Урок русского языка "Приставки и предлоги". Образовательная система "Школа 2100"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Урок предназначен для того, чтобы оганизовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний о приставке и предлоге. Через проблемную ситуацию дети ставят перед собой цель и тему урока. Достижение цели через самостоятельную работу в группах
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pristavka_i_predlog.docx | 22.85 КБ |
pristavka_i_predlog.pptx | 534.36 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Различие приставок и предлогов.
Цель: организовать и направить учебную деятельность обучающихся на восприятие знаний о приставке и предлоге.
Ход урока:
1.Огр. момент
2. Словарная работа.
- Чему учимся на уроках русского языка?
_ какими нужно быть, чтобы писать грамотно?
- а что нужно знать?
- Проведём словарную работу. Запишите словосочетания, раскройте скобки:
Катюша (за)красила картинку. Игорь пошёл (за) красками. Машины расчищали снежные (за)носы. Мороз щиплет (за) носы.
3.Формулирование темы и цели урока:
- Назовите, в каких местах написали за- вместе, а в каких раздельно. Почему за написано то слитно, то раздельно?
- Как это доказать?
- всегда ли вам удаётся писать без ошибок приставки и предлоги.
- Что нужно для того, чтобы не допускать ошибки?
- Поставьте тему и цель урока.
4.Открытие новых знаний:
-Что нам поможет отличить приставки от предлогов? (Правило или алгоритм).
- Какой способ мы будем использовать при выведении правила? (На основе наблюдения и сравнения).
План действий:
1.Понаблюдаем.
2..Сравним.
3.Сделаем вывод.
1 группа: (на карточке) запишите слова, выделите приставки. Вспомните, что вы знаете о приставках. Почему эта часть слова так называется? Для чего нужны приставки? Как пишутся приставки? Как найти приставку в слове?
Прилетел, забежал, донёс, переписал, нарисовал
2 группа: (на карточке) – вставьте пропущенные слова. Выделите орфограмму пробел. Вспомните, что вы знаете о предлогах. Для чего нужны предлоги? Как пишутся предлоги со словами?
Вышел … улицу, добежал … реки, принёс … урок.
- давайте запишем выводы
Предлог Приставка
1.Маленькое слово 1. Часть слова
2.Нужен для связи слов в 2.Для образования новых слов
предложении
3.Со словами пишется отдельно 3.со словами пишется слитно
4.между предлогом и словом 4.между приставкой и словом нельзя вставить другое слово
можно поставить другое слово или вопрос
или вопрос
5.чтобы найти приставку в слове, нужно подобрать
однокоренное слово с другой приставкой
ПРИСТАВКА.
Перед корнем есть приставка.
Слитно пишется она.
И при помощи приставки
Образуются слова
ПРЕДЛОГ.
Он членом предложения не бывает,
Но дело этот малый твердо знает.
Не изменяется, один не может жить,
Но вот с глаголами не захотел дружить.
Словам он руки помощи дает.
Им помогает, связи бережет.
И пишется от слов всегда отдельно.
Считает: приставать к ним очень скверно.
Составление алгоритма
5. Закрепление полученных знаний:
1) (до)ехал (до)деревни
(по)бежал (по)дороге
(про)читал (про)завод
(под)полз (под)машину
(на)кричал (на)собаку
-Спишите словосочетания, раскрывая скобку. Подчеркните предлог и выделите приставку
. Физминутка
Метод «Земля, воздух, огонь и вода»
Цель – повысить уровень энергии в классе.
Численность – весь класс.
Время – 8-10 минут
Проведение:
Учитель просит обучающихся по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю, огонь и воду.
Воздух. Ученики начинают дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха.
Земля. Теперь ученики должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Учитель вместе с обучающимися начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте.
Огонь. Ученики активно двигают руками, ногами, телом, изображая языки пламени. Учитель предлагает всем ощутить энергию и тепло в своем теле, когда они двигаются подобным образом.
Вода. Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Ученики просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
- Как пишутся предлоги со словами?
- для чего служат приставки?
- составьте и запишите 2 предложения с любыми словами
2) Самостоятельная работа
-У вас на столах лежат листочки с заданиями. Выполните работу.
-Найдите в тексте слова с приставками, выделите приставки. Найдите в тексте слова с предлогами, подчеркните предлоги.
Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.
Дифференцированная работа.
-Выберите себе задание, с которым справитесь.
1 уровень
-Подчеркните предлоги. Выделите приставки.
- Лодка (от)плыла (от)берега.
- Мальчик (на)шел (на)дороге монетку.
- Солнце (за)шло (за)тучу.
- Всадник (с)лез (с)коня.
- (По)дорожкам сада (по)бежали ручейки.
- (До)лагеря мы(до)брались только ночью.
- Весной снег (с)брасывают (с)крыш.
2 уровень.
Найди слова с приставками и выделите их.
На поляну опустился вертолёт. Он доставил грузы для геологов. Геологи ищут нефть в тайге.
3 уровень.
-Вставьте предлоги и запишите предложения.
Воробей забился … крышу.
Ваза сделана … стекла.
Машина подъехала … дому.
Лось спрятался … деревом.
Грачи разгуливали … полю.
Проверка заданий и выводы.
3.Работа в группах. (у каждой группы одинаковые задания)
Решили лисы кролика (за)печь, _____________________________________________
А кролик из духовки прыг (за) печь. __________________________________________
Зависело б (от)мыла, _____________________________________________________
Веснушки я б (от)мыла.____________________________________________________
Сугробы снега вьюги (на)мели,______________________________________________
И грузовик, как баржа, (на)мели.____________________________________________
Я правило бубня (под)нос, ________________________________________________
в альбоме рисовал (под)нос._________________________________________________
Вот (до)сада, я не дошла (до)сада.___________________________________________
Проверка заданий. Подведение итогов. (слайд)
VI.Итог урока:
Составление кластера.
На доске находятся опоры:
- часть слова
- отдельное слово
- отдельно
- слитно
- для связи слов в предложении
- для образования новых слов
Указать опоры, которые относятся к приставке и предлогу.
написал | на доске |
1. приставка | 1. предлог |
2. часть слова | 2. отдельное слово |
3. слитно | 3. отдельно |
4. для образования новых слов | 4. для связи слов в предложении |
- Какое задание вас заинтересовало?
Игра на внимание.
1. Слова с приставками - 1 хлопок.
2. Слова с предлогами - 2 хлопка.
(За)горой, ((за)бежал, (с)вернула, (с)крыши, (на)бумаге, (на)резать, (на)листе, (на)чертили.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Прилетел, забежал, донёс, переписал, нарисовал Вышел … улицу, добежал … реки, принёс … урок. на до на
Предлог ( ) Приставка ( ) Это служит пишется Часть речи Часть слова Для связи слов в предложении Для образования новых слов раздельно слитно
Читаю слово Можно вставить д ругое слово или в опрос? да нет Пишу раздельно Пишу слитно
Проверь! д о ехал п о б е жал пр о читал п о дполз накр и чал до д е ревни по д о роге про з а вод под м а шину на с о баку
Проверь! Зимой море замёрзло. Рыбаки собрались ловить рыбу. Они взяли сети и поехали на санях по льду. Поехал и рыбак Андрей, а с ним его сынишка Володя. Андрей с товарищами заехал дальше всех. Наделали во льду дырок и запустили сети. День был солнечный. Всем было весело.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
тематическое планирование уроков русского языка (2 класс,программа "Школа 2100")
Тематическое планирование...
Конспект урока русского языка. 3 класс. Программа «Школа 2100». Тема: Образование имён существительных с уменьшительно-ласкательным значением.
Цели: -- обобщить знания об имени существительном, как части речи; -- научить образовывать существительные с уменьшительно-ласка...
Презентация к уроку к уроку русского языка в 3 классе. "Школа 2100"
Презентация к уроку русского языка УМК "Школа 2100" по теме "Повторяем изученные орфограммы"(Урок №6)....
Технологическая карта урока Русский язык. 4 класс. ОС «Школа 2100» Учитель ГБОУ лицея №64 Кузнецова Татьяна Григорьевна Урок № 31
Тема: Отличие простого предложения от сложного. Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.Цель: Сформировать умение ставить знаки препинания (запятую) в сложном предложении с бессоюзной ...
Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деяте...
УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ТЕМЕ ПРЕДЛОГ
Предлог. Роль предлогов в речи. Форма проведения: классно-урочная. Тип урока. Урок изучения нового материала на деятельной основе.Современные образовательные технологии : т...
Урок русского языка во 2 классе («Школа 2100») Тема: «Развитие умения различать приставки и предлоги»
Цели: 1. Учить различать приставки и предлоги на письме. 2. Развивать орфографическую зоркость, речь, память, внимание, мышление, самоконтроль; развивать умение работать в группах, по алго...