Урок русского языка по теме:"Правописание парных согласных"
план-конспект занятия по русскому языку (3 класс) по теме

Фролова Наталья Павловна

Данный урок является одним из уроков по теме:"Правописание парных согласных в корне слова". На уроке используется разноуровневый тест по данной теме, гимнастика для глаз, тесовая работа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 3-м классе по теме: "Правописание парных согласных в середине слова"

Цель урока: создать условия для применения правила правописания слов с  парными звонкими и глухими согласными в середине слова, самостоятельной постановки учащимися орфографической задачи и её решения, развития мотивации учебной деятельности на основе освоения навыков самостоятельной работы и умения работать в коллективе.

Задачи:

Обучающие: создать условия для формирования умения подбирать проверочные слова с парным согласным в середине слова, определения  учебной задачи и следования ей в коллективной самостоятельной деятельности, учёта совместно выделенных  ориентиров действия в учебном материале, учёта установленных правил в процессе деятельности, ориентирования на разнообразие способов решения задач, проведения сравнения, классификации по определённым критериям.

Развивающие: создать условия для расширения  кругозора учащихся, пополнения своего интеллектуального «я», развития позитивного отношения к использованию информационных технологий с целью обеспечения успешного продвижения в личностном развитии.

Воспитательные: создать условия для воспитания культуры общения,  умения отстаивать свою точку зрения в дискуссиях.

Тип урока: урок применения знаний и умений

Формы работы учащихся:   фронтальная, индивидуальная, дифференциация.

Необходимое оборудование:   компьютеры, мультимедийный проектор, интерактивная доска 

 (СЛАЙД 1)

Валеологизация обучения. Показать значение занятий спортом, выполнение физических упражнений для укрепления организма, для здоровья человека.

Ход урока

I. Мотивация на урок.

Учитель:

- Ребята, Прикройте глаза и мысленно скажите: “Я внимателен, я думаю, я сосредоточен, я догадлив и сообразителен, я уверен в себе”.

-Я желаю вам успеха. Давайте подарим друг другу улыбку и пожелаем друг другу удачи.

II. Орфографическая минутка.

-Предлагаю вам в качестве разминки повторить несколько слов с непроверяемым написанием

-Посмотрите на доску (СЛАЙД 2), запишите слова в тетрадь, вставляя пропущенные буквы. ( Яблоко, тарелка, магазин, топор, кровать)

Проверка

-Что общего между этими словами, что объединило их в одну группу? (им. Сущ., в ед.ч.,  неодушевлённые, т.к. отвечают на вопрос Что?)

-Какая орфограмма встретилась в этих словах? ( Непроверяемый безударный  гласный в корне слова.)

-Какие орфограммы вы ещё знаете?

III.  Актуализация опорных знаний.

  1. Учитель:

- Я буду читать стихотворение, а вы, ребята, дополните его словами по смыслу.(СЛАЙД 3)

(Учитель читает, дети пишут слова на доске и в тетради в столбик.)

Утром мы по распорядку
всегда делаем ________ (
зарядку)
Утром ______ (
бег) и душ бодрящий
Как для взрослых настоящий.
Чтоб большим спортсменом стать,
нужно очень много знать.
И поможет здесь сноровка
и, конечно, _____ (
тренировка)
Чтобы в цель попасть не раз,
зоркий требуется _____ (
глаз)
Хочешь ты побить рекорд,
так тебе поможет ___ (
спорт)

-О чём говорится в стихотворении? А для чего нужно заниматься спортом?

-Какая орфограмма есть в каждом из этих слов? Подчеркните.

Зарядка

 Бег

 Тренировка

 Глаз

 Спорт

-Назовите звуки, которые образуют пары. По какому признаку образовались эти пары? (СЛАЙД 4)

- Какое слово можно исключить из этого списка, как лишнее? спорт (Это слово лишнее, согласный на конце слышится четко)

- Что нужно знать, чтобы не сделать ошибку в правописании слов с парным согласным на конце слов? (Надо знать правило)

- Как проверить парный согласный в корне слов?

- Некоторые ребята испытывают трудности в запоминании правила, и я разрешаю им воспользоваться памяткой-схемой.

(Некоторые учащиеся пользуются алгоритмом, который напечатан на отдельных карточках. Приложение 1)

  1.  (СЛАЙД 5)
  2. –Подберите проверочные слова

Зарядка- зарядочка,

 Бег- бега, бегать

 Тренировка- тренироваться

 Глаз- глаза, глазной

 Спорт- спортивный.

  1. – Ребята я прочту стихотворение ещё раз, а вы назовите слово, написание которого вам незнакомо? (СНОРОВКА)
  2. – Может кто-нибудь сможет объяснить значение этого слова?
  3. – Саша получал индивидуальное задание к сегодняшнему уроку поработать с толковым словарём, и сейчас он зачитает нам толкование этого слова.
  4. –Давайте запишем это слово в тетрадь, поставим ударение, подчеркнём орфограмму:

(Словарь: сноровка, сноровистый )

-Что можете рассказать об этом слове? (отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает предмет, следовательно это имя сущ-е., ж.р.. ед.ч., неодуш.)

- Сколько в слове букв и сколько звуков? (8б.8зв.)

- Какая проверяемая орфограмма есть в слове? (Парный согласный в)

-Подберите проверочное слово (сноровистый)

-Разберите слово сноровка по составу 

(СЛАЙД 6)

IV. Работа с учебником.

Упр. 203 стр. 105.

Пока ученик работает у доски , 3 человека работают по карточкам за компьютерами.

-Что можешь сказать о прилагательных – антонимах, которые мы записали? (в них есть парный согласный, который нужно проверять)

- Как проверить слово с парным согласным звуком в корне?

-Составьте с одним из слов предложение. (Н: Густой туман  стелется над землёй.)

- Выделите основу этого предложения, укажите части речи.

-Дайте характеристику этому предложению.

V. Здоровьесберегающая пауза (зарядка для глаз – СЛАЙД 7)

-Я думаю, что вы устали и предлагаю вам отдохнуть, а именно выполнить зарядку для глаз. (о снежинках)

VI. Самостоятельная работа

1. Некоторые дети получают дифференцированное задание по карточкам.  (Списать, расположив предложения по порядку и вставив пропущенные буквы) Приложение 2

2. Другие работают на тренажёрах ( 1-й уровень, кому ещё трудно быстро вспомнить правило, трудно подобрать проверочное слово, 2-й уровень – задания посложнее, 3-й уровень, те кто с лёгкостью находят орфограмму, подбирают проверочное слово)

VII . Здоровьесберегающая пауза

- Написали, объяснили все по порядку. Теперь приглашаю вас на зарядку.

Выполнять упражнения за учителем.

Это лёгкая забава —
Повороты влево-вправо.
Нам известно всем давно —
Там стена, а там окно.
Приседаем быстро, ловко.
Здесь видна уже сноровка.
Чтобы мышцы развивать,
Надо много приседать.  
А теперь ходьба на месте,
Это тоже интересно.  

- Назовите слово из стихотворения, с которым познакомились на уроке. (СНОРОВКА)

- Кто запомнил его значение?

VI II.  Закрепление.

-И мы продолжаем выполнять тренировочные упражнения в правописании слов с парными согласными.

- Мудрая Сова предлагает вам выполнить следующее задание. (СЛАЙД 8)

(Взаимопроверка)

IX.   Рефлексия.

Я благодарю вас за работу на уроке.

Оцените свое состояние и настроение на уроке.  Приложение 3

X.  Итог урока

- Я рада, что большинство из вас на уроке испытали радость познания нового.

- Какие задачи мы решали сегодня на уроке?

- Как проверить парный согласный на конце и в середине слова?

XI. Домашнее задание

  1. Кто испытывает трудности, выполняет задание под № 200, стр. 104
  2. Кому легко работать № 205 , стр. 105

XII. Оценки за урок.

Приложение 1

Б         В              Г               З              Д               Ж

  П        Ф              К              С               Т                 Ш

Прочитай          слово

Назови  орфограмму

На конце слова                         В середине слова

Проверь                                           Проверь

Измени                     Подбери                     Подбери

слово            или             однокорен-                    однокорен-

     ное слово                    ное        слово

Чтобы после согласного

стоял гласный

Приложение 2

Спиши, вставляя пропущенные буквы, расположив предложения так, чтобы получился  текст. Вставленные буквы подчеркни.

Берлога.

Замело все тро?ки и доро?ки. Пришла    зима. Выпал в лесу пушистый сне?. Он натаскал в своё жильё мя?кой душистой  хвои. Медве?ь готовился к зиме. Медведю не страшна зима. Подует ре?кий ветер. Ударит сильный моро?.

Спиши, вставляя пропущенные буквы. Вставленные буквы подчеркни.

Берлога.

Пришла    зима. Замело все тро?ки и доро?ки. Выпал в лесу пушистый сне?. Медве?ь готовился к зиме. Он натаскал в своё жильё мя?кой душистой  хвои. Ударит сильный моро?. Подует ре?кий ветер. Медведю не страшна зима.

Приложение 3

Оцени своё эмоциональное состояние на уроке словами из изученных нами произведений:

  • «... Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.» (Русская народная сказка «Яичко»)
  • «- Понимаешь, какой остроумный ребёнок! До всего сам додумался!» (Н.Н.Носов «Шурик у дедушки»)
  • «..И они, усталые, сонные, еле-еле вытащили из воды солнышко...»(С.Г.Козлов «Как поймать облако»)
  • «...Неужели я совсем одна?- думала Серая Шейка, заливаясь слезами...» ( Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
  • «... Блеснул мороз. И рады мы

      Проказам матушки зимы.»      (А.С. Пушкин)

Оцени своё эмоциональное состояние на уроке словами из изученных нами произведений:

  • «... Поп затужил-загоревал, свою книгу в клочья изорвал.» (Русская народная сказка «Яичко»)
  • «- Понимаешь, какой остроумный ребёнок! До всего сам додумался!» (Н.Н.Носов «Шурик у дедушки»)
  • «..И они, усталые, сонные, еле-еле вытащили из воды солнышко...»(С.Г.Козлов «Как поймать облако»)
  • «...Неужели я совсем одна?- думала Серая Шейка, заливаясь слезами...» ( Д.Н. Мамин-Сибиряк «Серая Шейка»)
  • «... Блеснул мороз. И рады мы

      Проказам матушки зимы.»      (А.С. Пушкин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме: «Правописание парных согласных на конце слов» 2 класс (1-4) система Л.В.Занкова

Цели: 1.      Создать условия для закрепления знаний учащихся о правописании слов с парными согласными на конце. Формирование умений и навыков в написании таких слов и подбор ...

Урок русского языка по теме "Правописание парных согласных в корне слова"

Цель урока: закрепление правильного написания парных согласных в корне слова....

Урок русского языка по теме "Правописание парной согласной в корне слова"

Предметные задачи урока:-развивать умение проверять слова с парными по глухости-звонкости согласными звуками в корне;-сравнивать искомую букву в проверочном и проверяемом словах.-отрабатывать по...

Урок русского языка по теме «Правописание парных согласных в корне слова» (УМК «Школа России», 2 класс)

Конспект урока  русского  языка по программе В. П. Канакиной, В. Г. Горецкого ....

Конспект урока русского языка на тему:«Правописание парных согласных в конце слова».

Урок связан с 70-летием Великой Отечественной Войны с презентацией....