Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме: Части слова: родственные слова и корень
план-конспект урока по русскому языку (2 класс) на тему

Кислюнина Наталья Андреевна

 

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

Части слова: родственные слова и корень

Цель урока: уточнить знания детей о корне и родственных

     словах.

Задачи урока: 1) уточнить знания учащихся о корне и

                            родственных словах;

                            2) ввести понятие «однокоренные» слова;

                            3) закрепление знаний о родственных словах и

                            корне;

                            4) формирование умения подбирать

 однокоренные слова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_russkomu_yazyku_vo_2_klasse_po_teme.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку во 2 классе по теме:

Части слова: родственные слова и корень

Цель урока: уточнить знания детей о корне и родственных

     словах.

Задачи урока: 1) уточнить знания учащихся о корне и

                        родственных словах;

                        2) ввести понятие «однокоренные» слова;

                        3) закрепление знаний о родственных словах и

                        корне;

                        4) формирование умения подбирать

 однокоренные слова.

Этапы урока

Содержание урока

Примечания

1.Орг. момент.

2.Постановка проблемы, через проблемную ситуацию.

3.Актуализация знаний.

4.Уточнение знаний о понятии «корень» и однокоренные слова.

5.Первичное закрепление.

6.Упражнения в написании однокоренных слов.

7.Итог урока.

-Ребята, о чём мы с вами говорили на прошлом уроке?

- Посмотрите на доску:

подушка

подумать

- Один мой знакомый мальчик утверждает, что в этих словах одинаковый корень. Прав ли он?

- Так чем мы с вами будем сегодня на уроке заниматься?

- Замечательно. Значит наша задача на сегодняшний урок – это уточнить знания о понятие родственные слова и корень. А к возникшей проблеме мы вернёмся чуть позже и выясним кто прав.

- Посмотрите на записанные на доске слова:

В.р.бей, т.традь, .кно, с.сна, к.р.дор, с.лёный, к.р.ндаш, хв.стун.

-На какие две группы можно разделить данные слова?

- Выполняем данную работу: выписываем слова в два столбика.

- В каком слове возникла проблема?

-Что нужно сделать, чтобы написать это слово правильно?

-Какое слово подберём?

- А можно ли взять слово хвост для проверки?

-Почему?

-Эти слова похожи по смыслу?

-А кого называют хвастуном?

 -А почему же тогда слово хвост нам не подходит для проверки слова хвастун. Ведь внешне (по написанию) они похожи?

-Ребята, у вас есть родственники? Назовите их.

-А у слов есть родственники?

-На какой вопрос будем искать ответ?

1

- Если есть, то какие слова будем считать родственниками и как они называются?

2

- А можно ли с их помощью проверять слова?

3

-Так на какие вопросы будем искать ответы?

- Кого называют лесником?

-От какого слова образовано слово лесник?

лес-лесник

- Сравним эти слова. Это разные или изменение одного и того же слова?

- А мы можем изменить слово лес?

-Это разные слова или изменения одного и того же слова?

-Слова лес и лесник можно считать родственными?

-Значит на какой вопрос мы с вами сейчас ответили?

-А какие ещё родственные слова мы можем добавить к нашим?

-Что роднит все эти слова?

 -Всмотритесь, а что у этих слов ещё общего?

-Так какие же слова будем считать родственными?

-А кто знает, как такие слова называются по другому?

-Вот мы с вами ответили и на второй вопрос.

-Посмотрите на слова, которые у меня есть:

Море, река, озеро, пруд, океан.

-Я считаю, что все эти слова можно назвать родственными, т.к. в них есть вода.

-Тогда давайте поиграем: «Кто больше найдёт однокоренных слов к слову вода за 1 минуту».

-Выделите корень.

- А для чего нам нужно знать и уметь подбирать однокоренные слова?

- Прочтите слова, записанные на доске:

С.лонка, с.лёный, пос.лить, с.лист.

-Какая буква пропущена в этих словах?

-Как докажите?

-Какое это слово?

-На какой вопрос мы с вами ответили?

-А какое слово лишнее?

-Почему? Ведь в нём тоже корень –сол-?

- Ребята, а во всех ли словах есть корень?

-Подберём однокоренные слова для слов:

Сосновый-

Водяной-

Грибник-

Столовая-

- Вернёмся к проблеме, которая возникла у нас в начале урока.

-Теперь мы можем грамотно ответить на вопрос: «Являются ли слова подумать и подушка родственными, т.е. однокоренными?»

Мнение детей разделились.

( они фиксируются на доску)

Будем уточнять знания  о родственных словах и корне.

    ?

С безударной гласной в корне проверяемой ударением и словарные слова.

Проверка.

В слове хвастун.

Подобрать проверочное слово.

Нет, т.к. хвастун от слова хвастать.

Эти слова разные по смыслу.

1 Есть ли у слов родственники?

Лес – насаждение

Лесник- человек, работающий в лесу

В лесу, у леса, за лесом …

Вопрос № 1

Лесной, перелесок, лесничество …

Близки по смыслу.

Общая часть  лесник – лес лесной – перелесок –лесничество или  корень.

Те, которые близки по смыслу и у них один корень.

Однокоренные.

Нет, т.к. не близки по смыслу и нет одинаковых корней.

Буква О.

Подберём проверочное слово – соль.

Родственное, однокоренное.

Вопрос №3.

Соло.

Не является однокоренным, не близко по значению.

Нет, т.к. не близки по значению; в слове подумать корень -дум-, а в слове подушка корень –уш-.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку, 2 класс на тему "Однокоренные слова"

Предлагаю вам конспект урока по предмету «Русский язык». Данный материал предназначен для учителей начальных классов, при изучении темы «Однокоренные слова», 2 класс. На данном уроке используются приё...

Конспект урока по русскому языку во 2 классе. Тема: "Части слова. Корень."

Цель: развитие умения распознавать однокоренные слова, выделять корень, учитывая два их признака: сходство по смыслу и наличию одинакового корня;создать условия для развития орфографической зоркости;с...

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"

Конспект урока по русскому языку 2 класс "Знакомься: другие части слов"...

Конспект урока по русскому языку, 2 класс. Тема: «Как делаются слова. Образование слов с помощью приставок». УМК "ПНШ".

Цели деятельности учителя: создание условия для формирования представления о приставке как части слова;формирование умения находить приставку, образовывать новые слова с помощью приставок.Планируемые ...