урок письма "Строчная буква Х"
учебно-методическое пособие по русскому языку (1 класс) по теме

Трунова Елена Николаевна

Урок письма в 1 классе по программе "Перспективная начальная школа" с презентацией.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon strochnaya_bukva_kh.zip1.31 МБ

Предварительный просмотр:

Урок письма  в 1 классе

 Тема: «Письмо строчной  буквы х ».

Цель: создание условий для формирования умения писать строчную букву «х»

Задачи: 

- сформировать в памяти первоклассников четкий зрительно-двигательный образ строчной буквы «х», научить писать ее по алгоритму и соединять с буквами;

- способствовать развитию грамотного письма;

- развивать у учащихся аналитико-синтетическую мыслительную деятельность, фонематический слух;

- воспитывать взаимоуважение и взаимопонимание;

 

УУД:

Личностные

 1) формирование познавательных мотивов, интереса к новому (приобретение новых знаний и умений)

Познавательные

  1. познавательное логическое ууд – анализ и конструирование письменных букв из элементов – шаблонов;
  2. контролировать и оценивать процесс и результат деятельности;
  3. формирование умения сравнивать и выделять общее и различное;

Регулятивные

  1. определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя;
  2. учиться отличать верно выполненное задание от неверного;
  3. умение осуществлять действие по образцу;
  4. осуществлять самоконтроль;

Коммуникативные

  1. взаимодействие (сотрудничество) с соседом по парте;
  2. осуществление взаимного контроля.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, тетрадь по письму. 1 класс. Ч. 3, карточки с буквами для работы в парах;  презентация к уроку.

Ход урока:

 I . Организационный момент.

Слайд№2

 С добрым утром! Начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не молчать,

Будем дружно отвечать.

Психологический настрой.

— Ребята, какое сейчас время года? Назовите зимние месяцы.
— Представьте себе зимний морозный день на лесной полянке. Мороз щиплет вас за щёчки. (Дети делают щипательные движения руками за щёчки). У вас замёрз носик и ушки. Потрите носик и ушки. Вам стало тепло и весело. Посмотрите друг на друга. Улыбнитесь. Передайте ваше тепло и радость окружающим. Я желаю вам сохранить это тепло и радость на протяжении всего урока.

II. Мобилизующий этап

  Слайд№3

- Познакомьтесь, ребята! Это наши новые друзья: Владимир и Лида. Кого я назвала полным именем – мальчика или девочку? (Мальчика)

-А как вы думаете, дружат ли они? (Да, держатся за руки)

-Сегодня дети решили  не только нам помочь в выполнении заданий, но и приготовили для нас свои правила дружбы. И если мы хорошо поработаем, то сможем все их открыть. 

III.  Определение  цели и темы урока.

-А сейчас наши новые друзья хотели бы посмотреть, насколько  мы  дружны.

Нам предстоит поработать в паре.

-Ребята,  перед вами  лежат листочки бумаги, на которых изображены буквы.

- Объедините буквы в пары  по какому-либо  признаку?

 б-п, в-ф, г-к, д-т, з-с, ж-ш, х. 

Слайд№4

-    Вы хорошо справились с этим заданием, и мы открываем первое правило дружбы.

                      Помоги другу в трудную минуту.

(Настоящий друг – этот тот, кто умеет поддержать своего товарища, помочь ему в трудную минуту, он всегда рядом и в радости, и в грусти.)

- Какая буква осталась без пары? (Буква х)

-А теперь, друзья, уделим внимание затерявшейся среди пар по звонкости-глухости букве Х.

- Слайд№5

   - А что мы уже знаем о букве и звуке Х [x] еще из урока чтения?

 (Согласный, глухой, не имеет пары, может быть твердым и мягким.)

 -А как называется наш урок? (урок письма)

- Сформулируйте мне тему урока, над которой мы будем работать, и его цель.

- Замечательно, молодцы!

Слайд№6

В каких словах и где мы слышим звук [x]

 IV.Формирование зрительно-двигательного образа буквы в памяти учащихся.

- Посмотрите в пропись  на письменную букву х.

 Скажите, из каких элементов состоит буква х? (из 2-х полуовалов)

 -На какие буквы похожа строчная буква Х?

Рассмотрите элементы письменных букв, данные в тетради, и обведите только те, из которых состоит строчная буква «х».

– Выполните конструирование строчной буквы «х» у себя на столе.

В индивидуальные конверты помимо шаблонов № 19, № 2, необходимых для конструирования этой буквы, следует положить шаблоны для дифференцирования размера и формы элементов.

– Проверьте правильность выполнения задания на конструирование буквы с помощью «ключа». (Тетрадь № 3, с. 32.)

Слайд№7

-А теперь посмотрите в какой последовательности пишется строчная буква х.

1. Учитель дает сначала полное, а затем краткое объяснение образца начертания строчной буквы «х» на доске.

Начинаем ниже верхней линейки. Слева направо прописываем полуовальную линию, коснувшись верхней линейки (1). Опускаем ее вниз (2), закругляем влево, коснувшись нижней линейки (3). Делаем повтор по закруглению вправо (4). Линию повтора продолжаем вверх, отклоняясь вправо (5). Закругляем ее вправо, коснувшись верхней линейки (6). Делаем повтор по закруглению влево (7). Опускаем полуовальную линию вниз, коснувшись первого полуовала (8), закругляем вправо, коснувшись нижней линейки (9).

Слева направо (1), вниз (2), влево (3), вправо (4), вверх, отклоняясь вправо (5), вправо (6), влево (7), вниз (8), вправо (9).

2. Показ и объяснение учителем на доске технологии начертания строчной буквы «х» под счет.

3. Учащиеся выполняют упражнения в ритмичном чередовании напряжения и расслабления мышц под счет сначала «в воздухе», а затем под счет по тетради (с. 31).

4. Имитация учащимися начертания буквы «х» по алгоритму на основе двигательных элементов, которые последовательно соединяются в букве (письмо в синей рамке).

V.  Письмо буквы х  и ее буквосочетаний в прописи. 

– Примите правильную позу для письма и соблюдайте ее в течение выполнения задания двух строчек. (При необходимости учитель оказывает индивидуальную помощь учащимся.)

1. Письмо учащимися в тетради  строчной буквы «х» по алгоритму.

- Обведите самую красивую букву, покажем учителю и другу по парте. (Дети проводят самоанализ)

 -Буквы тоже дружат и образуют пары.  

 Посмотрите внимательно на следующую строчку и назовите буквосочетания с буквой

  х. (….)

Упражнение в письме среднеплавного соединения: ах, ох, эх.

 -Молодцы! Вы хорошо поработали у нас появляется  второе правило дружбы:

Слайд№8

                 Не обманывай друга, будь с ним честен.   

VI.Физкультминутка

Слайд№9

1,2,3,4,5 –вышли пальчики гулять.                      

Этот пальчик –в лес пошёл (мизинец).                

Этот- гриб нашёл (безымянный).

Этот- чистил (средний).

Этот- жарил (указательный).

Этот –ел. Оттого и растолстел.(большой)

VII.  Письмо слов с буквой х в прописи. 

 Упражнение в письме слов по образцу:

мех – смех                  

- Составьте звуковые модели этих слов. Проанализируйте каждое слово.

слуги – слухи

-Разделите эти слова на слоги и поставьте ударение.

Учащиеся  выполняют письмо слов.

  -Ребята! А кто из вас любит отгадывать загадки, ребусы, шарады? Тогда для вас сюрприз:

Слайд№10

– Отгадайте шараду:

 С буквой Х меня на себе носят,

 С буквой С в столовой просят.

                                                     (Халат – салат.)

- Запишите их на свободной строке, выделите слоги и поставьте ударение.    

VIII.Физкультминутка

Слайд№11

-А сейчас поиграем. Я буду называть слова. Если вы услышите в словах новые звуки [Х ] –

[ Х’], то вы хлопайте в ладоши, а если нет - то  топайте ногами. Будьте внимательны!

ХОР, стол, МЕХ, дом, окно, САХАР, пенал, МУХИ, дверь, УХА, ХОМЯК,  ручка, ХУЛИГАН.

IX. Списывание предложения по правилам списывания.

Слайд№12

Отгадайте загадку:

Словно с шубы воротник, 
Убежал сей озорник! 
Этот маленький зверёк 
Называется ...(хорёк)

- Прочитайте предложение про этого зверька.

У хорьков нарядный мех.

Учащиеся читают предложение и составляют его схему.

Слайд№13

– Какое слово-помощник используется в этом предложении?

– Проанализируйте каждое слово предложения и выполните письмо по образцу.

Слайд№14

Вы хорошо потрудились, вот и  третье правило дружбы:

                   Умей с другом разделить радость.

Х. Подведение итога урока.

Слайд№15

- Пора подводить итоги. Итог урока мы подведем предложениями, в которые вы доскажите слова:

 « Я сегодня на уроке научился (лась),

 « Я сегодня на уроке узнал (ла)»

XI. Рефлексия

- Все правила дружбы мы с вами открыли. Я бы очень хотела, чтобы вам  как можно чаще

 говорили:                                  

Слайд№16

                                     «Давай дружить!»

- Какие задания показались вам интересными?

- Что вызвало трудности?

- Над чем нужно еще поработать?

- Спасибо за урок!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте + урок письма Буква М м

урок бочения грамоте + урок письма по УМК Перспектива...

"Урок здоровья. Буква А - первая буква алфавита и здоровья."

"Буква А - первая буква алфавита и здоровья"....

Конспект урока "Строчная буква х", "Заглавная буква Х"

УМК "Перспективная начальная школа"...

Конспект урока "Согласная буква Л. Правописание строчной буквы л" + интерактивная презентация

Ход урокаI. Мобилизующая часть урока.II. Формирование новых знаний, умений, навыков.Фонетическая зарядка:– Как поют песенку без слов? (Ля-ля…)1. Выделение твердого и мягкого согласных звуков [л] и [л′...

Презентация + конспект урока "Большая буква в именах. Письмо заглавной буквы А." (1 кл. УМК "Эльконин-Давыдов")

Цели деятельности учителя: научить написанию заглавной буквы а.Планируемые результаты:Предметные: учатся писать элементы и заглавную букву А;Личностные: учатся выражать свое мнение; строить сообщ...