Конспект урока "Приставка как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме

Клусова Лариса Владимировна

конспект урока "Приставка как часть слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект урока32.12 КБ

Предварительный просмотр:

Цели:

1) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;

2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в парах, группах;

3) воспитывать заботливое отношение к природе.

                                                           Ход урока

I. Организационный момент

Вот звонок нам дал сигнал,

 Поработать час настал.

 Так что время не теряем,

 И работать начинаем.

Откройте тетради и запишите число. Сегодня 15 декабря.

4. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.

Слово делится на части.

 Ах, какое это счастье!

 Может каждый грамотей

 Составить слово из частей.

- о чем это стихотворение (о частях слова)

Мы будем работать в блоке «Как устроен наш язык».

А это значит узнаем что-то новое.

Работа в группах

-Ребята, вспомним, какие части слова мы уже прошли. Объединитесь в группы и   выберите верное определение частей слова, которые мы уже изучили.

– Посмотрите на знаки обозначения частей слов. Расставьте их так, как они могут стоять в слове. (Знаки перемещают  на магнитной доске)

–Остался один знак.  Сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.

3. Орфографическая минутка

Отгадайте загадку.

-Чем отличается зима от других времен года. Назовите признаки зимы.

Налетел ветерок, и опустились снежинки к нам словами. Прочитайте про себя слова. На какие две группы их можно разделить. Какое слово можно назвать лишним.

Ветер, мороз,  коньки, лед, иней, сугроб, снег

- Запишите в тетрадь слова. Вставьте пропущенные буквы. Работайте в парах.

-Поиграйте в парах в игру «Говорю-пишу»

-Проверяем. Приготовьте карточки.

5. Первичное усвоение новых знаний.

Слайд . Птицы в полёте.

Посмотрите на экран

- Что делают птицы

– Запишите это слово.  (летят)

– Определите корень.

– Образуйте  глаголы  с корнем –лет, используя данные части.

Слайд Приставки

– Что нужно сделать, чтобы новое слово читалось? (приставить часть, присоединить)

–  Приставляемая часть пишется слитно со словом.

– Запишем новые слова и объясним их смысл  (сразу после записи)

прилетят – появятся

 улетят – исчезнут

 налетят – соберутся вместе

 отлетят – отсоединятся ото всех

 подлетят – приблизятся

 перелетят – переместятся с одной ветки на другую

 слетят – переместятся, пропадут

– Как образовывали новые слова? (приставляли части, присоединяли)

– Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком ¬

– Определите её место в схеме состава слова.

(перед корнем – на магнитной доске)

Прочитайте  правило на с. 128.

Это правило можно запомнить с помощью стихотворения

Перед корнем есть приставка.

 Слитно пишется она.

 И при помощи приставки

 Образуются слова.

– Выделите приставки в словах.

6. Работа по учебнику

Упражнение №2 с 128

Прочитайте задание про себя. Что нужно выполнить в упражнении.

- Какие есть вопросы? Что вас насторожило?

Слайд . Как найти приставку.

– Определим алгоритм нахождения приставки.

– Можно ли сразу назвать приставку?

– Какую часть слова нужно сначала найти?

- Что для этого мы должны сделать

- Подберите однокоренные слова. Выделите корень.

– Можем ли мы теперь назвать приставку?

Обобщение:

 – Посмотрите, какая последовательность действий должна быть,   чтобы правильно определить приставку?

(открываю слайд)

Запишите слова одного из столбиков и выделите приставку.

Проверка (сигнальные карточки)

Ответьте на вопросы в задании. (Эти слова отвечают на вопрос Что сделать – это глаголы)

7.Физкультминутка

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

8. Закрепление пройденного

1)  А у нас  метель перепутала все приставки. Подумайте и исправьте ошибки. Объясните свой выбор

   (за)      прикружила метель

    (за)    накачались  деревья

  (при)   намолкли птицы

В какое время года бывает метель? Сейчас каждая группа из отдельных слов составит предложение.. Объединитесь в группы. Каждая группа получает конверт. В нем слова.

2) Работа в группах.  Работа с деформированным предложением

 На улице стояли сильные морозы.

 Каждый день Костя насыпал птицам корм.

 К кормушке прилетали воробьи и синички.

-Как вы думаете у нас получились отдельные слова или текст.

- Как можно назвать этот текст.

- Почему птицам зимой нужно помогать?

Найдите слова с приставками.

9. Рефлексия.

Игра “ Угадай часть слова”  

– Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.

– Общая часть родственных слов

– Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.

– Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

– Какие части слова служат для образования новых слов?

– Где стоит ¬, а ^ ?

– На последующих уроках мы будем учиться правописанию приставок.

10.Инструктаж по домашнему заданию.

– Дома выучите правило, запомните алгоритм нахождения приставки, выполнить упр. 5 или упр 4  с.130 (по выбору).

11.Дайте оценку своей работы на уроке, показав карточки

     

Если останется время

-Послушайте стихотворения и запишите слова с приставками.

Снегири

 А. Прокофьев

 Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо подсластил.

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

Мы снежинки

 Мы снежинки, мы пушинки,

Покружиться мы не прочь.

Мы снежинки-балеринки,

Мы танцуем день и ночь.

Встанем вместе мы в кружок -

Получается снежок.

Мы деревья побелили,

Крыши пухом замели.

Землю бархатом укрыли

И от стужи сберегли.

Обобщение:

 – Какая часть слова называется приставкой?

– Для чего служит приставка?

– Как пишется со словом?

Корень – это изменяемая часть слова.

Корень – это общая часть родственных слов.

Корень – это часть слова, стоящая перед окончанием


Окончание – это изменяемая часть слова.

Окончание – это общая часть родственных слов.

Окончание– это часть слова, стоящая после корня.

Суффикс – это изменяемая часть слова.

Суффикс – это общая часть родственных слов.

Суффикс – это часть слова, которая стоит  после корня и служит для образования новых слов

На    улице

стоят  сильные

морозы.  корм.

Каждый   день

Костя  птицам

насыпает     К

кормушке

прилетают

воробьи    и

синички.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"

Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова".  2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....

"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.

Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Части слова: родственные слова и корень

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:Части слова: родственные слова и кореньЦель урока: уточнить знания детей о корне и родственных     словах.Задачи урока: 1...

Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"

Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.Как корень слова учил окончания уму – разуму.Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.Планируемые результаты.Познавательные...

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...

Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"

Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...

Конспект урока "Правописание частей слова"

Конспект урока "Правописание частей слова"...