Урок русского языка 3 класс УМК " Школа 2100" Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.
Цели для ученика: познакомиться с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного; развивать умении задавать вопросы к имени существительному как части речи; развивать внимание , наблюдательность, воспитывать любовь в своему народу, к родному языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tehnologicheskaya_karta_uroka._russkiy_yazyk_3_klass.docx | 39.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта урока
Учитель Терентьева Мария Владимировна
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цели для учителя: создать условия для знакомства с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного, содействовать развитию приемов умственной деятельности: сравнение, анализ, обобщение; способствовать развитию внимания и наблюдательности, умению работать в коллективе ,давать самооценку учебной деятельности.
Цели для ученика: познакомиться с понятием одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного; развивать умении задавать вопросы к имени существительному как части речи; развивать внимание , наблюдательность, воспитывать любовь в своему народу, к родному языку.
Планируемые метапредметные результаты:
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
- развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и определять тематические группы неодушевленных имен существительных.
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Планируемые предметные результаты:
Понимать суть одушевленных и неодушевленных имен существительных , знать их отличие, уметь правильно задавать вопросы к ним.
Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ , элементы здоровьесберегающих технологий
Ресурсы для урока:
1. Карточки со словарными словами.
2. ЭОР «Академия младшего школьника»
3. Презентация к уроку.
4. Ноутбук, проектор,интерактивная доска
5.Учебник «Русский язык», Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева, 2 часть, «Баласс»,2012.
6.Методическое пособие для учителя «Русский язык» ,«Баласс»,2012.
7.Диск «Академия младшего школьника»
8. Интернет ресурсы: http://www.school2100.ru
Этап урока | Содержание учебного материала | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Развитие УУД |
1.Самоопределение к деятельности. Цель: Создать условия для возникновения у ученика внутренней потребности включения в учебный процесс | Приветствие учащихся. - Здравствуйте,ребята! Готовы к уроку? На вас надеюсь я , друзья. Мы хороший дружный класс. Всё получится у нас! Я очень хочу, чтобы урок получился интересным, познавательным, чтобы мы вместе повторили и закрепили то, что уже знаем и постарались открыть новые секреты имени существительного. | Создаёт условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность | Приветствуют учителя. Организуют своё рабочее место, проверяют наличие необходимых учебных принадлежностей | УДД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
сотрудничества с учителем и сверстниками) |
2.Словарная работа . Цель: Организовать актуализацию изученных словарных слов для проблемного изложения нового материала | Ребята, к нам в гости пришел Снеговик, он приготовил вам интересные задания.. - Посмотрите внимательно (слайд 2 и карточки у каждого). О чем хочет попросить Снеговик? - Правильно , надо вспомнить правописание словарных слов. Выполните задание. Обменяйтесь тетрадям и проверьте работу одноклассника. Поднимите руку, кто выполнил работу без ошибок? С одной ошибкой? В чем были затруднения? На какие вопросы отвечают эти слова? | Мотивирует учащихся к изучению темы. Стимулирует желание помочь ребятам. | Высказывают предположения о просьбе Снеговика, читают словарные слова и вставляют пропущенные буквы, сверяют по образцу Задают к словам вопросы Оценивают свою работу | УДД:
выделение необходимой информации); Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь ребятам подготовиться Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога |
3.Формулирование проблемы, планирование деятельности Цели: 1) Зафиксировать причину затруднения. 2) Организовать подводящий или побуждающий диалог по проблемному объяснению нового знания.
. | Прочитайте слова: Друг, ветер, снег, слон - Что объединяет эти слова? -Распределите их в две группы. - Как вы предполагаете на какие? Подсказка: вспомните на какие вопросы отвечают имена существительные. - Сформулируйте основной вопрос урока. – Как они называются? - Прочитайте название параграфа на с. 13. – Что вы представили, прочитав слова одушевлённые и неодушевлённые? – Как вы думаете, что это за имена существительные? Приведите примеры таких слов. Проверим наши предположения. – Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.) | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Фиксирует тему на доске, слайде. | Делают вывод что эти слова имена существительные , предполагают на какие группы их можно разделить. Пробуют сформулировать основной вопрос урока (Чем отличаются слова, отвечающие на вопрос кто? и что?) Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Делают вывод: Имена существительные которые отвечают на вопрос кто? называют (одушевлённые предметы) Имена существительные, которые отвечают на вопрос что? называют (неодушевлённые предметы). Приводят примеры.записывают в тетрадь. |
УДД:
установление учащимися связи между целью учебной деятельностью и ее мотивом);
познавательные (постановка и формулирование проблемы; Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «одушевленные предметы», «неодушевленные предметы»; - определять имена существительные одушевленных и неодушевленных предметов и обосновывать свое мнение Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание, используя термины, в рамках учебного диалога. Предметные умения: - - классифицировать существительные на группы одушевленных и неодушевленных предметов; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные |
4.Открытие нового знания Цель: 1)Организовать уточнение и согласование темы урока. 2)Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: 3) Соотнесение нового знания с правилом в учебнике.
. | Какая тема нашего урока?: Цель нашего урока… ( научиться различать одушевлённые и неодушевлённые имена существительные.) Динамическая пауза . Упражнение «4 угла» - Откройте учебники на с. 13, упр.218
-Попробуйте уточнить вопрос, поставленный в начале урока.– уточнение может быть разным.) Сравните с формулировкой основного вопроса урока в учебнике (с. 196).п.18 - упр.219 Слово учусь дети не записывают (что делаю? – глагол). Работа с определением. –Проверьте свои предположения, прочитав определение в рамке учебника (с. 14) Ученики читают определение про себя, затем вслух, приводят свои примеры. – Как вы думаете, может ли одушевлённое существительное стать неодушевлённым или наоборот? (Нет, если существительное отвечает на вопрос кто? – оно не может отвечать на вопрос что?)
Динамическая пауза - Я называю имена существительные. Если оно одушевленное, то хлопаете в ладоши, если неодушевленное – прыгаете. Слон, тетрадь, кошка, картина, солнце, девочка, дождь, дельфин, стол, учитель, снег, мороз, собака. - Молодцы! Внимательные дети! | Уточняет тематические рамки. Организует формулировку темы и постановку цели урока. Побуждает к высказыванию своего мнения. Выполняют движения по заданию учителя Организует самостоятельную работу детей, оказывает индивидуальную помощь Учитель обратит внимание детей на то, что в упражнении предложены однокоренные слова, которые отвечают на разные вопросы. Знакомит детей, что Одушевлённость или неодушевлённость – это постоянный признак каждого имени существительного. | Знакомятся с темой урока, обсуждают цели урока и пытаются самостоятельно их сформулировать Ученики самостоятельно выполняют все «шаги» в задании. Затем следует коллективная проверка (Что такое одушевлённые и неодушевлённые существительные, чем они отличаются? На какие вопросы отвечают одушевлённые, а на какие – неодушевлённые существительные?) Одновременно у доски работают два ученика. Один записывает в столбик одушевлённые имена. существительные, другой- неодушевленные читают определение в учебнике . 14 , проверяют свои предположения, делают вывод о своих предположениях. Выполняют движения по заданию | УДД:
цепи рассуждений));
сотрудничества с учителем и сверстниками); Познавательные умения: - различать имена существительные одушевленные и неодушевленные и обосновывать свое мнение; - определять необходимость использования имен существительных одушевленных и неодушевленных; Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - рассказывать о признаках имени существительного; - писать имена существительные одушевленные и неодушевленные по группам; - проводить исследование имен существительных .
|
5. Развитие умений – применение знания. Цель: Организовать усвоение детьми нового способа действий при решении данного класса задач с их проговариванием во внешней речи: | Упр. 221 - Какие тематические группы неодушевлённых существительных можете назвать? Электронный ресурс совершенствуется умение классифицировать слова разных тематических групп и определять их грамматическую отнесённость к неодушевлённым именам существительным. Конструктор урока «Академия младшего школьника» Soptword 70,71,72 - Упр. 222 | Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания Нацеливает учащихся на выполнение следующего задания, осуществляет индивидуальный, выборочный контроль | Определяют и называют тематические группы одушевленных и неодушевленных имен существительных. Выделяют орфограммы при комментированном написании. Работают с интерактивной доской , выполняя задание самостоятельно подбирают слова разных тематических групп , определяют их одушевленность и неодушевленность и проводят взаимопроверку в парах | УДД: Познавательные Развивать умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов. Выявлять сущность, особенности объектов. Обобщать и классифицировать по признакам Коммуникативные Оформлять свои мысли в устной форме) Регулятивные умения - проверять учебное задание и вносить корректировку; - выполнять взаимооценку учебного задания. Коммуникативные умения: - оформлять речевое высказывание, используя термины, представляя свою позицию. Предметные умения: - проводить исследование имен существительных |
7. Рефлексия учебной деятельности (итог ) Цель: Организовать фиксацию нового содержания, изученного на уроке | – Назовите ключевые слова урока. – Какие тематические группы слов можно выделить среди неодушевлённых имён существительных? – Что у вас получалось сегодня лучше всего? – В чём испытали затруднения? – Кто сегодня получил отметку в дневник? – За что? Домашнее задание: . Упр. 3, с. 19. 2. Выучить правило на с. 14. Нарисовать рисунок одушевленного и неодушевленного существительного ( по желании) Спасибо за урок! |
Организует работу по обсуждению материала, оценивает работу детей Конкретизирует домашнее задание
| Отвечают на итоговые вопросы урока Анализируют свою работу на уроке Отвечают на итоговые вопросы урока. Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Оценивают свою работу на уроке Записывают домашннее задание | УДД: Личностные умения: - оценивать результат собственной деятельности. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. |
Самоанализ урока
Учебный предмет: русский язык
Класс: 3
Тема урока: Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Цель: формирование понятия одушевленности и неодушевленности как грамматического признака имени существительного
Познавательные УУД:
- самостоятельно формулировать тему и задачи урока после предварительного обсуждения;
- развивать умение различать одушевленные и неодушевленные имена существительные по вопросам и определять тематические группы неодушевленных имен существительных.
Регулятивные УУД:
-работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
- определять степень успешности своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев;
Коммуникативные УУД:
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Личностные результаты:
- контроль, коррекция, оценка действия партнера;
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
Технологии, используемые на уроке – проблемно-диалогическая, технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов), ИКТ , элементы здоровьесберегающих технологий
Оборудование для урока:1. Карточки со словарными словами.
2. ЭОР «Академия младшего школьника»
3. Презентация к уроку.
4. Ноутбук, проектор,интерактивная доска
Исходя из целей и задач урока был спланирован тип урока- открытие нового знания. Тип урока определяет его структуру. Исходя из типа, урок строится по следующим этапам:
- Самоопределение к деятельности
- Словарная работа
- Формулирование проблемы , планирование деятельности
- Открытие нового знания
- Развитие умений – применение нового знания
- Рефлексия учебной деятельности.
- Информация о домашнем задании
Содержание урока соответствует требованиям образовательной системы «Школа 2100» и ФГОС НОО.
При разработке данного урока мною учитывались возрастные особенности детей младших классов и реальные возможности учеников моего класса: это средняя работоспособность, трудности с концентрацией и переключением внимания, наличие в классе детей с нарушением устной и письменной речи, средний уровень развития аналитико- синтетического мышления. Урок опирался на знания, умения учеников, полученные ранее.
Организационный момент включал в себя положительный эмоциональный настрой детей на предстоящую учебную деятельность.
Проверка знания правописания словарных слов проводилась при помощи сказочного персонажа с последующей проверкой по образцу. На этом этапе урока формировались навыки проверки и самопроверки. После беседы дети самостоятельно определили тему и цель урока. Далее проводилась работа по открытию новых знаний и их применению. Были использованы различные формы деятельности: фронтальный опрос, работа в парах, индивидуальная, самостоятельная работа учащихся, работа с материалом учебника(чтение определения, выполнение тренировочных упражнений, применялись ИКТ – технологии ( работа с констуктором урока «Академия младшего школьника)»
На этапе применения полученных знаний мною было использован ЭОР. Использование ИКТ – технологии всегда вызывает у учащихся чувство радостного удовлетворения, уверенность в своих силах, ставит каждого ученика в условия поиска, обеспечивает участие в работе всех учащихся.
Здоровьесберегающий аспект: высокая работоспособность обеспечивалась сменой видов деятельности, применением здоровьесберегающих технологий . Хорошая психологическая атмосфера поддерживалась самими формами групповой и парной работы, т.к. снималась тревожность, мнительность, нерешительность, в результате общение на уроке было продуктивным и качественным. Проводились две динамические паузы: «Четыре угла»(элемент технологии В.Ф. Базарного для снятия эмоциональной и мыщечной напряженности у детей; «Угадай-ка ( связана непосредственно с темой урока)».За счёт применения разных вариантов заданий, с разным уровнем нагрузки на органы зрения, слуха, моторику, введения здоровьесберегающих технологий было обеспечено рациональное использование времени. Предупреждалась перегрузка школьников.
На этапе рефлексии учебной деятельности шло дальнейшее развитие у учащихся алгоритму самооценивания. Домашнее задание включает в себя творческую часть и было прокомментировано учителем. Урок достиг поставленной цели. У детей сформировалось понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"
Открытый урок по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...
Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"
Презентация к открытому уроку по русскому языку 2 класс "Одушевленные и неодушевленные именна существительные"...
План-конспект урока по русскому языку в 3 классе «Понятие об одушевленных и неодушевленных именах существительных»
Технологическая карта урока...
конспект урока по русскому языку "Упражнения в различении одушевленных и неодушевленных имен существительных."
Конспект урока содержит задания для закрепления знаний имени сущесвительного во 2 классе...
Конспект урока по русскому языку в 3 классе " Изменение по вопросам одушевленных и неодушевленных имен существительных"
Конспект урока с использованием ЦОРЦели:- формировать представление о том, что существительные относят к одушевлённым и неодушевлённым в зависимости от вопроса;- развивать умение изменять имена ...
Методическая разработка на тему "Упражнения в распозновании одушевленных и неодушевленных имен существительных".
Цель:,формировать умение ставить вопросы к именам существительным и распознавать одушевленные и неодушевленные имена существительныеЗадачи урока: продолжить знакомство с понятиями «одушевленные...