технологическая карта по русскому языку по теме «Именительный и винительный падежи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)
Познакомить с способами различия имен существительных в именительном и винительном падежах.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Выполнила | учитель начальных классов Лямина В.С. | ||
Предмет | русский язык | ||
Тема урока | «Именительный и винительный падежи» | ||
Тип урока | урок открытия новых знаний | ||
Цель урока | познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах. | ||
Основное понятия | понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения. | ||
Межпредметные связи | Литературное чтение (чтение сказки, стихов) | ||
Организация пространства | Фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная. | ||
Оборудование | #1050;омпьютер #1050;арточки для дифференцированной работы. #1059;чебник | ||
Планируемые результаты | Предметные | Метапредметные | Личностные |
Называть признаки имён существительных в именительном и винительном падежах. Различать имена существительные в именительном и винительном падежах. Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей. | РУУД: Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели. Планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя. Высказывать свое предположение на основе учебного материала Проводить самопроверку и самооценку. Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками. Выделять и осознавать то, что уже усвоено. ПУУД: Извлекать необходимую информацию из текста. Делать выводы на основе сравнения и наблюдения. Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания). Анализировать объекты с целью выделения признаков. КУУД: Слушать и понимать речь учителя. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. Уметь аргументировать своё предложение. Уважать иную точку зрения Уметь работать в парах, группах. | Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока. Осознавать личную ответственность за получение знаний. Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. |
Этап урока, время | Задачи этапа | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Планируемые результаты | Методы и приемы |
Орг. Момент 1 мин. | Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. | - Вы пришли сюда учиться. Не лениться, а трудиться. - Вы готовы быть такими на уроке? -Приступаем к работе. Садитесь. | -Да | ЛУУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание. | Фронтальная работа |
Мотивационно-целевой 8 мин. | Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций. Мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И. п. и В. п.). | Словарная работа со словом «корабль». - Что изображено на картинке? - Какая гласная ударная в слове? - Какая гласная безударная? - Подберите однокоренные слова. - Можем ли мы подобрать проверочное слово к безударной гласной «о»? - Значит, какая это гласная «о»? -Произнесите число вслух по слогам все вместе. Записываем число, классная работа. -Просклоняйте слово корабль по падежам (1 ученик у доски, остальные – в тетрадях) проверяем вместе. - Составьте предложения со словом «корабль». - Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске. - Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь. -Ребята, что такое порт? Проблемная ситуация. - Что общего в этих предложениях? - На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении? - На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении? - Определите падеж этого слова в обоих случаях. - Послушайте сказку. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить. - Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить? | - Корабль. - «а» - «о» - Корабельщик, корабельный, кораблик. - Нет. - Непроверяемая. Произносят число вслух. Записывают. Склоняют слово корабль по падежам. Проверяют. Составляют и произносят предложения. Дети читают предложения. Корабль вошёл в порт. Капитан поднялся на корабль. Записывают. Ответы детей. -Слово «корабль». - На вопрос что? - На вопрос что? Пробуют определить падеж, но возникают затруднения. - Имеют одинаковый вопрос что? | ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания); РУУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала; КУУД: слушать и понимать речь учителя; уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. РУУД: определять и формулировать цель на уроке; под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке. ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний. КУУД: точно и полно выражать свои мысли. | Фронтальная работа, индивидуальная |
Ориентировочный 1 мин. | Организовать самостоятельное планирование | - Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке? | - Распознавать И. п. и В. п. | РУУД: высказывать свое предположение. | Фронтальная работа |
Поисково-исследовательский 10 мин. | Наблюдение над признаками И. п. и В. п. (какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают). | - Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения. -Сравните. Что заметили? - В чем ещё особенность этих предложений? -Правильно. Как, вы, думаете почему? - А сейчас подумайте, о каких падежах идёт речь? - Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто. - Кого назвать, во что играть Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить. - Попробуйте сформулировать правило. - Сравните правило с правилом в учебнике. Читают правило про себя. Читает один ученик вслух. - Расскажите правило в парах. - Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий по определению И. п. и В. п. | Работают с предложениями самостоятельно. - В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором – второстепенным членом предложения. - В первом предложении нет предлога, а во втором – есть. - Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И. п., а во втором предложении слово корабль стоит в В. п. - Об И. п. - О В. п. - Существительные, которые являются подлежащими, стоят в И. п., а второстепенные члены предложения – в В. п. Сравнивают. Рассказывают правило в парах. Алгоритм: - Нахожу слово-существительное в предложении. - Задаю вопрос. - Выясняю, чем является имя сущ. в предложении. - Определяю падеж. | ПУУД: поиск и выделение необходимой информации; анализ объектов с целью выделения признаков. КУУД: умение аргументировать своё предложение. | Фронтальная работа, индивидуальная |
Практический 18 мин. Физкультминутка | Установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи». | - Откройте учебник на с.106 упр. 187. - Что нужно сделать в упражнении? Работа у доски - Чем интересны эти предложения? - В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения? - А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения? - упр.188 - Прочитай, вслух. Выполняют упражнение в парах, затем проверяют вместе с классом. - Ребята, сейчас вы будете работать в группах (6 групп), каждая группа получит карточку с заданием определенного уровня: 3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый. - Предлагаю вспомнить правила работы в группах. Делит на группы, рассказывает о заданиях (каждая группа сама выбирает задание). Проверка осуществляется учителем. | - Записать два первых предложения, разобрать по членам. Рассуждение ученика Пишу: Лисица видит сыр. (Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Видит (что?) сыр – это второстепенный член предложения. Рассуждение следующего ученика Пишу: Лисицу сыр пленил. (Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой. (Что делал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами. Пленил (кого?) лисицу – это второстепенный член предложения. - В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором - главный. - В И. п. - В В. п. Дети выполняют подвижную физкультминутку. - Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И. п., затем в форме В. п. Запишите предложения. книга площадь учитель озеро Подчеркните в предложениях главные члены. Укажите падеж имён существительных. Вспоминают правила работы в группах. Выбирают карточку, выполняют работы. 1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж. Строители построили новый дом. Машина переехала через овраг. Под берёзой ёж устроил нору. 2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж. Сонце асвищяло лисную палянку. Зима принисла стужу. Жолные листъя лигли на землю. 3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене машины, чтобы в одном случае слово употреблялась в форме И. п., а в другом случае в форме В. п. Например: Продаётся гараж. Куплю гараж. | ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков; КУУД: умение аргументировать своё предложение; уважение иной точки зрения; умение работать в парах. РУУД: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи. | Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах. |
Рефлексивно-оценочный 2 мин. | Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности. | - Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах? - Какое задание на уроке было самым интересным? - Что показалось вам трудным? Почему? - Запишите домашнее задание. -Я всех благодарю за хорошую работу. | - В И. п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В. п. - второстепенным членом. Ответы обучающихся. Записывают домашнее задание. | РУУД: осуществлять самоконтроль; давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено. | Фронтальная работа |
Приложение 1
Карточка № 3 Составь текст-объявление о продаже, покупке или обмене машины, чтобы в одном случае слово употреблялась в форме И. п., а в другом случае в форме В. п. | Карточка № 2 Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж. Сонце асвищяло лисную палянку. Зима принисла стужу. Жолтые листъя лигли на землю. | Карточка № 1 Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж. Строители построили новый дом. Машина переехала через овраг. Под берёзой ёж устроил нору. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс
Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"
Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"
Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....
Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)
Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...
Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...
Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.
Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...
Технологическая карта по русскому языку по теме: "Гласные звуки" (2 кл.) «Школа России», учебник русский язык 2 кл.: Канакина В.П.-Горецкий В.Г.
Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; Задачи урокаПланируемые результатыДидакти...