"Урок-аукцион" по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

             Мы давно ведем речь о личностно ориентированном обучении. Учитель, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии... пользуется различными методами, приемами, формами. Вашему вниманию предлагается фрагмент итогового урока по русскому языку в 4-м классе нетрадиционной формы - "Аукцион знаний".

         Урок в форме "аукциона знаний" активизирует мысль детей. Процесс повторения, систематизации знаний проходит занимательно, интересно, динамично. Знания в области русского языка становятся личностно значимыми. Дают возможность ощутить радость успеха.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok-auktsion.doc42 КБ

Предварительный просмотр:

Мы давно ведем речь о личностно ориентированном обучении. Учитель, создавая условия для проявления деятельности личностных структур сознания: критичности, мотивирования, автономности, рефлексии... пользуется различными методами, приемами, формами. Вашему вниманию предлагается фрагмент итогового урока по русскому языку в 4-м классе нетрадиционной формы - "Аукцион знаний".

Урок в форме "аукциона знаний" активизирует мысль детей. Процесс повторения, систематизации знаний проходит занимательно, интересно, динамично. Знания в области русского языка становятся личностно значимыми. Дают возможность ощутить радость успеха.

До урока-аукциона в классе идет подготовительная работа:

  • повторяется материал по разделам;
  • идет поиск дополнительных интересных сведений и фактов по каким-либо категориям, которые были представлены на аукционе;

-составляются ребусы, игры, дети выполняют рисунки, готовят частушки, сценки, стихи и т., области знаний по русскому языку.

Командам предстоит принять участие в диалоге, "на торгах" все должно происходить динамично (за этим следит капитан).

ХОД УРОКА

I. Вступительная беседа

Ведущий.  - Сегодня у нас с вами урок - аукцион.

- Кто из вас знает: что такое аукцион?

Дети. - Это торги, на которых различные предметы выставляются на продажу. Купить их может тот заплатит больше других.

Ведущий. - Правильно. Итак, "для продажи" будут выставлены несколько "предметов" («вещей») грамматических категорий:

  • имя существительное;
  • имя прилагательное;
  • глагол.

В диалоге "на торгах"  в качестве одного шага (ответа) каждая команда имеет право на высказывание, по очереди сменяя другую команду.

Ведущий. На "продажу" сегодня выставлены поистине бесценные "вещи".

Помогать вам будут внимание, сообразительность и дружная работа в команде.

Я представляю вам ассистента, который будет вести подсчет баллов.

Прежде чем прозвучит гонг (на столе металлическая тарелка или йодное и молоточек), каждая команда-участница должна внести залог, доказать свою "состоятельность на торгах" - способность участвовать в аукционе.

II. Предварительный "залог-задание"

На столе ведущего лежат два листа с заданиями. Капитаны выбирают задания, и команды приступ; выполнению. Время ограничено (30 с), задание состоит из 2-х частей:

  • расположить буквы в алфавитном порядке;
  • используя все буквы, составить слово-название команды.

ОТКЙЗНА         РЕГМИОТА

(Знатоки)       (Грамотен)

Ведущий. Чья команда быстрее справится с заданием, та и будет иметь право первой начать диалог о торгах.

Дети выполняют задание.

-        Итак, команды получили названия и доказали свою состоятельность для участия в аукционе. В "Аукционе знаний" участвуют (прошу встать команды): команда "Грамотеи" и команда "Знатоки".

На столах таблички с названиями команд.

III.Открытие "Аукциона знаний"

Звучит удар гонга.

Ведущий. Первая "вещь" на продажу!

Ассистент вносит табличку "Имя прилагательное".

Ведущий.  -Начальная цена 10 баллов (на табличке устанавливается цифра).

За каждый правильный ответ команда получает 2 балла. Если в ответе представлен дополнительный интересный материал, команда получает 4 балла.

  • Торги начались!
  • Начинает торги команда ... Примерный диалог:

Грамотеи. Прилагательное - это часть речи. Знатоки. Обозначает признак предмета.

Грамотеи. Отвечает на вопросы: какой?, какая?, какое?, какие?

Знатоки. Изменяется по родам, числам, падежам.

Грамотеи. В предложении - второстепенный член предложения.

Знатоки. Согласуется с существительным в роде, числе и падеже. 

Грамотеи. В словосочетании является зависимым словом.

Знатоки. Слово "прилагательное" в переводе с греческого означает «эпитет» (за этот ответ 4 балла).

Грамотеи. В переводе с латинского - "прибавленное", "приложенное».

Знатоки. Прилагательное бывает кратким.

Когда ответы  иссякли, прозвучало последнее высказывание, ведущий троекратно отстукивает окончание торгов за эту "вещь". Табло показывает окончательный счет.

Ведущий. "Вещь" продана команде... набравшей большее количество баллов и давшей после ответ.

Пока  ассистент  ведет  подсчет  баллов,  для  команд  представляется «Разминка»

IV. Конкурс «Отгадай слово».

•        Его корень в слове писать, приставка в слове рассказать, суффикс в слове книжка, окончание в слове вода. (Расписка)

  • Его корень в слове вязать, приставка в слове замолчать, суффикс в слове сказка, окончание в слове рыба. (Завязка)

        Ведущий. Кто больше всего подберет прилагательных к словам: рояль, картофель, тополь, путь, собака.

V. Поэтическая минутка.

        Дети читают отрывки из стихотворений о весне.

После того как победитель первых торгов определен, проданная «вещь» устанавливается на стол команды, "купившей её». С команды, проигравшей торги,  взимается "комиссионный сбор". Для этого участники команды исполняют номер художественной самодеятельности: песню, танец, часть стихотворения, пантомиму, сценку и т.д.

VI.        Продолжение аукциона

        Ведущий. Торги продолжаются.

        Звучит гонг. Ассистент выносит табличку «имя существительное», а затем «глагол». (торги все аналогично предыдущим)

VII.        Подведение итогов аукциона

Ведущий. Сегодня аукцион завершается. Я благодарю всех участников аукциона, а также болельщиков и ассистента за четкую и быструю работу. А сейчас самое приятное - награждение команд-участниц в "Аукционе знаний по русскому языку". (Аплодисменты командам)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Русский язык – родной язык русского народа" Урок русского языка. 1класс.

На уроке учащиеся 1 класса  обсуждают значение родного языка для русского народа....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному предмету «Русский язык» (письмо, русский язык) 1 класс По учебнику «Русский язык» В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Рабочая программа по учебному предмету «Русский язык» разработана на основе:-        Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образ...

Конспект урока по русскому языку "Формирование чувства уважения к русскому языку, гордости за русский язык" 2 класс (УМК "Школа России")

Цели деятельности учителя: уточнение представления об имени прилагательном, как о части речи; формирование умений находить имена прилагательные в предложениях и тексте; установление связи имени прилаг...