Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему
Рабочая программа создана на основе:
1. Закона об образовании РФ.
2. ФГОС начального общего образования.
3. Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
4. Образовательной программы « Школа 2100» по предмету «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).
5. Примерной программы по русскому языку. Москва «Просвещение» 2012г
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. На изучение русского языка в 4-м классе отводится:
- всего 170 часов в учебный год (5часов в неделю).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_po_russ.yaz_4_kl.docx | 79.32 КБ |
Предварительный просмотр:
Программа по русскому языку
соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.
Пояснительная записка
Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства
Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:
- развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
- формирование элементарной лингвистической компетенции.
Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.
Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).
В соответствии с этой целью ставятся задачи:
- развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
- осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
- формирование у детей чувства языка;
- воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
- сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.
Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе соответствуют целям и задачам школы и МО.
В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.
Линии, общие с курсом литературного чтения:
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.
Линии, специфические для курса «Русский язык»:
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.
Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).
В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.
Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.
В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части. Дети знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.
В ходе рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.
Из области морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.
Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.
В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».
В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.
Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.
Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.
В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.
Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.
Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.
В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.
В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).
Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.
На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.
Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.
Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».
Слово рассматривается с четырёх точек зрения:
- звукового состава и обозначения звуков буквами;
- морфемного состава и словообразования;
- грамматического значения;
- лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.
В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).
Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.
Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:
- видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
- правильно писать слова с изученными орфограммами;
- графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
- находить и исправлять орфографические ошибки.
Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.
Изучаются следующие орфограммы:
- обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
- большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
- буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
- разделительные ь и ъ;
- проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
- проверяемые буквы согласных на конце слова;
- пробел между предлогом и соседним словом.
Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.
В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.
Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.
Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.
Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).
В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.
В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:
- мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
- безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
- безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания -о, -а в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
- раздельное написание предлогов с личными местоимениями.
Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.
Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.
Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.
Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.
Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.
Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.
«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).
В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.
Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.
Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.
В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).
Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.
Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.
Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.
Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.
В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.
Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.
В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.
Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.
Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.
Основные направления работы по развитию речи:
- Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
- Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
- Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
- Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.
Отличие данной программы заключается в том, что:
- Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
- Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
- Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
- Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
- Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
- Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.
Данная программа классифицируется как компилятивная.
Место и роль учебного курса.
Содержание учебного предмета « Русский язык» дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ. Используется на уроке учебно-наглядные пособия из методического кабинета начальных классов (Набор таблиц « Словарные слова», опорные таблицы по русскому языку 4 класс).
Рабочая программа создана на основе:
1. Закона об образовании РФ.
2. ФГОС начального общего образования.
3. Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
4. Образовательной программы « Школа 2100» по предмету «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).
5. Примерной программы по русскому языку. Москва «Просвещение» 2012г
В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. На изучение русского языка в 4-м классе отводится:
- всего 170 часов в учебный год (5часов в неделю).
В том числе: - плановых контрольных работ- 10 ч;
- административных контрольных работ - 1 ч.;
проверочных работ - 8 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.
Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).
Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.
Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.
Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.
Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.
Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.
Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.
Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.
Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в 4-м классе являются следующие умения:
- осознавать роль языка и речи в жизни людей;
- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).
Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.
Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.
№ п/п | Наименование разделов | Кол – во часов | Планируемые результаты | Система оценки | Дата проведения |
1 | Повторение. | 17 ч | - производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс; | Входной диктант « Котенок» Контрольное списывание
| 02.09-24.09 12.09 24.09 |
2 | «Предложение» и «Текст». | 31 ч | распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы; устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания; - распознавать главное и зависимое слово в словосочетании; производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам; | Проверочная работа № 1 Контрольный диктант № 1 Контрольный диктант № 2 Проверочная работа № 2 Контрольный диктант № 3 | 25.09-13.11 03.10 08.10 18.10 24.10 28.10 |
3 | Слово. Части речи. Члены предложения. | 106 ч | подбирать однокоренные слова разных частей речи; - распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов); - изменять имена существительные и прилагательные по числам; - склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями; - изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного; - изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам; - отличать неопределенную форму глагола от временных форм; спрягать глаголы. - производить синтаксический разбор предложения с однородными членами; - производить разбор слова как части речи: - безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами. - находить местоимения в предложениях; - склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения; | Проверочная работа № 3 Контрольный диктант №4 Проверочная работа №4 Контрольный диктант № 5 Проверочная работа № 5 Контрольный диктант № 6 Проверочная работа № 6 Контрольное списывание Контрольный диктант № 7 Проверочная работа № 7 Контрольный диктант № 8 | 14.11-07.05 02.12 04.12 25.12 27.12 20.01 22.01 10.02 05.03 12.03 29.04 06.05 |
4 | Повторение. | 16 ч | - звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных; – лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов; – признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения; – признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога; | Контрольный словарный диктант. Административный контрольный диктант.
Итоговая проверочная работа №8. | 08.05-30.05 19.05 21.05 28.05 |
КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
Всего - 170 часов, 5 часов в неделю.
№ п/п |
Тема урока | Кол-во часов | Тип урока |
Дата | |
план | факт | ||||
1.ПОВТОРЕНИЕ. | 17ч | ||||
1 | Вводный урок. Знакомство с новым учебником «Русский язык». | 1 | Комбинированный | 02.09 | |
2 | Повторение фонетики и графики. | 1 | Комбинированный | 03.09 | |
3 | Повторение фонетики. Слог и ударение. | 1 | Комбинированный | 04.09. | |
4 | Что такое графика. | 1 | Комбинированный | 05.09 | |
5 | Фонетический разбор слова. | 1 | Комбинированный | 06.09 | |
6 | Повторение орфографии. | 1 | Комбинированный | 09.09 | |
7 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | Комбинированный | 10.09. | |
8 | Повторение изученных орфограмм. | 1 | Комбинированный | 11.09 | |
9 | Входной диктант « Котенок». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 12.09 | |
10 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 13.09 | |
11 | Повторение состава слова. Чередование гласных и согласных. | 1 | Комбинированный | 16.09 | |
12 | Повторение изученного о частях речи. | 1 | Комбинированный | 17.09 | |
13 | Повторение изученного по синтаксису. | 1 | Комбинированный | 18.09 | |
14 | Что мы знаем о пунктуации (повторение). | 1 | Комбинированный | 19.09 | |
15 | Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль». | 1 | Урок развития речи. | 20.09 | |
16 | Работа над ошибками, допущенными в изложении. | 1 | Комбинированный | 23.09 | |
17 | Контрольное списывание текста. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 24.09 | |
«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» и «ТЕКСТ». Простое предложение. Предложения с однородными членами. | 11ч | ||||
18 | Как отличить простое предложение от сложного. | 1 | Комбинированный | 25.09 | |
19 | Однородные члены без союзов и с союзом. | 1 | Комбинированный | 26.09 | |
20 | Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы и, а, но. | 1 | Комбинированный | 27.09 | |
21 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | Комбинированный | 30.09 | |
22 | Обучающее изложение «Что я люблю». | 1 | Урок развития речи. | 01.10 | |
23 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | Комбинированный | 02.10 | |
24 | Проверочная работа № 1 по теме «Простое предложение. Однородные члены». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 03.10 | |
25 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. | 1 | Комбинированный | 04.10 | |
26 | Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами. | 1 | Комбинированный | 07.10 | |
27 | Контрольный диктант №1 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 08.10 | |
28 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 09.10 | |
Сложные предложения с союзами и, а, но. | 11ч | ||||
29 | Отличие простого предложения от сложного. | 1 | Комбинированный | 10.10 | |
30 | Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью. | 1 | Комбинированный | 11.10 | |
31 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | Комбинированный | 14.10 | |
32 | Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но. | 1 | Комбинированный | 15.10 | |
33 | Составление устного рассказа по плану. Свободный диктант. | 1 | Урок развития речи. | 16.10 | |
34 | Запятая в сложном предложении с союзами и ,а, но. | 1 | Комбинированный | 17.10 | |
35 | Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 18.10 | |
36 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 21.10 | |
37 | Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома». | 1 | Урок развития речи. | 22.10 | |
38 | Редактирование сочинения. Словарный диктант. | 1 | Комбинированный | 23.10 | |
39 | Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 24.10 | |
Предложения с прямой речью. | 9ч | ||||
40 | Понятие о прямой речи. Предложение с прямой речью. | 1 | Комбинированный | 25.10 | |
41 | Контрольный диктант № 3 по теме « Сложные предложения с союзами и, а, но». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 28.10 | |
42 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе. | 1 | Комбинированный | 29.10 | |
43 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). | 1 | Комбинированный | 30.10 | |
44 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора). | 1 | Комбинированный | 31.10 | |
45 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). | 1 | Комбинированный | 11.11 | |
46 | Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора). | 1 | Комбинированный | 12.11 | |
47 | Знаки препинания в предложениях с прямой речью. | 1 | Комбинированный | 13.11 | |
48 | Обучающее сочинение «Что сказала мама». | 1 | Урок развития речи. | 14.11 | |
Что мы уже знаем об имени существительном. | 106ч 4ч | ||||
49 | Имя существительное как часть речи. Признаки имен существительных. | 1 | Комбинированный | 15.11 | |
50 | Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. | 1 | Комбинированный | 18.11 | |
51 | Роль имен существительных в речи. Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна». | 1 | Комбинированный | 19.11 | |
52 | Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы. | 1 | Комбинированный | 20.11 | |
Изменение имен существительных по падежам. | 14 ч | ||||
53 | Наблюдение за словоизменением имен существительных. | 1 | Комбинированный | 21.11 | |
54 | Изменение существительных по падежам. | 1 | Комбинированный | 22.11 | |
55 | Изменение существительных по падежам в ед. и во мн. числе. | 1 | Комбинированный | 25.11 | |
56 | Именительный и винительный падежи. | 1 | Комбинированный | 26.11 | |
57 | Именительный и винительный падежи. | 1 | Комбинированный | 27.11 | |
58 | Родительный падеж. | 1 | Комбинированный | 28.11 | |
59 | Дательный падеж. | 1 | Комбинированный | 29.11 | |
60 | Творительный падеж. | 1 | Комбинированный | 02.12 | |
61 | Предложный падеж. | 1 | Комбинированный. | 03.12 | |
62 | Проверочная работа № 3 по теме «Изменение существительных по падежам». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 04.12 | |
63 | Обобщение знаний о падежах. | 1 | Урок развития речи. | 05.12 | |
64 | Контрольный диктант № 4 по теме «Изменение существительных по падежам». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 06.12 | |
65 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 09.12 | |
66 | Обучающее мини - изложение « В здоровом теле, здоровый дух». | 1 | Урок развития речи. | 10.12 | |
Три склонения имен существительных. | 8ч | ||||
67 | Три склонения имен существительных. | 1 | Комбинированный | 11.12 | |
68 | Склонение имен существительных. | 1 | Комбинированный | 12.12 | |
69 | Морфологический разбор существительного. | 1 | Комбинированный | 13.12 | |
70 | Морфологический разбор существительного. | 1 | Комбинированный | 16.12 | |
71 | Морфологический разбор существительного. | 1 | Комбинированный | 17.12 | |
72 | Несклоняемые существительные и особенности их употребления. | 1 | Комбинированный | 18.12 | |
73 | Несклоняемые существительные и особенности их употребления. | 1 | Комбинированный | 19.12 | |
74 | Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!» | 1 | Урок развития речи. | 20.12 | |
Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных. | 7ч | ||||
75 | Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода. | 1 | Комбинированный | 23.12 | |
76 | Правописание существительных женского рода с ь на конце. | 1 | Комбинированный | 24.12 | |
77 | Проверочная работа № 4 по теме «Три склонения имен существительных». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 25.12 | |
78 | Правописание существительных женского рода с ь на конце. | 1 | Комбинированный | 26.12 | |
79 | Контрольный диктант № 5 по теме «Три склонения имен существительных». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 27.12 | |
80 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 09.01 | |
81 | Правописание существительных женского рода с ь на конце. | 1 | Комбинированный | 10.01 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен существительных. | 10 ч | ||||
82 | Безударные падежные окончания существительных. | 1 | Комбинированный | 13.01 | |
83 | Правописание безударных падежных окончаний существительных. | 1 | Комбинированный | 14.01 | |
84 | Правописание безударных падежных окончаний существительных. | 1 | Комбинированный | 15.01 | |
85 | Правописание безударных падежных окончаний существительных. | 1 | Комбинированный | 16.01 | |
86 | Обучающее изложение «Первая газета». | 1 | Урок развития речи. | 17.01 | |
87 | Правописание безударных падежных окончаний существительных. Работа над ошибками. | 1 | Комбинированный | 20.01 | |
88 | Проверочная работа № 5 по теме «Правописание падежных окончаний существительных». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 21.01 | |
89 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. | 1 | Комбинированный | 22.01 | |
90 | Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание падежных окончаний существительных». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 23.01 | |
91 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 24.01 | |
Имя прилагательное как часть речи. | 3ч | ||||
92 | Роль прилагательных в речи. Повествование и описание. | 1 | Комбинированный | 27.01 | |
93 | Роль прилагательных – антонимов в речи. | 1 | Комбинированный | 28.01 | |
94 | Морфологический разбор прилагательных. | 1 | Комбинированный | 29.01 | |
Слово изменение имен прилагательных. | 2ч | ||||
95 | Изменение прилагательных по падежам. | 1 | Комбинированный | 30.01 | |
96 | Главное и зависимое слово в словосочетании. | 1 | Комбинированный. | 31.01 | |
Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных. | 11ч | ||||
97 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | 1 | Комбинированный | 03.02 | |
98 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | 1 | Комбинированный | 04.02 | |
99 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | 1 | Комбинированный | 05.02 | |
100 | Обучающее изложение «Первое путешествие». | 1 | Урок развития речи. | 06.02 | |
101 | Редактирование творческих работ. | 1 | Комбинированный | 07.02 | |
102 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. Свободный диктант. | 1 | Комбинированный | 10.02 | |
103 | Проверочная работа № 6 по теме « Имя прилагательное». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 11.02 | |
104 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | 1 | Комбинированный | 12.02 | |
105 | Сочинение-описание «Моя любимая игрушка». | 1 | Урок развития речи. | 13.02 | |
106 | Редактирование творческих работ. | 1 | Комбинированный | 14.02 | |
107 | Правописание безударных падежных окончаний прилагательных. | 1 | Комбинированный | 17.02 | |
Глагол как часть речи. | 5ч | ||||
108 | Роль глаголов в предложении. | 1 | Комбинированный | 18.02 | |
109 | Значение и грамматические признаки глаголов. | 1 | Комбинированный | 19.02 | |
110 | Значение и грамматические признаки глаголов. | 1 | Комбинированный | 20.02 | |
111 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Комбинированный | 21.02 | |
112 | Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе. | 1 | Комбинированный | 25.02 | |
Словоизменение глагола. | 25ч | ||||
113 | Понятие о спряжении глагола. | 1 | Комбинированный | 26.02 | |
114 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | Комбинированный | 27.02 | |
115 | Как определить спряжение глагола, если окончание ударное. | 1 | Комбинированный | 28.02 | |
116 | Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму. | 1 | Комбинированный | 03.03 | |
117 | Глаголы-исключения. | 1 | Комбинированный | 04.03 | |
118 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | Комбинированный | 05.03 | |
119 | Контрольное списывание « Февральский воздух». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 06.03 | |
120 | Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | Комбинированный | 07.03 | |
121 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Комбинированный | 11.03 | |
122 | Морфологический разбор глагола. | 1 | Комбинированный | 12.03 | |
123 | Контрольный диктант № 7 по теме « Глагол как часть речи». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 13.03 | |
124 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 14.03 | |
125 | Сочинение по серии картин (картинки весны). | 1 | Урок развития речи. | 17.03 | |
126 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 1 | Комбинированный | 18.03 | |
127 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться. | 1 | Комбинированный | 19.03 | |
128 | Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с -тся, -ться. | 1 | Комбинированный | 20.03 | |
129 | Правописание глаголов 2-го лица ед. числа. | 1 | Комбинированный | 21.03 | |
130 | Правописание глаголов 2-го лица ед. числа. | 1 | Комбинированный | 01.04 | |
131 | Правописание глаголов 2-го лица ед. числа. | 1 | Комбинированный | 02.04 | |
132 | Правописание глаголов 2-го лица ед. числа. | 1 | Комбинированный | 03.04 | |
133 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Комбинированный | 04.04 | |
134 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Комбинированный | 07.04 | |
135 | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | 1 | Комбинированный | 08.04 | |
136 | Правописание глаголов с безударными личными окончаниями. | 1 | Комбинированный | 09.04 | |
137 | Глаголы с безударными личными окончаниями. | 1 | Комбинированный | 10.04 | |
Разбор глаголов по составу. | 17ч | ||||
138 | Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом. | 1 | Комбинированный | 11.04 | |
139 | Порядок разбора глагола по составу. | 1 | Комбинированный | 14.04 | |
140 | Порядок разбора глагола по составу. | 1 | Комбинированный | 15.04 | |
141 | Порядок разбора глагола по составу. | 1 | Комбинированный | 16.04 | |
142 | Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием. | 1 | Урок развития речи. | 17.04 | |
143 | Работа над ошибками, допущенными в сочинении. | 1 | Комбинированный | 18.04 | |
144 | Правописание глаголов с изученными орфограммами. | 1 | Комбинированный | 21.04 | |
145 | Правописание глаголов с изученными орфограммами. | 1 | Комбинированный | 22.04 | |
146 | Правописание глаголов с изученными орфограммами. | 1 | Комбинированный | 23.04 | |
147 | Правописание глаголов с изученными орфограммами. | 1 | Комбинированный | 24.04 | |
148 | Правописание глаголов с изученными орфограммами. | 1 | Комбинированный | 25.04 | |
149 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | Комбинированный | 28.04 | |
150 | Проверочная работа № 7 по теме « Глагол как часть речи». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 29.04 | |
151 | Работа над ошибками. Словарный диктант. | 1 | Комбинированный | 30.04 | |
152 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | Комбинированный | 05.05 | |
153 | Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол». | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 06.05 | |
154 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 07.05 | |
| 16ч | ||||
155 | Повторение по теме «Слово». | 1 | Комбинированный | 08.05 | |
156 | Повторение по теме «Предложение». | 1 | Комбинированный | 12.05 | |
157 | Повторение по теме «Текст». | 1 | Комбинированный | 13.05 | |
158 | Повторение по теме «Имя существительное». | 1 | Комбинированный | 14.05 | |
159 | Повторение по теме «Имя прилагательное». | 1 | Урок развития речи. | 15.05 | |
160 | Повторение по теме «Глагол». | 1 | Комбинированный | 16.05 | |
161 | Контрольный словарный диктант. | 1 | Комбинированный | 19.05 | |
162 | Повторение по теме «Фонетический разбор слов». | 1 | Комбинированный | 20.05 | |
163 | Административный контрольный диктант. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 21.05 | |
164 | Работа над ошибками, допущенными в диктанте. | 1 | Комбинированный | 22.05 | |
165 | Повторение по теме «Разбор слов по составу». | 1 | Комбинированный | 23.05 | |
166 | Повторение по теме «Морфологический разбор частей речи». | 1 | Комбинированный | 26.05 | |
167 | Повторение по теме «Морфологический разбор частей речи». | 1 | Комбинированный | 27.05 | |
168 | Итоговая проверочная работа № 8. | 1 | Контроль знаний, умений и навыков. | 28.05 | |
169 | Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе. | 1 | Комбинированный. | 29.05 | |
170 | Повторение по теме «Синтаксический разбор предложений». | 1 | Комбинированный | 30.05 |
Список литературы для учащихся, учебники.
Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:
Учебник « Русский язык»:4 кл. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Москва « Баласс» 2012г;
«Тетрадь для чистописания»: к учебнику «Русский язык» М.А. Яковлева. Москва « Баласс» 2012г;
тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому» Е.В.Бунеева. Москва «Баласс» 2012г;
Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса.
Методические пособия для учителя.
- Методические рекомендации для учителя по учебнику Р.Н.Бунеева, Е. В.Бунеевой, О. В. Прониной (автор - составитель Л.И. Руденко).
( Образовательная система « Школа 2100) Издательство «Учитель», 2012г
Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.
- Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
- Планируемые результаты начального общего образования. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)
ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
Печатные пособия: плакаты по русскому языку; тесты; карточки; набор таблиц « Словарные слова», опорные таблицы по русскому языку 4 класс из методического кабинета начальных классов, таблицы по развитию речи.
Экранно – звуковые пособия: диски; электронное приложение «Русский язык» начальная школа- 4 класс.
Технические средства обучения: компьютер; диапроектор; интерактивная доска «SMART»;
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"
Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"
программа составлена в соответствии с ФГОС...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100
Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...
Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"
Рабочая программа по русскому языку 4 класс...
Рабочая программа по русскому языку 3 класс школа 2100
Рабочая программа...
рабочая программа по русскому языку 4 класс ШКОЛА 2100
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса. Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственн...
Рабочая программа по русскому языку 1 класс ШКОЛА 2100
Соответствует ФГОС нового поколенияОбразовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...