Проект "Страна фразеология"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Проект разработан для детей 3-4 классов. Целью данного проекта является знакомство с фразеологизмами – одним из лучших средств украшения нашей речи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема проекта: «Страна фразеология»

Актуальность

       Всегда приятно разговаривать с человеком, речь которого богата, образна, каждое слово употреблено и к месту, и ко времени. «Хромое слово - хромая речь» - гласит русская пословица. Чтобы хорошо понять прочитанное или увиденное, чтобы речь была не «хромой», а красивой и выразительной, надо знать много слов и выражений, постоянно расширять свой словарный запас.

      На уроках русского языка и литературного чтения мы учим детей употреблять яркие прилагательные, использовать в своей речи синонимы, антонимы, омонимы, крылатые слова и выражения. Одним из лучших украшений речи являются особые выражения, которые называются фразеологизмами. Такие выражения нельзя буквально перевести на другой язык, так как их значение не складывается из смысла отдельных слов. Слова теряют вдруг свои прежние значения: золотые руки - здесь нет ничего, сделанного из золота, висеть на волоске - никто не висит, да и волоска не видно. Очень важно их правильно и уместно использовать, ведь только с одним словом рука имеется более пятидесяти фразеологических оборотов.

        К сожалению, речь многих наших учеников насыщена словами-паразитами типа «как бы», «ну, это» и т.п. Необходимо учить детей использовать в своей речи крылатые слова и выражения, чтобы сделать её более выразительной и эмоциональной.

  1. Планирование содержания учебного проекта и этапов его проведения

 Цель проекта

Познакомиться с фразеологизмами – одним из лучших средств украшения нашей речи.

 Задачи проекта:

- подобрать литературу по теме проекта;

- узнать, что такое фразеологизмы;

- научиться пользоваться фразеологическими словарями и справочниками;

- уметь раскрывать значение фразеологизмов;

- уметь использовать фразеологические обороты в устной и письменной речи.

 Объект исследования: фразеологические обороты.

 Предмет исследования: использование фразеологизмов как средство развития речи, кругозора и творческого воображения.

Выбор тем индивидуальных исследований учащихся

Фразеологизмы, которые знают мои друзья.

Любимые фразеологизмы родителей.

Фразеологизмы вокруг нас.

Какие фразеологизмы нравятся нашим учителям.

Фразеологизмы, характеризующие человека.

«Фразеологический зоопарк»

Китайские фразеологизмы

Гипотеза

Мы надеемся, что данная проблема заинтересует многих школьников. Предположим, что речь станет более богатой и выразительной, если в ней использовать фразеологические обороты.

2 этап – организация деятельности

-Формирование групп для проведения исследований и определение формы представления результатов

-Обсуждение плана работы учащихся индивидуально или в группе 

Спросить дома

Спросить в школе (у одноклассников, учителей)

Сходить в библиотеку

Поискать самим

Воспользоваться энциклопедиями

Хорошо подумать самому

-Обсуждение со школьниками возможных источников информации, вопросов защиты авторских прав

-Самостоятельная работа учащихся в группах, обсуждение задания каждого в группе 

Прочитали материал по теме в учебнике

Воспользовались научно-популярной литературой

Провели опрос

Выборочное исследование

Сделали вывод

3 этап – осуществление деятельности

-Самостоятельная работа групп

-Подготовка учащимися презентации по отчету о проделанной работе

4 этап – презентация

-Защита полученных результатов и выводов

-Оценивание результатов проекта школьниками и учителем


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Знаешь ли ты фразеологические обороты ? Подготовила ученица 4 «В» класса ГОУ ЦО №1948 «Лингвист-М» г. Москва Кириллова Олеся викторина

Слайд 2

Кого по осени считают? Разминка

Слайд 3

цыплят

Слайд 4

Где обычно советуют искать ветра ?

Слайд 6

Каково количество пядей во лбу у умника?

Слайд 8

С чем обычно бывает кровь у здоровяков ?

Слайд 10

В чем иногда пытаются носить воду?

Слайд 12

Кто на безрыбье может стать рыбой?

Слайд 14

В ежовых рукавицах… Запишите одним словом значение каждого фразеологизма

Слайд 15

Строго

Слайд 16

Жить бок о бок…

Слайд 17

рядом

Слайд 18

Не находить себе места…

Слайд 19

беспокоиться

Слайд 20

Извиваться ужом …

Слайд 21

Лгать(изворачиваться)

Слайд 22

Пальма первенства..

Слайд 23

награда

Слайд 24

Вавилонское столпотворение

Слайд 25

суматоха

Слайд 26

По щучьему велению Назвать 5 фразеологизмов из русских народных сказок

Слайд 27

Битый небитого везет.

Слайд 28

За тридевять земель.

Слайд 29

Сказка про белого бычка

Слайд 30

Рожки да ножки.

Слайд 31

Назвать 4 «крылатых» выражения из басен Крылова И.

Слайд 32

А воз и ныне там.

Слайд 33

Слона-то я и не приметил.

Слайд 34

А Васька слушает да ест.

Слайд 35

Сесть в калошу. Подобрать синонимы к следующим выражениям

Слайд 36

Потерпеть неудачу,оказаться в смешном положении.

Слайд 37

Ломать голову.

Слайд 38

Решать трудный вопрос.

Слайд 39

Хватать на лету.

Слайд 40

Быстро.

Слайд 41

Без сучка,без задоринки.

Слайд 42

Отлично.

Слайд 43

Зеленая улица(свободный проезд,проход). Привести примеры фразеологизмов,образованных в наши дни.

Слайд 44

Люди доброй воли

Слайд 45

Дрожит как… Допишите фразеологизмы.

Слайд 46

Осиновый лист.

Слайд 47

Надулся как…

Слайд 48

Мышь на крупу.

Слайд 49

Кривить…

Слайд 50

Душой.

Слайд 51

Белая…

Слайд 52

Ворона.

Слайд 53

Скрепя…

Слайд 54

Сердце.

Слайд 55

Закадычный…

Слайд 56

Друг.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Фразеологизмы Проект ученицы 4 «В» класса ГОУ ЦО №1948 «Лингвист-М» Г. Москва Анищук Полины

Слайд 2

Фразеологизм — устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение, выполняющее функцию отдельной словарной единицы. Фразеологизмы описываются в специальных фразеологических словарях. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей.

Слайд 3

Писать стихи, стать поэтом. (Книжное) ОСЕДЛАТЬ ПЕГАСА

Слайд 4

Белая ворона Человек, резко выделяющийся чем-либо среди окружающих, не похожий на них . (Разговорное)

Слайд 5

Делать из мухи слона Сильно преувеличивать значение чего-либо . (Разговорное, неодобрительное )

Слайд 6

Ездить зайцем Пользоваться общественным транспортом, не платя за проезд . (Разговорное)

Слайд 7

Чёрная кошка пробежала Произошла ссора, размолвка, испортились отношения . (Разговорное)

Слайд 8

Синяя птица Символический образ счастья; прекрасная, но недостижимая мечта.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ УРОКА в 4 классе по программе "Школа 2100". Тема: "Фразеология".

Урок по данной теме я проводила в ноябре 2009 года с 4 «А» классом. Этот урок я считаю интересным не только потому, что основная деятельность детей – работа в парах и в группах. Развивающая система «Ш...

Фразеология (презентация)

Эта презентация поможет учителям в проведении уроков русского языка (Дидактически материал к урокам русского языка)....

Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"

Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

Сборник представляет собой  подборку стихотворений, игр, занимательных материалов, которые я использую на своих уроках и во внеурочной деятельности для развития речи младших школьников....

Почему мы так говорим? Сборник занимательных материалов по фразеологии.

 Развитие речи, устной и письменной, обогащение словарного запаса - одна из важнейших задач начальной школы. Я нашла привлекательный для себя и моих учеников способ обогащения речи меткими выражениями...

Электронный учебник. Фразеология для любознательных детей.

Электронный учебник. Фразеология для  любознательных детей ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА 1.   Автор (фамилия, имя, отчество полностью)  загружаемого материалаХо...

фразеология для детей

буклет, презентация, тест, игры....


 

Комментарии

 Андрей Андрианович Канев

Голосую за Вашу работу, Ваши ребятишки молодцы! буду признателен, если посмотрите и оцените мою работу!Творческих успехов Вам!

Жирнова Елена Михайловна

Голосую за вашу работу.Буду благодарна, если посмотрите и оцените мою.Вот моя ссылка http://nsportal.ru/node/592872

Бережная Нина Валентиновна

Содержательная разработка! Голосую! Удачи! Буду рада если оцените и мой проект.http://nsportal.ru/node/216399

Отличный материал!Спасибо!Голосую с удовольствием! Загляните и на мою страничку!))http://nsportal.ru/node/499316