Урок русского языка "Приставки и предлоги". Образовательная система "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Мирошниченко Надежда Владимировна

Урок предназначен для того, чтобы оганизовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний  о приставке и предлоге. Через проблемную ситуацию дети ставят перед собой цель и тему урока. Достижение цели через самостоятельную работу в группах

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pristavka_i_predlog.docx22.85 КБ
Файл pristavka_i_predlog.pptx534.36 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Различие приставок и предлогов.

Цель: организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний о приставке и предлоге.

Ход урока:

1.Огр. момент

2. Словарная работа.

- Чему учимся на уроках русского языка?

_ какими нужно быть, чтобы писать грамотно?

- а что нужно знать?

- Проведём словарную работу. Запишите словосочетания, раскройте скобки:

Катюша (за)красила картинку. Игорь пошёл (за) красками. Машины расчищали снежные (за)носы. Мороз щиплет (за) носы.

3.Формулирование темы и цели урока:

- Назовите, в каких местах написали за- вместе, а в каких раздельно. Почему за написано то слитно, то раздельно?

- Как это доказать?

- всегда ли вам удаётся писать без ошибок приставки и предлоги.

- Что нужно для того, чтобы не допускать ошибки?

- Поставьте тему и цель урока.

4.Открытие новых знаний:

-Что нам поможет отличить приставки от предлогов? (Правило или алгоритм).

- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (На основе наблюдения и сравнения).

План действий:

1.Понаблюдаем.

2..Сравним.

3.Сделаем вывод.

1 группа: (на карточке) запишите слова, выделите приставки. Вспомните, что вы знаете о приставках. Почему эта часть слова так называется? Для чего нужны приставки? Как пишутся приставки? Как найти приставку в слове?

Прилетел, забежал, донёс, переписал, нарисовал

2 группа: (на карточке) – вставьте пропущенные слова. Выделите орфограмму пробел. Вспомните, что вы знаете о предлогах. Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги со словами?

Вышел …  улицу, добежал … реки, принёс … урок.

- давайте запишем выводы

Предлог                                                                                 Приставка

1.Маленькое слово                             1. Часть слова

2.Нужен для связи слов в                   2.Для образования новых слов

предложении

3.Со словами пишется отдельно        3.со словами пишется слитно

4.между предлогом и словом             4.между приставкой и словом нельзя вставить другое слово

 можно поставить другое слово                      или вопрос

или вопрос                            

                                                                     5.чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать                              

                                                                      однокоренное слово с другой приставкой

ПРИСТАВКА.

Перед корнем есть приставка.

Слитно пишется она.

И при помощи приставки

Образуются слова

                                                                         ПРЕДЛОГ.

Он членом предложения не бывает,

                                    Но дело этот малый твердо знает.

  Не изменяется, один не может жить,

         Но вот с глаголами не захотел дружить.

                                   Словам он руки помощи дает.

                                   Им помогает, связи бережет.

И пишется от слов всегда отдельно.

          Считает: приставать к ним очень скверно.

Составление алгоритма

5. Закрепление полученных знаний:

1) (до)ехал                        (до)деревни

(по)бежал                           (по)дороге

(про)читал                (про)завод

(под)полз                        (под)машину

(на)кричал                            (на)собаку

-Спишите словосочетания, раскрывая скобку. Подчеркните предлог и выделите приставку

. Физминутка

Метод «Земля, воздух, огонь и вода»

Цель – повысить уровень энергии в классе.

Численность – весь класс.

Время – 8-10 минут

Проведение:

Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.

Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.

Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.

Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.

Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.

- Как пишутся предлоги со словами?

- для чего служат приставки?

- составьте и запишите 2  предложения с любыми словами

2) Самостоятельная работа

-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.

-Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.

Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли  сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.

Дифференцированная работа.

-Выберите себе задание, с которым справитесь.

1 уровень

-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.

  1. Лодка (от)плыла (от)берега.
  2. Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
  3. Солнце (за)шло (за)тучу.
  4. Всадник (с)лез (с)коня.
  5. (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
  6. (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
  7. Весной снег (с)брасывают (с)крыш.

2 уровень.

Найди слова с приставками и выделите их.

На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.

3 уровень.

-Вставьте предлоги и запишите предложения.

Воробей забился … крышу.

Ваза сделана … стекла.

Машина подъехала … дому.

Лось спрятался … деревом.

Грачи разгуливали … полю.

Проверка заданий и выводы.

3.Работа в группах.  (у каждой  группы одинаковые задания)

Решили лисы кролика (за)печь,  _____________________________________________

А кролик из духовки прыг (за) печь.  __________________________________________

Зависело б (от)мыла,  _____________________________________________________

Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________

Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________

И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________

 Я правило бубня (под)нос,    ________________________________________________                                  

в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________

Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________

Проверка заданий. Подведение итогов. (слайд)

VI.Итог урока:

Составление кластера.

На доске находятся опоры:

  • часть слова
  • отдельное слово
  • отдельно
  • слитно
  • для связи слов в предложении
  • для образования новых слов

Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.

написал

на доске

1. приставка

1. предлог

2. часть слова

2. отдельное слово

3. слитно

3. отдельно

4. для образования новых слов

4. для связи слов в предложении

- Какое задание вас заинтересовало?

Игра на внимание.

1. Слова с приставками - 1 хлопок.

2. Слова с предлогами - 2 хлопка.

(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Приставка и предлог. Цель: учиться писать приставку и предлог со словами Тема:

Слайд 2

Прилетел, забежал, донёс, переписал, нарисовал Вышел … улицу, добежал … реки, принёс … урок. на до на

Слайд 3

Предлог ( ) Приставка ( ) Это служит пишется Часть речи Часть слова Для связи слов в предложении Для образования новых слов раздельно слитно

Слайд 4

Читаю слово Можно вставить д ругое слово или в опрос? да нет Пишу раздельно Пишу слитно

Слайд 5

Проверь! д о ехал п о б е жал пр о читал п о дполз накр и чал до д е ревни по д о роге про з а вод под м а шину на с о баку

Слайд 7

Проверь! Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.

Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи;           -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...

Презентация к уроку к уроку русского языка в 3 классе. "Школа 2100"

Презентация к уроку русского языка УМК "Школа 2100" по теме "Повторяем изученные орфограммы"(Урок №6)....

Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31

Тема:  Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...

Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.

Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием  одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМЕ ПРЕДЛОГ

Предлог.  Роль предлогов в речи. Форма проведения:  классно-урочная.  Тип урока. Урок изучения нового материала на деятельной основе.Современные образовательные технологии : т...

Урок русского языка во 2 классе («Школа 2100») Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги»

Цели: 1. Учить различать приставки и предлоги на письме. 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание, мышление, самоконтроль; развивать умение работать в группах, по алго...