Технологическая карта урока по русскому языку. 4 класс. Планета знаний. Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Грушина Наталья Евгеньевна

Данная технологическая карта составлена в соответствии с ФГОС. Цель урока: развивать умения изменять по падежам имена существительные множественного числа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС

в 4 классе

Тема урока:  Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Класс: 4 А Учитель: Грушина Н.Е.         Дата:12.02.2021.                                                                                                                              

Цель: развивать умение изменять по падежам существительные множественного числа, распознавать падежи и писать окончания в дательном, творительном и предложном падежах.

Задачи:    

  1) Учить:

        а)  формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в дательном, творительном и предложных   падежах, практические умения проверять и правильно писать безударные окончания имён   существительных  множественного числа, учить приёмам    анализа и синтеза;

            б) приводить примеры слов  с заданной орфограммой.

  2) Развивать:

           а)  развивать учебную самостоятельность, умение делать выводы по новому материалу на основе опоры на уже изученный,;

            б) развитие мышления: умение выделять общие и существенные признаки, связи, отношения;

            в)умение классифицировать факты, делать обобщенные выводы

 3)  Воспитывать аккуратность.

          Метапредметные результаты:

Регулятивные универсальные учебные действия (РУУД):

* Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

   *Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определённом этапе.

Познавательные универсальные учебные действия  (ПУУД):

* Ориентироваться в учебном материале:

  • определять круг своего незнания;
  • осуществлять свой выбор учебного действия по заданию под определённую задачу урока;

  * Работать по заданиям опираясь на маршрутные листы, уметь  определять падеж, число имен существительных

Коммуникативные универсальные учебные  действия  (КУУД):

* Участвовать в работе пары: распределять роли, договариваться друг с другом, учитывая конечную цель урока.

Оборудование: учебник русского языка 4 класс Л.Я. Желтовской, О.Б. Калининой; презентация по теме урока; карточки с заданиями; алгоритм.; компьютер;  интерактивная доска

Структура урока.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I. Организационный момент (мотивация к учебной деятельности)

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,

Улыбки подарим гостям!

К уроку готовы? Тогда за работу!

Удачи желаю я вам!

- Проверьте,  всё ли у вас готово к уроку.

Прочитайте девиз нашего урока «Не бойся, когда не знаешь: страшно, когда знать не хочется.»

Начнём урок. Но сначала определите, как вы  будете работать на уроке. Выберите и запишите фразеологический оборот, который подходит к вашему состоянию, настрою на урок:

Засучив рукава. (Усердно, старательно, энергично, быстро)

Спустя рукава. (Небрежно, кое-как, медленно, лениво)

В конце урока мы вернёмся к фразеологизмам и проверим, соответствовала ли ваша работу выбранному выражению.

Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Приветствие  учащихся

Отгадывают загадку, настраиваются на урок.

В индивидуальном «Листе достижений» записывают фразеологизм, соответствующий своему настроению на урок.

Самоопределение, смыслообразование, формирование  эмоционального настроя на урок. (Л)

Планирование учебного сотрудничества, взаимодействие с учителем. (К)

Прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоен материала (Р).

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося

Откройте тетради, запишите число.

Минутка чистописания:

Ам ям ами ями ах ях

- По какому общему признаку взяты буквосочетания для минутки чистописания?

Вспомним о существительных?

- Что такое существительное? 

- Как изменяются имена существительные?

- А как мы по-другому называем изменение по падежам?

- Какие имена существительные относятся к 1 склонению?

- Какие имена существительные относятся ко 2 склонению?

- Какие имена существительные относятся к 3 склонению?

- Как определить падеж существительного?

Записывают в тетрадь.

Определяют общий признак: окончания существительных

Отвечают на вопросы учителя:

Изменяется по числам, падежам

Склонение.

По падежным  вопросам, по предлогам

Анализ объектов с целью выделения признаков; подведение под понятие; целеполагание

Выполнение пробного учебного действия; фиксирование индивидуального затруднения; саморегуляция в ситуации затруднения

III. Проблемное объяснение нового знания

Цель этапа: обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися

Довольны стран___

Заботятся о люд____

Рассказывают ребят____

-Посмотрите, пожалуйста, на доску. Что мы видим? (словосочетания)

- Что мы должны сделать?

(дописать окончания)

-Сможем ли мы сразу дописать окончания. Что мы будем делать?

( Проверим какое окончание пишется с помощью слов-помощников)

-   Как нужно поступить, если окончание безударное? (определить  падеж. Подобрать слово в этом же падеже, но с ударным окончанием).

Проблема: Кто сформулирует тему урока?

( Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе)

- С окончаниями каких падежей мы сегодня с вами познакомимся? (Дательный, творительный, предложный)

Анализируют словосочетания.

Вспоминают правила. 

Формулирую тему урока.

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, соотносить свои действия с поставленной целью.

IV. Первичное закрепление

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявить пробелы первичного осмысления изученного материала, неверные представления уч-ся; провести коррекцию

  1. Словарный диктант

1 вариант: тренер, кастрюля, берлога, экскурсия, расстояние, билет, спектакль, соревнование, медаль, вокруг.

2 вариант: тренировка, акварель, медведь, председатель, электростанция, афиша, балкон, олимпиада, инженер, вокруг.

  1. Работа по учебнику. Проблемная ситуация.

Упр.122 стр.46 (работа с таблицей) 

Какие окончания имеют имена существительные в дательном падеже множественного числа?  (-ам, -ям).

Какие окончания имеют имена существительные в творительном падеже множественного числа?   (-ами, -ями).

Какие окончания имеют имена существительные в предложном падеже множественного числа?  (-ах, -ях).

- Что интересного заметили в окончаниях? (одинаковые)

Скажите, пожалуйста, в каких случаях пишется в окончаниях буква а, а  в каких я?

 Физкультминутка. Дыхательная гимнастика

Записывают словарные слова со взаимопроверкой. Оценивают диктанты.

Выполняют задание по учебнику.

Отвечают на вопросы учителя.

Анализ объектов с целью выделения признаков и синтез как составления целого из частей; подведение под понятие; выдвижение гипотез и их обоснование, применение методов информационного поиска 

Выражение своих мыслей с полнотой и точностью; формулирование и аргументация своего мнения; учёт разных мнений

Оценивание усваиваемого содержания

V. Применение новых  знаний

Цель этапа: Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Самостоятельная рабата. №123

работа в паре - взаимопроверка

Закрепление знаний.

Прием ФИШБОУН (работа в группах)

В каком падеже у всех существительных окончания –ам, -ям?

В каком падеже – окончания –ами, -ями?

А окончания –ах, -ях?

Групповая работа. Выступление групп. Ответы на вопросы.

Работа в паре.

Взаимопроверка

Анализ, работа с источниками информации

Выдвижение гипотез и их обоснование; самостоятельное создание способа решения проблемы поискового характера

Саморегуляция в ситуации затруднения

VI.Итог урока (рефлексия деятельности)

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса

Наш урок заканчивается, пора подвести итоги. Оцените свою работу на уроке. Запиши фразу, которая больше подходит тебе по окончанию урока:

Урок полезен, всё понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть неясно.

Ещё придётся потрудиться.

       Да, трудно всё-таки учиться!

Домашнее задание по выбору:

  1. с.47 №126 составить предложения из слов.
  2. Написать, в какой  жизненной ситуации уместно употребить выражение «Кто мало говорит, тот больше делает»

Оценивание своей работы

Записывают домашнее задание

Выделение и осознание усвоенного, осознание качества и уровня усвоенного

Рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Самооценка; адекватное понимания причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме: "Правописание безударных падежных окончаний имен существительных".

Тема: Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.Класс: 4.Цели: на основе групповых и коллективных наблюдений подвести учеников к выведению правила правописания падежных око...

Урок русского языка на тему: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в родительном, дательном и предложном падежах в единственном числе»

Цель:  формирование  умения правильно писать безударные падежные окончания имён существительных в косвенных падежах  Задачи: развитие орфографической зоркости, речи учащихся,...

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе».

Презентация к уроку русского языка по теме:«Правописание безударных падежных окончаний имён существительных во множественном числе»....

Технологическая карта урока русского языка по ФГОС в 4 классе (УМК «Планета знаний» Тема урока: Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе.)

Данный урок был проведен в 4 классе по УМК"Планета знаний"по ФГОС. Цель урока:формировать умения правописания падежных окончаний имён   существительных  множественного числа в...

Урок русского языка в 4 классе по теме Безударные падежные окончания имен существительных во множественном числе

Технологическая карта урока и презентация к уроку русского языка в 4 классе УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока по русскому языку по теме «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных в единственном числе» (4 класс) УМК Школа России

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование понятия и способов действий при написании безударных падежных окончаний имен существительных единственного числа.Задачи урокаДид...