Конспект урока по русскому языку в 4 классе по учебнику Т.Г.Рамзаева по теме "Множественное число имен существительных, Именительный падеж множественного числа".
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме

Открытый урок  с применением структур Сингапурской методики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_moy.docx36.58 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Аксубаевская СОШ №3»

Урок русского языка

по теме:

«Множественное число имен существительных.

Именительный падеж множественного числа».

                                                             Подготовила и провела

                                                                  учитель начальных классов

                                                                              II квалификационной категории  

                                                                              Шулаева Т.Н.      

2014

Тема: Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа.

Цель: 

- познакомить учащихся со склонением во множественном числе.

-  ознакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

- развивать мышление, память.

- воспитывать самостоятельность.

Оборудование: ноутбук, кроссворд, чистые листочки, билетик на выход

Ход урока

1.. Организационный момент.

2. Каллиграфическая минутка.

3. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.

– Разгадайте кроссворд и в вертикальном столбце под номером 7 прочтёте новое слово из словарика. Пишу ответы в графы.

1. Утренний приём пищи. (Завтрак.)

2. Подземная железная дорога. (Метро.)

3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)

4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)

5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)

6. Дорожка в парке. (Аллея.)

– Какое слово получилось? (Вокзал.)

– Запишите все слова в тетрадь, обозначьте орфограммы и ударение. С.122 учебника.

2. Знакомство с этимологией слова «вокзал».

– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.

В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). Когда была построена железная дорога Петербург – Павловск, то в этом здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России. Значит вокзал – это большая станция на путях сообщения. Бывают ЖД вокзалы, автовокзалы. Знает чем они отличаются?

На с.123 еще одно словарное слово. Как по вашему , что оно обозначает?

 Правильно, многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.

Запиши  это слово в тетрадь,  обозначьте орфограммы, ударение.

4. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.

– Послушайте стихотворение- стихотворение-загадку. Что это будет?

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Подарки,

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему?  ... (Ёлка.)

– Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.)

– Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О существительных во множественном числе.)

– Прочитайте вопросы Почемучки на с. 122. Ответы на них мы найдём в течение урока.

5. Наблюдение над особенностями имён существительных во множественном числе.

Прежде чем ответить на вопросы из учебника по теме урока я предлагаю вспомнить , что такое имя существительное и все, что мы знаем о нем .Проводим структуру   Релли Робин .  На столе у вас лежат маленькие листочки, вам нужно на этих листочках написать понятие, определение и характеристику существительному, примеры существительных,  то есть все что вы знаете о имени существительном. Сначала подумайте .  Прочитайте свою запись. А теперь обменяйтесь  листочками с ответами с партнерами по плечу. Прочитайте его запись. Участники №4  каждого стола расскажите своим участникам , что вы узнали о имени сущ. А теперь ответь мне что же вы знаете о имени существительном.? Отвечает стол №     участник под номером        

 Долгое время мы работали  над существительными  в единственном  числе, а что вы можете сказать о существительных во множественом числе?

 Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.

Значит, если необходимо определить число существительных, нужно выяснить, сколько предметов оно обозначает. Подтвердите своими примерами.

– Мы ответили на первый вопрос Почемучки. Сейчас выполните задание из упражнения 241, с. 122 (Прочитайте задание, выполняем коллективно с места по цепочке.) Начинает стол № 1 партнеры по лицу или по плечу или участник а или  в  и так по порядку.

С.122 Прочитайте правило про себя, вслух, коллективно.

Упражнения для глаз

2. Наблюдение над окончаниями существительных множественного числа.

– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? (Окончания  

Посмотрите в упр.241

– Что вы ответите Почемучке на его второй вопрос? ( читаем правило с.123) Напишите каждый три существительных во мн. числе. Проверяем.

– Выполните упражнение 242 самостоятельно.

А сейчас проведем структуру  ТЭК  ОФ ТАЧ  ДАУН

Если высказывание верное,  то  тэк оф – встать, если неверное, то  тач даун - сидеть. ( я называю правильный ответ дети выполняют)

А теперь обозначим ударение, окончание сущ., с места по цепочки, начинаем со стола № 6  №4 ( работают все партнеры под номером 4, по цепочке) Итак сделай те вывод об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа.

3. Прочитайте правило на с. 123.

Прочитайте на с.122-123 еще раз новые словарные слова. В каком падеже и числе они употреблены? (именительный падеж единственное число). Составьте устно предложения, где они  будут употреблены в форме множественного числа именительного падежа

 (Троллейбусы едут в парк).  (Вокзалы переполнены людьми).

6. Ознакомление со склонением существительных во множественном числе.

– На какие типы склонения разделяются все имена существительные? Почему?

– Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе? Правильно, при склонении имена существительные во множественном  числе не делятся на 1,2,3 склонение.

– Давайте проверим ваши предположения. Существительные берёза, ель, дерево, города (мет с. 165)поставьте во множественном числе, запишем в столбик и просклоняйте. У доски работают  по одному человеку,  склоняем слова.

– Какой вывод можно сделать?

– Прочитайте правило в учебнике (с. 124).

7. Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.

 Итак, составим таблицу окончаний , я на доске, дети в тетради смотрите в тетрадь, и помогайте мне.

И.  -ы, -и, -а, -я

Р.  -ов, -ев, -ей,

Д.  -ам, -ям

В.  -ы, -и, -а, -я

      -ов, -ев, -ей

Т.  -ами, - ями

П.  -ах, -ях

И снова проведем структуру ТЭК  ОФ ТАЧ  ДАУН

Я называю имена сущ. если  в единственном числе - то  тэк оф – встать, если во множественном числе то- тач даун –сидеть.  ( слова из мет. с.165)

Ребята, попробуйте подобрать форму  ед.ч  слова  сани.

Почему тишина?

Сани – не  имеет форму единственного числа, да и таких слов в русском языке  очень много, они употребляются только во множественном числе: ножницы, грабли, ворота, шахматы, сливки, чернила, обои, духи   и так далее

8. Итог урока.

– Что вы нового узнали на уроке?

-Что особенно понравилось?

-Было ли вам что то непонятно?

. Домашнее задание: упражнение 243, с. 123.

А теперь проведем следующую структуру  « Билетик на выход»

И за эту работу вы получите отметки. Раздаю листочки со словами, дети находят существительные во множественном числе и подчеркивают их.

Сдайте работу, можете быть свободны. Всем  спасибо.

 

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.

Кот, девочка, мышата, утята, зеркала, конь, березы, города, парта, тетради.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах(Д.п., Т.п., П.п)"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: научиться правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах; ...

Конспект урока по русскому языку 3 класс "Окончания существительных во множественном числе в разных падежах. Закрепление"

Предмет: русский языкКласс: 3-2Тема урока: Окончания существительных во множественном числе в разных падежах.Цель урока: учить  правильно, употреблять формы мн.ч. существительных в разных падежах...

Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа

Цель: - познакомить учащихся со склонением во множественном числе.-  ознакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.- развивать мышление...

Конспект урока по русскому языку «Употребление личных местоимений для замены повторяющихся в рядом стоящих предложениях имен существительных» УМК "Школа России" 3 класс

Цели деятельности учителя: формирование умений употреблять личные  местоимения для замены повторяющихся имен существительныхПланируемые результатыПредметные:знать как определять у личных местоиме...