Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Бондаренко Ирина Васильевна

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты своей работы и работы товарищей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.docx19.11 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку УМК Школа России, проведённого в 3 классе на тему : Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Тема. Общее представление о правописании слов с орфограммами в значимых частях слова.

Планируемые результаты: ученики научаться находить в словах орфограммы, подбирать проверочные слова; объяснять написание слов с орфограммами; группировать слова по типу орфограмм; работать с орфографическим словарём; оценивать результаты своей работы и работы товарищей. 

Тип урока: предметный.
Форма урока: урок-постановка учебных знаний.
Форма организации учебной деятельности: фронтальная, дифференцированная работа, работа в парах
Методы: словесные, частично-поисковый
.

I. Мотивирование к учебной деятельности (организационный момент)
Если хочешь много знать,
Многого добиться,
Грамотно писать
Должен научиться!

II. Самоопределение к деятельности

-Отгадайте загадки. Запишите отгадки.

1) Ученикам велит садиться,

Затем вставать и расходиться.

В школе многим он велит,

Ведь звонит, звонит, звонит.(Звонок)
2)Вместо беленьких снежинок,

Вместо капелек-дождинок

С неба камушки летят,

По земле они стучат.

Что за ледяной парад? Это дождь из льдинок - ...(град)
3)По материи сную,

Всюду острый нос сую.

 Ох, и злюсь я, и шиплю. Мятых о-очень не люблю. (Утюг)
4) В морях и реках обитает,
Но часто по небу летает.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять. (Вода.)

- В какой части слова находятся орфограммы? (в корне)

-Как вы думаете, только ли в корне могут быть орфограммы? Сегодня на уроке нам предстоит в этом разобраться. Сформулируйте тему урока.

III. Работа по теме

1.Работа по учебнику на стр. 102-ой,   упр. 192.

 – Что значит «правописание частей слова»?
– Какие гласные и согласные в слове нужно проверять?
- Прочитайте слова с орфограммами.

- Назовите части слова, в которых выделены буквы и выделите их у себя в тетради. 

- Почему надо проверять написание выделенных букв? (опасные места» - орфограммы в корнях слов.)

-В какой части слова может быть буква, обозначающая безударный гласный?

-Причитайте правило. Ребята, что общего в этих двух правилах?

-Проблема: распознавать «опасные места» - орфограммы в корнях слов.

2. Выполним упр. 193. на стр. 102

- Прочитайте пословицы, объясните их смысл.- Спишите любые 2 пословицы.

-Прочитайте слова с орфограммами, назовите части слова, в которых выделены буквы.
- Почему надо проверять написание выделенных букв?
- Прочитайте на с.103, на что надо обратить внимание.
- В какой части слова может быть буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук?

- Очень важно научиться правильно выделять  значимые  части слова, т.е. разбирать слово по составу.

Обобщение: буква, обозначающая парный по глухости-звонкости согласный звук, — это орфограмма, она может быть в любой значимой части слова.

3. Рассмотрите таблицу на с.103.. - В каких значимых частях слова могут быть орфограммы?
- Что нужно сделать, если орфограмма в приставке или суффиксе? (Вспомнить их написание)
- Что нужно сделать, если орфограмма находится в корне слова? (Подобрать проверочное слово)
- А если это непроверяемая орфограмма? (проверить по словарю)
4. - Сейчас мы познакомимся со словом, определим орфограмму.
- Назовите четвертый день недели? (четверг)
- Найдите слово четверг в орфографическом словаре.
- Запишите его в тетрадь. Обозначьте орфограмму. (Непроверяемая гласная в корне слова, парный согласный по глухости-звонкости).
- Какую орфограмму можем проверить?
- Какую орфограмму запомнить?
- Составьте со словом четверг предложение. Запишите его.
- Запомните написание этого слова,

IV.Физкультминутка

5.Продолжение работы по теме урока. Работают в парах.

Определить, в какой части слова пропущена орфограмма.

.мал(и,е)нький, п(о,а)сыпал, бел(о,а)чка, издеревн(и,е), о(п,б)ходить, по(т,д)сказка, четвер(г,к), беззаводо(ф,в).

 Обобщение: там, где есть орфограмма, всегда есть выбор букв, одна из которых правильная.

6.Упр.194 с.104

- Прочитайте слова. В какой части слова выделены буквы?
- Почему написание этих слов нужно проверять?
- Что нужно сделать, если орфограммы находятся в корне слова? (Подобрать проверочные слова)
Учащиеся по цепочке читают слова с безударными гласными и называют проверочные слова.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Прочитайте ниже сведения о языке.
- Как проверить безударные гласные звуки в формах одного и того же слова и в корне однокоренных слов?
V.Рефлексия

Безударный хитрый гласный,

Слышим мы его прекрасно.

А в письме какая буква?

Здесь поможет нам наука:

Гласный встал под ударенье,

Чтоб развеять все сомненья!

-В каких значимых частях слова могут быть орфограмма?

-Что нужно делать, если орфограмма в приставке, в суффиксе?- В корне слова?

- А если это непроверяемая безударная гласная?

VI.Подведение итогов.– Закончите предложения:
Я сегодня узнал
Я научился
Мне было
Я рад
-Какое задание было интересным на уроке? Что показалось трудным?

VII.Домашнее задание 

Упр.195 (вторая часть) с.105.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Проверка знаний по теме глагол

Цели деятельности учителя: закрепление знаний по теме «Глагол».Планируемые  результаты:Предметные:знать, что частица НЕ с глаголами пишется раздельно;уметь видеть глаголы в тексте;уме...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Личное местоимение как часть речи: его значение, употребление в речи

Цели деятельности учителя: формирование знаний о личных местоимениях, их значений и употребления в речи.Планируемые результатыПредметные:- знать: что такое личные местоимения; их значение; где личные ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Предлог как часть речи

Цели деятельности учителя: формирование представления о предлоге, как частью речи; умения видеть предлог, писать предлоги с другими словамиПланируемые результатыПредметные:- знать: что такое предлог, ...

Конспект урока по русскому языку, УМК "Школа России", 2 класс, тема: Раздельное написание предлогов со словами

Цели деятельности учителя:  ознакомление учащихся с раздельным написанием предлогов со словами в предложении.Планируемые результаты:Предметные:- знать предлоги;- уметь писать слова с предлогами;Л...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России".Тема: Правописание частицы не с глаголами, 2 класс

Цели деятельности учителя: актуализация знаний о единственном и множественном числе глаголов; ознакомление с правилом написания частицы не с глаголами; формирование умения раздельно писать частиц...

Конспект урока по русскому языку УМК "Школа России" 3 класс Тема: "Правописание частины "не" с глаголами""

Задачи урокаДидактические:Познакомить с правописанием частицы «не» с глаголами;Учить писать слова на определенную орфограмму.Развивающие:1.Развивать память, логическое мышление, внимание ч...

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"

Конспект урока по Русскому языку УМК "Школа России" 2 класс "Имя прилагательное как часть речи. Связь имени прилагательного с именем существительным"...