Обучение грамоте
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Ромашева Татьяна Михайловна

Тема: Строчная и заглавная буква й. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?лова, отвечавющие на вопросы: какой? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon строчная и заглавная буквай41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Ромашева Татьяна Михайловна

Образовательное учреждение: МОУ «СОШ № 2» г. Колпашево

Предмет: обучение грамоте

Класс: 1

Тема: Строчная и заглавная буква й. Слова, отвечающие на вопросы: какой? какая? какое? какие?

Образовательная система «Школа 2100»: Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина. Моя любимая Азбука. 1 класс.

Время реализации: 1 урок

Цели урока: 

Обучающие:

  • познакомить обучающихся с буквами Йй и звуком [й’],
  • показать особенность звука [й].

Развивающие:

  • развивать фонематический слух, внимание, мышление, фантазию, речь обучающихся.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру общения, самокритичность, активность.

Необходимое оборудование: телевизор, DVD.

Ход урока

  1. Актуализация опорных знаний

На доске, ребята, уже знакомые вам буквы. Давайте прочитаем сначала буквы, написанные красным цветом, а потом – синим, и вы узнаете, какой у нас сейчас будет урок.

О Г Б Р У А Ч М Е О Н Т И Е Е  (обучение грамоте)

  1. Формирование новых знаний

(Слайд 1)

Давайте знакомиться, меня зовут Фея Зеленого замка. Больше всего на свете я люблю все непонятное, загадочное, волшебное. А вы? Вы любите сказки? Я уверена, что любите. Тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие и спасти букву, с которой мы должны познакомиться. Ее похитила и спрятала от нас Баба Яга. Нам надо ее найти.

(Слайд 2)

Подумайте, получится ли у вас отыскать спрятанную букву. Прислушивайтесь к словам фея, Яга, йог. Какой одинаковый звук вы услышали? (звук й)

  1. Характеристика звука [й] по артикуляционным и акустическим признакам

Мы не раз встречались с этим звуком. В начале слова во многих словах сказок: яблочко, яблоня, ёршики, ёжики, ехал, Емеля  и др. Только в них вместе с последующей гласной он обозначался одной буквой:

[й’], [а] – я 

[й’], [о] – ё 

[й’], [э] – е 

[й’], [у] – ю

Какими же буквами обозначается звук [й’]? (Буквами е, ё, ю, я или буквой й)

  1. Выделение нового звука в ловах

Фея Зеленого замка подарила нам план путешествия, по которому мы будем искать букву й. В путь!

(Слайд 3)

Вдруг наш путь преграждает стражник Авдей. Он пропустит нас, если мы произнесем пароль. Запомните и произнесите четыре слова: зайка, трамвай, война, строй.

Определите позицию звука [й] в этих словах.

Молодцы! Стражник Авдей пропускает нас дальше!

  1. Произношение звука [й’] в словах, развитие пространственной ориентации

Стражник Авдей говорит: «Направо пойдете – в райский сад попадете, налево пойдете – к царю Еремею попадете».

Куда пойдем? (Направо)

Закройте глаза.

(Слайд 4)

А теперь откройте глаза. Куда мы попали? (В райский сад)

В каком слове есть звук й?

Кого мы встретили? (Дюймовочку)

Что мы ей скажем? (Здравствуй, Дюймовочка!)

Какая она? (Красивая, …)

Слышите ли вы звук [й] в этих словах? (Да, в конце слов)

Есть ли у Дюймовочки в саду буква й? (Нет)

Придется нам отправиться на поиски дальше. Для этого нам понадобятся сапоги-скороходы. Откройте Азбуку и «оживите» нашего звуковичка.

(Учащиеся раскрашивают, объясняя выбор цвета. Желтый колокольчик – на голову, сапожки-скороходы – зеленого цвета, т.к. звук мягкий)

По плану наш путь лежит в царство царя Еремея.

(Слайд 5)

Дочь царя Еремея никогда не смеялась. Как ее зовут? (Несмеяна)

(Слайд 6)

Вы можете ее рассмешить, если придумаете смешные предложения – небылицы.

(А. Шибаев. Стихотворения)

Засмеялась Несмеяна, понравились ей ваши предложения. А есть ли в руках у Несмеяны буква й? (Нет)

  1. Чтение рассказа А. Шибаева «Два хвостика»

По плану мы должны пройти через царство Кощея.

(Слайд 7)

Прислушайтесь, здесь кто-то плачет. Кто же это?

Давайте прочитаем рассказ и узнаем об этом.

(Азбука, с. 133)

(Читают хорошо подготовленные обучающиеся)

План работы над рассказом:

  • чтение названия текста, рассматривание иллюстрации
  • чтение про себя, затем с вопросами по ходу чтения
  • вопросы после чтения
  • повторное обращение к иллюстрации

Какой фрагмент текста проиллюстрировал художник?

Таким ли вы себе представляете зайку?

Какой он?

Есть ли у зайки буква й? (Да)

Кощей отпустит зайку вместе с буквой й, если вы назовите слова, которые начинаются с буквы й. (йог, йогурт, йод)

  1. Знакомство с буквой й

Букву й зовут «и кратким».

Й как и в твоей тетрадке.

Чтобы й не путать с и,

Сверху галочку пиши.

(В. Степанов)

  1. Итог урока

Наше сказочное путешествие завершилось. Бабе Яге не удалось надежно спрятать от нас букву й. Какие открытия вы сделали?

Кто был самым активным?

Кто помогал правильными ответами?

  1. Самооценка

Оцените свою работу на уроке, довольны ли вы собой?

 - довольны

 - не совсем довольны

 - не довольны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.

Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи.

Календарно-тематическое планирование "Обучение грамоте. 1 класс". Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. Обучение грамоте и развитие речи...

Тематическое планирование по обучению грамоте (грамота) - 4 ч. в неделю, авторы Л. Ф. Климанова, С. Г. Макеева. 1 класс. УМК «Перспектива».

        Обучение грамоте является органической частью учебного предмета «русский язык» и имеет с ним общую коммуникативно-познавательную основу. Курс отвечает целям гуманист...

Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс

Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить  учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...

Рабочая программа по обучению грамоте для 1 класса ФГОС,на основе авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа России)

Рабочая программа по обучению грамоте для  1 класса создана на основе Примерных программ начального образования ФГОС, авторской программы по обучению грамоте Горецкого В.Г и др. (УМК «Школа ...

Конспект урока в 1 классе. Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).

               Конспект урока в 1классе.Русский язык: обучение грамоте (обучение чтению; обучение письму).Тема: «Знакомство с буквой С, с.Письмо строчной...