Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательныхмужского и среднего рода в творительном и предложном падежах "
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Брилёва Татьяна Николаевна

Урок предназначен для 4 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах "

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Тема урока: "Правописание безударных падежных окончаний имён прилагательных мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах "

Тип урока: Урок изучения новых знаний и выработки умений.

Цель: Создать условия для совершенствования и углубления знаний учащихся об имени прилагательном, как части речи.

Задачи:

1. Отрабатывать у учащихся умение распознавать имена прилагательные мужского и среднего рода в творительном и предложном падежах, правильно писать падежные окончания.

2. Формировать умение обосновывать написание окончаний, закреплять навыки каллиграфии, развивать орфографическую зоркость.

3. Воспитывать интерес к изучению русского языка, чувство гордости за свои успехи, доброжелательного отношения к окружающим.

Формируемые УУД:

Познавательные - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез.

Регулятивныепостановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала.

Коммуникативные – умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные – установление связи между целью учебной деятельности и её мотивом.

Оборудование: учебник, тетрадь, карточки-задания, доска, проектор.

Межпредметные связи: окружающий мир, литературное чт

Ход урока

#1054;рганизационный момент

Мы приготовились к уроку русского языка. У нас сегодня много гостей. Посмотрите на них и садитесь на места.

  1. Мотивация к учебной деятельности.

Психологический настрой.

Вот и прозвенел звонок,

Нужно нам начать урок.

Встаньте прямо, подтянитесь

А теперь садитесь!

На уроке не зевай –

Сразу всё запоминай.

Чтобы в русском языке

Равных не было тебе!

- Руки?

- На месте!

- Ноги?

- На месте!

- Локти?

- У края!

- Спина?

- Прямая!

#1063;истописание. Актуализация знаний.

Запишите в тетрадях число, классная работа.

–Начнем наш урок с минутки чистописания: (объясняю соединения) ое ее ый ий ой

- Кто может себя сегодня похвалить за письмо?

Где можно встретить такие буквосочетания?

В окончаниях имен прилагательных.

- Что такое окончание?

#1057;ловарная работа

- Отгадайте загадку:

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, тёмный и необычайный,

В нём живут вселенные, звёзды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть планеты. (космос)

Космос

- Что такое космос? Подберите синоним (вселенная, мир)

- устно прокомментируйте написание орфограммы.

- Подберите однокоренные слова (Космонавт, космический, космодром – корень космос)

- Образуйте от слова космос прилагательные в ед. числе.

- Со словом космический составьте словосочетания (Космический корабль, космическая станция, космическое путешествие).

-

- А сейчас по признакам определите существительное.

«Угадай существительное»

  • Прекрасная, солнечная, морозная (погода)
  • Старательный, прилежный, умный (ученик)
  • Вкусное, парное, коровье (молоко)
  • Быстроходный, белоснежный, двухпалубный (корабль)
  • Белые, кучевые, пушистые (облака)
  • Меховое, дорогое, тёплое (пальто)
  • Зимние, весенние, летние (каникулы)
  • Легковой, грузовой…(автомобиль)

(Слайд)- Проверка

- Над какой частью речи мы работаем несколько уроков?

- Что такое прилагательное?

-С какой частью речи согласуется? (с существительным)

-Каким членом предложения является и как подчеркивается?

(второстепенный член, волнистая линия)

- Как изменяются имена прилагательные?

- Как определить род, число, падеж у имён прилагательных? (по вопросам, окончаниям, по роду, числу, падежу имён существительных)

-Над какой темой мы работаем несколько уроков?

( Правописание ударных и безударных окончаний имен прилагательных в мужском и среднем роде.)

- В каких падежах мы уже научились писать окончания прилаг. мужского и среднего рода ед числа?

+ В именительном, винительном, дательном, родительном падежах.

-Как мы определяли окончания? (по вопросам )

Когда есть прилагательное

И нужно обязательно

Узнать про окончание –

Внимание, внимание!

Правил легче нет на свете:

Что в вопросе – то в ответе!

- Вспомните эти окончания. Поставьте вопросы.

Мужской род

Средний род

Именительный

- ой, - ый, – ий

- ое, - ее

Родительный

- ого, -его

- ого, - его

Дательный

- ому, - ему

- ому, - ему

Винительный

- ой,- ый, - ий

-ого, -его

- ое, - ее

Творительный

?

?

Предложный

?

?

4. Самоопределение к деятельности. Постановка цели и задач урока.

- А что не известно? Чего мы ещё не знаем?

Определите задачи урока.

(Узнать, какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном и предложном падежах мужского и среднего рода, и научиться правильно их писать.)

- Назовите тему урока.

- Откройте учебник на с. 25, прочитайте тему урока.

Упр. 50 (с. 25).

Рассмотрите схему. Определите падеж у и. существительных.

— Как отличить имена прилагательные в творительном и предложном падежах? (По вопросам и окончаниям.)

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в творительном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Какие окончания могут иметь имена прилагательные в предложном падеже? На какой вопрос они отвечают?

— Хорошо, ребята, попробуйте тогда сформулировать правила.

5. Работа по теме урока

1) Определить падеж прилагательных (Электронное приложение)

- Как вы будете определять падеж?

- Чему мы сейчас учились? Как можно определить падеж у прилагательных?

2) Упр № 52 (по вариантам???) – 2 ученика работают у доски.

-А сейчас задание обратное данному. Запишите данные словосочетания сначала в Т.п., а потом в П.п.

Проверка (слайд №..)

1 вар 2 вар

Т.п. Т.п.

Свежим сеном ближним озером

Могучим дубом обрывистым берегом

Чудесным голосом свежим воздухом

П.п. П.п.

О свежем сене о ближнем озере

О могучем дубе об обрывистом береге

О чудесном голосе о свежем воздухе

- Чему мы сейчас учились? (Склонять и прилаг в Т.п. и П.п.)

- На какой вопрос отвечают прилагательные в Т.п.?

- На какой вопрос отвечают прилагательные в П.п.?

- Какие окончания у прилагательных м.р. и ср. р. в Т.п.?

-Какие окончания у прилагательных м.р. и ср. р. в П.п.?

Физминутка

Вы, наверное, устали?

Ну, тогда все дружно встали.

Раз – поднялись, потянулись.

Два – согнулись, разогнулись.

Три – в ладоши три хлопка, головою три кивка.

На 4 – руки шире.

5 – руками помахать…

4) Работа в парах. (Карточка №1)

- Прочитайте текст. Выберите и запишите словосочетания в творительном и предложном падежах.

Под толстым льдом видны маленькие рыбешки. Дети заблудились в дремучем лесу. Дедушка долго бродил в еловом лесу. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.

- Назовите словосочет в Т.п. и П.п. и их окончания.

Чему мы учились на данном этапе урока?

5) Работа по развитию речи. (Слайд 4)

- Ребята, а сейчас предлагаю работу по карточкам.

Уровень сложности задания вы выбираете сами:

(дифференцированное, 3 вида сложности):

1 уровень – высокий

2 уровень – средний

3 уровень – низкий

Карточка №2

Уровень 1. (высокий)

1. Прочитай и озаглавь текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Очень тихо в ……………. лесу. Всё вокруг засыпано ………………. снегом .

Деревья стоят в ……………….. наряде. На ………….. снегу видны следы зверей .

- Выполните грамматический разбор, подпишите части речи в 3 предложении. Морфологический разборы.

Уровень 2 (средний)

1. Прочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок). Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

Очень тихо в …………. лесу. Всё вокруг засыпано ………………. снегом .

Деревья стоят в ………….. наряде. На …………… снегу видны следы зверей .

Слова для справок: пушистым, белым, зимнем, гладком

Уровень 3 (низкий)

1. Прочитай текст. Измени окончания имён прилагательных в скобках. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания.

Очень тихо в (зимний ) лесу. Всё вокруг засыпано (пушистый ) снегом. Деревья стоят в (белый) наряде. На (гладкий) снегу видны следы зверей.

Слайд

Задание:

- Составьте словосочетания, вставляя окончания имен прилагательных. Вделите окончание, определите род и падеж.

с красив… портфель

за стар… сарай

на огромн… дерево

за соседн… село

о любим… человек

- Молодцы. Какие окончания мы написали у прилагательных в Т.п.

+-ым – им

- Какие окончания мы написали у прилагательных в П.п.

+-ом – ем

Рефлексия деятельности.

-Наш урок подошел к концу.

-Что вы сегодня узнали на уроке?

- Как отличить и прилагательные мужского и среднего рода в Т, п. и П.п.?

Чему вы научились?

Что было особенно интересно?

Что вызвало трудности?

За что можете похвалить себя?

- Подумайте, какое из предложений вам больше подходит сегодня к окончанию урока.

#1059;рок полезен, всё понятно!

#1051;ишь кое-что чуть-чуть неясно…

#1045;щё придётся потрудиться!

#1044;а, трудно всё-таки учиться!

- Поднимите соответствующий смайлик.

-Молодцы.

6. Д/з: Слайд.

- Вложите карточки в тетради, закройте их.

- Урок окончен!

Спасибо за урок!

Дополнительно

Вставьте пропущенные буквы и выделите окончания прилагательных. Определите падеж.

Карточка 1.

Между бел__ листом (___п.), от скрипуч__ дерева (___п.), про вкусн___ блюдо (___п.), без удобн___ места (___п.), по устал___ лицу (___п.), у зимн___ утра (___п.), от добр___ слова (___п.), без школьн___ портфеля (___п.).

Карточка 2.

У доброг___ старика (___п.), с горьк___ вкусом (___п.), без летн___ отдыха (___п.), к надёжн___ другу (___п.), за крут___ холмом (___п.), с сильн__ ветром (___п.), к прздничн___ дню (___п.), за крут___ холмом (___п.), к быстр___ зайцу (___п.).

Карточка №1

Работа в парах.

- Прочитайте текст. Выберите словосочетания в творительном и предложном падежах. Выделите окончания у прилагательных, укажите падеж.

Под толстым льдом видны маленькие рыбешки. Дети заблудились в дремучем лесу. Дедушка долго бродил в еловом лесу. Со звонким шумом бежал ручей. Ребята наблюдали за шустрым зверьком. Поздним вечером мы возвращались в лагерь.

Карточка №2

Уровень 1. (высокий)

1. Прочитай и озаглавь текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные и напиши текст. Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

__________________________

Очень тихо в ……………...лесу. Всё вокруг засыпано …………………. снегом. Деревья стоят в ……………….. наряде. На ………………. снегу видны следы зверей. На …………………... дереве спряталась белочка.

Уровень 2 (средний)

#1055;рочитай текст. Вставь подходящие по смыслу прилагательные (используй слова для справок). Укажи род и падеж прилагательных, выдели окончания.

__________________________________

Очень тихо в ………….. …лесу. Всё вокруг засыпано ……………………. снегом. Деревья стоят в ………….. …..наряде. На …………… снегу видны следы зверей. На …………………... дереве спряталась белочка.

Слова для справок: пушистым, белым, зимнем, гладком, высокий

Уровень 3 (низкий)

#1055;рочитай текст. Измени окончания имён прилагательных в скобках. Подчеркни прилагательные, обозначь их род и падеж. Выдели окончания.

Очень тихо в (зимний ) ……………… лесу. Всё вокруг засыпано (пушистый) …………………. снегом. Деревья стоят в(белый)……………… наряде. На (гладкий)…………… … снегу видны следы зверей. На (высокий)……………….. дереве спряталась белочка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных"

Урок открытия новых знаний. Через проблемную ситуацию,  исследуя языковой материал, ученики делают вывод о способе проверке безударных гласных в падежных окончаниях имён существительных....

Урок русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"

Конспект урока  русского языка по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имён существительных 1-го, 2-го, 3-го склонения в единственном числе"...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Конспект урока русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»

Автор работы: Сагилян Анаид ВасильевнаПредмет:  русский языкКласс: 4Автор учебника: Т.Г. РамзаеваТема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных»Тип урока: урок – игр...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"

Конспект урока русского языка по теме "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1,2,3 склонения"...