/2020/09/21/picture-1271066-1600716808.jpg)
Конспект открытого урока русского языка, проведённого в 4 классе на тему урока: "Упражнение в распознавании имен существительных всех трех типов склонения".
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе по теме "Упражнение в распозновании имен существмтельных всех трех типов склонения". Цель урока: учиться определять склонение сцщес...