Конспект урока "Приставка как часть слова"
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Цели:
1) познакомить с приставкой как частью слова, организовать наблюдение за лексическим значением приставок, научить выделять ее из состава слова, употреблять в словах;
2) способствовать развитию речевой деятельности, обогащению словарного запаса, совершенствовать навыки работы в парах, группах;
3) воспитывать заботливое отношение к природе.
Ход урока
I. Организационный момент
Поработать час настал.
Так что время не теряем,
И работать начинаем.
Откройте тетради и запишите число. Сегодня 15 декабря.
4. Актуализация знаний. Постановка цели и задач урока.
Слово делится на части.
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Составить слово из частей.
- о чем это стихотворение (о частях слова)
Мы будем работать в блоке «Как устроен наш язык».
А это значит узнаем что-то новое.
Работа в группах
-Ребята, вспомним, какие части слова мы уже прошли. Объединитесь в группы и выберите верное определение частей слова, которые мы уже изучили.
– Посмотрите на знаки обозначения частей слов. Расставьте их так, как они могут стоять в слове. (Знаки перемещают на магнитной доске)
–Остался один знак. Сегодня на уроке мы узнаем, какая часть слова так обозначается, где она стоит, для чего служит.
3. Орфографическая минутка
Отгадайте загадку.
-Чем отличается зима от других времен года. Назовите признаки зимы.
Налетел ветерок, и опустились снежинки к нам словами. Прочитайте про себя слова. На какие две группы их можно разделить. Какое слово можно назвать лишним.
Ветер, мороз, коньки, лед, иней, сугроб, снег
- Запишите в тетрадь слова. Вставьте пропущенные буквы. Работайте в парах.
-Поиграйте в парах в игру «Говорю-пишу»
-Проверяем. Приготовьте карточки.
5. Первичное усвоение новых знаний.
Слайд . Птицы в полёте.
Посмотрите на экран
- Что делают птицы
– Запишите это слово. (летят)
– Определите корень.
– Образуйте глаголы с корнем –лет, используя данные части.
Слайд Приставки
– Что нужно сделать, чтобы новое слово читалось? (приставить часть, присоединить)
– Приставляемая часть пишется слитно со словом.
– Запишем новые слова и объясним их смысл (сразу после записи)
прилетят – появятся
улетят – исчезнут
налетят – соберутся вместе
отлетят – отсоединятся ото всех
подлетят – приблизятся
перелетят – переместятся с одной ветки на другую
слетят – переместятся, пропадут
– Как образовывали новые слова? (приставляли части, присоединяли)
– Эта часть слова называется приставкой и выделяется знаком ¬
– Определите её место в схеме состава слова.
(перед корнем – на магнитной доске)
Прочитайте правило на с. 128.
Это правило можно запомнить с помощью стихотворения
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова.
– Выделите приставки в словах.
6. Работа по учебнику
Упражнение №2 с 128
Прочитайте задание про себя. Что нужно выполнить в упражнении.
- Какие есть вопросы? Что вас насторожило?
Слайд . Как найти приставку.
– Определим алгоритм нахождения приставки.
– Можно ли сразу назвать приставку?
– Какую часть слова нужно сначала найти?
- Что для этого мы должны сделать
- Подберите однокоренные слова. Выделите корень.
– Можем ли мы теперь назвать приставку?
Обобщение:
– Посмотрите, какая последовательность действий должна быть, чтобы правильно определить приставку?
(открываю слайд)
Запишите слова одного из столбиков и выделите приставку.
Проверка (сигнальные карточки)
Ответьте на вопросы в задании. (Эти слова отвечают на вопрос Что сделать – это глаголы)
7.Физкультминутка
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
8. Закрепление пройденного
1) А у нас метель перепутала все приставки. Подумайте и исправьте ошибки. Объясните свой выбор
(за) прикружила метель
(за) накачались деревья
(при) намолкли птицы
В какое время года бывает метель? Сейчас каждая группа из отдельных слов составит предложение.. Объединитесь в группы. Каждая группа получает конверт. В нем слова.
2) Работа в группах. Работа с деформированным предложением
На улице стояли сильные морозы.
Каждый день Костя насыпал птицам корм.
К кормушке прилетали воробьи и синички.
-Как вы думаете у нас получились отдельные слова или текст.
- Как можно назвать этот текст.
- Почему птицам зимой нужно помогать?
Найдите слова с приставками.
9. Рефлексия.
Игра “ Угадай часть слова”
– Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
– Общая часть родственных слов
– Изменяемая часть слова, служащая для связи слов в предложении.
– Часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
– Какие части слова служат для образования новых слов?
– Где стоит ¬, а ^ ?
– На последующих уроках мы будем учиться правописанию приставок.
10.Инструктаж по домашнему заданию.
– Дома выучите правило, запомните алгоритм нахождения приставки, выполнить упр. 5 или упр 4 с.130 (по выбору).
11.Дайте оценку своей работы на уроке, показав карточки
Если останется время
-Послушайте стихотворения и запишите слова с приставками.
Снегири
А. Прокофьев
Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей.
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели!
А Мороз-Красный Нос
Им рябинки принес.
Хорошо подсластил.
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.
Мы снежинки
Мы снежинки, мы пушинки,
Покружиться мы не прочь.
Мы снежинки-балеринки,
Мы танцуем день и ночь.
Встанем вместе мы в кружок -
Получается снежок.
Мы деревья побелили,
Крыши пухом замели.
Землю бархатом укрыли
И от стужи сберегли.
Обобщение:
– Какая часть слова называется приставкой?
– Для чего служит приставка?
– Как пишется со словом?
Корень – это изменяемая часть слова.
Корень – это общая часть родственных слов.
Корень – это часть слова, стоящая перед окончанием
Окончание – это изменяемая часть слова.
Окончание – это общая часть родственных слов.
Окончание– это часть слова, стоящая после корня.
Суффикс – это изменяемая часть слова.
Суффикс – это общая часть родственных слов.
Суффикс – это часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов
На улице
стоят сильные
морозы. корм.
Каждый день
Костя птицам
насыпает К
кормушке
прилетают
воробьи и
синички.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Корень- главная часть слова. Однокоренные слова"
Конспект урока русского языка по теме " Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива". Урок закрепления знаний. презентация к уроку....
"Состав слова. Значимые части слова"-конспект урока.
Данный материал предназначен для урока закрепления. В конспекте отражены формируемые универсальный учебные действия и разнообразные формы работы на уроке....
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Части слова: родственные слова и корень
Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:Части слова: родственные слова и кореньЦель урока: уточнить знания детей о корне и родственных словах.Задачи урока: 1...
Конспект занятия курса "Занимательная грамматика" по теме "Часть слова, которая изменяется, окончанием называется. Как корень слова учил окончания уму – разуму"
Тема: Часть слова, которая изменяется, окончанием называется.Как корень слова учил окончания уму – разуму.Цель: обобщить знания детей об окончании как части слова.Планируемые результаты.Познавательные...
Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографи...
Конспект урока по теме "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова"
Тема: "Корень - главная часть слова. Однокоренные слова". 2 класс. УМК "Перспектива"...
Конспект урока "Правописание частей слова"
Конспект урока "Правописание частей слова"...