Технологическая карта урока русского языка с презентацией
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Гилязова Гульшат Шарифулловна

Данный урок составлен в соответствии с ФГОС и освещён в технологической карте. Современный урок по русскому языку в 3 классе по УМК «Начальная школа 21 век» Учебник С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова « Русский язык»,3класс;  по теме: Изменение имён существительных по падежам. Целью данного урока является:   Cовершенствование   умения определять падежи,       формирование   у детей навыка безошибочного определения и различения падежных форм имён существительных.  По типу – урок новых знаний. Задачами урока являются  образовательные;  развивающие; воспитательные. Урок " Изменение имён существительных по падежам " является связующим звеном при изучении темы "Имя существительное" Проведён в форме исследования, которое проводят сами дети, определяя самостоятельно тему и цели урока.  В  процессе выполнения различных задач в парах  ученики сами приходят к затруднению  при выборе   именительного  и   винительного падежей. Так возникает проблема, которая решается фронтально. Затем выход из затруднения происходит при помощи объяснения самих ребят.  Ученики на данном уроке учатся самостоятельно добывать информацию,, доказывать свою точку зрения. Такие приёмы работы, как мозговой штурм, дискуссия, самостоятельная работа делают урок увлекательным для учеников и учителя. Урок динамичен, интересен, результативен. Работа в группах показывает  насколько хорошо ребята поняли тему, как научились находить в тексте имена существительные и определять падежи.  Затем небольшой тест приводит в порядок полученные знания.  Перед рефлексией предлагаю вопросы для самоанализа по данной теме. Итогом урока является рефлексия, которая определяет отношение ребёнка к уроку. Каждый этап урока тесно связан между собой. Связующей нитью по всему уроку взята актуальная на сегодняшний день тема: Универсиада  -  2013 в Казани. Каждое задание  насыщено темой спорта  и спортивных игр. Это даёт возможность изучать тему русского языка, играя в «баскетбол», становясь участником студенческих игр. Дети с удовольствием  и интересом приходят к пониманию темы урока. В технологической карте урока освещены  все этапы современного урока; 1. Организационный момент; 2. Чистописание и целеполагание.; 3.  Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.4. Постановка проблемы; 5. Построение проекта выхода из затруднения; 6. Первичное затруднение во внешней среде; 7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону; 8. Включение в систему знаний и повторение; 9. Итог урока. Рефлексия деятельности. Каждый этап имеет свою цель, т.е. что должны  преследовать  разные задания для достижения определённой цели. Также показаны деятельность  учителя  и учеников. На каждом этапе определены универсальные учебные действия и  диагностирующие задания. В план включены слайды соответствующие этапам урока.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tekhnologicheskaya_karta_uroka.docx97.88 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

Учимся различать падежи имён  существительных

Цель:

  • Cовершенствовать  умения определять падежи,
  • Формировать  у детей навыка безошибочного определения и различения падежных форм имён существительных.

Задачи:

Образовательные:

    .     отличать имена существительные от других частей речи;

    .     уметь ставить вопрос и определять падеж имен существительных;

    .     уметь находить связь падежей с членами предложения (дополнение, подлежащее)..

Развивающие:

  • способствовать развитию основ мыслительной деятельности: памяти, внимания, воображения; умения сравнивать, анализировать, делать выводы, развивать речь, формулировать свои мысли в процессе подведения итогов;
  •  учить учиться целеполаганию.

Воспитательные:

  • воспитывать уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи,
  • прививать любовь к произведениям русской литературы, интерес к русскому языку,
  • способствовать воспитанию аккуратности, здорового образа жизни.

Планируемый результат

Знать названия падежей, вопросы к ним, вспомогательные слова;

Уметь находить  существительные  в предложениях  и  текстах, определять падеж.

Основные понятия

 Понятия:

- падежи

- предлог

- универсиада

Межпредметные связи

Русский язык, физкультура, окружающий мир

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Учебник С.В.Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова « Русский язык»,3класс;

Комментарии к урокам, наглядный и раздаточный материал, ИКТ;

Карточки для работы в парах и группах, индивидуальные смайлики,

Организация пространства

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в малых группах

Технология проведения

Деятельность

ученика

Деятельность

учителя

Обучающие и развивающие задания каждого этапа урока

Диагностирующие задания каждого этапа

I этап Организационный момент

Цель: активизация учащихся

Понимать информацию, представленную в стихотворении,

итерпритировать её  и формировать позитивный настрой  на уроке. 

Проводить инструктаж, настраивать детей на работу

I этап. Организационный момент.

Слайд 1.

-Доброе утро! Начнём  наш сегодняшний день с  утренней  зарядки.

Рано солнышко проснулось,

Нам ребятам улыбнулось.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесём.

И сохраним это солнечное

тепло на целый день.

-Возьмите лучики солнышка, поднимите тот, который соответствует  вашему настроению! Я рада за вас! Вот и моё настроение солнечное!    Слайд 2.

- Послушайте стихотворение, которое сочинил  известный спортсмен :

Учитель:   На всех континентах, как мы сейчас с вами,

Спортсмены готовятся к Универсиаде в Казани.

Я не хочу оставаться как зритель,

Я — чемпион, и я — победитель!

В любой дисциплине нам равных нет в мире,

И мы гордо возвысим знамя России!

И пусть знает каждый спортсмен и ребенок

Наш талисман — это Юни, барсенок. 

Вхожу в класс со свистком!

-Что такое универсиада?        (Это малые олимпийские игры, принимать участие будет молодёжь)

Коммуникативные УУД

- Какие слова мы можем взять для своего урока?

(Я не хочу оставаться как зритель…)

- Как вы понимаете эти слова?

Личностные УУД

(Мы не просто должны смотреть и слушать на уроке, но ещё думать, принимать решение)

- Правильно! Давайте и мы вместе будем открывать для себя новое думая, высказываясь, добиваясь результата.    

  -   Помогать и наблюдать за нами будет БАРСЁНОК!

II этап

Чистописание. Целепологание.

Цель: развивать мелкую моторику пальцев и каллиграфические навыки; находить закономерность;

подвести учащихся  к постановке

темы и цели урока.

III этап Актуализация знаний и затруднение в индивидуальной деятельности.

Цель: 1)актуализировать умение определять падежи существительных; 2)развивать мыслительные операции: анализ, сравнение;

3)организовать затруднения в деятельности

Использовать алгоритм порядка действий при записи элементов букв.

Контролировать последовательность действий при записи, правильность и аккуратность записи.

Оценивать своё письмо, письмо соседа по парте

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь (работать в парах)

Напомнить правила оформления работы в тетради, алгоритм порядка действий при списывании

Организовать работу в парах, осуществлять контроль за выполнением задания.

2. Минутка чистописания.  

- В каком городе будет проходить универсиада? ( Казань)

- Охарактеризуйте 1 звук. ( согласный, твёрд,  парный, по твёрдости и мягкости, глухой,  парный по звонкости и глухости)

- Определите порядок написания букв в цепочке и продолжите строчку до конца.

                     КкКккКкккКкк….              Казань

Слайд. 3.

- Подчеркните самые удавшиеся буквы.

- Придумайте и запишите предложение с этим  словом.

Казань – столица Татарстана.

В Казани пройдёт летняя универсиада. Город Казань – гордость России.    Какие орфограммы есть в словах? Одно предложение запишите.

3. Целеполагание.. Слайд. 4.

- Какой частью речи является слово Казань? Почему?

- Что вы знаете о существительном?

Теперь, найдите и назовите существительные на рисунке. ( город, река, берег, мечеть, Волга, Казань, транспорт, машина, храм, дорога, дерево)

- Что их объединяет? ( все существительные стоят в И.п.)

- Какова цель нашего урока?

Слайд 5.

- Много стран участвуют в универсиаде. А знаете, что есть страны, где речь обходится без падежей. Например, это Китай. А в Финляндии – 15, Венгрии – 22 падежа.

- Сколько падежей в  русском  языке?

- А давайте мы покажем в каком порядке расположены падежи! И назовём вопросы на которые они отвечают!

 ( кубики с падежами)

И. п.      есть     кто? Что?

Кто? Что?

Р.п.        нет      кого?  Чего?

Кого? Чего?

Д.п.       рад       кому?  Чему?

Кому? Чему?

В.п.       вижу      кого?  Что?

Кого?  Что?

Т. П.     любуюсь    кем?  Чем?

Кем?  Чем?

П. п.     говорю       о ком?  О чём?

О ком?  О чём?

- Вы замечательно справились с заданием. Теперь  посмотрим готовы ли вы находить падежи имён существительных.

На стадионе идёт  футбол.  Я болею за  футбол.

 Плавание – один из видов спорта универсиады.  Я узнал от друзей про плавание. 

Мой товарищ ходит на теннис.  Теннис  развивает внимание и ловкость.

Существительное футбол отвечает на вопрос  что? Есть что? Я думаю это И.п.

Я считаю по-другому, за что? За футбол здесь есть предлог  это В.п.

 

Личностные УУД

Почему мы можем гордиться  столицей?  

IV этап

Постановка проблемы

Цель:1) зафиксировать место, где возникло затруднение,

2) выявить и зафиксировать причину затруднения во внешней речи;

Уметь определить для себя  место затруднения, включиться в решение данной трудности.

Организовать фронтальную работу, включить учащихся  на решение проблемной ситуации.

Слайд6.  

- Как отличить И п. от В. п.?  

Интерактивная доска:  выходят,  проговаривают,  объясняют, подчёркивают.   ( 1. В  этом предложении говорится  о футболе, отвечает на вопрос что?,  является подлежащим, подчёркиваю одной чертой.  Сущ. без предлога, стоит в  И.п.  2. В  этом предложении говорится  о брате, отвечает на вопрос кто?,   является подлежащим, подчёркиваю одной чертой. Болеет за что? Это дополнение, подчёркиваю пунктирной линией. Сущ. с предлогом, стоит в  В.п. и т.д. )

- Что помогает нам  различить эти падежи? (определить каким членом предложением является )

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

V этап. Построение проекта выхода из затруднения.

Цель:  моделировать   ситуацию нахождения  сомнительного места в определение падежа

Открытие детьми нового знания

Участвовать в обсуждении проблемных вопросов, формулировать собственное мнение и аргументировать его.

Организовать фронтальную комментированную работу

Включить учащихся в мини- исследование.

IV этап. Вывод.  Итак, какой вывод можно сделать? ( Имя Существительное в И.п. в предложении бывает подлежащим.)

   Подтвердим наше открытие правилом   из учебника: с.15.

Слайд 7.

Слайд. 8

Во время спортивных игр бывают  таймауты.

ТАЙМ-АУТ, -а; м. [англ. time out]
1. Спорт.
Перерыв в спортивной игре, матче (для отдыха игроков, по требованию тренера и т.п.). Тренер взял тайм-аут.

Во время перерыва выходят  танцевальная группа  со спортивным танцем в поддержку  спортсменов. Давайте и мы поддержим наших спортсменов на универсиаде.

- Объявляю тайм – аут!

Слайд. 9

IVэтап. Работа по теме урока

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Познавательные УУД

Работа со словарями.

- Где можно найти информацию об этои слове?

- Что нужно помнить работая со словарём?

Физминутка  под музыку Универсиады.

VI  этап. Первичное закрепление во внешней речи

Цель: зафиксировать новый способ действия, чтобы правильно различать падеж существительного

Использовать алгоритм порядка действий при определении падежа. Контролировать последовательность действий при списывании, правильность и аккуратность записи.

Организовать новый способ действий в устной речи.

Организовать фронтально-комментировную работу  с данными словами

- Сейчас мы поиграем в одну из дисциплин универсиады – баскетбол.

- Баскетбол- словесный:  баскетбольные корзины отмечены падежами     В.п,   Р.п.  П.п.

- Что нужно сделать вам?   Давайте построим алгоритм действий. (Правильно, положить мяч со словом в нужную корзину.  

Для этого

1. нужно задать вопрос к слову, а ещё

2.  обратить внимание на предлоги. )

Фронтальная работа у доски.

Регулятивные УУД

Коммуникативные УУД

На  озере,  без отдыха,  к столу, о лесах,  до зимы,  на забор, под лавку,  от  дороги,  в поезд

VIIэтап.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Цель: закреплять умение применения алгоритма  определения падежа.

VIII этап

Включение в систему знаний и повторение.

Цель: анализировать

самим,   что  

получилось

Осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве  необходимую помощь

Уметь учиться

самоанализа.

Организовать работу в малых группах

.

Подвести к правильному анализу своих знаний .

Выполните     задания:

Поставить существительное в нужном падеже; определить падежи.

На (Олимп) в древнем     ( мир)
Греки поднимали гири,
Состязались в (бег), (сила),
Тяжести п.р.носили.
И дарила им награды
Летняя ... 

   .Выполните задания:

Поставить существительное в нужном падеже; определить падежи.

Соберем (команда) в (школа)
И найдем большое поле.
Пробиваем угловой -
Забиваем (голова).
И в (ворота) пятый гол!
Очень любим мы ... 

   Выполните задания:

Найти существительные; определить падеж

Победили мы в футбол.

Я забил последний гол.

Разбежался и как  раз

Дали мне отличный

  Выполните задания:

Найти существительные; определить падеж; объяснить орфограммы.

Деревянных два к.ня
Вниз с г. ры несут меня.
Я в руках держу две палки,
Но не бью к. ней, их жалко.
А для ускоренья бега
Палками касаюсь снега.

Слайд. 10.

Демонстрируется слайд 11: 

1. Имена существительные в П.п. употребляются с предлогами:

а) всегда; б) иногда; в) никогда.  

2. В каком падеже имена существительные употребляются с предлогами  

К, ПО?        

а) в Р.п.; б) в Д.п.; в) в П.п.

3. Какой падеж не имеет предлогов??

а) И.п.; б) Р.п.; в) Д.п.;    

г) В.п.; д) Т.п.; е) П.п.

Самоанализ

Учитель: Теперь достаньте лист  желтого цвета. Прочитайте задание.

Дети: Выбери из вариантов ответов те, которые подходят тебе.

В а р и а н т ы   о т в е т о в :

1. Я допускаю ошибки в определении падежей существительных

 потому, что:

а) не помню названия падежей;

б) не всегда могу задать правильно падежный вопрос;  

в) не помню какой вопрос подходит к нужному падежу;

г) не могу объяснить, почему.

2. Я могу определить падежи существительных.

Что сделаем сначала?

-Что будем находить?

- Какое третье задание?

-Кому непонятно что нужно делать?

-Тогда приступаем!

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Выберите  капитана команды, который озвучит  ваше  решение.

Задания для групповой работы дифференцированы.

- Сверьте  свои работы по образцу!

- Какие трудности испытывали при выполнение этих заданий?

Регулятивные УУД

Ответьте в тетради на вопросы теста. Запишите только номер вопроса и ответ. Не забывайте анализировать, что у вас получается легко, а где  чувствуете затруднения.    

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Проверка

светофор:  один читает свои ответы, остальные показывают  кружки – светофора – зелёный (согласен), красный – (несогласен)

Регулятивные УУД

Отметьте  тот вопрос, с которым вы согласны. Оцените свою деятельность.

Личностные УУД

Регулятивные УУД

IXэтап

Итог урока. Рефлексия деятельности.

Цель: подвести итог  проделанной работе на уроке.

-Что нового узнали из этого урока?

(Что в И.п. никогда не бывает предлогов,   в   предложение  чаще бывает подлежащим.  В.п. в предложение бывает дополнением.

-Выберите, пожалуйста, ту улыбку, которая покажет, как вы поняли  тему!

Слайд 12.

_ Вы работали замечательно, мы продолжим эту

                                                                                                   тему на следующих уроках.

                                                                                                    - За урок получают оценки…

Слайд. 13.

                                                                                                     - Д/з будет по выбору: сочинить рассказ  об универсиаде, определить  падежи  существительных

                                                                                                        или  с. 27,  упр.1    

Слайд. 14.                                                                                                 - Спасибо за работу!


 Анализ  самоанализа учеников: (в классе 16 человек.)

1. Я допускаю ошибки в определении падежей существительных

 потому, что:

а) не помню названия падежей; 18%

б) не всегда могу задать правильно падежный вопрос;  31%

в) не помню какой вопрос подходит к нужному падежу; 12%

г) не могу объяснить, почему. 18%

2. Я могу определить падежи существительных. 18%

                                                                                     

                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

В технологической карте урока русского языка на тему "Суффикс (общее понятие)" для  3 класса  представлен методический материал для проведения урока русского языка в форме компьютерной ...

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация

Технологическая карта урока русского языка на тему "Числительное (общее понятие)" для 3 класса. Презентация...

Технологическая карта урока русского языка с презентацией " Род и число имен прилагательных"

Урок русского языка во 2 классе по учебнику А.В. Поляковой. Урок соответствует требованиям ФГОС...

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока русского языка "Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний " 3 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Различение склонений существительных. Правописание падежных окончаний (3кл)Цели деятельности учителя: формировать умения различать падежи и I, II, III склонения у имен существительных.Планируемы...