Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Цель:
- познакомить учащихся со склонением во множественном числе.
- ознакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.
- развивать мышление, память.
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование: ноутбук, кроссворд, чистые листочки, билетик на выход
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mnozhestvennoe_chislo_imen_sushchestvitelnyh.doc | 49 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа.
Цель:
- познакомить учащихся со склонением во множественном числе.
- ознакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.
- развивать мышление, память.
- воспитывать самостоятельность.
Оборудование: ноутбук, кроссворд, чистые листочки, билетик на выход
Ход урока
1.. Организационный момент.
2. Каллиграфическая минутка.
3. Словарно-орфографическая работа.
1. Разгадывание кроссворда.
– Разгадайте кроссворд и в вертикальном столбце под номером 7 прочтёте новое слово из словарика. Пишу ответы в графы.
1. Утренний приём пищи. (Завтрак.)
2. Подземная железная дорога. (Метро.)
3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)
4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)
5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)
6. Дорожка в парке. (Аллея.)
– Какое слово получилось? (Вокзал.)
– Запишите все слова в тетрадь, обозначьте орфограммы и ударение. С.122 учебника.
2. Знакомство с этимологией слова «вокзал».
– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.
В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). Когда была построена железная дорога Петербург – Павловск, то в этом здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России. Значит вокзал – это большая станция на путях сообщения. Бывают ЖД вокзалы, автовокзалы. Знает чем они отличаются?
На с.123 еще одно словарное слово. Как по вашему , что оно обозначает?
Правильно, многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.
Запиши это слово в тетрадь, обозначьте орфограммы, ударение.
4. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.
– Послушайте стихотворение- стихотворение-загадку. Что это будет?
Хлопушки, конфеты,
Сосульки,
Шары золотистого цвета.
Подарки,
Мерцанье цветных огоньков,
Звёзды, снежинки,
Гирлянды флажков;
Песни и пляски,
И смех без умолка.
Что это будет,
По-вашему? ... (Ёлка.)
– Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.)
– Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О существительных во множественном числе.)
– Прочитайте вопросы Почемучки на с. 122. Ответы на них мы найдём в течение урока.
5. Наблюдение над особенностями имён существительных во множественном числе.
Прежде чем ответить на вопросы из учебника по теме урока я предлагаю вспомнить , что такое имя существительное и все, что мы знаем о нем .Проводим структуру Релли Робин . На столе у вас лежат маленькие листочки, вам нужно на этих листочках написать понятие, определение и характеристику существительному, примеры существительных, то есть все что вы знаете о имени существительном. Сначала подумайте . Прочитайте свою запись. А теперь обменяйтесь листочками с ответами с партнерами по плечу. Прочитайте его запись. Участники №4 каждого стола расскажите своим участникам , что вы узнали о имени сущ. А теперь ответь мне что же вы знаете о имени существительном.? Отвечает стол № участник под номером
Долгое время мы работали над существительными в единственном числе, а что вы можете сказать о существительных во множественом числе?
Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.
Значит, если необходимо определить число существительных, нужно выяснить, сколько предметов оно обозначает. Подтвердите своими примерами.
– Мы ответили на первый вопрос Почемучки. Сейчас выполните задание из упражнения 241, с. 122 (Прочитайте задание, выполняем коллективно с места по цепочке.) Начинает стол № 1 партнеры по лицу или по плечу или участник а или в и так по порядку.
С.122 Прочитайте правило про себя, вслух, коллективно.
Упражнения для глаз
2. Наблюдение над окончаниями существительных множественного числа.
– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? (Окончания
Посмотрите в упр.241
– Что вы ответите Почемучке на его второй вопрос? ( читаем правило с.123) Напишите каждый три существительных во мн. числе. Проверяем.
– Выполните упражнение 242 самостоятельно.
А сейчас проведем структуру ТЭК ОФ ТАЧ ДАУН
Если высказывание верное, то тэк оф – встать, если неверное, то тач даун - сидеть. ( я называю правильный ответ дети выполняют)
А теперь обозначим ударение, окончание сущ., с места по цепочки, начинаем со стола № 6 №4 ( работают все партнеры под номером 4, по цепочке) Итак сделай те вывод об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа.
3. Прочитайте правило на с. 123.
Прочитайте на с.122-123 еще раз новые словарные слова. В каком падеже и числе они употреблены? (именительный падеж единственное число). Составьте устно предложения, где они будут употреблены в форме множественного числа именительного падежа
(Троллейбусы едут в парк). (Вокзалы переполнены людьми).
6. Ознакомление со склонением существительных во множественном числе.
– На какие типы склонения разделяются все имена существительные? Почему?
– Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе? Правильно, при склонении имена существительные во множественном числе не делятся на 1,2,3 склонение.
– Давайте проверим ваши предположения. Существительные берёза, ель, дерево, города (мет с. 165)поставьте во множественном числе, запишем в столбик и просклоняйте. У доски работают по одному человеку, склоняем слова.
– Какой вывод можно сделать?
– Прочитайте правило в учебнике (с. 124).
7. Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.
Итак, составим таблицу окончаний , я на доске, дети в тетради смотрите в тетрадь, и помогайте мне.
И. -ы, -и, -а, -я
Р. -ов, -ев, -ей,
Д. -ам, -ям
В. -ы, -и, -а, -я
-ов, -ев, -ей
Т. -ами, - ями
П. -ах, -ях
И снова проведем структуру ТЭК ОФ ТАЧ ДАУН
Я называю имена сущ. если в единственном числе - то тэк оф – встать, если во множественном числе то- тач даун –сидеть. ( слова из мет. с.165)
Ребята, попробуйте подобрать форму ед.ч слова сани.
Почему тишина?
Сани – не имеет форму единственного числа, да и таких слов в русском языке очень много, они употребляются только во множественном числе: ножницы, грабли, ворота, шахматы, сливки, чернила, обои, духи и так далее
8. Итог урока.
– Что вы нового узнали на уроке?
-Что особенно понравилось?
-Было ли вам что то непонятно?
. Домашнее задание: упражнение 243, с. 123.
А теперь проведем следующую структуру « Билетик на выход»
И за эту работу вы получите отметки. Раздаю листочки со словами, дети находят существительные во множественном числе и подчеркивают их.
Сдайте работу, можете быть свободны. Всем спасибо.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)
Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...
Урок русского языка в 4 классе по учебнику Т.Г. Рамзаева по теме :"Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа".
Открытый урок по рускому языку с использованием структур Сингапурской методики...
Конспект урока по русскому языку в 4 классе по учебнику Т.Г.Рамзаева по теме "Множественное число имен существительных, Именительный падеж множественного числа".
Открытый урок с применением структур Сингапурской методики....
Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"
Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»
Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...
Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"
Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...
Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».
Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...