Русский язык "Путешествие в страну Фразеологию"
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс) по теме
Внеклассное занятие «Путешествие в страну Фразеологию» для учащихся 3-4 классов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vneklassnoe_meropriyatie_po_russkomu_yazyku.docx | 54.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по русскому языку
«Путешествие в страну Фразеологию»
Оборудование.
1. Плакаты с надписями «Этимология – наука о значении и происхождении слов» и «Фразеология – наука о значении и происхождении устойчивых выражений».
2. Эмблемки в виде букв А и Б.
3. Карточки с заданиями.
I. Вступительное слово учителя.
- Ребята, задумывались ли вы когда-нибудь над тем, почему всё вокруг называется так, а не иначе? Как рождаются слова, когда и кем создаются? Откуда пришли к нам в язык устойчивые выражения, в которых уже не переставишь и не заменишь словечко-другое, не исказив смысла? Поиском ответов на эти вопросы занимаются этимология (наука о значении и происхождении слов) и фразеология (наука о значении и происхождении устойчивых выражений). На сегодняшнем занятии мы с вами побываем в гостях у фразеологии, но встретимся также с уже знакомыми нам грамматикой, орфографией и другими разделами русского языка.
Класс делится на две команды: А и Б. За каждый правильный ответ команда получает одну эмблемку со своей буквой. Выигрывает та команда, у которой к концу игры будет больше эмблемок.
II. Ход игры-соревнования.
- Разминка.
- Отгадайте загадки и определите часть речи, которой выражена отгадка.
Для команды А | Для команды Б |
Стоит дом, кто в него войдёт, тот ум приобретёт. (школа) | Белый зайчик прыгает по чёрному полю. Следы проливает. Дети их читают и стирают. (мел и доска) |
Одной рукой всех встречаю, другой провожаю. (дверь) | Человечки чёрные, умные, учёные, друг за другом встали в ряд, молча с нами говорят. (буквы) |
- Объяснить смысл пословиц.
Для команды А | Для команды Б |
Аппетит приходит во время еды. | Скупой платит дважды. |
Делано наспех – сделано не смех. | Без грамматики нет и математики. |
- Слово–змейка.
Один человек от команды за 1 минуту должен записать на доске слова в таком порядке, чтобы второе слово начиналось с последней буквы первого.
Для команды А | Для команды Б |
Адрес, салют,…. | Колос, сапог,…. |
- Минутка отдыха. (ученик читает наизусть стихотворение)
Рано утром мама-квочка
В класс отправила сыночка.
Говорила: - Не дерись,
Не дразнись, не петушись!
Поспеши, уже пора!
Ну, ни пуха, ни пера!
Через час, едва живой,
Петушок идёт домой.
Ковыляет еле-еле
Он со школьного двора,
А на нём и в самом деле
Нет ни пуха, ни пера!
- Объяснить смысл фразеологических оборотов.
Для команды А | Для команды Б |
- бить баклуши; - знать назубок; - рукой подать; - морочить голову; - прикусить язык. | - зарубить на носу; - шиворот-навыворот; - в час по чайной ложке; - во весь дух; - ни пуха, ни пера. |
- Закончить предложения. (один человек из команды)
Для команды А | Для команды Б |
Голоден как…(волк) Труслив как… (заяц) Здоров как… (бык) Упрям как… (осёл) | Изворотлив как… (уж) Нем как… (рыба) Грязный как … (свинья) Колючий как… (ёж) |
- Загадки-складки «Доскажите словечко».
Для команды А | Для команды Б |
Дружнее этих двух ребят На свете не найдёшь. О них обычно говорят: Водой… (не разольёшь) Фальшивят, путают слова, Поют, кто в лес, кто… (по дрова) Ребята слушать их не станут: От этой песни уши… (вянут) | Мы исходили городок Буквально вдоль и… (поперёк) И так устали мы в дороге, Что еле… (волочили ноги) Товарищ твой просит украдкой Ответы списать из тетрадки. Не надо! Ведь этим ты другу Окажешь… (медвежью услугу) |
- Театральная минутка.
Можно разыграть следующее стихотворение С. Маршака.
Знаки препинания.
У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
- Ура!
- Долой!
- Караул!
- Разбой!
Притащился кривоносый
Вопросительный знак.
Задаёт он всем вопросы:
- Кто?
- Кого?
- Откуда?
- Как?
Явились запятые,
Девицы завитые.
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
- Мы особы занятые,
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
- Если нет над вами точки,
Запятая – знак пустой.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие…
- Нет, постой!
Я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой.
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу.
Но сказало многоточие,
Еле глазками ворочая:
- Если вам угодно знать,
Я важней, чем прочие.
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие…
Вопросительный знак
Удивился:
- То есть как?
Восклицательный знак
Возмутился:
- То есть как!?
И сказала точка,
Точка-одиночка:
- Мной кончается рассказ,
Значит, я важнее вас.
- Что это?
Для команды А | Для команды Б |
Его вешают, приходя в уныние; его задирают, зазнаваясь; его всюду суют, вмешиваясь не в своё дело. (нос) | Не цветы, а вянут; не ладоши, а ими хлопают, если что-то прослушали; не бельё, а их развешивают чересчур доверчивые и любопытные. (уши) |
- Замените фразеологизмы словами-синонимами. (один человек из команды)
Для команды А | Для команды Б |
В час по чайной ложке - (медленно). Рукой подать – (близко). Повесить нос – (загрустить). | Раз, два – и обчёлся – (мало). Куры не клюют – (много). Кожа да кости – (худой). |
- Пословицы «шутят». Найти «заблудившуюся» букву. (один человек из команды)
Для команды А | Для команды Б |
Трус своей лени боится. Сашу маслом не испортишь. | Терпение и пруд всё перетрут. Два сапога – тара. |
- Диктант (по одному человеку из команды). А остальные пока составляют слова из букв слова грамматика.
Русский язык.
Я люблю уроки русского языка. На этих уроках мы учимся понимать силу и красоту родного языка.
Русский язык помогает нам дружить.
- Объясни значение и происхождение (образование) слов.
Для команды А | Для команды Б |
Пылесос Водоворот Паровоз | Самолёт Вездеход Вертолёт |
III. Подведение итогов. Вручение призов.
Победителям вручаются медали.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"
Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....
Дидактический материал по русскому языку по теме "Фразеология"
Один из интереснейших разделов русского языка и самый сложный в изучении для учащихся , материал помогает разнообразить подготовку к урокам по данной теме....
Проект "Страна фразеология"
Проект разработан для детей 3-4 классов. Целью данного проекта является знакомство с фразеологизмами – одним из лучших средств украшения нашей речи....
Конспект урока русского языка. КВН. Страна Словария.
Подбор игровых заданий для закрепления изученного за год....
Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Фразеологию"
Методическая разработка внеклассного мероприятия....
Проект образовательного события Путешествие в страну "Фразеология"
Проект ОС Путешествие в страну "Фразеология"...
Дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»
Сборник содержит дидактические игры по русскому языку на тему: «Фразеология»....