1. Самоопределение к деятельности. Организационный момент.
| Включение в деловой ритм. «Вы талантливые дети! Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо) (французский филосов и писатель) - Вы все талантливы, если сегодня вы будете внимательны, старательны и активны, у вас все получится. - Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через рот все обиды и огорчения. - Откройте свои тетради, запишите: Число. Классная работа. | Настраиваются на рабочий процесс.
Делают записи в тетради. | Личностные: - положительное отношение к урокам русского языка Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; Регулятивные: - осуществлять самоконтроль. |
II. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.
| Выявляет уровень знаний. Определяет типичные недостатки. - Прочитайте словарные слова, подумайте какие слова будут лишние. Меб…ль, а…ея, м…рковь, одиннадцать, об…рона, ч…ловек, М…сква, к…стюм, …птека. (числительное, имя собственное) - Какое слово получится, если взять первые буквы словарных слов) - Почему именно это слово я решила выделить?
- Распределите слова в три группы: -Как определить склонение имени существительного? - Запишите слова в три столбика, вставляя пропущенные буквы. Молодцы, ребята. - Проверьте, пожалуйста, свою работу по слайду на экране. (Слайд 3) -У кого всё правильно, поставьте на карточке в 1 задании 5, 1 – 2 ошибки – 4. У кого есть ошибки, пожалуйста, исправьте.
Создаёт проблемную ситуацию. На доске вывешены карточки со словами. - Составьте и запишите предложение. Карточки: Ребята, во время, катались, прогулк…, в парк…, на карусел… -Запишите предложение, которое вы составили, вставляя пропущенные окончания имён существительных. -Кто справился, поднимите руку.
- Какие окончания имён существительных вы написали? Объясните. - Кто написал так же? - Кто написал по-другому? Объясните свой выбор. |
Ответы учащихся.
Записывают в три столбика, выделяя орфограммы.
аллея человек мебель оборона костюм морковь аптека
Самопроверка по слайду. Оценивают свою работу.
Читают слова на каточках. Составляют из слов предложение, записывают, вставляя пропущенные падежные окончания имён существительных.
Во время прогулки (1 скл, Р. п) в парке (2 скл, П. п) ребята катались на карусели. (3 скл, П.п) Ответы учащихся. Объясняют выбор написания и называют орфограмму, которая вызвала затруднение. | Личностные: – умение замечать и признавать свои ошибки, признание грамотного письма. Коммуникативные: - формулировать собственное мнение; - развитие умения слушать и понимать других, вступать в диалог;
Регулятивные: - учитывать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; - развитие умения осуществлять контроль и самоконтроль выполненной работы, проверку по образцу; Познавательные: - понимать заданный вопрос и строить сообщение в устной форме; - обобщать и классифицировать объекты по признакам. Предметные: - различать существительные 1, 2, 3 склонения |
III. Постановка учебной задачи.
| Активизирует знания учащихся. Создаёт проблемную ситуацию. - Почему написание окончаний имён существительных вызвало разногласия? - Какое правило о написании безударных гласных вы уже знаете? - Можно ли применить это правило для написания безударных падежных окончаний имён существительных? - Кто догадался, какая тема сегодняшнего урока? Совершенно верно. Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе. Способы проверки» (Слайд 4) - Сформулируйте задачи урока.
| Ставят цель, формулируют тему урока Объясняют факт затруднения, связанный недостаточностью имеющихся знаний. (Правила проверки безударной гласной в корне) Ответы детей. Формулируют тему урока. Ставят учебные задачи: -учиться ставить слово в начальную форму, - определять склонение и падеж существительного, - подбирать слово – помощник с ударным окончанием для проверки правильности написания. | Личностные: устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом (зачем?). Коммуникативные: - развитие умения выражать свои мысли в устной форме. Регулятивные: - развитие умения ставить цель работы; - под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке; - определять последовательность действий на уроке. |
IV. Изучение нового материала.
Физкультминут-ка
Работа в парах. | Игра “Бегущие минутки” - За 1 минуту надо ответить на максимальное количество вопросов. Итак, начинаем! 1. Изменяемая часть слова … (окончание) 2. Часть речи, обозначающая предмет … (существительное) 3. Слова женского и мужского родов с окончаниями –а, -я относятся … (к 1 склонению) 4. Постоянный признак имѐн существительных… (род) 5. Часть слова без окончания … (основа) 6. Часть речи, отвечающая в начальной форме на вопросы: кто?, что? … (существительное) 7. К 3 склонению относятся имена существительные …(женского рода с нулевым окончанием) 8. Имена существительные бывают … (одушевлѐнные и неодушевлѐнные) 9. Ко 2 склонению относятся … (слова мужского рода с нулевым окончанием и среднего рода с окончанием –о, -е) 10. Без какой части не может существовать слово? … (без корня) - Как мы можем проверить безударные окончания существительных? По таблице падежных окончаний - Какой алгоритм мы должны выполнить, чтобы правильно написать окончание? 1. Определи склонение существительного. 2. Определи падеж существительного. 3. По таблице определи окончание существительного в нужном падеже. - Проверим знания с помощью тренажера - А теперь выполните задание индивидуально. Карточка 1. Слово | Нач. форма | Род | Скло-нение | Падеж | Окон-чание | в тет-рад… |
|
|
|
|
| из го-ро… |
|
|
|
|
| по по-год… |
|
|
|
|
|
Карточка 2. Слово | Нач. форма | Род | Скло-нение | Падеж | Окон-чание | к те-лег… |
|
|
|
|
| из тетрад… |
|
|
|
|
| об ак-тёр… |
|
|
|
|
|
- Проверьте свою работу по слайду на экране. -У кого всё правильно, поставьте на карточке во 2 задании 5, 1 – 2 ошибки – 4. - Ребята, проанализируйте, пожалуйста, безударные окончания имён существительных и подумайте, в каких падежах можно допустить ошибку? - Какой ещё есть способ проверки безударных окончаний существительных? «Цветочный магазин» Для снятия утомления с туловища И. п. - основная стойка, 1 - руки в стороны, 2 - поднимаясь на носки, руки вверх, потянуться - вдох, 3 - руки вперед, 4 - и. п. - выдох. Повторить 4-6 раз «Цветочный магазин» И.п. - стоя. Делая вдох, представьте себе, что нюхаете цветок (ребра расширяются, низ живота подтягивается). Выдох медленный и плавный. Выполнять 3 - 4 раза.
- Какой ещё есть способ проверки безударных окончаний существительных? По словам - помощникам 1. Определи склонение существительного. 2. Определи падеж существительного. 3. Подобрать слово такого же склонения в том же падеже с ударным окончанием. - Выполните задание на тренажере. Поставьте окончания существительных с помощью слов – помощников. Тренажер 2 - А теперь выполните задание в парах. - Прочитайте. Допиши окончания имён существительных. Висит на ветк___. Гулял по площад____. Растёт в огород___. Вышел из беседк___. Варенье из вишн____. Отдыхали на мор____. Выписал из тетрад ___. Нашли под берёз____. - Проверьте свою работу по слайду на экране. -У кого всё правильно, поставьте на карточке в 3 задании 5, 1 ошибка – 4. |
Составляют план достижения цели, определяют средства достижения цели (алгоритм).
Работают на интерактивной доске.
Выполняют работу самостоятельно на карточках. Заполняют таблицу.
Проверка по слайду. Оценивают свою работу.
Ответы детей. - Чаще всего можно сделать ошибку в родительном, дательном и предложном падежах. Выполняют движения за учителем.
Учащиеся делают вывод: безударные окончания имён существительных одного и того же склонения пишутся также, как и ударные.
Обсуждают, как будут выполнять задание, подбирают слово – помощник, дописывают окончание.
Оценивают свою работу.
| Личностные:
-формирование мотивации к обучению и познавательной деятельности.
Коммуникативные:
-слушать и понимать речь других; -формировать умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; -учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.
Регулятивные: - развитие умения строить своё предположение на основе анализа объектов.
-планировать, контролировать, оценивать свою деятельность.
Предметные: -изучить способы проверка безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
Личностные: -осознание значимости и пользы для здоровья физических упражнений. Коммуникативные: -развитие умения слушать и понимать других, выполнять упражнения по образцу.
Регулятивные: -планировать, контролировать, оценивать свою деятельность.
Предметные: -изучить способы проверка безударных падежных окончаний имён существительных в единственном числе.
|
V. Закрепление изученного
Дифференциро-ванная работа
Работа в группах.
| Работа по учебнику - Упражнение 184 страница 104 - Каким способом вы воспользуетесь для проверки написания безударных падежных окончаний имён существительных? Объясните свой выбор. Давно облетели осенние листья клёна, липы, тополя, берёзки. - Разберите предложение по членам предложения.
- Запишите второе предложение самостоятельно.
1 уровень Тест Выбери окончание 1) подошёл к опушк… а) и б) е 2) глаза у лошад… а) и б) е 3) купался на речк… а) е б) и 4) встретил в подъезд… а) и б) е 5) лист тетрад… а) и б) е
2 уровень Спиши предложения, допиши окончания существительных. Определи склонение и падеж существительных.
Воробей прыгает от ветк_ к ветк__ . На топол__ и сирен__ набухли почки.
3 уровень Составить и записать предложения из каждой строчки. Определить склонение и падежи имён существительных в ед. ч., дописать окончания. Белка с ветк… прыгала на ветк… Дети недалеко от остановились полянк…
- Ребята, вы научились писать без ошибок окончания существительных. А сейчас вы в группах должны написать поздравление с Днем матери. - Какие слова мы можем использовать в поздравлении? 1 ряд - Подберите существительное, которым можно назвать маму ласково. 2 ряд - Подберите прилагательное, опишите свою маму. 3 ряд - Подберите глагол, расскажите, что мама делает. - Составьте в группе поздравление для мамы.
-Составьте поздравление для мамы. | Выполняют упражнение с проговариванием алгоритма вслух.
Ответы детей. Развивают умение объяснять правописание безударного падежного окончания имени существительного, выделять графически орфограмму.
Выполняют работу самостоятельно. Развивают умение проверять написание безударного падежного окончания имени существительного.
Составляют поздравления, используя опорные слова.
Развивают умение самостоятельно выбирать способ проверки безударного падежного окончания, выделять графически орфограмму.
| Личностные: - осознание важности грамотного письма. Коммуникативные: -развитие умения строить речевые высказывание в соответствии с поставленной целью Регулятивные: - развитие умения осуществлять самоконтроль выполненной работы
Познавательные: - ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); - уметь находить и выделять необходимую информацию. Предметные: - правильно писать безударные падежные окончания существительных единственного числа.
Коммуникативные: - точно и полно выражать свои мысли в письменной форме, - развивать умения слушать и понимать других Регулятивные: - планировать, контролировать свою деятельность.
|
VI.Рефлексия деятельности | Организует рефлексию. –Ребята, вспомните какие задачи мы ставили в начале урока. – Достиг ли наш урок желаемых результатов? - Чему вы научились на уроке? - Где пригодятся вам полученные знания? - Выскажите, пожалуйста, мнение о своей работе на уроке. Продолжите предложения: - Мне было легко…
- Я столкнулся(-ась) с затруднением…
- Мне понравилось…
- За работу на уроке получают оценки… | Соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
Ученики формулируют итоги урока: что узнали, чему научились.
Осуществляют самооценку собственной деятельности.
| Личностные: - самооценка на основе критерия успешности; -понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности; Коммуникативные: -развитие умения выражать свои мысли в устной форме. Регулятивные: -оценивать учебные действия с поставленной учебной задачей. -осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
|