Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Грушина Наталья Евгеньевна

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

в 4 классе

Тема урока:  Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Класс: 4 А Учитель: Грушина Н.Е.         Дата:12.02.2021.                                                                                                                              

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи:    

  1) Учить:

        а)  формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

            б) приводить примеры слов  с заданной орфограммой.

  2) Развивать:

           а)  развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

            б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

            в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

 3)  Воспитывать аккуратность.

          Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

   *Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

  * Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь  определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой; презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм.; компьютер;  интерактивная доска

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

- Проверьте,  всё ли у вас готово к уроку.

Прочитайте девиз нашего урока «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.»

Начнём урок. Но сначала определите, как вы  будете работать на уроке. Выберите и запишите фразеологический оборот, который подходит к вашему состоянию, настрою на урок:

Засучив рукава. (Усердно, старательно, энергично, быстро)

Спустя рукава. (Небрежно, кое-как, медленно, лениво)

В конце урока мы вернёмся к фразеологизмам и проверим, соответствовала ли ваша работу выбранному выражению.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствие  учащихся

Отгадывают загадку, настраиваются на урок.

В индивидуальном «Листе достижений» записывают фразеологизм, соответствующий своему настроению на урок.

Самоопределение, смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок. (Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоен материала (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Откройте тетради, запишите число.

Минутка чистописания:

Ам ям ами ями ах ях

- По какому общему признаку взяты буквосочетания для минутки чистописания?

Вспомним о существительных?

- Что такое существительное? 

- Как изменяются имена существительные?

- А как мы по-другому называем изменение по падежам?

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Как определить падеж существительного?

Записывают в тетрадь.

Определяют общий признак: окончания существительных

Отвечают на вопросы учителя:

Изменяется по числам, падежам

Склонение.

По падежным  вопросам, по предлогам

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Довольны стран___

Заботятся о люд____

Рассказывают ребят____

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? (словосочетания)

- Что мы должны сделать?

(дописать окончания)

-Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать?

( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помощников)

-   Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить  падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

Проблема: Кто сформулирует тему урока?

( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе)

- С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? (Дательный, творительный, предложный)

Анализируют словосочетания.

Вспоминают правила. 

Формулирую тему урока.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

  1. Словарный диктант

1 вариант: тренер, кастрюля, берлога, экскурсия, расстояние, билет, спектакль, соревнование, медаль, вокруг.

2 вариант: тренировка, акварель, медведь, председатель, электростанция, афиша, балкон, олимпиада, инженер, вокруг.

  1. Работа по учебнику. Проблемная ситуация.

Упр.122 стр.46 (работа с таблицей) 

Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа?  (-ам, -ям).

Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа?   (-ами, -ями).

Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа?  (-ах, -ях).

- Что интересного заметили в окончаниях? (одинаковые)

Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а  в каких я?

 Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Записывают словарные слова со взаимопроверкой. Оценивают диктанты.

Выполняют задание по учебнику.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска 

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания

V. Применение новых  знаний

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельная рабата. №123

работа в паре - взаимопроверка

Закрепление знаний.

Прием ФИШБОУН (работа в группах)

В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?

В каком падеже – окончания –ами, -ями?

А окончания –ах, -ях?

Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы.

Работа в паре.

Взаимопроверка

Анализ, работа с источниками информации

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Саморегуляция в ситуации затруднения

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Оцените свою работу на уроке. Запиши фразу, которая больше подходит тебе по окончанию урока:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

       Да, трудно всё-таки учиться!

Домашнее задание по выбору:

  1. с.47 №126 составить предложения из слов.
  2. Написать, в какой  жизненной ситуации уместно употребить выражение «Кто мало говорит, тот больше делает»

Оценивание своей работы

Записывают домашнее задание

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...

проверочная работа по теме "Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе"

Данная проверочная работа дает возможность проверить знания учащихся о формах множественного числа имен существительных....