Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Фразеологию"
методическая разработка по русскому языку (3 класс) на тему

Кривопутских Яна Владимировна

Методическая разработка внеклассного мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное  учреждение

средняя  общеобразовательная  школа №7

                     

Внеклассное мероприятие по русскому языку

для 3 класса начального общего образования

                                                       Составитель: учитель начальных классов

                                                                               МБОУ СОШ №7

                                                                               Кривопутских Яна Владимировна

г. Поронайск

Цель: повышение интереса к изучению русского языка.

 Задачи:

  • образовательные: создавать условия для формирования познавательных мотивов к овладению знаниями по русскому языку; познакомить детей с богатейшим пластом русской лексики – фразеологизмами;
  • развивающие: развивать коммуникативную сторону речи, способствовать социальной адаптации ребёнка; повышать уровень языкового развития школьников,  развивать речь детей, внимание, мышление;
  • воспитательные: воспитывать чуткое отношение к другому человеку, тактичность в общении.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, авторская презентация, карточки с индивидуальными заданиями

Ход мероприятия:

Проблемная ситуация.

- Вы любите ходить в гости? Мы сегодня побываем в гостях в одной необычной стране. Но перед тем, как отправиться в путь, послушайте небольшое сочинение, которое написали ученики 3 класса из той страны. (слайд 2)

« Встали мы чуть свет, на скорую руку позавтракали и со всех ног бросились в школу. На свежую голову слушаем новую тему, и все у нас идет как по маслу, ответы от зубов отскакивают. Не боимся мы лицом к лицу, нос к носу с трудностями встретиться, потому что светлые у нас головы!»

- Вы заметили что – то необычное в сочинении?  

(после беседы появляется слайд 3)

чуть свет                                      со всех ног

на скорую руку                             от зубов отскакивают

все как по маслу                          на свежую голову

 лицом к лицу, нос к носу            светлые  головы

- Как бы вы назвали такие сочетания слов? ( Ответы детей)

 Рассказ о фразеологизмах.

- Это крылатые выражения, которые называются фразеологизмами. Они как бы перелетают из одного предложения в другое, не изменяя своего состава. Например: выражение “золотые руки”. Что оно означает? (Ответы детей)

- Можем ли мы сказать алмазные или бриллиантовые руки, ведь алмазы и бриллианты еще дороже? Почему?

- Значит, фразеологизмы нельзя составить самому, их нужно запоминать, и чем больше вы будете знать фразеологизмов (или крылатых выражений) тем точнее и красочнее сможете выразить свою мысль.

- Мы сейчас отправимся путешествовать в страну крылатых выражений -  Фразеологию.(слайд 4 )

1.Замени одним словом (школа) (слайд 5)

- Сначала мы побываем в школе. Ученики этой школы приготовили для вас задания. Часто крылатые выражения можно заменить одним словом. Например: держать язык за зубами – молчать. Попробуйте и вы выполнить такое задание:

  • в час по чайной ложке (медленно)
  • рукой подать (близко)
  • повесить нос (грустить)
  • раз, два и обчелся (мало)
  • во весь дух – (быстро)
  • морочить голову – (обманывать)
  • сложить голову – (погибнуть)
  • быть на седьмом небе – (радоваться)
  • попасть в точку – (угадать)

 2.Фразеологические прятки (В гостях у Учёной Совы)

- А теперь нас ждёт в гости Учёная Сова. Она хочет поиграть с вами в прятки, но не обычные, а фразеологические. Мы охотно употребляем фразеологизмы в речи, сами того не замечая. Послушайте небольшие  стихотворения, в которых  спрятаны крылатые выражения и найдите их.

Замолчи, Петрусь, Говорят! (слайд 6)

Прикуси язык,

Говорят!

Он язык прикусил

И сильней заголосил.

Дружнее этих трех котят (слайд 7)

 На свете не найдёшь

 О них обычно говорят: 

 Водой не разольёшь.

Ежатки - детки хоть куда (слайд 8)

И что же тут дивиться?

Ведь мама держит их всегда

В ежовых рукавицах.

Оказался молодцом, (слайд 9)

Смог осилить ношу.

Не ударил в грязь лицом

И не сел в галошу.

Не умеет дятел петь.(слайд 10)

Нет у дятла слуха.

Говорят, ему медведь

Наступил на ухо.

3.Музей фразеологизмов

- Русский язык богат крылатыми выражениями. А откуда же они появились? Почему так стали говорить? Об этом мы узнаем, посетив музей фразеологизмов.

Бить баклуши – бездельничать. А что такое баклуши? Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбачки липового дерева в качестве заготовок для мастера – ложкаря. Работа эта считалась пустячной, поэтому она и стала образцом не дела, а безделья.(слайд 11) 

Спустя рукава - относиться к делу неохотно, работать кое-как, с ленцой.

Происхождение этого выражения связано с покроем русской боярской одежды 17 века. Она имела длинные свисающие рукава с разрезом для рук, что подчеркивало нежелание хозяев заниматься физическим трудом. Простые люди, наоборот, во время работы засучивали рукава. В последующее время выражение «спустя рукава» стало относиться не только к физической работе, но и ко всякому делу вообще, если оно делалось кое-как. (слайд 12)

Как за каменной стеной - быть под надежной защитой.

В старину для защиты от врагов вокруг городов возводили стены. Особенно надежны были стены из камня и кирпича.

Со временем выражение приобрело более широкий смысл: быть под защитой какого-либо влиятельного человека или важного документа. (слайд 13) 

Медвежья услуга - неумелая, неловкая услуга, приносящая вместо помощи неприятности.

В басне И.А. Крылова «Пустынник и медведь» Пустынник устал, а Медведь предложил посторожить его сон. Прилетела муха, стала садиться на человека. Медведь взял булыжник  и ударил человека прямо по лбу, так как там сидела муха. Муху он убил, но и человека тоже. (слайд 14)

 Выражение от доски до доски связано с книгой. У старых книг переплеты были массивные. Их делали из целого куска дерева и обтягивали кожей. Книги имели большую ценность, после чтения их запирали на застежки. Прочитать всю книгу от начала до конца – значит прочитать от доски до доски, от корки до корки. (слайд 15)

- А почему книги нужно читать от начала до конца?

- Давайте проверим, читаете ли вы книги от доски до доски, от корки до корки. Для этого отправимся в библиотеку.

4.Библиотека

 - Многие крылатые выражения были взяты из сказок.

 Задание: закончите следующие выражения) (слайд 16)

  • Поди туда - не знаю куда, (принеси то – не знаю что)
  • Скоро сказка сказывается, (да не скоро дело делается)
  • Это все присказка, (сказка будет впереди)
  • Кому вершки, (а кому корешки) 

5.Физкультминутка (стадион)(слайд 17)

 - Давайте отдохнём, все весело танцуют и показывают ту часть тела, которую я буду  загадывать.

  • Его задирают, зазнаваясь. (Нос)
  • Не цветы, а вянут (уши)
  • Ими машут, как мельница (руки)
  • Он длинный и без костей (язык)
  • Ими щелкают от голода (зубы)
  • Его всюду суют, вмешиваясь не в свои дела (нос)
  • С них сбиваются, когда что-то ищут (ноги)

6.Фразеологический зоопарк

- На нашем пути – фразеологический зоопарк. Давайте заглянем туда.

 - Некоторые обороты включают слова, называющие домашних и диких животных. Закончите предложения (слайд 18)

Голоден как … (волк)

Хитер как …. (лиса)

Труслив как…. (заяц)

Нем как … (рыба)

Грязный как … (свинья)

Болтлив как … (сорока)

Колючий как … (еж)

Неуклюжий как… (медведь)

7. Проверь себя

- Наше путешествие подходит к концу. Давайте проверим, как вы хорошо знаете фразеологизмы. Учёная Сова приготовила для вас задания.

1)Найди пару

Каждому раздаются листочки, на каждом написано начало или окончание фразеологического оборота, надо соединить стрелочками все половинки.

Ломать голову                                               очень дружно

бить баклуши                                                 очень тесно

ни жив, ни мёртв                                            бездельничать

шиворот- навыворот                                      усиленно думать

яблоку негде упасть                                        сильно перепуган

душа в душу                                                               сделать или сказать

                                                                               что-нибудь не так, наоборот,

                                                                               перепутать                   

Проверка (слайд 19)

2)Найди фразеологизм

 Каждому  раздается текст, в котором надо найти фразеологизмы и подчеркнуть их.

     Однажды меня и моего младшего брата Дениску пригласил на рыбалку сосед дядя Юра. Сказал, что знает такое рыбное место, где рыба сама так и ловится на крючок, что ни в сказке сказать, ни пером описать. Обещал угостить ухой – пальчики оближешь. Словом, будет интересно, мы не пожалеем. Он на этом деле собаку съел.

  Мы с Дениской развесили уши и потеряли голову от счастья. Утром мы ждали соседа у подъезда. Ждали час, два, три. Тут я понял, что дядя Юра просто морочил нам голову. Мой брат как заревет в три ручья от обиды. Мне стало не по себе. Я чувствовал себя не в своей тарелке. Вот так мы с братом попались на удочку.

Проверка (слайд 21)

 8.Подведение итогов

- Понравилось вам путешествие?

- Что для вас было самым интересным?

 - А что было трудным?

- Вы справились со всеми трудностями, которые встретились вам на пути. Молодцы! (слайд 22)

Список литературы    

  1. Бакулина Г.А. Интеллектуальное развитие младших школьников на уроках русского языка. - М.: Просвещение, 1998.
  2. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев: Дидактические игры и занимательные упражнения по русскому языку для учащихся начальной школы. – М.: Просвещение, 1995.
  3. Белая К.Ю., Сотникова В.М.Разноцветные игры. - М.: Просвещение, 2007.
  4. Волина В.В.Откуда пришли слова. - М.: Просвещение,1996.
  5. Волина В.В.Веселая грамматика. – М.: Знание, 1995.
  6. Волина В.В. Тысяча игр с буквами и словами. – М.: АСТ – Пресс, 1996.
  7. Винокурова Н.К. Развиваем способности детей. -  М.: Просвещение,  2002.
  8. Голуб И.Б., Ушаков Н.Н., Путешествия по Стране Слов: Книга для учащихся начальных классов. – М.: Просвещение, 1991.                                  
  9. Жиренко О.Е, Гайдина Л.И. Учим русский язык с увлечением. -  М.: Просвещение, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие по русскому языку для 2 класса "Путешествие в Страну русского языка"

Внеклассное моровприятие с использованием игровых технологий, занимательного материала для 2 класса....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеология вокруг нас"

Воспитание любви к русскому языку, его красоте, многозначности....

Авторское внеклассное мероприятие по теме: «Путешествие по стране Русского языка»

Авторское внеклассное мероприятие по теме: «Путешествие по стране Русского языка».Структура работы.1.      «Авторские прог...

Внеклассное мероприятие по русскому языку в 3-м классе "Загадки фразеологии"

Цель:  продолжить  знакомство учащихся  с устойчивыми сочетаниями слов в русском языке-фразеологизмами, образными общепринятыми выражениями, пословицами и поговорками, совершенствовать ...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для учащихся 1-4 классов

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для учащихся 1-4 классов в рамках проведения Недели начальной школы...

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для 1-4 классов

Конспект внеклассного мероприятия по русскому языку "Путешествие в страну Грамматики" для 1-4 классов...

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Страна Словария"

Конкурсы по разделам языка: фонетика, орфография, морфология, фразеология. Конкурс капитанов, конкурс болельщиков....