технологическая карта по русскому языку по теме «Именительный и винительный падежи»
план-конспект урока по русскому языку (4 класс)

Лямина Виалетта Сергеевна

Познакомить с способами различия имен существительных в именительном и винительном  падежах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выполнила

учитель начальных классов Лямина В.С.

Предмет

русский язык

Тема урока

«Именительный и винительный падежи»

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель урока

познакомить со способами различения имён существительных в именительном и винительном падежах.

Основное понятия

понятия: части речи, именительный и винительный падежи, предлог, член предложения.

Межпредметные связи

Литературное чтение (чтение сказки, стихов)

Организация пространства

Фронтальная, в группах, в парах, индивидуальная.

Оборудование

#1050;омпьютер

#1050;арточки для дифференцированной работы.

#1059;чебник

Планируемые результаты

Предметные

Метапредметные

Личностные

Называть признаки имён существительных в именительном и винительном падежах.

Различать имена существительные в именительном и винительном падежах.

Употреблять имена существительные в форме именительного и винительного падежей.

РУУД:

Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.

Планировать свою деятельность на уроке под руководством учителя.

Высказывать свое предположение на основе учебного материала

Проводить самопроверку и самооценку.

Давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками.

Выделять и осознавать то, что уже усвоено.

ПУУД:

Извлекать необходимую информацию из текста.

Делать выводы на основе сравнения и наблюдения.

Ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания).

Анализировать объекты с целью выделения признаков.

КУУД:

Слушать и понимать речь учителя.

Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Уметь аргументировать своё предложение.

Уважать иную точку зрения

Уметь работать в парах, группах.

Понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока.

Осознавать личную ответственность за получение знаний.

Выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Этап урока, время

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Планируемые результаты

Методы и приемы

Орг. Момент

1 мин.

Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

- Вы пришли сюда учиться.

Не лениться, а трудиться.

- Вы готовы быть такими на уроке?

-Приступаем к работе. Садитесь.

-Да

ЛУУД: выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять внимание.

Фронтальная работа

Мотивационно-целевой

8 мин.

Актуализация изученных способов действий, развитие мыслительных операций.

Мотивировать учащихся на изучение нового материала (распознавание И. п. и В. п.).

Словарная работа со словом «корабль».

- Что изображено на картинке?

- Какая гласная ударная в слове?

- Какая гласная безударная?

- Подберите однокоренные слова.

- Можем ли мы подобрать проверочное слово к безударной гласной «о»?

- Значит, какая это гласная «о»?

-Произнесите число вслух по слогам все вместе.

Записываем число, классная работа.

-Просклоняйте слово корабль по падежам (1 ученик у доски, остальные – в тетрадях) проверяем вместе.

- Составьте предложения со словом «корабль».

- Я тоже приготовила предложения с этим словом. Прочитайте их на доске.

- Запишите эти предложения красиво и аккуратно в тетрадь.

-Ребята, что такое порт?

Проблемная ситуация.

- Что общего в этих предложениях?

- На какой вопрос отвечает слово «корабль» в первом предложении?

- На какой вопрос отвечает слово «корабль» во втором предложении?

- Определите падеж этого слова в обоих случаях.

- Послушайте сказку.

В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. И было у него 6 сыновей. Жили они дружно, весело, то и дело был слышен смех и шутки. Больше всех веселились близнецы Винительный и Именительный падежи. Они очень любили разыгрывать придворных, потому что их путали и не могли различить.

- Можете ли вы объяснить, почему их не могли различить?

- Корабль.

- «а»

- «о»

- Корабельщик, корабельный, кораблик.

- Нет.

- Непроверяемая.

Произносят число вслух.

Записывают.

Склоняют слово корабль по падежам.

Проверяют.

Составляют и произносят предложения.

Дети читают предложения.

Корабль вошёл в порт.

Капитан поднялся на корабль.

Записывают.

Ответы детей.

-Слово «корабль».

- На вопрос что?

- На вопрос что?

Пробуют определить падеж, но возникают затруднения.

- Имеют одинаковый вопрос что?

ПУУД: ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

РУУД: высказывать свое предположение на основе учебного материала;

КУУД: слушать и понимать речь учителя;

уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

РУУД: определять и формулировать цель на уроке;

под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке.

ПУУД:

ориентироваться в своей системе знаний.

КУУД: точно и полно выражать свои мысли.

Фронтальная работа, индивидуальная

Ориентировочный

1 мин.

Организовать самостоятельное планирование

- Как вы думаете, чему мы будем сегодня учиться на уроке?

- Распознавать И. п. и В. п.

РУУД: высказывать свое предположение.

Фронтальная работа

Поисково-исследовательский

10 мин.

Наблюдение над признаками И. п. и В. п.

(какими членами являются в предложении, на какие вопросы отвечают).

- Ребята, разберите эти два предложения по членам предложения.

-Сравните. Что заметили?

- В чем ещё особенность этих предложений?

-Правильно. Как, вы, думаете почему?

- А сейчас подумайте, о каких падежах идёт речь?

- Предлогов с детства не люблю, с собою рядом не терплю. Мои вопросы – кто? и что? Ни с чем не спутает никто.

- Кого назвать, во что играть

Готов ребятам подсказать. Не прочь с предлогами дружить, но и без них могу прожить.

- Попробуйте сформулировать правило.

- Сравните правило с правилом в учебнике.

Читают правило про себя. Читает один ученик вслух.

- Расскажите правило в парах.

- Попробуйте составить алгоритм рассуждений и действий по определению И. п. и В. п.

Работают с предложениями самостоятельно.

- В первом предложении слово корабль является подлежащим, а во втором – второстепенным членом предложения.

- В первом предложении нет предлога, а во втором – есть.

- Потому что в первом предложении слово корабль стоит в И. п., а во втором предложении слово корабль стоит в В. п.

- Об И. п.

- О В. п.

- Существительные, которые являются подлежащими, стоят в И. п., а второстепенные члены предложения – в В. п.

Сравнивают.

Рассказывают правило в парах.

Алгоритм:

- Нахожу слово-существительное в предложении.

- Задаю вопрос.

- Выясняю, чем является имя сущ. в предложении.

- Определяю падеж.

ПУУД: поиск и выделение необходимой информации;

анализ объектов с целью выделения признаков.

КУУД: умение аргументировать своё предложение.

Фронтальная работа, индивидуальная

Практический

18 мин.

Физкультминутка

Установить степень усвоения изученного материала по теме «Именительный и Винительный падежи».

- Откройте учебник на с.106 упр. 187.

- Что нужно сделать в упражнении?

Работа у доски

- Чем интересны эти предложения?

- В каком падеже стоит существительное, которое является главным членом предложения?

- А в каком падеже стоит существительное, которое является второстепенным членом предложения?

- упр.188

- Прочитай, вслух.

Выполняют упражнение в парах, затем проверяют вместе с классом.

- Ребята, сейчас вы будете работать в группах (6 групп), каждая группа получит карточку с заданием определенного уровня:

3 уровень – повышенный, 2 уровень – высокий, 1 уровень – базовый.

- Предлагаю вспомнить правила работы в группах.

Делит на группы, рассказывает о заданиях (каждая группа сама выбирает задание).

Проверка осуществляется учителем.

- Записать два первых предложения, разобрать по членам.

Рассуждение ученика

Пишу: Лисица видит сыр.

(Кто?) лисица – это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.

(Что делает?) видит – это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами.

Видит (что?) сыр – это второстепенный член предложения.

Рассуждение следующего ученика

Пишу: Лисицу сыр пленил.

(Что?) сыр - это подлежащее, подчёркиваю одной чертой.

(Что делал?) пленил - это сказуемое, подчёркиваю двумя чертами.

Пленил (кого?) лисицу – это второстепенный член предложения.

- В первом предложении слово «сыр» второстепенный член предложения, во втором - главный.

- В И. п.

- В В. п.

Дети выполняют подвижную физкультминутку.

- Составьте два предложения, употребив в них одно из данных имён существительных сначала в форме И. п., затем в форме В. п.

Запишите предложения.

книга площадь учитель озеро

Подчеркните в предложениях главные члены. Укажите падеж имён существительных.

Вспоминают правила работы в группах. Выбирают карточку, выполняют работы.

1 уровень. Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.

2 уровень. Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолные листъя лигли на землю.

3 уровень. Составить текст-объявление о продаже, покупке или обмене машины, чтобы в одном случае слово употреблялась в форме И. п., а в другом случае в форме В. п.

Например: Продаётся гараж. Куплю гараж.

ПУУД: анализ объектов с целью выделения признаков;

КУУД: умение аргументировать своё предложение;

уважение иной точки зрения;

умение работать в парах.

РУУД: планирование своей деятельности для решения поставленной задачи.

Фронтальная, индивидуальная, работа в парах, работа в группах.

Рефлексивно-оценочный

2 мин.

Организовать рефлексию и самооценку учениками учебной деятельности.

- Как различить имена существительные в именительном и винительном падежах?

- Какое задание на уроке было самым интересным?

- Что показалось вам трудным? Почему?

- Запишите домашнее задание.

-Я всех благодарю за хорошую работу.

- В И. п. имена существительные в предложении являются подлежащими, а в В. п. - второстепенным членом.

Ответы обучающихся.

Записывают домашнее задание.

РУУД: осуществлять самоконтроль;

давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

выделять и осознавать то, что уже усвоено.

Фронтальная работа

Приложение 1

Карточка № 3

Составь текст-объявление о продаже, покупке или обмене машины, чтобы в одном случае слово употреблялась в форме И. п., а в другом случае в форме В. п.

Карточка № 2

Прочитай. Исправь ошибки. Напиши предложения в алфавитном порядке, ориентируясь на подлежащее. Определи падеж.

Сонце асвищяло лисную палянку.

Зима принисла стужу.

Жолтые листъя лигли на землю.

Карточка № 1

Прочитай. Подчеркни главные члены предложения. У существительных определи падеж.

Строители построили новый дом.

Машина переехала через овраг.

Под берёзой ёж устроил нору.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме: «Международный день родного языка» 3 класс

Урок проводится в интересной игровой форме, при этом происходит закрепление и контроль ранее полученных знаний....

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс УМК "Школа России"

Технологическая карта урока русского языка по теме "Обобщение по теме «Части речи». Проверочная работа". 2 класс. УМК "Школа России"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Буквы русского языка. Алфавит"

Технологическая карта урока русского языка в 1 классе по теме "Буквы русского языка. Алфавит". УМК "Школа России....

Технологическая карта урока "Русский язык" на тему "Закрепление изученного. Составление рассказа по серии картинок" (УМК "Школа России", 4 класс)

Тип урока: «Рефлексии» Цель урока: формирование умения составлять рассказ с опорой на серию сюжетных картинок Задачи урока Дидактические: Формировать умения составлять расск...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Корень слова. Однокоренные слова.» Предмет: Русский язык Класс: 3 , УМК «Школа России». В.П. Канакина, В.Г. Горецкий

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе УМК "Школа России" по теме "Корень слова. Однокоренные слова"...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Какие предложения бывают в русском языке", УМК «Система Эльконина-Давыдова», 4 класс.

Тип урока: «Открытие» нового знанияЦель урока: Формирование понятия о повествовательных, вопросительных, восклицательных и невосклицательных предложениях. Зад...

Технологическая карта по русскому языку по теме: "Гласные звуки" (2 кл.) «Школа России», учебник русский язык 2 кл.: Канакина В.П.-Горецкий В.Г.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний;Цель урока: развивать умение различать гласные и согласные звуки, обозначать гласные звуки на письме; Задачи урокаПланируемые результатыДидакти...