Обучение грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
Тема: Строчная и заглавная буква й. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?лова, отвечавющие на вопросы: какой?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
строчная и заглавная буквай | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор: Ромашева Татьяна Михайловна
Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 2» г. Колпашево
Предмет: обучение грамоте
Класс: 1
Тема: Строчная и заглавная буква й. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?
Образовательная система «Школа 2100»: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Моя любимая Азбука. 1 класс.
Время реализации: 1 урок
Цели урока:
Обучающие:
- познакомить обучающихся с буквами Йй и звуком [й’],
- показать особенность звука [й].
Развивающие:
- развивать фонематический слух, внимание, мышление, фантазию, речь обучающихся.
Воспитательные:
- воспитывать культуру общения, самокритичность, активность.
Необходимое оборудование: телевизор, DVD.
Ход урока
- Актуализация опорных знаний
На доске, ребята, уже знакомые вам буквы. Давайте прочитаем сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – синим, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.
О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е (обучение грамоте)
- Формирование новых знаний
(Слайд 1)
Давайте знакомиться, меня зовут Фея Зеленого замка. Больше всего на свете я люблю все непонятное, загадочное, волшебное. А вы? Вы любите сказки? Я уверена, что любите. Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие и спасти букву, с которой мы должны познакомиться. Ее похитила и спрятала от нас Баба Яга. Нам надо ее найти.
(Слайд 2)
Подумайте, получится ли у вас отыскать спрятанную букву. Прислушивайтесь к словам фея, Яга, йог. Какой одинаковый звук вы услышали? (звук й)
- Характеристика звука [й] по артикуляционным и акустическим признакам
Мы не раз встречались с этим звуком. В начале слова во многих словах сказок: яблочко, яблоня, ёршики, ёжики, ехал, Емеля и др. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:
[й’], [а] – я
[й’], [о] – ё
[й’], [э] – е
[й’], [у] – ю
Какими же буквами обозначается звук [й’]? (Буквами е, ё, ю, я или буквой й)
- Выделение нового звука в ловах
Фея Зеленого замка подарила нам план путешествия, по которому мы будем искать букву й. В путь!
(Слайд 3)
Вдруг наш путь преграждает стражник Авдей. Он пропустит нас, если мы произнесем пароль. Запомните и произнесите четыре слова: зайка, трамвай, война, строй.
Определите позицию звука [й] в этих словах.
Молодцы! Стражник Авдей пропускает нас дальше!
- Произношение звука [й’] в словах, развитие пространственной ориентации
Стражник Авдей говорит: «Направо пойдете – в райский сад попадете, налево пойдете – к царю Еремею попадете».
Куда пойдем? (Направо)
Закройте глаза.
(Слайд 4)
А теперь откройте глаза. Куда мы попали? (В райский сад)
В каком слове есть звук й?
Кого мы встретили? (Дюймовочку)
Что мы ей скажем? (Здравствуй, Дюймовочка!)
Какая она? (Красивая, …)
Слышите ли вы звук [й] в этих словах? (Да, в конце слов)
Есть ли у Дюймовочки в саду буква й? (Нет)
Придется нам отправиться на поиски дальше. Для этого нам понадобятся сапоги-скороходы. Откройте Азбуку и «оживите» нашего звуковичка.
(Учащиеся раскрашивают, объясняя выбор цвета. Желтый колокольчик – на голову, сапожки-скороходы – зеленого цвета, т.к. звук мягкий)
По плану наш путь лежит в царство царя Еремея.
(Слайд 5)
Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Несмеяна)
(Слайд 6)
Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения – небылицы.
(А. Шибаев. Стихотворения)
Засмеялась Несмеяна, понравились ей ваши предложения. А есть ли в руках у Несмеяны буква й? (Нет)
- Чтение рассказа А. Шибаева «Два хвостика»
По плану мы должны пройти через царство Кощея.
(Слайд 7)
Прислушайтесь, здесь кто-то плачет. Кто же это?
Давайте прочитаем рассказ и узнаем об этом.
(Азбука, с. 133)
(Читают хорошо подготовленные обучающиеся)
План работы над рассказом:
- чтение названия текста, рассматривание иллюстрации
- чтение про себя, затем с вопросами по ходу чтения
- вопросы после чтения
- повторное обращение к иллюстрации
Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?
Таким ли вы себе представляете зайку?
Какой он?
Есть ли у зайки буква й? (Да)
Кощей отпустит зайку вместе с буквой й, если вы назовите слова, которые начинаются с буквы й. (йог, йогурт, йод)
- Знакомство с буквой й
Букву й зовут «и кратким».
Й как и в твоей тетрадке.
Чтобы й не путать с и,
Сверху галочку пиши.
(В. Степанов)
- Итог урока
Наше сказочное путешествие завершилось. Бабе Яге не удалось надежно спрятать от нас букву й. Какие открытия вы сделали?
Кто был самым активным?
Кто помогал правильными ответами?
- Самооценка
Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?
- довольны
- не совсем довольны
- не довольны
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.
Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...
Комбинированный урок письма и обучения грамоте по теме «Звуки [д, д,] и буквы Д д», 1 класс.(Пронина О.В. "Мои волшебные пальчики» (прописи), Букварь, Бунеев Р.Н. (учебник по обучению грамоте)).
Урок построен в технологии деятельностного метода....
Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».
Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)
Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...
Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).
Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...