Звук [ ш ], буквы Ш, ш.
план-конспект занятия по русскому языку (1 класс) на тему

 

 

познакомить учащихся с глухим твёрдым звуком  [ ш ] и буквами Ш, ш; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_bukvy_sh_2_-_kopiya.docx41.6 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Болешеподберезинская средняя общеобразовательная школа имени А. Е. Кошкина Кайбицкого муниципального района

Республики Татарстан».

Урок чтения по теме

«Звук [ш ], буквы Ш, ш.»

( 1 класс)

                                        Учитель начальных классов

                                                        II квалификационной категории

                                                        Кошкина Любовь Александровна

С Б. Подберезье

2010-2011 учебный  год

                                      Тема:    Звук [ ш ], буквы Ш, ш.

Цель:

  1. познакомить учащихся с глухим твёрдым звуком  [ ш ] и буквами Ш, ш; упражнять в чтении слогов, слов и текстов с буквой «ш»;
  2. формировать умение читать предложения как относительно законченные по смыслу структурные единицы; умение работать с текстом,  закреплять приём воспроизведения слова вслух на основе его звуковой модели; способствовать развитию фонематического слуха, памяти, внимания, наблюдательности;
  3. способствовать воспитанию у обучающихся умения слушать и уважать мнение других;  способствовать сохранению здоровья через проведение физкультурной паузы, соблюдение правил посадки.

Оборудование: наглядный материал, разрезные буквы, слоговые таблицы, конверты с заданиями, презентация буквы Ш, загадки (с буквой ж), песня «Матрёшки», тест «Буква Ша»

                                                    Ход урока.

      I Организационный момент.

- Я желаю, чтобы урок  чтения принёс вам радость. Для этого я вам приготовила много интересного. Чтобы урок  был радостным для вас, какими вы должны быть?

 Чтобы быть внимательными, вы должны уметь слушать.

      II Речевая разминка.

У: - Убрав все неизученные буквы, вы узнаете первое задание.

 

                                                         Р Ц А З  М  И Н Х К  А                              

Д:   Разминка.(слайд №1)

  1. Отгадай загадки   ( заранее раздаю ученикам карточки с загадками.)

Д: читают друг другу загадки и отгадывают их

У: - Прочитайте загадки, отгадайте отгадки

Вяжет мама длинный шарф,                                    Лейся, дождь, веселей,

Потому что сын … (Жираф)                                    Мы с тобою дружим.

                                                                                      Весело нам бегать

Лежебока рыжий кот                                               Босиком по … (лужам)                  

Отлежал себе… (Живот)                                

Жу – жу – жу – жу,                                                    В золотой клубочек

Я на ветке сижу,                                                         Спрятался дубочек. (Жёлудь)

Я на ветке сижу,                                                                                                      

И звук Ж твержу    (Жук)                                        В синем небе голосок

                                                                                     Будто крохотный звонок   (Жаворонок)                                        

 

Жаба, жираф, жук, ёж, уж  - это … (Животные)

У: - Что общего в словах отгадках?

Д:  В каждом слове есть звонкий твёрдый согласный звук [ж]

     2)   Собери слово   (Работа в группах.) (Делю класс на две группы. Каждой группе даю  конверт с заданием. Учащиеся в течение  5 минут составляют слова. Та группа, которая выполнила задание быстрее, чем другая группа, выходит к доске и записывает получившиеся слова.

- Составьте слова, используя данные буквы.

                                                                                             

                       Ж Т Д Ё         Ж И Ы Л        Л Ё Н З Е Ы Й       Е  Ж  Н  Я        

 Д: ждёт, лыжи, зелёный ,  Женя  

 Д: (читают каждое слово, делят на слоги, ставят ударение, задаю каждому слову вопрос,

 какие правила встречаются)

Ждёт – что делает? – ждёт - это слово действие, которое состоит из одного слога, так как здесь только одна гласная буква ё.

Лыжи – что? – лыжи – это слово предмет, которое состоит из двух слогов, так как здесь две гласные буквы ( ы и и). В этом слове встречается правило жи пиши с буквой и. В данном слове ударение падает на 1-й слог.

Зелёный – какой? – зелёный  – это слово предмет, которое состоит из трёх  слогов, так как здесь три  гласные буквы (е, ё и ы). В данном слове ударение падает на 2-й слог.

Женя – кто? – Женя – это слово предмет, которое состоит из двух слогов, так как здесь две гласные буквы (е и я). Это слово ловушка. Женя пишется с заглавной буквы. Это имя девочки. А мы знаем правило: Имена, Отчества, Фамилии, клички животных , названий рек , сёл, и городов всегда пишется с заглавной буквы. 

У:  Ребята, а как выдумаете, какое слово лишнее и почему?

Д: Слово зелёный лишнее, так как в нём нет звука [ж]

    

     III  Изучение нового материала

 

 а) Определение темы и цели урока.(слайды №2-4)

  На доске картинки: шуба, шар, шапка, мышка, шишка.

У: - Что объединяет названия данных предметов?

Д: - В каждом слове есть буква «Ш».

У: - Какое название предмета лишнее? Почему?

Д: - Слово «мышка» в этом ряду лишнее, потому что это одушевлённый предмет. К нему можно задать вопрос КТО?

У: - Как вы думаете, какая наша тема?

Д: - Сегодня мы будем изучать буквы Ш, ш

У: - Посмотрим, совпали ли ваши предположения?

(Слайд №2 с буквами Ш, ш.)

б) Слушание песни (мультимедиа) «Песня про букву «Ш» (Слайд №5)

У:- Ребята, я предлагаю вам послушать «Песню про букву «Ш». Слушайте внимательно, а после вы нам скажите, какие ещё есть слова  с буквой «Ш»

Д: - Дракошка, Антошка, шесть, калоши, шляпа, кашне, шея, машет, уши, лошадь, мишка, кошка, мышь, кашалот, крошки,

в) Словарная работа (лайды № 6-9)

Кашне –  узкий мужской шейный шарф, надеваемый под пальто

Кашалот – млекопитающее из отряда зубастых китов.

г) Рефлексия. (Размышление и обобщение.)  (слайд №10)

У: - Охарактеризуйте звук [ш].

Д: - Звук «Ш» согласный парный твёрдый глухой звук

д) Знакомство с буквой. (Сходство, различие.)

- Послушайте стихотворение про букву  (картинка).

              Посмотри на букву «Ша». Буква очень хороша.

              Потому что из неё можно сделать Е и Ё.                           ( читает ученик)

IV Физкультминутка «Матрёшки» (слайды № 11-12)

У:  Отгадайте загадку:                        Ростом разные подружки,

                                                              Но похожи друг на дружку,

                                                              Все они сидят друг в дружке,

                                                              А всего одна игрушка.

Д: Матрёшки

V Чтение слогов, слов и предложение

а) чтение слов и слогов с 83

б) Игра  «Замени первую букву» (№слайд 13)

У: А сейчас мы поиграем в игру. Поставьте в каждом слове вместо первой буквы, букву «Ш» и прочитайте новое слово

Жаль – шаль

Жар – шар

Жить – шить

Жутко – шутка

в) Чтение и анализ текста «Мишка и лужи» с 85

     1) словарная работа (на доске запись слов)

Угодил – попал

Башмаки – ботинки или полуботинки

Штопала – зашивала

Рыбёшку – небольшая рыбка

  1. Чтение текста «Мишка и лужи» учащимися по цепочке, вслух

  1. Анализ прочитанного текста

У: - Когда стал кататься Миша  на велосипеде?

     - Где он катался?

     - Какое у него было настроение?

     - Что произошло, когда он нажал на тормоз?

     - Что делала бабушка потом?

     - Прочитайте предложение, что делал дедушка?

     - А чем в это время занимался Миша?

     - Дайте характеристику главному герою рассказа?

4)  Составление схемы предложения

У: - Прочитайте последнее предложение и составьте его схему

  1. Работа с иллюстрацией с 85

У: - Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Кто здесь нарисован?

            У: - Сравните поведение мальчиков и поведение Миши.

У: - Составьте рассказ по иллюстрации.

   

IV Игра «Путаница»  (работа в парах)

- Прочитайте.

На доме сломалась крыса.

По дороге едет малина.

Девочка в руках несла пар.

         Миска косолапый по лесу идёт.

У: - С чем вы не согласны?  Давайте наведём порядок.

V. Итог урока (Работа по карточка)  (№ слайд 14)

У: - Подведём итог нашего урока. Я предлагаю вам выполнить тест «Буква Ша». Если вы согласны с прочитанным предложением, то рядом с ним ставим знак «+», если вы считаете, что данное предложение не верное, то рядом с ним ставим знак «-».

Д:

1) Эта буква называется буква «ша».

2) Эта буква обозначает глухой согласный звук.

3) Эта буква обозначает 2 звука

4) Эта буква обозначает только один твёрдый звук.

5) Эта буква не дружит с буквой «ы» и никогда не стоит рядом с ней.

- Что узнали о букве «Ш»?

- Что вам понравилось на уроке? 

- Ваше мнение о вашей работе на  уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».

Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...

урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.

Задачи:1.     Уточнить  и закрепить артикуляцию и акустические признаки при  произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2.     Дифференцировать звуки Ш и Ж...

Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»

Конспект  открытого  урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами  и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками.        ...

«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».

Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.

Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...