Звук [ ш ], буквы Ш, ш.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему
познакомить учащихся с глухим твёрдым звуком [ ш ] и буквами Ш, ш; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_bukvy_sh_2_-_kopiya.docx | 41.6 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Болешеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района
Республики Татарстан».
Урок чтения по теме
«Звук [ш ], буквы Ш, ш.»
( 1 класс)
Учитель начальных классов
II квалификационной категории
Кошкина Любовь Александровна
С Б. Подберезье
2010-2011 учебный год
Тема: Звук [ ш ], буквы Ш, ш.
Цель:
- познакомить учащихся с глухим твёрдым звуком [ ш ] и буквами Ш, ш; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»;
- формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; умение работать с текстом, закреплять приём воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания, наблюдательности;
- способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать мнение других; способствовать сохранению здоровья через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.
Оборудование: наглядный материал, разрезные буквы, слоговые таблицы, конверты с заданиями, презентация буквы Ш, загадки (с буквой ж), песня «Матрёшки», тест «Буква Ша»
Ход урока.
I Организационный момент.
- Я желаю, чтобы урок чтения принёс вам радость. Для этого я вам приготовила много интересного. Чтобы урок был радостным для вас, какими вы должны быть?
Чтобы быть внимательными, вы должны уметь слушать.
II Речевая разминка.
У: - Убрав все неизученные буквы, вы узнаете первое задание.
Р Ц А З М И Н Х К А
Д: Разминка.(слайд №1)
- Отгадай загадки ( заранее раздаю ученикам карточки с загадками.)
Д: читают друг другу загадки и отгадывают их
У: - Прочитайте загадки, отгадайте отгадки
Вяжет мама длинный шарф, Лейся, дождь, веселей,
Потому что сын … (Жираф) Мы с тобою дружим.
Весело нам бегать
Лежебока рыжий кот Босиком по … (лужам)
Отлежал себе… (Живот)
Жу – жу – жу – жу, В золотой клубочек
Я на ветке сижу, Спрятался дубочек. (Жёлудь)
Я на ветке сижу,
И звук Ж твержу (Жук) В синем небе голосок
Будто крохотный звонок (Жаворонок)
Жаба, жираф, жук, ёж, уж - это … (Животные)
У: - Что общего в словах отгадках?
Д: В каждом слове есть звонкий твёрдый согласный звук [ж]
2) Собери слово (Работа в группах.) (Делю класс на две группы. Каждой группе даю конверт с заданием. Учащиеся в течение 5 минут составляют слова. Та группа, которая выполнила задание быстрее, чем другая группа, выходит к доске и записывает получившиеся слова.
- Составьте слова, используя данные буквы.
Ж Т Д Ё Ж И Ы Л Л Ё Н З Е Ы Й Е Ж Н Я
Д: ждёт, лыжи, зелёный , Женя
Д: (читают каждое слово, делят на слоги, ставят ударение, задаю каждому слову вопрос,
какие правила встречаются)
Ждёт – что делает? – ждёт - это слово действие, которое состоит из одного слога, так как здесь только одна гласная буква ё.
Лыжи – что? – лыжи – это слово предмет, которое состоит из двух слогов, так как здесь две гласные буквы ( ы и и). В этом слове встречается правило жи пиши с буквой и. В данном слове ударение падает на 1-й слог.
Зелёный – какой? – зелёный – это слово предмет, которое состоит из трёх слогов, так как здесь три гласные буквы (е, ё и ы). В данном слове ударение падает на 2-й слог.
Женя – кто? – Женя – это слово предмет, которое состоит из двух слогов, так как здесь две гласные буквы (е и я). Это слово ловушка. Женя пишется с заглавной буквы. Это имя девочки. А мы знаем правило: Имена, Отчества, Фамилии, клички животных , названий рек , сёл, и городов всегда пишется с заглавной буквы.
У: Ребята, а как выдумаете, какое слово лишнее и почему?
Д: Слово зелёный лишнее, так как в нём нет звука [ж]
III Изучение нового материала
а) Определение темы и цели урока.(слайды №2-4)
На доске картинки: шуба, шар, шапка, мышка, шишка.
У: - Что объединяет названия данных предметов?
Д: - В каждом слове есть буква «Ш».
У: - Какое название предмета лишнее? Почему?
Д: - Слово «мышка» в этом ряду лишнее, потому что это одушевлённый предмет. К нему можно задать вопрос КТО?
У: - Как вы думаете, какая наша тема?
Д: - Сегодня мы будем изучать буквы Ш, ш
У: - Посмотрим, совпали ли ваши предположения?
(Слайд №2 с буквами Ш, ш.)
б) Слушание песни (мультимедиа) «Песня про букву «Ш» (Слайд №5)
У:- Ребята, я предлагаю вам послушать «Песню про букву «Ш». Слушайте внимательно, а после вы нам скажите, какие ещё есть слова с буквой «Ш»
Д: - Дракошка, Антошка, шесть, калоши, шляпа, кашне, шея, машет, уши, лошадь, мишка, кошка, мышь, кашалот, крошки,
в) Словарная работа (лайды № 6-9)
Кашне – узкий мужской шейный шарф, надеваемый под пальто
Кашалот – млекопитающее из отряда зубастых китов.
г) Рефлексия. (Размышление и обобщение.) (слайд №10)
У: - Охарактеризуйте звук [ш].
Д: - Звук «Ш» согласный парный твёрдый глухой звук
д) Знакомство с буквой. (Сходство, различие.)
- Послушайте стихотворение про букву (картинка).
Посмотри на букву «Ша». Буква очень хороша.
Потому что из неё можно сделать Е и Ё. ( читает ученик)
IV Физкультминутка «Матрёшки» (слайды № 11-12)
У: Отгадайте загадку: Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
А всего одна игрушка.
Д: Матрёшки
V Чтение слогов, слов и предложение
а) чтение слов и слогов с 83
б) Игра «Замени первую букву» (№слайд 13)
У: А сейчас мы поиграем в игру. Поставьте в каждом слове вместо первой буквы, букву «Ш» и прочитайте новое слово
Жаль – шаль
Жар – шар
Жить – шить
Жутко – шутка
в) Чтение и анализ текста «Мишка и лужи» с 85
1) словарная работа (на доске запись слов)
Угодил – попал
Башмаки – ботинки или полуботинки
Штопала – зашивала
Рыбёшку – небольшая рыбка
- Чтение текста «Мишка и лужи» учащимися по цепочке, вслух
- Анализ прочитанного текста
У: - Когда стал кататься Миша на велосипеде?
- Где он катался?
- Какое у него было настроение?
- Что произошло, когда он нажал на тормоз?
- Что делала бабушка потом?
- Прочитайте предложение, что делал дедушка?
- А чем в это время занимался Миша?
- Дайте характеристику главному герою рассказа?
4) Составление схемы предложения
У: - Прочитайте последнее предложение и составьте его схему
- Работа с иллюстрацией с 85
У: - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто здесь нарисован?
У: - Сравните поведение мальчиков и поведение Миши.
У: - Составьте рассказ по иллюстрации.
IV Игра «Путаница» (работа в парах)
- Прочитайте.
На доме сломалась крыса.
По дороге едет малина.
Девочка в руках несла пар.
Миска косолапый по лесу идёт.
У: - С чем вы не согласны? Давайте наведём порядок.
V. Итог урока (Работа по карточка) (№ слайд 14)
У: - Подведём итог нашего урока. Я предлагаю вам выполнить тест «Буква Ша». Если вы согласны с прочитанным предложением, то рядом с ним ставим знак «+», если вы считаете, что данное предложение не верное, то рядом с ним ставим знак «-».
Д:
1) Эта буква называется буква «ша».
2) Эта буква обозначает глухой согласный звук.
3) Эта буква обозначает 2 звука
4) Эта буква обозначает только один твёрдый звук.
5) Эта буква не дружит с буквой «ы» и никогда не стоит рядом с ней.
- Что узнали о букве «Ш»?
- Что вам понравилось на уроке?
- Ваше мнение о вашей работе на уроке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...