урок русского языка по теме"Именительный и винительный падежи"
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Урок по Образовательной системе Школа 2100
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 4 классе по теме ««Именительный и винительные падежи имен существительных»
Урок по технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо».
Учитель: Ромашева Т. М., учитель начальных классов
МАОУ «СОШ№2» Предмет: русский язык.
4 класс. (Образовательная система «Школа 2100»)
Цель: научить различать именительный и винительный падежи неодушевленных имён существительных единственного числа, мужского рода
Задачи:
- (направленные на достижение личностных результатов обучения) формирование умения работать в группе, уважения к иному мнению, развитие мотивации работы на результат.
- (направленные на достижение метапредметных результатов обучения) формирование умения работать с информацией, используя различные способы поиска, связно выражать свои мысли, давать полные аргументированные ответы, правильно оценивать и контролировать свою деятельность.
- (направленные на достижение предметных результатов обучения) ознакомление обучающихся с особенностями И.П. и В.П., формирование умения различать И.П. и В.п имен существительных
Оборудование: учебник Русский язык, 4-й класс Е.В. Бунеева, М.А. Яковлева.
Рабочие листы на каждого ребенка, листы с заданиями для работы в группах.
Интерактивная доска.
Ход урока
- Стадия – стадия вызова. (Слайд)
1.Сегодня мы будем работать в группах. Назовите правила групповой работы. - Послушайте сказку.
В некотором царстве, в некотором государстве жили-были Царь с Царицей. И было у них шесть сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех, шутки. Больше всех веселились И.п.и В.п. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что никто их не мог различить. А вы умеете?
На доске:
- увидели корабль
- корабль показался
- Как определить падеж существительного «корабль»?
В таком же замешательстве были и придворные. Однажды Принцам захотелось посмотреть мир, и они отправились в путешествие на корабле по морю Грамматики. В пути их подстерегали трудности и опасности. Капитаном корабля буду у вас я. Вас назначаю моими помощниками. А отправимся мы на остров Падежей, где нас ждёт много интересного. Отправляясь в плавание, мы возьмём с собой знания, умения, способности и дружбу. Эти качества помогут преодолеть все препятствия и достичь желаемой цели.
Но сначала подготовимся к плаванию.
- Вспомнить изученный материал нам поможет
2) Алгоритм решения проблем стратегией «IDEAL»
- На какие группы можно разбить эти слова? Поработайте в группе, запишите эти слова на рабочем листе.
Островочек, островной, остров, острову, островом, у острова, остров, об острове,
островитяне, островок
Однокоренные слова | Форма слова |
остров | остров |
островок | острову |
островочек | у острова |
островитяне | островом |
островной | об острове |
3) прием «Верные и неверные утверждения»
Каждая группа получила раздаточные листы с утверждениями. Вы должны поставить рядом с утверждением знак «+», если оно верное и знак «-», если оно неверное.
- Имя существительное - это часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы что? что делать? (нет)
- В предложении все имена существительные являются главными членами предложения (нет).
- Имена существительные нарицательные могут переходить в собственные.(да)
- Эти имена существительные имеют только форму множественного числа (Брюки, качели, очки, носилки) ( Да)
- Имена существительные изменяются по падежам (да)
- Чтобы определить падеж имени существительного надо найти слово, от которого данное существительное зависит (да)
- Вспомогательное слово винительного падежа «Нет» (нет)
-А теперь поработайте в группе и сверьте свои ответы с ребятами, договоритесь о правильности выбора.
- Теперь докажите свой выбор. Каждая группа аргументирует свой ответ.
-Для чего нам необходимы эти знания?
(Эти знания будут необходимы нам в дальнейшей работе по теме урока).
4)Объявление темы урока.
.- Поворот судьбы удивительный: (Слайд )
Изучаем мы падеж именительный,
И винительный падеж надо знать,
От именительного отличать.
(Т.Рик)
- Назовите тему нашего урока.
II. стадия - осмысление
1.«Мозговой штурм»
Наш корабль причалил к острову «Именительный»
-Что вы знаете об именительном падеже?
-Почему именительный падеж получил такое название?
- Прочитаем об этом текст упражнения №130 на стр. 102 и проверим наши предположения. Поможет нам в этом прием «Инсерт» (Слайд)
То, что вы уже знаете –«v»
Новое для вас – «+»
Я думал иначе – «-»
Интересно, непонятно, нужно разобраться - ?
Дети работают с учебником.
На доске заполняется таблица.
«V» | «+» | «-» | «?» |
В предложении является главным членом | Восходит к древним временам Греции и Рима | В грамматиках английского языка, немецкого, французского сохранилось название номинатив | Ономастика птозис Казус номинативус |
Наш корабль отправляется дальше. Преодолев бурю, наши принцы высадились на другом острове и встретили там веселых ребят.
Физминутка «Песенка Красной шапочки»
2.- Назовите вопросы винительного падежа (кого? что?)
-Почему этот падеж получил такое название?
Оказывается, объект действия, обозначенный именем существительным в В.п., является причиной, вызывающей само действие.
3. На доске записаны слова. Упр.132, стр.104 (Слайд)
Остров, город, рассказ
-Что общего у данных имен существительных? ( неодушевленные имена существительные, муж. рода, единственного числа, с нулевым окончанием)
-Измените эти существительные по падежам:
И. п. что?
В. п. что?
-Что вы заметили? (Одинаковая форма в И. п. и В. п.)
-Какая проблема может возникнуть в связи с этим? (Можно спутать И.п. и В.п.)
4.-Сейчас в группах вы проведете исследовательскую работу и сделаете вывод о том, как различить имена существительные в И. п. и В. п. Для этого выполните упражнение на стр. 104, №133
Что нам советуют в задании авторы? (Подчеркнуть главные члены)
-Для чего? (Если слово является подлежащим, то оно стоит в И.п.)
(Ответы на вопросы после упражнения)
Чтение правила на стр. 105.
-Что узнали нового? Давайте заполним таблицу сравнения.
Заполнение концептуальной таблицы на доске.
Линии сравнения | И.п. | В.п. |
Вопросы | ||
Вспомогательное слово | ||
Предлоги | ||
Члены предложения | ||
5. Закрепление изученного.
Тренировочные упражнения.
-Определите падеж имен существительных в словосочетаниях: ушел в море, смотрит на море, встал за штурвал, узнал про шторм, переплыл через океан.
-Почему я не продиктовала словосочетаний с существительными в И.п? (Основа предложения словосочетанием не является)
Группы аргументируют свой выбор.
III.стадия - рефлексии
-Как вы оцениваете работу на уроке?
Оценочный лист (в группах оценивают себя и своих товарищей)
Я…………
Мы……….
Другие………..
Домашнее задание по уровню сложности на карточках.
Наше путешествие с принцами И.п. и В.п закончилось. Теперь подданные разобрались как не спутать И.п. и В.п. у имен существительных м. р., ед. ч, с нулевым окончанием.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падежи"
тип урока ОНЗ. Дети узнают различие падежей именительного и винительного....
Урок русского языка по теме: "Именительный и винительный падежи имен существительных"
Проблемный урок , в 4 классе, "Школа России"...
Методическая разработка урока русского языка на тему «Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения» (УМК «Развивающая система Л.В. Занкова», 3А класс)
Тема: Именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Цель: формировать у обучающихся умение определять именительный и винительный падежи имен существительных 1-го склонения.Зада...
Урок русского языка 4 класс "Именительный и винительный падеж"
На уроке создаются условия для ознакомления со способом отличия винительного падежа от именительного через определение главных и второстепенных членов предложения; совершенствования умения разли...
Конспект урока русского языка по теме "Именительный и Винительный падежи имён существительных"
Урок открытия новых знаний.Цель- развитие умения различать существительные в именительном и винительном падежах, умение извлекать и преобразовывать информацию.УМК "Школа 2100", 4 класс...
Разработка урока по русскому языку по теме "Именительный и винительный падежи имен прилагательных женского рода единственного числа"
Разработка представляет собой конспект урока с использованием ИКТ. На уроке осуществляется межличностный контакт, создается комфортная психологическая атмосфера. Учащиеся учатся правильно писать оконч...
технологическая карта по русскому языку по теме «Именительный и винительный падежи»
Познакомить с способами различия имен существительных в именительном и винительном падежах....