Факультатив по русскому языку "Лексика и фразеология"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) по теме

Макарова Елена Валерьевна

Факультатив для одаренных детей. Содержит рабочую программу, тематическое планирование занятий, разработки занятий, дополнительный материал для практической работы. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fakultativ_po_russkomu_yazyku.docx269.43 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Частоозерская средняя общеобразовательная школа»

Макарова Е.В., учитель начальных классов

Факультатив по русскому языку «Лексика и фразеология» 4 класс

Цель:    создать педагогические условия для реализации интеллектуального и  творческого потенциала учащихся.

 

 Задачи: 1.Расширить знания учащихся о лексике и фразеологии русского языка.

               2.Обучить  учащихся  работе с различными источниками информации.                                                  

               3.Познакомить с основами научно-исследовательской деятельности.

               4.Расширить и обогатить активный словарь детей.

По завершении программы учащиеся должны знать:

1.Специфику слова как единицы языка.

2.Лексическое значение слова, группы слов по разным основаниям (многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы).

3.Лингвистические словари.

4.Основные признаки фразеологизмов.

5.Основные фразеологические словари.

Уметь:

1.Определять в несложных случаях лексическое значение слова, правильно употреблять их в речи.

2.Находить в тексте многозначные слова, омонимы, синонимы, антонимы.

3.Выделять в тексте фразеологизмы, использовать их в речи.

4.Формулировать учебную задачу, возможные варианты решения

5. Осуществлять сбор необходимой информации, делать выводы.

6. Пользоваться различными словарями.

7.Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни.

Пояснительная записка

 Язык – духовная, культурно-историческая ценность народа, и образование младших школьников в области родного русского языка представляет собой определяющее условие личностного, духовно-нравственного, эмоционального, интеллектуального развития младшего школьника, формирование индивидуальности ребенка.

          Мировой практикой доказано, что родной язык в начальных классах – главный предмет. Через овладение языком: его лексикой, содержащей десятки, сотни общеупотребительных слов, его фразеологией – меткой, образной, поэтичной,  его грамматикой формируется собственная языковая способность человека, происходит становление личности. Постоянные занятия языком обогащают интеллект.

           Данный факультатив разработан для способных детей, которые нуждаются в специальных условиях организации обучения и развития, так как характеризуются более высоким уровнем любознательности, оригинальности мышления. Факультатив  посвящен лексике и фразеологии. В нем рассматриваются основные единицы языка – слово и фразеологизм. Через слово и фразеологизм язык соотнесен с действительностью непосредственно, так как эти единицы служат наименованиями реалий, эмоций, отношений.

         Факультатив  по лексике и фразеологии имеет большое познавательное и воспитательное значение. Изучение слов и фразеологизмов расширяет знания учащихся о языке, формирует эстетический вкус, желание обогатить свой словарно-фразеологический запас. Факультатив имеет практическое значение: повышает культуру речи, развивает умение пользоваться дополнительной литературой. Программа ориентирована на языковое, эмоциональное и интеллектуальное развитие учащихся.

       Программа  факультатива предназначена для учащихся 4 классов, рассчитана на 34 часа. Занятия проводятся в виде практической работы, а также нетрадиционных форм:  занятие – путешествие, занятие – исследование, занятие – игра, лингвистический эксперимент, творческие мастерские.

       В ходе реализации факультатива будут осуществляться 2 проекта: «Путешествие по стране «Лексика» и «Фразеологизмы – это интересно!» после изучения разделов «Лексика» и «Фразеология».  Работа осуществляется по группам. Каждая группа выбирает продукт своей деятельности самостоятельно или с помощью учителя. Для детей, владеющих компьютером и умеющих работать в программе Word  и  Office Power Point, возможно создание компьютерной слайд - презентации.

Учебно-тематический план

Тема

Форма занятия

Кол. часов

1.

В мире слов, или Что такое лексика.

Беседа.  Лингвистический эксперимент.

1

2.

Многозначные слова. Однозначные слова.

Практическая работа.

1

3.

Прямое и переносное значение слов.

Практическая работа.

1

4.

Слова-близнецы, Или в гостях у омонимов.

Практическая работа.

1

5.

Словари омонимов.

Практическая работа.

1

6.

Когда много общего, Или как дружат слова.

Практическая работа

1

7.

Словари синонимов.

Практическая работа.

1

8.

Упрямые барашки, Или кое-что об антонимах.

Творческая мастерская.

1

9.

Словари антонимов.

Практическая работа.

1

10.

Все ли слова для всех? (Профессионализмы).

Занятие-исследование.

1

11.

Сокровища живой народной речи. (Диалектные слова).

Занятие-исследование.

1

12.

Когда старость бывает в радость? (Устаревшие слова).

Занятие-путешествие.

1

13.

Салют новичкам! (Неологизмы)

Занятие-исследование.

1

14.

Фразеологизмы.

Творческая мастерская.

1

15.

Откуда они пришли?

Занятие-исследование.

1

16.

Крылатые слова.

Презентация

1

17.

Пословицы и поговорки.

Практическое занятие.

1

Содержание программы (34 часа)

(Из них 17 часов – проектная деятельность)

1.Лексика (1ч). Что такое лексика. Лексикология – раздел науки о языке. Слово как предмет изучения. Толковые словари.

2.Многозначные слова (2ч). Многозначность и однозначность слова. Прямое и переносное значение  многозначного слова.

3.Омонимы (2ч).  Омонимы.  Омонимы и многозначные слова. Словари омонимов.

4.Синонимы (2ч).  Синонимы. Синонимические ряды. Словари синонимов.

5.Антонимы (2ч).   Антонимы. Словари антонимов.

6.Устаревшие слова (1ч).  Особенности употребления.

7.Новые слова – неологизмы (1ч).

8.Диалектная лексика (1ч). Особенности употребления.

9.Профессионализмы, слова-термины (1ч).

10.Фразеологизмы (4ч). Фразеологизмы.  Особенности употребления. Крылатые слова. Пословицы и поговорки.

11.Проект «Путешествие по стране «Лексика». (9ч).

12. Проект «Фразеологизмы – это интересно!» (8ч).

Проект  «Путешествие по стране «Лексика»

Методический паспорт проекта.

Название проекта: «Путешествие по стране «Лексика»

Цель: расширение и углубление знаний учащихся по теме «Лексика»

Задачи:

-расширить знания учащихся о словарном богатстве русского языка;

-развитие  интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

-развитие  коммуникативной компетентности через групповую работу ;

-развитие умение самостоятельно планировать работу, находить необходимый материал, анализировать, обобщать;

-развитие способности к самооценке и самоконтролю.

Форма организации проекта: групповая.

Тип проекта:

-по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

-по сфере применения результатов: языкознание;

-по времени работы: среднесрочный (9  часов )

Класс: 4

Форма продуктов проектной деятельности: по выбору учащихся (варианты:

информационный бюллетень, книжка-малышка, слайд-презентация, буклет, газета)

План проекта «Путешествие по стране «Лексика»

Содержание практической деятельности

Диагностический этап

Введение в тему. Беседа «Что такое лексика?»

-Что такое лексика?

-Какие группы слов входят в этот раздел?

-Для чего нужны нашему языку омонимы, синонимы, антонимы, многозначные слова?

-Что бы вы хотели ещё узнать по этой теме?

Какие вопросы должны изучить.

1.Какие группы слов существуют в русском языке?

2.По каким признакам выделяют эти группы?

3.Что мы узнаем из словарей?

4.Все ли слова для всех?

Подготовительный этап

Чтение стихотворения П.Чеснокова «Я изучаю то, чем наш язык богат…». Обсуждение.

Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способа деятельности.

1 группа. Проблемный вопрос:  «Какие группы слов существуют в русском языке?»

2группа. Проблемный вопрос:  «По каким признакам выделяются эти группы?»

3группа. Проблемный вопрос: «Что мы узнаем из словарей?  Какие лингвистические словари  мы можем использовать?»

4группа. Проблемный вопрос: «Все ли слова для всех?»

Стартовая презентация учителя.

Поисково-исполнительный этап

1.Составление карты путешествия по стране «Лексика»

Карта путешествия по стране «Лексика»

-«Река Синонимов»

-«Озеро Омонимов»

-«Ущелье Антонимов»

-«Берег Многозначных слов»

2.Работа групп (поиск и отбор необходимой информации, составление каждой группой плана действий, работа над проектом и его оформлением  в соответствии с выбором конечного продукта)

Оформление проекта.

1группа. Информационный бюллетень.

2группа. Газета.

3группа. Слайд – презентация.

4группа. Книжка – малышка.

Обобщающий этап

Объединение собранного материала. Подготовка к презентации: распределение ролей в группе. Репетиции групп.

Презентация проекта

Групповая  защита проекта

Рефлексивный этап

Тест по теме «Лексика» (Приложение 1)

Проект «Фразеологизмы – это интересно!»

Методический паспорт проекта.

Цель: сформировать представление о фразеологизмах в русском языке,        происхождении, употреблении и влиянии на речевую культуру.

Задачи:

-развивать навыки самостоятельной, поисковой и исследовательской деятельности учащихся;

-развивать коммуникативность, умение работать в группе;

-воспитывать творчески активную личность, способность к саморазвитию через самообразование;

-развивать умение оценивать собственную работу и представлять продукт своей деятельности.

Форма организации проекта: групповая.

Тип проекта:

-по доминирующей деятельности: исследовательский, творческий;

-по сфере применения результатов: языкознание;

-по времени работы: среднесрочный (8 часов)

Класс: 4

Форма продуктов проектной деятельности: буклет, книжка-малышка, информационный бюллетень, слайд-презентация.

                 

План проекта «Фразеологизмы – это интересно!»

Диагностический этап

Введение в тему

Цель: поставить учебную задачу, определить цель и задачи работы. 
-Слово является основной лексической единицей. Но, как вы уже знаете, не единственной. Кроме слов, в роли лексических единиц могут выступать словосочетания и даже предложения. 
Задание: прослушайте 2 текста и определите, чем они похожи, а чем отличаются.

  1. Наш Алексей человек своеобразный. Всех обманывает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день ничего не делает, а если и делает, то все с ленцой, плохо. На собрании его отругали. Теперь придется ему хорошо подумать и начать работать.
  2. Наш Алексей человек себе на уме. Всем очки втирает, говорит, будто очень занят, а сам же целый день лодыря гоняет, а если и делает, то все через пень колоду валяет. На собрании задали же ему жару! Теперь придется ему шевелить мозгами и работать, засучив рукава.

Вопросы:

  1. Какой текст вам понравился больше? Почему?
  2. Чем  похожи тексты, а чем отличаются?

-Второй текст насыщен особыми выражениями, которые называются ФРАЗЕОЛОГИЗМАМИ   (от греческого «фразис» - «выражение»).
Использование фразеологизмов очень обогащает речь любо го человека, так как позволяет ярко и образно выразить свои мысли. Нельзя по-настоящему овладеть языком как средством общения, не зная его фразеологии.
Но для того чтобы использовать фразеологизмы в своей речи в качестве особого выразительного средства правильно и уместно, важно уметь разбираться в их особенностях точно так же, как необходимо знать лексические особенности русских   слов.

-Какие вопросы мы должны изучить?

1.Что такое фразеологизмы?

2.Как и откуда они появились в русском языке?

3.Как пословицы и поговорки отражают жизненный опыт русского народа?

                                           Подготовительный этап

. Организация групп, распределение обязанностей в группе, определение способов деятельности.

1 группа. Проблемный вопрос: «Что такое фразеологизмы? Знают ли люди фразеологизмы? (Опрос учащихся, родителей, учителей).

2  группа. Проблемный вопрос: «Откуда и как появились фразеологизмы?»

3 группа. Проблемный вопрос: «Фразеологизмы в пословицах и поговорках»

4 группа. Проблемный вопрос: «Фразеологизмы в картинках»

Стартовая презентация учителя.

                                        Поисково-исполнительный этап

Самостоятельная работа учащихся над проектом

Задачи: уточнение планов деятельности, сбор и обработка информации, выполнение и оформление проекта.

Обобщающий этап

Объединение собранного материала. Подготовка к защите. Репетиции групп.

Оформление результатов.

1 группа. Слайд – презентация.

2 группа. Бюллетень.

3 группа. Буклет.

4 группа. Книжка – малышка.

                                        Презентация проекта

Групповая защита проекта

Тема занятия  «В мире слов, или что такое лексика».

Задачи: расширить знания учащихся о разделе «Лексикология», о слове как   единице языка.

Ход занятия:

1.Введение в тему.

У. –Сегодня мы начинаем занятия  нашего факультатива по русскому языку. Мы совершим увлекательное путешествие по чудесной стране с помощью воображения и фантазии.  Я желаю вам интересных открытий, радости и успехов в изучении русского языка.

                          Посоветую я вам,

                          Как к волшебным берегам

                          В Море Знаний плыть и плыть,                      

                          Чтоб секреты все открыть.

-Итак, путешествие начинается.

-Послушайте начало рассказа, который написал один ученик.

Прогулка в лес.

     Однажды мы пошли за грибами. Вышли мы рано, ещё не встало солнце. Когда мы дошли до леса, солнце уже встало. Стало совсем светло. Мы зашли в лес.

-Понравился ли вам рассказ?

-Что не понравилось и почему?

-Что можете посоветовать автору этих строк?

А теперь послушайте описание раннего утра в рассказе И.С.Тургенева «Бежин луг».

         Свежая струя пробежала по моему лицу. Я открыл глаза: утро зачиналось. Ещё нигде не румянилась заря, но уже забелелось на востоке. Все стало видно, хотя смутно видно, кругом. Бледно-серое небо светлело, холодело, синело; звезды то мигали слабым светом, то исчезали; отсырела земля, запотели листы, кое-где стали раздаваться живые звуки, голоса, и жидкий, ранний ветерок уже пошел бродить и порхать над землёю.

-Понравился ли вам текст?

-В чем секрет различия двух описаний?

У писателя-мастера много секретов в работе, но один  из них в том, что писатель знает и заставляет работать большее число слов, чем мы.

А.С.Пушкин, например, использовал более 21 тыс. слов, А М.Горький – около 30 тыс. слов. Вот каким богатством владеют мастера слова!

-Как называется весь словарный состав языка?

Вывод: Весь словарный состав языка называется лексикой.

Вывешивается карточка ЛЕКСИКА.

Я изучаю то, чем наш язык богат,

Что все богатство мира отражает,

   Людей, животных, вещи называет,

       Хранит надежно наших знаний клад.

                                                  Все наши мысли, опыт и мечты

Несет из поколенья в поколенье,

И в нем литературные творенья

Находят свой источник красоты.

                                    (П.Чесноков)

-О чем говорится в стихотворении П.Чеснокова?

2.Практическая работа. Задание: отредактируйте текст ученика. (Работа в группах)

Проверка: чтение текстов.

3.Карта острова «Лексика»

-Рассмотрите карту чудесного острова «Лексика»

О чем попугай Жора разговаривает с Гребнем?

-Что рассматривают Вася и кот?

-Почему герой, спешащий на пляж, бежит с таким плакатом?

-Какие группы слов выделяют в лексике?

Многозначные слова

синонимы

лексика

омонимы

фразеологизмы

-Как вы можете сформулировать: что такое лексикология?

Вывод. Раздел науки о языке, изучающий словарный состав, называется лексикологией.

C греческого   lexikos -  словарный,  logos - понятие, учение.

4.Лингвистический эксперимент.

-Проведем эксперимент. Сколько приблизительно слов вы знаете? Для этого возьмем толковый словарь, откроем страницу с буквой п, л или  м. Посчитайте, сколько слов, помещенных на этой странице вы знаете и свободно употребляете. Полученное количество слов умножьте на число страниц в словаре.

-Сравним полученные результаты. (Учащиеся называют результаты).

Справка. Словарный запас современного образованного человека составляет примерно 100000-300000 слов. Ученые предполагают, что наш язык насчитывает сотни тысяч слов –необозримый океан.

-Чем является слово? Что оно называет?  (предметы, явления,  состояния, действия,  качество).

-Один из основных признаков слова – это его лексическое значение.        Например,  слово стол обозначает предмет в нашем классе, на вашей кухне, в твоей комнате тоже есть стол. Изготовлены они могут быть из разного материала, имеют разную форму, но у всех есть общие признаки.

-Что есть общее и главное у всех столов? (Большая доска и ножки)

-Эти общие и главные признаки составляют лексическое значение. Найдите в словаре Ожегова С.И. толкование этого слова, сравните со своим.

5.Работа со словарем.

Задание: объясните лексическое значение слов известными вам способами.

1группа: симфония, былина, фонетика,  адвокат.

2группа: фельдшер, балет, викторина, потешка.

3группа: жюри, композитор, опера, санаторий.

4группа: занавес, хирург, щипцы, фольклор.

6.Итог. Рефлексия.

Тема занятия: «Слова-близнецы, или в гостях у омонимов».

Задачи: расширить и углубить понятие о омонимии, развивать умение отличать омонимы от   многозначных слов, пользоваться словарем омонимов, определять лексическое значение слов.

Ход занятия:

1.Введение в тему.

У. –Отгадайте загадки.

                                            Нас попробуй  различи,

                                            Если оба мы КЛЮЧИ.

-О каких ключах идет речь?

(Показать картинки: ключ – родник, ключ – для открывания замка)

-Как называются такие слова?

2.Загадки.

1.Любая мода не вечна

 Не изменяюсь я одна,

 И девочки всегда и всюду

 Носить меня, конечно, будут. (Коса)

 2.Сейчас я,  правда, устарела,

 А прежде было много дела,-

Как выйду на зеленый луг,

Так забываю про досуг. (Коса)

3.Ходили некогда со мною

Охотиться и воевать,

Теперь же лишь глагол «стрелять»

Напомнит обо мне порою

Родством с моей сестрой – стрелою. (Лук)

4.Считаюсь поваром по праву

Я к пище важною приправой.

Меня он «предает ножу»,

Его до слез я довожу. (Лук)

-Как звучат пары слов? Как пишутся? Что называют эти слова?

Вывод. Омонимы – слова, одинаковые по звучанию,  но совершенно разные по лексическому значению.

3.Практическая работа.

-Какому значению соответствует каждое из слов – омонимов?

Путешествие вокруг света – солнечный свет;

Выгрести мусор – выгрести к берегу;

Старинный град – дождь с градом;

Студеный ключ – забыл ключ дома;

Башенный кран – водопроводный кран.

Для справок: то же, что и город;  лучистая энергия;  источник, родник; механизм для подъема грузов; земля; гребя, выплыть; металлический стержень особой формы для отпирания замков; атмосферные осадки; затвор в виде трубочки для выпускания жидкости или газа.

4.Работа с толковым  словарем. (Работа в парах)

-Установите значения слов проводник, рубка, побег, сплав, такт, полка. Составьте с ними пары предложений.

5.Игра «Уточни одним словом».

Даны  омонимы: мир, свет, лук, брак, пол, мех, пар, рак, рубка, стопа, шайка, шашка, нота, кулак, ласка, мешать, топить, разбить, суровый.

Задание: записать данные омонимы парами и дописать к каждому из них по одному слову (любой части речи) так, чтобы уточнить его значение. Победителем считается тот, кто скорее и правильнее всех решит это задание.

6.Наблюдение за омонимами.

а) Пруд – прут; плод – плот; луг – лук; водица – водиться; лез – лес.

-Чем похожи слова? Чем различаются?  

Вывод. Слова совпадают  по произношению, но различны  по написанию и значению.

-Составьте предложения с этими словами.

б) Область рифм – моя стихия,

И легко пишу стихи я;

Без раздумья, без отсрочки

Я бегу к строке от строчки;

Даже к финским скалам бурым

Обращаюсь с каламбуром. (Д.Минаев)

-Что интересного заметили в выделенных словах?

Вывод. Слова  одинаковые по написанию, но различные по строению и форме.

 Например, острая пила, пила чай. Часто используются писателями для создания шуток, т.е. каламбуров.

Задание. Найдите  такие слова  в стихотворении  В.Маяковского.

Лет до ста расти

Нам без старости.

Год от года расти

Нашей бодрости.

в) Мука – мука, замок – замок, гвоздики – гвоздики.

-Как пишутся данные слова? А как произносятся? От чего это зависит?

Вывод. Слова  пишут ся одинаково, но произносятся  различно (в основном, в зависимости от ударения).

7.Итог. Рефлексия.

Тема занятия: «Как дружат слова»

Задачи: расширить и углубить понятие синонимии;  уметь в несложных случаях определять лексическое значение слова; находить в тексте, правильно употреблять в речи.

Ход занятия:

1.Исключите лишнее слово.

                 1. Огонь, дым, пламя.

                 2. Алфавит, азбука, чистописание.

                 3. Лошадь, конница, кавалерия.

                 4. Бросать, кидать, ловить.

                 5. Ураган, дождь, буря.

                 6. Шалун, тихоня, озорник.

- По какому признаку исключили слова?

- Что можете сказать об остальных словах? Что общего у этих слов?

Вывод. Синонимы – разные по звучанию слова, которые похожи по значению, потому что обозначают оттенки одного и того же слова. Обычно относятся к одной и той же части речи.

2.Подберите синонимы к данным словам в разных значениях.

                 1. Свежий (воздух, хлеб, утро, новости).

                 2. Темный (ночь, лицо, рубашка).

                 3. Верный (друг, решение).

                 4. Легкий (ноша, задача).

3.Равнобуквенные синонимы.

Впиши в пустые клетки синонимы, состоящие из такого же количества букв, что и соответствующие слова.

 

                                       Лес         . . .                                                                                    

                                     горе          . . . .

                                   мороз

                                  хотеть

                                темнота

                              крепость

                           сообщение

                         невиданный

                      равнодушный

                                       жара

                                     вьюга

                                   спелый

                                  кроткий

                                 обеднеть

                              способный

                              озорничать

                          иностранный

                          аплодировать

4.Игра «Кто скорее?»

Подобрать к данным словам по 1 синониму. Составить предложения.

Блестеть                                  известие                                        старый

Бой                                          интересный                                   темнота

Быстрый                                 летчик                                            тихий

Враг                                        маленький                                      умный

Горячий                                  пища                                               хотеть

Доктор                                    разговаривать                                шалить

5. Составь синонимический ряд, отвечая на вопросы:

  1. какими словами называют высокую температуру воздуха;
  2. какими словами называют людей одинакового возраста;
  3. какими словами называют наступление темноты?

6.Подбери к существительным такие синонимы, чтобы из первых букв получились слова зима и книга.

Работа – з...
родник – и...
холод – м...
деятельный – а...

Обрыв – к...
пасмурный – н...
забава – и...
рубеж – г...
самописка – а...

7. К данным именам существительным подберите близкие по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.

 

1.Великолепие. 2. Богатырь. 3. Герой. 4. Юношество. 5. Глупыш. 6. Друг. 7. Пустяк. 8.Шутка

Ответы 1.Роскошь2. Силач3. Персонаж4. Молодежь5. Несмышленыш6. Товарищ7. Мелочь 8. РозыгрышКлючевое слово: синонимы.

8.Итог. Рефлексия.

Тема занятия: «Когда старость бывает в радость»

Задачи: обогащать словарный запас учащихся; учить объяснять лексическое значение устаревших слов; развивать умение пользоваться толковым словарем; воспитывать уважение к национальной культуре, истории и традициям русского народа.

Ход занятия:

1.Введение в тему.

У. –Ребята, хотите совершить путешествие в прошлое и побывать в Древней Руси? Сегодня мы совершим заочное путешествие. Мы отправимся на ярмарку. Но прежде выясним значение этого слова.

-Как вы понимаете значение слова ярмарка?

-Давайте сравним ваш ответ с толкованием  его в словаре.

2.Работа со словарем.

-Ярмарка – яркое, звонкое, широкое слово. В этом слове будто слышны голоса продавцов и покупателей, гул ярмарки. Какие синонимы можно подобрать к слову ярмарка? (базар, рынок, торг, торжище)

-Рассмотрите картину Б.Кустодиева «Ярмарка».

Из лавок, хитрая приманка,

Высматривают кушаки,

И разноцветные платки,

И разноцветная серпянка.

Тут груды чашек и горшков,

Корчаг, бочонков, кувшинов;

Там – лыки, ведра и ушаты,

Лотки, подойники, лопаты…

-Все ли слова вам понятны? Почему?

Это устаревшие слова, они вышли из употребления.

– Что же продавали в лавках на ярмарке? Назовите слова, обозначающие предметы крестьянского быта. Найдем значение этих слов в словаре.

  1. Кушак – пояс, обычно широкий, матерчатый.
  2. Серпянка – легкая бумажная ткань очень редкого плетения.
  3. Корчага – большой глиняный сосуд с ручками, употреблявшийся в деревенском быту. В корчагах хранили зерно и другие сыпучие продукты.
  4. Кувшин – глиняный сосуд с узким горлышком, с ручкой и без нее.
  5. Лыко – луб от молодой липы, ивы.
  6. Ушат – небольшая кадка с ушами, т.е. с приспособлением для подвешивания или подъема.
  7. Лотки – доски для ношения товаров у разносчиков. С лотками ходили торговцы, которых звали офенями. Офени продавали картинки, литографии, книги. Торговцев звали еще и коробейниками (от слов коробейки, короба).
  8. Подойник – сосуд, в который сбегает молоко при доении.

У. На ярмарке продавали предметы крестьянского быта, изделия гончаров, кузнецов, прялки, сундуки, сани, донца, бураки (туеса), кузова, жбаны, игрушки-свистульки, ткани. Все то, без чего не мог обойтись русский человек в домашнем хозяйстве. 
– Давайте послушаем, как торговали на ярмарке. У народа не в чести был продавец угрюмый, да и сами торговцы любили балагурить, приговаривать шутки-прибаутки, спорить с покупателем.

«Ты вот что, умная молодка,
По сторонам-то не смотри,
Твой холст, к примеру, не находка...…
Почем аршин-то? говори». –
«По гривне, я тебе сказала;
Вон и другие так берут».

-Найдите устаревшие слова,  определите их значение.

 3.-Рассмотрите одежду героев картины, похожа ли она на одежду современного человека?

-Во что одеты женщины и мужчины?

(На партах лежат конверты с бумажными куклами в русской народной одежде: мужчина и женщина). На доске слова: сарафан, душегрея, кокошник, лапти, косоворотка, порты, кожух, картуз, онучи.

-Достаньте кукол из конвертов. Попробуем определить, что на них одето.

Работа в группах.  Работа со словарем.

-Подберите  к современным словам устаревшие: лоб, глаза, щеки, рот.

                                                                       лоб

                                                                                глаза

                                                                               щеки

        

рот  

-Где употребляются устаревшие слова?  (в худ. произведениях)

Они пришли издалека

И ты созвучью их доверься

И знай: ланиты, око, перси –

Не груди, глаз или щека.

Слеза стекает по щеке,

А слезы льются по ланитам…

Повторов нет им в языке,

Да жаль, оттенки позабыты. Р.Заславский

-Слова уста, очи, чело, ланиты употребляются в стихах, песнях, былинах.

4.Итог. Рефлексия.

Тема занятия: «Упрямые барашки, или Кое-что об антонимах».

Задачи: расширить и углубить знания учащихся об антонимах; развивать умение определять лексическое значение слов; находить в тексте и употреблять антонимы в речи; пользоваться словарем антонимов.

Ход занятия:

1.Введение в тему.

                            Спорим летом и зимой,

                            Спорим днем и ночью,

                            Ты – со мной, а я - с тобой;

                            Разные мы очень!

-О каких словах говорится в стихотворении?

2.Загадки-складки.

              Я антоним к слову зной,

              Я в реке, в тени густой,

              И в бутылке лимонада,

              А зовут меня - …(прохлада).

Я антоним к слову смех.

Не от радости, утех,-

Я бываю поневоле

От несчастья и от боли,

От обиды, неудач.

Догадались? Это …(плач).

                Я антоним шума, стука,

                Без меня вам ночью мука,

                Я для отдыха, для сна,

                Да и в школе я нужна,

                Называюсь …(тишина).

Не бываю без начала,

Близкий родственник причала,

Делу всякому венец,

Называюсь я …(конец).

-Что можно сказать о значениях этих пар слов?

-Как называются такие слова?

3.Практическая работа.

1) Задание. Найдите антонимы в следующем  стихотворении.

И ненавидим мы, и любим мы случайно,

Ничем не жертвуя ни злобе, ни любви,

И царствует в душе какой-то холод тайный,

Когда огонь горит в крови.

В толпе друг друга мы узнали,

Сошлись – и разойдемся вновь,

Была без радости любовь,

Разлука будет без печали.

2) Задание. Подберите антонимы к различным значениям слов.

Свежий (воздух, хлеб, новости, мысли).

Темный  (ночь, лицо, рубашка, мысли).

Верный (друг, решение, вывод).

Легкий (танец, решение, запах).

Работа в группах.  «Спрятанные слова».

3) Задание. Заполни горизонтальные строчки  антонимами к словам: сухой, начинать, ветер, рыхлый, трудолюбивый, короткий, свет.  По вертикали  получите ключевое слово.

   

Ответы: влажный, кончать,  затишье, плотный, ленивый, длинный, темнота. Ключевое слово: антоним.

4) Задание. Заполни вертикальные строчки антонимами к словам.

1.Восточный. 2. Длинный. 3.Находка. 4.Отдохнувший.5. Прямой.  6.Брать. 7.Мало. 8.Острый. 9.Тот. 10.Полон (от прилагательного полный). 11.Зимой. 12.Друзья. 13.Будущий. 14.Близко. 15.Темный. 16.Начинать. 17.Увезти. 18.Плакать.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

17

18

п

р

о

т

и

в

о

п

о

с

т

а

в

л

е

н

и

е

Ответы. Западный, короткий, пропажа, усталый, кривой, давать, много, тупой, этот, пуст, летом, враги, бывший, далеко, светлый, кончать, привезти, смеяться.

5) Задание.  Подобрать и записать как можно больше пар антонимов.

1 группа. Антонимы, обозначающее время. Например:  рано – поздно, день - ночь, утро -вечер, рассвет - сумерки, тогда - теперь, осень - весна и т.д.)

2 группа. Антонимы, обозначающие пространство, т.е. размеры, размещение предметов.

(Далекий - близкий,  высокий – низкий, длинный – короткий, верхний – нижний, впереди – позади, туда – сюда).

3 группа. Антонимы, обозначающие различные качества, свойства.

(Хороший – плохой, грязный – чистый, белый – черный, полезный – вредный, плотный – рыхлый, холодный – горячий, мягкий – твердый, тяжелый – легкий, здоровый – больной)

4 группа. Антонимы, обозначающие чувства, настроение человека, черты его характера.

(Веселый – грустный, добрый – злой, сердитый, разговорчивый – молчаливый, храбрый – трусливый, трудолюбивый – ленивый, умный – глупый, уважать – презирать, дружба – вражда).

6) Задание. Найти пословицы и поговорки с антонимами.

4.Итог. Рефлексия.

Материалы для практической работы.

Фразеология.

Задание 1. Прочитай сочетания слов. Подчеркни одной чертой устойчивые сочетания (фразеологизмы).

1) Весенний дождь, грибной дождь; белая ворона, белая скатерть; мамин сын, маменькин сынок; золотые серьги, золотые руки; повесить картину, повесить голову.

2) Перемывать посуду, перемывать косточки; злые люди, злые языки; щелкать зубами, щелкать пальцами; хлопать дверью, хлопать глазами; в теплых рукавицах, в ежовых рукавицах,

3) Рубить дрова, рубить сплеча; горные реки, молочные реки; расхлебывать кашу, варить кашу; наклонить голову, ломать голову; белые мухи, белые цветы.

Задание 2. Прочитай предложения. Подумай, какие из выделенных сочетаний являются фразеологизмами. Выпиши эти фразеологизмы.

1. Прошла еще одна неделя нашей жизни в лагере.

2. Вы здесь прожили без году неделя, а уже собрались уезжать.

3. Выиграв матч, все были на седьмом небе от счастья.

4. На голубом небе не было ни облачка.

5. Петя не отличался ловкостью и часто наступал на ноги окружающим.

6. Друг вскоре начал наступать мне на пятки, и я проиграл лыжную гонку.

7. Все слушали его раскрыв рот.

8. Доктор попросил меня открыть рот и показать горло.

Задание 3. Прочитай. Найди фразеологизмы, в которых заменили одно слово. Напиши эти фразеологизмы в исправленном виде.

1.Восьми пядей во лбу. 2. Только пятки засверкали. 3. Проще пареной моркови. 4. Медведь на ухо наступил. 5. Мозолить глаза. 6. Как акула в воде. 7. Воду толочь в ступе. 8. Вот где собака зарыта. 9. Считать голубей. 10. Ловить на лету.

Задание 4. Вместо точек вставь нужное слово.

Как ... вода (с курицы, с утки, с гуся); как ... на голову (снег, дождь, град); намылить ... (руки, шею, голову); убить ... зайцев (трех, четырех, двух); ... соли съесть (пуд, фунт, килограмм); выеденного ... не стоит (огурца, яйца, яблока); как за ... стеной (деревянной, глиняной, каменной); как ... на сене (овца, собака, корова); сказка про ... бычка (белого, черного, рыжего); как ... лист дрожит (березовый, кленовый, осиновый).

Задание 5. Попытайся объяснить значение фразеологизмов, выбрав правильный ответ. Напиши фразеологизмы.

I группа

1. Находить общий язык. 2. С гулькин нос. 3. Обвести вокруг пальца. 4. Пальчики оближешь. 5. Каши не сваришь. 6. Черепашьим шагом.

а) не договоришься, дела не сделаешь; б) очень медленно; в) добиваться полного взаимопонимания; г) очень вкусный, аппетитный; д) очень мало; е) ловко, хитро обмануть).

II группа

1. Стоять горой. 2. С пятого на десятое. 3. Мотать на ус. 4. Море по колено. 5. Метать петли. 6. В мгновение ока.

) бессвязно, непоследовательно; б) хорошенько запоминать; в) все нипочем, ничто не страшно; г) отстаивать всеми силами; д) очень быстро, вмиг; е) обманывать, запутывать).

III группа

1. Надувать губы. 2. Играть в кошки-мышки. 3. На лбу написано. 4. Рукой подать. 5. Сложа руки. 6. Как на пожар.

) ничего не делая; б) сердиться, обижаться, делая недовольное лицо; в) быстро, поспешно, торопливо; г) совсем близко; д) сразу видно, ясно по внешнему виду человека; е) хитрить, лукавить).

Задание 6. О каком человеке так говорят в народе?

Мастер на все руки. Тише воды, ниже травы. Из другого теста. Ни рыба, ни мясо. Косая сажень в плечах. Святая простота. Стреляный воробей. Кровь с молоком. Тепличное растение. Ходячая энциклопедия. Семи пядей во лбу. Ноль без палочки. Мухи не обидит. Казанская сирота. За словом в карман не лезет. Правая рука. Лиса Патрикеевна.
Собаку съел. Слова не вытянешь. Себе на уме. Олух царя небесного. Заячья душа. Не лыком шит. Горе луковое.

Задание 7. Вместо точек напиши названия животных, птиц, насекомых.

... носа не подточит; как ... в воде; делать ... слона; когда ... на горе свистнет; ... на смех; как ... на сене; биться как ... об лед; ... съел; как сонная ...; морской ...; ... отпущения; стреляный ...; как ... в бочке; куда ... костей не заносил; как угорелая ...; дразнить ...; пускать ... в огород; делить шкуру неубитого ...; не в ... корм; брать ... за рога; черная ... пробежала; ... в павлиньих перьях; куда Макар ... не гонял; белая ...; ... в овечьей шкуре; вертеться как ... в колесе; подложить ...; как ... дробина; показать где ... зимуют; драть как сидорову ...; писать как ... лапой.

Задание 8. Вставь пропущенные числа.

Без ... минут 
... пядей во лбу
гнуть в ... дуги
как свои ... пальцев
опять ... 
гнать в ... шеи
сгонять ... потов
... пятниц на неделе

от горшка ... вершка
с ... короба
за ... земель
в ... счета
... верст до небес
книга за ... печатями
за ... верст киселя хлебать
... потов сошло

Задание 9. Прочитайте. Запишите рядом с каждым фразеологизмом из первого столбика противоположный ему по значению фразеологизм из второго.

За тридевять земель
Повесить голову
С гулькин нос
Выйти из себя

Хоть пруд пруди
Взять себя в руки
Воспрянуть духом
Рукой подать

Задание 10.  Прочитайте. Какие предложения содержат ошибки в употреблении фразеологизмов? Исправьте ошибки и запишите исправленные предложения.

Вася красиво, как курица лапой, написал заглавие.
Женя остановилась, до глубины души восхищенная чудесной музыкой.
Котенок был очень некрасивым, глаз не оторвать.
Мы дружно работали сложа руки.
Мы с другом долго спорили, но в конце концов нашли общий язык.
У лягушки дух захватило от страшной высоты.
Яшка сломя голову остановился
.

Задание 11. Посмотри на рисунки. Вспомни известные фразеологизмы, напиши их.

                                                            Антонимы

1. Допиши антонимы.

Солнце всходит и ... .
На каждую загадку есть ... .
Книга содержит вопросы и ... .
Настал вечер и шум сменился ... .
Лучше знать мало, но хорошо, чем ... , да ...  .
Правый берег у реки высокий и крутой, а левый ... и ...  .

2.К данным именам существительным подберите противоположные по смыслу имена существительные с шипящими на конце и прочтите ключевое слово.

1. Порядок. 2. Старт. 3. Шум. 4. Правда. 5. День. 6. Проигрыш. 7. Помеха. 8. Старик.

Ответы:  1.Ералаш. 2. Финиш. 3. Тишь. 4. Ложь. 5. Ночь. 6. Выигрыш. 7. Помощь.

8.Малыш. Ключевое слово: антонимы.

Устаревшие слова

Задание. Найдите устаревшие слова.

Алешка, держа вожжи, шел сбоку саней, где сидели трое холопов в бумажных, набитых паклей, военных колпаках и толсто стеганных, несгибающихся войлочных кафтанах с высокими воротниками – тегелеях. Это были ратники Василия Волкова. На кольчуги денег не хватило, одел их в тегелеи…

Михайла сидел насупившись. Их обгоняло, крича и хлеща по лошадям, много дворян и детей боярских в дедовских кольчугах и латах, в новопошитых ферезях, в терликах, в турских кафтанах, и весь уезд съезжался на Лубянскую площадь.

Многозначные слова

Задание. Отгадайте загадки.

1. Пионерское – в школе,

    Полеводческое – в поле,

    И в любой цепи оно;

    Называется .. (звено)

2. Они обычно для шитья;

    И у ежа их видел я;

    Бывают на сосне, на елке,

    А называются - .. (иголки)

3. Я в дверях, я в замке,

    Я и в нотной строке,

    Я и гайку отвинчу,

    Я могу, если хочу,

    Телеграмму передать

    И загадку разгадать. (Ключ)

4. В тетради я бываю

    Косая и прямая;

    В другом своем значении

    Я – планка для черчения,

    И, наконец, порою

    В шеренгу вас построю. (Линейка)

Задание. Впишите слова-отгадки и прочитайте ключевое слово, обозначающее название слов с несколькими лексическими значениями.

1. Меня бьют, 
Колотят, режут –
Я все терплю, 
Всем добром плачу.

2. Между двух светил 
Я в середине один.

3. Надену – ободом сведет, 
Сниму – змеею упадет, 
Тепла не дает, 
А без него холодно.

4. Всех на свете обшивает, 
Что сошьет – не надевает.

5. Эх, звоночки, синий цвет, 
С язычком, а звону нет!

6. Рассыпалось к ночи 
Золотое зерно, 
Глянули поутру –
Нет ничего.

7. По морю идет, идет,
А до берега дойдет –
Тут и пропадет.

8. Я с собой ее ношу,
Все, что нужно, напишу.
Замечательная штучка –
Самопишущая...

9. Хвост во дворе, 
Нос в конуре.
Кто хвост повернет,
Тот и в дом войдет.

10. Плещет теплая волна
В берега из чугуна.
Отгадайте, вспомните:
Что за море в комнате?

11. Всегда во рту, 
А не проглотишь.

12. То блин, то полблина,
То та, то эта сторона.

Ответы

1. Земля. 2. Нос. 3. Пояс. 4. Игла. 5. Колокольчики. 6. Звезды. 7. Волна. 8. Ручка. 9. Ключ. 10. Ванна.11. Язык. 12. Месяц.        Ключевое слово: многозначные.

Омонимы

Задание. Найдите омонимы.

Нёс медведь, шагая к рынку,

На продажу мёда крынку

Вдруг на мишку - вот напасть 

Осы вздумали напасть.

Мишка с армией осиной

Мог ли в ярость он не впасть.

Если осы лезли в пасть

Жалили куда попало

Им за это не попало.

Загадки.

1.Я от солнца, от огня,

Яркий луч несет меня,

Но бывает смысл иной:

Весь огромный шар земной. (Свет)

2.я – все то, что есть на свете,

Все народы на планете;

Мой омоним – враг войны,

Друг труда и тишины. (Мир)

3.Она и стойкость, и терпение,

Из книги выписка, цитата,

При этом также отношение

Имеет к фотоаппарату. (Выдержка)

4.Я плод  заморского растения

И минерал для украшения.

Но букву а поставьте рядом,

И стану разрывным снарядом. (Гранат – граната)

Приложение 1

Тест по теме «Лексика»

               

1.Слова одной и той же части речи с противоположным лексическим значением называются:

  1. антонимами
  2. синонимами
  3. омонимами.

2.Слова, употребляемые жителями той или иной области, называются:

  1. профессиональными
  2. диалектными
  3. устаревшими.

3.Фразеологизмы – это:

  1. слова, вошедшие в русский язык из других языков;
  2. устойчивые сочетания слов;
  3. новые слова, возникшие в языке.

4. Найдите неологизм:

  1. провайдер
  2. скальпель
  3. спутник
  4. лапти
  5. аршин.

 5. Укажите группу слов, в которой правильно приведены синонимы к слову смелость:

1) отвага, храбрый, мужество, бесстрашие, гордость;

2) отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный;

3) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие;

4) отвага, храбрость, мужество, бесстрашие, гордость.

  6.Выбери пары антонимов:

1) смелый – грубый;

2) мудрый – глупый;

3) щедрый – скупой;

4) рассеянность – сосредоточенность.

  7. .Найдите синоним к слову  беспокойство:

  1. равнодушие
  2. неутомимость

3)  тревога

4)  храбрость

5) отвага.

 8.Укажите предложение, в котором есть диалектное слово.

  1. Мужики приехали на  мельницу.
  2. Биосфера – это область распространения жизни на Земле.
  3. Слово «география» взято из греческого языка.
  4. Бабушка подошла к рукомойнику.

   9.Определите, где неверно указано значение фразеологизма:

  1. Стреляный воробей – опытный;
  2. Обводить вокруг пальца – обманывать;
  3. С гулькин нос – много;
  4. Яблоку негде упасть – тесно.

Литература для учащихся

1.Арсирий, А.Т. Материалы по занимательной грамматике русского языка. /А.Т.Арсирий,  Г.М.Дмитриева.- Учпедгиз,1963.

2.Барашков, В.Ф. А как у вас говорят?/ В.Ф.Барашков. - М.,1987.

3.Булатов, М., Собирал человек слова…Повесть о В.И.Дале./  М.Булатов, В.Порудоминский. – М., 1966.

4. Иванова, В.А. Занимательно о русском языке./ В.А.Иванова, З.А.Потиха, Д.Э.Розенталь. – Ленинград:  Просвещение, 1990.

5.Кодухов, В.И. Рассказы о синонимах/ В.И.Кодухов.– М., 1983.

6.Чеснокова, Л.Д. На берегах Лингвинии / Л.Д.Чеснокова, С.Г.Букаренко. - М.: Просвещение, 1996.

7. Энциклопедический словарь юного филолога. -М., 1984.

Школьные словари

1.Александрова ,З.Е. Словарь синонимов русского языка/ З.Е.Александрова. – М., 1975.

2.Введенская, Л.А. Словарь антонимов русского языка /  Л.А.Введенская.– Ростов, 1971.

3.Лапатухин ,М.С. Школьный толковый словарь русского языка/ М.С.Лапатухин, Е.В.Скорлуповская; под ред. Ф.П.Филина. – М., 1981.

4.Львов,М.Р. Школьный словарь антонимов русского языка/ М.Р.Львов.– М., 1980.

Литература для учителя

1.Баранов, М.Т. Русский язык : справочные материалы/  М.Т.Баранов, Т.Д.Косталев.– М.: Просвещение, 2000.

2.Баранов, М.Т. Методика лексики и фразеологии на уроках русского языка/М.Т.Баранов. – М.: Просвещение, 1988.

3.Панов,Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку/– М.: Просвещение, 1980.  

 

nsc.1september.ru

http://ww.svetozar.ru

Это сайт Открытой международной олимпиады по русскому языку. Здесь вы можете проверить свои знания в области синонимии.

http://www.rus.1september.ru

На этом сайте содержатся теоретические вопросы  и методические материалы для учителя начальных классов по различным темам русского языка.

                        

http://deti.e1.ru

Сайт "Особый ребенок" целиком посвящен детям. Его девиз: «Развитие, воспитание, творчество, образование, коррекция, тестирование»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал по русскому языку по теме "Фразеология"

Один из интереснейших разделов русского языка и самый сложный в изучении для учащихся , материал помогает разнообразить подготовку к урокам по данной теме....

Факультатив по русскому языку.

Интересные и развивающие задания....

Внеклассное мероприятие по русскому языку "Фразеология вокруг нас"

Воспитание любви к русскому языку, его красоте, многозначности....

Факультатив по русскому языку "Тайна имени"

Цель: познакомить учащихся систорией возникновения имен, с разделом ономастика, развивать речевую деятельность, кругозор учащихся, воспитывать уважительное отношение друг к другу....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ориентированная на достижение результатов определённого уровня (тип программы) факультатив- платные образовательные услуги (кружок, факультатив, научное объединение и пр.) «Школа развития»

Рабочая программа «Школа развития» для подготовки детей 5,5-7 лет к школе  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного стандарта начального общего образования второго ...