Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Гусельникова  Валентина  Ильинична

Цель: 

- познакомить учащихся со склонением во множественном числе.

-  ознакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

- развивать мышление, память.

- воспитывать самостоятельность.

Оборудование: ноутбук, кроссворд, чистые листочки, билетик на выход

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mnozhestvennoe_chislo_imen_sushchestvitelnyh.doc49 КБ

Предварительный просмотр:

 Тема: Множественное число имен существительных. Именительный падеж множественного числа.

Цель: 

- познакомить учащихся со склонением во множественном числе.

-  ознакомить с особенностями окончаний имен существительных в именительном падеже множественного числа.

- развивать мышление, память.

- воспитывать самостоятельность.

Оборудование: ноутбук, кроссворд, чистые листочки, билетик на выход

Ход урока

1.. Организационный момент.

2. Каллиграфическая минутка.

3. Словарно-орфографическая работа.

1. Разгадывание кроссворда.

– Разгадайте кроссворд и в вертикальном столбце под номером 7 прочтёте новое слово из словарика. Пишу ответы в графы.

1. Утренний приём пищи. (Завтрак.)

2. Подземная железная дорога. (Метро.)

3. Космический летательный аппарат. (Ракета.)

4. Дерево со светлой корой. (Берёза.)

5. Вид городского электротранспорта. (Трамвай.)

6. Дорожка в парке. (Аллея.)

– Какое слово получилось? (Вокзал.)

– Запишите все слова в тетрадь, обозначьте орфограммы и ударение. С.122 учебника.

2. Знакомство с этимологией слова «вокзал».

– Слово это появилось в XVII в. в Англии. В окрестностях Лондона был загородный сад (для концертов, танцев, прогулок и т. д.), владелицей которого была некая Джеймс Вокс. Сад назвали Воксхолл (холл – «зал»). Постепенно название распространилось на другие парки, которые стали появляться в разных городах Европы.

В России под Петербургом в городе Павловске, вблизи императорского дворца, тоже был увеселительный сад с музыкальным павильоном для танцев и концертов. Его на английско-французский манер стали называть «воксалом» (позже – «вокзалом»). Когда была построена железная дорога Петербург – Павловск, то в этом здании не только давали концерты, но и продавали билеты пассажирам. Так у станции появилось название Вокзал. Позднее так стали называть и другие железнодорожные станции в России. Значит вокзал – это большая станция на путях сообщения. Бывают ЖД вокзалы, автовокзалы. Знает чем они отличаются?

На с.123 еще одно словарное слово. Как по вашему , что оно обозначает?

 Правильно, многоместная электрическая транспортная машина, идущая по безрельсовым путям.

Запиши  это слово в тетрадь,  обозначьте орфограммы, ударение.

4. Сообщение темы и цели урока, постановка учебной задачи.

– Послушайте стихотворение- стихотворение-загадку. Что это будет?

Хлопушки, конфеты,

Сосульки,

Шары золотистого цвета.

Подарки,

Мерцанье цветных огоньков,

Звёзды, снежинки,

Гирлянды флажков;

Песни и пляски,

И смех без умолка.

Что это будет,

По-вашему?  ... (Ёлка.)

– Какую особенность имён существительных, использованных в стихотворении, вы заметили? (Почти все употреблены во множественном числе.)

– Догадайтесь, о чём пойдёт речь сегодня на уроке? (О существительных во множественном числе.)

– Прочитайте вопросы Почемучки на с. 122. Ответы на них мы найдём в течение урока.

5. Наблюдение над особенностями имён существительных во множественном числе.

Прежде чем ответить на вопросы из учебника по теме урока я предлагаю вспомнить , что такое имя существительное и все, что мы знаем о нем .Проводим структуру   Релли Робин .  На столе у вас лежат маленькие листочки, вам нужно на этих листочках написать понятие, определение и характеристику существительному, примеры существительных,  то есть все что вы знаете о имени существительном. Сначала подумайте .  Прочитайте свою запись. А теперь обменяйтесь  листочками с ответами с партнерами по плечу. Прочитайте его запись. Участники №4  каждого стола расскажите своим участникам , что вы узнали о имени сущ. А теперь ответь мне что же вы знаете о имени существительном.? Отвечает стол №     участник под номером        

 Долгое время мы работали  над существительными  в единственном  числе, а что вы можете сказать о существительных во множественом числе?

 Существительные во множественном числе обозначают несколько предметов.

Значит, если необходимо определить число существительных, нужно выяснить, сколько предметов оно обозначает. Подтвердите своими примерами.

– Мы ответили на первый вопрос Почемучки. Сейчас выполните задание из упражнения 241, с. 122 (Прочитайте задание, выполняем коллективно с места по цепочке.) Начинает стол № 1 партнеры по лицу или по плечу или участник а или  в  и так по порядку.

С.122 Прочитайте правило про себя, вслух, коллективно.

Упражнения для глаз

2. Наблюдение над окончаниями существительных множественного числа.

– Какие окончания у существительных множественного числа вы выделили? (Окончания  

Посмотрите в упр.241

– Что вы ответите Почемучке на его второй вопрос? ( читаем правило с.123) Напишите каждый три существительных во мн. числе. Проверяем.

– Выполните упражнение 242 самостоятельно.

А сейчас проведем структуру  ТЭК  ОФ ТАЧ  ДАУН

Если высказывание верное,  то  тэк оф – встать, если неверное, то  тач даун - сидеть. ( я называю правильный ответ дети выполняют)

А теперь обозначим ударение, окончание сущ., с места по цепочки, начинаем со стола № 6  №4 ( работают все партнеры под номером 4, по цепочке) Итак сделай те вывод об окончаниях существительных в именительном падеже множественного числа.

3. Прочитайте правило на с. 123.

Прочитайте на с.122-123 еще раз новые словарные слова. В каком падеже и числе они употреблены? (именительный падеж единственное число). Составьте устно предложения, где они  будут употреблены в форме множественного числа именительного падежа

 (Троллейбусы едут в парк).  (Вокзалы переполнены людьми).

6. Ознакомление со склонением существительных во множественном числе.

– На какие типы склонения разделяются все имена существительные? Почему?

– Как вы думаете, будут ли различаться существительные по склонениям во множественном числе? Правильно, при склонении имена существительные во множественном  числе не делятся на 1,2,3 склонение.

– Давайте проверим ваши предположения. Существительные берёза, ель, дерево, города (мет с. 165)поставьте во множественном числе, запишем в столбик и просклоняйте. У доски работают  по одному человеку,  склоняем слова.

– Какой вывод можно сделать?

– Прочитайте правило в учебнике (с. 124).

7. Составление таблицы падежных окончаний существительных во множественном числе.

 Итак, составим таблицу окончаний , я на доске, дети в тетради смотрите в тетрадь, и помогайте мне.

И.  -ы, -и, -а, -я

Р.  -ов, -ев, -ей, 

Д.  -ам, -ям

В.  -ы, -и, -а, -я

      -ов, -ев, -ей

Т.  -ами, - ями

П.  -ах, -ях

И снова проведем структуру ТЭК  ОФ ТАЧ  ДАУН

Я называю имена сущ. если  в единственном числе - то  тэк оф – встать, если во множественном числе то- тач даун –сидеть.  ( слова из мет. с.165)

Ребята, попробуйте подобрать форму  ед.ч  слова  сани.

Почему тишина?

Сани – не  имеет форму единственного числа, да и таких слов в русском языке  очень много, они употребляются только во множественном числе: ножницы, грабли, ворота, шахматы, сливки, чернила, обои, духи   и так далее

8. Итог урока.

– Что вы нового узнали на уроке?

-Что особенно понравилось?

-Было ли вам что то непонятно?

. Домашнее задание: упражнение 243, с. 123.

А теперь проведем следующую структуру  « Билетик на выход»

И за эту работу вы получите отметки. Раздаю листочки со словами, дети находят существительные во множественном числе и подчеркивают их.

Сдайте работу, можете быть свободны. Всем  спасибо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией)

Урок русского языка в 4 классе по теме " Родительный падеж множественного числа имен существительных" (конспект с презентацией). Программа "Школа России"...

Конспект урока по русскому языку "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе"

Конспект урока по русскому языку в 4 классе "Множественное число имен существительных. Окончания имен существительных во множественном числе" ...

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.»

Открытый урок по теме «Зависимость рода и числа имени прилагательного от рода и числа имени существительного.», УМК ГАРМОНИЯ, 3 класс...

Конспект урока русского языка в 3 классе на тему "Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного"

Предмет: Русский языкКласс: 3Тема урока: Форма единственного числа имени существительного, форма множественного числа имени существительного. Изменение существительного по числам.Цели урока: Учить опр...

Открытый урок по русскому языку на тему: «Падежи имен существительных. Именительный падеж».

Тип урока: изучение нового материала.Цель урока: познакомить учащихся с особенностями именительного падежа имен существительных.Задачи урока:развивать умение определять падеж по вопросу и вспомог...