Рабочая программа по русскому языку для 4 класса УМК "Школа 2100"
рабочая программа по русскому языку (4 класс) на тему

Ясиновская Марина Витальевна

Рабочая программа  создана на основе:
1. Закона об образовании РФ.
2. ФГОС начального общего образования.
          3. Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.
          4. Образовательной программы « Школа 2100» по предмету «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).
          5. Примерной программы по русскому языку. Москва «Просвещение» 2012г
        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. На изучение русского языка в 4-м классе отводится:
- всего 170 часов в учебный год (5часов в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_russ.yaz_4_kl.docx79.32 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             Программа по русскому языку

соответствует требованиям Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования.

Пояснительная записка

               Язык по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и воздействия, средством хранения и усвоения знаний, средоточием духовной культуры народа, основной формой проявления национального и личностного самосознания и, наконец, первоэлементом художественной литературы как словесного искусства. В силу этого обстоятельства  

               Курс русского языка в начальной школе – часть единого непрерывного курса обучения, поэтому он ориентирован на предмет и цели обучения русскому языку в основной школе. Предметом обучения в основной школе является современный русский литературный язык в его реальном функционировании. Цели обучения русскому языку в основной школе:

  1. развитие и совершенствование всех видов речевой деятельности: чтения, письма, слушания, говорения;
  2. формирование элементарной лингвистической компетенции.

Исходя из этого, назначение предмета «Русский язык» в начальной школе состоит в том, чтобы заложить основу формирования функционально грамотной личности, обеспечить языковое и речевое развитие ребёнка, помочь ему осознать себя носителем языка.

                                   Цель определяется как развитие личности ребёнка средствами предмета «Русский язык», а именно
– формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель);
– формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель).

                                   В соответствии с этой целью ставятся задачи:

  1. развитие у детей патриотического чувства по отношению к родному языку: любви и интереса к нему, осознания его красоты и эстетической ценности, гордости и уважения к языку как части русской национальной культуры;
  2. осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге (через язык и созданные на нем тексты) с миром и с самим собой;
  3. формирование у детей чувства языка;
  4. воспитание потребности пользоваться всем языковым богатством (а значит, и познавать его), совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой;
  5. сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке.

Цели, задачи и содержание курса русского языка в начальной школе соответствуют целям и задачам школы и МО.

В курсе русского языка реализуются следующие сквозные линии развития учащихся средствами предмета.

                                      Линии, общие с курсом литературного чтения: 
1) овладение функциональной грамотностью на уровне предмета (извлечение, преобразование и использование текстовой информации);
2) овладение техникой чтения, приёмами понимания и анализа текстов;
3) овладение умениями, навыками различных видов устной и письменной речи.

                                       Линии, специфические для курса «Русский язык»: 
4) приобретение и систематизация знаний о языке;
5) овладение орфографией и пунктуацией;
6) раскрытие воспитательного потенциала русского языка;
7) развитие чувства языка.

Для достижения целей обучения и решения поставленных задач используется УМК по русскому языку: учебники (Букварь, «Русский язык» 1–4 кл.; тетради «Проверочные и контрольные работы по русскому языку»; «Дидактический материал по русскому языку» и др.).

                                      В курсе «Обучение грамоте» обеспечивается пропедевтика изучения курса русского языка.

     Из области фонетики дети знакомятся с понятием звук в сопоставлении с буквой, звуками гласными и согласными; согласными звуками звонкими и глухими, твёрдыми и мягкими; с ударением, ударными и безударными гласными; с делением слова на слоги; с обозначением мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь; наблюдают случаи несоответствия написания и произношения (буквосочетания жи–ши, чу–щу, ча–ща, безударные гласные). Дети учатся произносить звуки, слушать звучащее слово, соотносить произношение и написание, делать слого-звуковой и звуко-буквенный анализ слов.

      В период обучения грамоте закладываются основы для развития у детей орфографической зоркости. Проходит ознакомление с явлениями и понятиями из области словообразования: в процессе наблюдения и практической работы со словом дети осознают, что в слове выделяются части. Дети  знакомятся с корнем, однокоренными словами, суффиксом, приставкой, графическим обозначением этих частей слова, наблюдают за приставочным и суффиксальным способами образования слов.

         В ходе  рассредоточенной лексической работы дети наблюдают за тем, что слова называют предметы, их признаки; действия людей, животных и предметов; осознают, что каждое слово что-то означает, то есть имеет значение; что значений у одного слова может быть несколько. Постоянно ведётся наблюдение над сочетаемостью слов в русском языке, над особенностями словоупотребления.

         Из области  морфологии первоклассники получают первоначальное представление о существительных, прилагательных, глаголах и личных местоимениях (без введения понятий); о предлогах; учатся ставить вопросы от слова к слову, различать предлоги и приставки.

        Вводятся также такие синтаксические понятия, как предложение, текст. Дети учатся правильно писать и пунктуационно оформлять простые предложения, читать и произносить предложения с правильной интонацией. В ходе чтения текстов Букваря идёт целенаправленное формирование у них типа правильной читательской деятельности.

        В курсе русского языка в начальной школе ведущим направлением учебной деятельности детей является овладение письменной речью, культурой письменного общения (естественно, наряду с развитием умений чтения, говорения и слушания). Поэтому в ряду основных разделов, изучаемых в каждом классе, – разделы «Предложение» и «Текст».

         В 1-м классе, после завершения курса обучения грамоте, дети повторяют и систематизируют знания о предложении и тексте, оформлении предложения на письме.

      Во 2-м классе дети закрепляют признаки предложения (предложение состоит из слов, выражает законченную мысль, слова в предложении связаны по смыслу; в предложении от слова к слову можно задать вопрос), знакомятся с повествовательной, вопросительной и восклицательной интонацией; совершенствуют умение правильно орфографически и пунктуационно оформлять предложения на письме (писать 1-е слово с заглавной буквы, ставить в конце предложения точку, восклицательный, вопросительный знак или многоточие); читать и произносить их с правильной интонацией; конструировать предложения из слов.

      Углубляется понятие о тексте (текст состоит из предложений, предложения в тексте связаны по смыслу, у текста есть заглавие; по заглавию можно определить, о чём будет говориться в тексте). Дети учатся отличать текст от набора предложений, анализировать заглавие, соотносить его с содержанием и главной мыслью, самостоятельно озаглавливать текст и его части. Систематически при работе с текстом идёт формирование у детей типа правильной читательской деятельности по той же технологии, что и на уроках литературного чтения: дети учатся самостоятельно осмысливать текст до чтения, во время чтения и после чтения. Это обеспечивает единство подхода к работе с текстом и формирование одного из важнейших навыков – навыка осознанного чтения.

          В 3-м классе расширяется понятие о предложении: дети знакомятся с повествовательными, вопросительными и побудительными, восклицательными и невосклицательными предложениями, с их использованием в разных речевых ситуациях; с логическим ударением и его ролью в речи; учатся выделять из предложений словосочетания, т.е. практически осваивают понятие о связи слов в предложении. Вводится понятие о главных и второстепенных членах предложения (без дифференциации последних). Дети учатся находить в предложениях подлежащее и сказуемое, видеть второстепенные члены предложения и понимать их роль в речи.

Дети знакомятся с однородными членами предложения, с интонацией перечисления; узнают, что однородными могут быть как главные члены предложения, так и второстепенные, что связываются между собой однородные члены с помощью интонации, а также с помощью союзов (и, а, но) или без помощи союзов. Формируется умение ставить запятые в предложениях с однородными членами. Внимание детей обращается на смысловую роль знаков препинания: они помогают правильно выразить мысль и понять написанное, то есть помогают письменному общению.

      Все полученные знания и умения делают возможным и логичным введение понятия о сложном предложении на примере бессоюзной конструкции из двух частей и начало развития умения ставить запятую между частями сложного предложения.

       В течение всего учебного года продолжается развитие читательских умений детей на материале текстов учебника, формирование типа правильной читательской деятельности при чтении художественных и учебно-научных текстов. Вводится понятие абзаца как смысловой части текста.

      В 4-м классе продолжается развитие названных выше синтаксических, пунктуационных и речевых умений. Развивается умение на доступном уровне производить синтаксический разбор простого и сложного предложений, вычленять словосочетания из предложения. Дети знакомятся с тем, что части сложного предложения могут соединяться с помощью союзов и, а, но (на примере сложных предложений, состоящих из двух частей).

        Вводится понятие предложения с прямой речью на примере простейшей конструкции «слова автора плюс прямая речь». Развивается умение ставить знаки препинания в предложениях с прямой речью, которая следует за словами автора, а также умение ставить запятую в сложном предложении из двух частей с союзами и, а, но или без союзов и в простом предложении с однородными членами (с союзами и, а, но или без союзов). Внимание детей постоянно обращается на роль знаков препинания: они помогают понять смысл написанного предложения, текста.

      На материале текстов учебника продолжается развитие умений слушания и чтения, формирование типа правильноой читательской деятельности.

       Знания и умения из области синтаксиса и пунктуации в курсе начальной школы создают необходимую базу для развития устной и письменной речи, для изучения слова с разных точек зрения (поскольку слово функционирует в предложении, в тексте), и, что очень важно, ребёнок осознаёт, для чего нужно изучать свой родной язык, на котором он и так свободно говорит. Так, например, знание об «устройстве» предложений и текста, умение пунктуационно оформлять их на письме нужны для успешного общения, для того чтобы самому быть понятым и понимать других людей.

        Третьим важнейшим разделом в курсе русского языка начальной школы является раздел «Слово».

                   Слово рассматривается с четырёх точек зрения:

  1. звукового состава и обозначения звуков буквами;
  2. морфемного состава и словообразования;
  3. грамматического значения;
  4. лексического значения, лексической сочетаемости и словоупотребления.

В 1-м и 2-м классах происходит закрепление необходимого минимума знаний из области фонетики, которые вводятся в курсе обучения грамоте: звук и буква, звуки гласные и согласные; согласные звонкие и глухие, твёрдые и мягкие парные и непарные; слог, слогообразующая роль гласных; ударение, гласные ударные и безударные, слоги ударные и безударные. Развиваются и совершенствуются умения произносить звуки, слышать звучащее слово, соотносить звуковой состав слова и его написание, делать звуко-буквенный анализ слов (с составлением схемы слова).

Отрабатываются знание алфавита и навык его практического использования.

Фонетические знания и умения являются базовыми для развития следующих орфографических умений:

  1. видеть (обнаруживать) орфограммы в словах и между словами;
  2. правильно писать слова с изученными орфограммами;
  3. графически обозначать орфограмму и условия выбора (без введения термина «условия выбора орфограммы»);
  4. находить и исправлять орфографические ошибки.

Чтобы обеспечить преемственность в изучении орфографии между начальной и основной школой и сделать процесс развития орфографических умений более осмысленным, вводится понятие орфограмма (написание, которое нельзя безошибочно установить на слух, написание по правилу). Дети знакомятся с «опасными местами» в словах русского языка (гласные в безударных слогах; звук [й'] после согласных перед гласными; согласные на конце слова; место после [ш], [ж], [ч], [щ]; место после мягкого согласного), учатся находить эти места в словах, т.е. обнаруживать в словах орфограммы.

Изучаются следующие орфограммы:

  1. обозначение мягкости согласных на письме с помощью букв е, ё, и, ю, я, ь;
  2. большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных, географических названиях;
  3. буквы и, у, а после букв шипящих [ж], [ш], [ч], [щ];
  4. разделительные ь и ъ;
  5. проверяемые и непроверяемые буквы безударных гласных в корне слова (на материале двусложных слов);
  6. проверяемые буквы согласных на конце слова;
  7. пробел между предлогом и соседним словом.

Кроме того, дети знакомятся с правилами переноса слов и орфограммой-черточкой при переносе.

В 3-м классе продолжается развитие умений писать слова с ь и ъ разделительными, с ь для обозначения мягкости согласных. Дети учатся переносить слова с ь и ъ. Изучается правописание слов с удвоенной буквой согласного в корне типа ссора, аллея, жужжит и правило их переноса.

Отрабатывается умение писать слова с проверяемой и непроверяемой буквой безударного гласного в корне (на материале трёхсложных слов – с двумя безударными гласными в корне или в словах с приставками), а также проверяемыми буквами согласных в корне, с удвоенной буквой согласного на стыке приставки и корня типа рассказ, рассвет. Дети учатся пользоваться двумя способами проверки: подбором однокоренных слов и изменением формы слова.

Заучиваются группы слов с непроверяемыми написаниями. Развивается умение пользоваться орфографическим словарём.

Вводится новая орфограмма–обозначение буквой на письме непроизносимого согласного звука в корне слова. Параллельно заучиваются слова, в которых нет непроизносимых согласных (вкусный, чудесный и др.).

В 4-м классе продолжается развитие умения писать слова с орфограммами, изученными в 1-3-м классах. Рассматриваются также случаи написания слов с удвоенной буквой согласного на стыке корня и суффикса типа сонный.

В связи с изучением частей речи отрабатывается умение писать слова со следующими орфограммами:

  1. мягкий знак после букв шипящих в существительных мужского и женского рода типа луч, ночь; безударные окончания существительных 1, 2, 3-го склонения (кроме существительных на -ие, -ия, -ий, -мя);
  2. безударные окончания имён прилагательных (кроме прилагательных с основой на шипящий и ц);
  3. безударные окончания глаголов 1 и 2-го спряжения; ь после шипящих в глаголах 2-го лица единственного числа (читаешь, поешь); окончания ,  в глаголах прошедшего времени женского и среднего рода (осветила, осветило); -тся – -ться в глаголах; не с глаголами;
  4. раздельное написание предлогов с личными местоимениями.

Развитие умения писать слова с этими орфограммами продолжается в 5-м классе основной школы.

Изучение орфографии в начальной школе направлено на то, чтобы помочь детям осознать важность правильного использования языка не только в устной речи, но и на письме, показать, что необходимым компонентом письменной речи является орфографический навык. Орфографически правильная письменная речь – залог успешного общения в письменной форме.

Этот подход заложен уже в пропедевтическом курсе русского языка в период обучения грамоте. Наблюдение за звуковым составом слова, за собственным произнесением отдельных звуков, определение места ударения в слове – всё это способствует овладению тем фонетическим минимумом, который необходим для последующего сознательного овладения орфографией. Одновременно целенаправленно проводятся наблюдения над лексическим значением слова и его сочетаемостью, так как умение верно определять лексическое значение корня очень важно для правильного написания.

Второй аспект в рассмотрении слова в курсе русского языка начальной школы – это его морфемный состав. Чтобы решить одну из важнейших задач курса – формирование у детей чувства языка, – необходимо обращение к составу слова уже в 1-м классе, так как чувство языка связано прежде всего с пониманием и чутьём к особенностям словообразования и словоизменения.

Уже в период обучения грамоте даётся необходимый словообразовательный минимум: наблюдение над группами однокоренных слов позволяет детям осмыслить понятия «корень слова», «однокоренные слова», познакомиться с приставками и суффиксами. Дети наблюдают за ролью суффиксов и приставок в слове, тренируются в образовании слов с их помощью.

Во 2-м классе даётся определение корня, однокоренных слов, суффикса, приставки. Систематически проводится наблюдение над однокоренными словами, подбор групп однокоренных слов и выявление признаков, по которым слова являются однокоренными (одинаковый корень и близость слов по смыслу). Дети знакомятся с определёнными суффиксами имён существительных: -ок-, -ик-, -тель-, -ушк-, -юшк-, -ёнок-, -онок-, -ят-, -ищ-, их значениями, учатся видеть эти суффиксы в словах, образовывать слова с этими суффиксами. Также происходит знакомство с группой приставок, сходных по написанию с предлогами: с, от, за, на, по, про, до и др.

«Состав слова» – сквозная тема курса русского языка. При изучении всех разделов и тем в каждом классе в качестве дополнительного задания к упражнениям предлагается наблюдение над однокоренными словами и их значением, задания на нахождение однокоренных слов и корня в них; суффикса, приставки; на подбор однокоренных слов. В 1-м классе в качестве материала для обучения чтению предлагаются группы однокоренных слов, имена существительные с наиболее частотными суффиксами; однокоренные глаголы с разными приставками. Во 2-м классе для анализа предлагаются существительные мужского рода с нулевым окончанием типа дуб – дубок, кот – котёнок, стол – столик и т.п., а для изучения приставок и образования слов с помощью приставок – глаголы движения (бежал, побежал, добежал, прибежал и т.п.).

В 3-м классе дети знакомятся с окончанием и его функциями, усваивают определение окончания, основы слова, а также на практике постигают различие между изменением слова и образованием новых слов.

Происходит знакомство с явлением чередования согласных в корне слова, на этом материале продолжается работа с группами однокоренных слов (наблюдение над лексическим значением однокоренных слов с чередованием согласных в корне типа дорога – дорожка – дорожный; подбор однокоренных слов). Эта работа связана с развитием орфографических умений, она ведётся регулярно в течение всего учебного года.

Кроме того, дети знакомятся с другими суффиксами и приставками, тренируются в образовании слов, в различении предлогов и приставок, в разборе по составу доступных слов, знакомятся со сложными словами.

В 4-м классе дети продолжают наблюдение за словоизменением и словообразованием имён существительных, имён прилагательных, глаголов, личных местоимений, разбирают по составу доступные существительные, прилагательные, глаголы, тренируются в образовании этих частей речи с помощью суффиксов и приставок, в подборе однокоренных слов, относящихся к различным частям речи (бег, бегун, бежать; краснота, красный, краснеть и т.п.).

Таким образом, на протяжении всех лет обучения в начальной школе у ребёнка формируется чувство языка, чувство слова; создаётся база для формирования орфографической зоркости, для разви- тия орфографических умений.

Третий аспект рассмотрения слова – лексический. Он связан с называнием предметов и явлений окружающего мира. Лексическая работа пронизывает весь курс: регулярно ведётся наблюдение над значением слов, в том числе однокоренных; объясняются и уточняются значения слов (в том числе с помощью толкового словаря). Дети наблюдают над сочетаемостью слов, над словоупотреблением, практически знакомятся с синонимией, антонимией, омонимией, с многозначностью, с переносным значением слова.

Четвёртый аспект рассмотрения слова – морфологический.

Морфология – самый сложный для ребёнка раздел, так как его изучение предполагает сформированность определённых мыслительных операций, способности к обобщению, к абстрагированию. Изучение частей речи требует знаний о составе слова и словообразовании, а также знаний из области лексики (значение слова), синтаксиса (функционирование слов в предложении). Нужно также иметь в виду, что морфология изучается как средство развития мышления детей, представления о языке как системе и повышения орфографической грамотности.

В 1-м классе в курсе обучения грамоте и во 2-м классе дети знакомятся с группами слов, которые отвечают на определенные вопросы (1) кто? что? 2) какой? какая? какое? какие? 3) что делает? что делал? что сделал?), учатся ставить вопросы к словам, от слова к слову, узнают, что слова, которые отвечают на вопросы «кто? – что?», могут называть один предмет и много предметов; частично усваивают определения частей речи.

Кроме того, выделяется группа слов, к которым нельзя задать вопрос (предлоги, союзы, а также слова, которые выражают чувства, но не называют их – без введения термина «междометие»). Так постепенно у детей складывается представление о трёх группах слов в русском языке – самостоятельных (знаменательных), служебных, междометиях – и об их функциях в речи.

В 3-м и 4-м классах части речи становятся главным предметом изучения, т.к. для этого есть необходимые базовые знания и умения, накоплен определённый языковой опыт в результате наблюдений за функционированием слов в речи.

Изучаются сведения об именах существительных, именах прилагательных, глаголах и личных местоимениях, об их роли в предложении. Параллельно вводятся соответствующие орфограммы и сведения об отдельных особенностях словообразования и словоизменения этих частей речи.

Помимо разделов «Слово», «Предложение» и «Текст» в курс русского языка входят разделы «Развитие речи» и «Совершенствование навыков каллиграфии». Два последних не выделены в качестве специальных разделов для изучения, но являются ведущими направлениями работы по русскому языку в курсе начальной школы.

Основные направления работы по развитию речи:

  1. Количественное и качественное обогащение активного, пассивного и потенциального словаря детей в ходе наблюдения за лексическим значением слов, подбора групп однокоренных слов, тематических групп слов, синонимических рядов и т.д., а также в ходе работы со словарными статьями из толкового словаря, словаря синонимов.
  2. Развитие и совершенствование грамматического строя речи: наблюдение над связью слов в предложении, над построением простых и сложных предложений, предложений с прямой речью, с однородными членами; над правильностью употребления форм слов, их грамматической сочетаемостью. Самостоятельное конструирование словосочетаний, предложений, продуцирование текстов.
  3. Развитие связной устной и письменной речи: овладение продуктивными навыками и умениями устной и письменной разговорной речи, устной учебно-научной речи; навыками и умениями понимания и элементарного анализа художественного и учебно-научного текста.
  4. Развитие орфоэпических навыков, а также умения говорить и читать с правильной интонацией.

Отличие данной программы заключается в том, что:

  1. Определены основные линии развития учащихся средствами предмета «Русский язык», на которых строится непрерывный курс (общие с курсом «Литературное чтение» и специфические для курса «Русский язык»): овладение функциональной грамотностью; навыками и умениями различных видов устной и письменной речи; орфографией и пунктуацией; навыками и умениями понимания и анализа текстов; приобретение и систематизация знаний о языке; раскрытие его воспитательного потенциала; формирование у детей чувства языка.
  2. Предложен путь формирования у детей орфографической зоркости на основе целенаправленной систематической работы над составом и лексическим значением слова в сочетании с его звуко-буквенным анализом; развития на этой основе языкового чутья детей.
  3. Названы опознавательные признаки изучаемых орфограмм, по которым дети учатся обнаруживать орфограммы в словах и между словами.
  4. Сведения о частях слова вводятся раньше – с первых шагов обучения грамоте, в ходе регулярного наблюдения над словами.
  5. Усилено внимание к синтаксису и пунктуации – основе письменной речи, средству выражения собственных мыслей и чувств и понимания чужих. Увеличен объём изучаемого материала по синтаксису и пунктуации.
  6. Выдержан единый методический подход к работе с текстом на уроках литературного чтения и русского языка – формирование у детей типа правильной читательской деятельности. Дети осваивают систему приёмов чтения и понимания художественного и учебно-научного текста.

Данная программа классифицируется как компилятивная.

Место и роль учебного курса.

Содержание учебного предмета « Русский  язык»  дети получают первоначальное представление о системе языка, т.к. знакомятся на элементарном уровне со всеми единицами языка: звуком, морфемой, словом, словосочетанием, предложением и текстом, наблюдают соотношения между этими языковыми единицами. При изучении частей речи особое внимание уделяется наблюдению за их ролью в предложении, тексте, за особенностями употребления существительных, прилагательных, глаголов и личных местоимений, синонимией и антонимией; а также упражнениям в подборе синонимов и антонимов, тематических групп слов. Таким образом, курс русского языка, имеющий практическую направленность, показывает значимость всех единиц языка для успешного общения, сообщает необходимые знания об этих единицах языка, формирует учебно-языковые, грамматические, речевые и правописные умения и навыки, необходимые для успешного общения. Примерная программа определяет также необходимый минимум практических работ. Используется на уроке учебно-наглядные пособия из методического кабинета начальных классов (Набор таблиц « Словарные слова», опорные таблицы по русскому языку 4 класс).

 Рабочая программа  создана на основе:

1. Закона об образовании РФ.

2. ФГОС начального общего образования.

          3. Базисного учебного плана и примерных планов образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования, утвержденного приказом Минобразования №1312 от 09.03.2004г.

          4. Образовательной программы « Школа 2100» по предмету «Русский язык», авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина (заключения РАО (№ 01-90/5/7д от 06.08.2007) и АПК и ППРО (№ 614 от 26.07.2007).

          5. Примерной программы по русскому языку. Москва «Просвещение» 2012г

        В соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными программами начального общего образования предмет «Русский язык» изучается с 1 по 4 класс. На изучение русского языка в 4-м классе отводится:

- всего 170 часов в учебный год (5часов в неделю).

В том числе:    - плановых контрольных работ- 10 ч;  

                                  - административных контрольных работ - 1 ч.;

                                     проверочных работ - 8 ч.


                             Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Одним из результатов обучения русскому языку является осмысление и интериоризация (присвоение) учащимися системы ценностей.

Ценность добра – осознание себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, в том числе с помощью языка; осознание постулатов нравственной жизни (будь милосерден, поступай так, как ты хотел бы, чтобы поступали с тобой).

Ценность общения – понимание важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.

Ценность природы основывается на общечеловеческой ценности жизни, на осознании себя частью природного мира. Любовь к природе – это и бережное отношение к ней как среде обитания человека, и переживание чувства её красоты, гармонии, совершенства. Воспитание любви и бережного отношения к природе через тексты художественных и научно-популярных произведений литературы.

Ценность красоты и гармонии – осознание красоты и гармоничности русского языка, его выразительных возможностей.

Ценность истины – осознание ценности научного познания как части культуры человечества, проникновения в суть явлений, понимания закономерностей, лежащих в основе социальных явлений; приоритетности знания, установления истины, самого познания как ценности.

Ценность семьи. Понимание важности семьи в жизни человека; осознание своих корней; формирование эмоционально-позитивного отношения к семье, близким, взаимной ответственности, уважение к старшим, их нравственным идеалам.

Ценность труда и творчества – осознание роли труда в жизни человека, развитие организованности, целеустремлённости, ответственности, самостоятельности, ценностного отношения к труду в целом и к литературному труду, творчеству.

Ценность гражданственности и патриотизма – осознание себя как члена общества, народа, представителя страны, государства; чувство ответственности за настоящее и будущее своего языка; интерес к своей стране: её истории, языку, культуре, её жизни и её народу.

Ценность человечества – осознание себя не только гражданином России, но и частью мирового сообщества, для существования и прогресса которого необходимы мир, сотрудничество, толерантность, уважение к многообразию иных культур и языков.

             Личностными результатами изучения предмета «Русский язык» в  4-м классе являются следующие умения:

  • осознавать роль языка и речи в жизни людей;
  • эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
  • понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;
  • обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

Средством достижения этих результатов служат тексты учебника.

Ученики должны сделать первый шаг в осознании себя носителями языка, почувствовать интерес к его изучению и осознать смысл этого изучения: родной язык необходимо изучать, чтобы лучше, успешнее им пользоваться при общении с другими людьми, чтобы понимать других и самому быть понятым.

                                                      СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

п/п

Наименование

           разделов

Кол – во

часов

 Планируемые результаты

 Система оценки

Дата проведения

1

 Повторение.

17 ч

- производить разбор слов по составу: находить окончание, выделять корень, приставку, суффикс;

Входной диктант

 « Котенок»

Контрольное списывание

 

02.09-24.09

12.09

24.09

2

«Предложение» и «Текст».

31 ч

распознавать и употреблять в тексте синонимы, антонимы;

устанавливать по вопросам связь между словами в предложении, вычленять словосочетания;

- распознавать главное и зависимое слово в словосочетании;

производить синтаксический разбор предложений: определять их вид по цели высказывания и по интонации, выделять главные и второстепенные члены предложения, устанавливать связь между ними по вопросам;

Проверочная работа № 1

Контрольный диктант № 1

Контрольный диктант № 2

Проверочная работа № 2

Контрольный диктант № 3

25.09-13.11

03.10

08.10

18.10

24.10

28.10

3

Слово. Части речи. Члены предложения.

106 ч

подбирать однокоренные слова разных частей речи;

- распознавать части речи, их грамматические признаки (род, число, падеж имен существительных, род и число имен прилагательных, время и число глаголов);

- изменять имена существительные и прилагательные по числам;

- склонять в единственном числе имена существительные с ударными окончаниями;

- изменять имя прилагательное по родам и числам в соответствии с родом и числом существительного;

- изменять глагол по временам (простые случаи) и в прошедшем времени — по родам;

- отличать неопределенную форму глагола от временных форм;

спрягать глаголы.

- производить синтаксический разбор предложения с однородными членами;

- производить разбор слова как части речи:

- безошибочно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку текст с необходимыми знаками препинания между однородными членами.

- находить местоимения в предложениях;

- склонять местоимения в единственном и во множественном числе; определять падеж местоимения;

Проверочная работа № 3

Контрольный диктант №4

Проверочная работа №4

Контрольный диктант № 5

Проверочная работа № 5

Контрольный диктант № 6

Проверочная работа № 6

Контрольное списывание

Контрольный диктант № 7

Проверочная работа № 7

Контрольный диктант № 8

14.11-07.05

02.12

04.12

25.12

27.12

20.01

22.01

10.02

05.03

12.03

29.04

06.05

4

Повторение.

16 ч

- звуки и буквы гласные и согласные, их классификацию, функции йотированных гласных;

– лексическое значение слова, состав слова, простейшие случаи образования слов;

– признаки предложения: главные и второстепенные члены предложения (без дифференциации последних); понятие об однородных членах предложения;

– признаки частей речи: имени существительного, имени прилагательного, глагола, местоимения, предлога;

Контрольный словарный диктант.

Административный  контрольный диктант.

 

Итоговая проверочная работа №8.

08.05-30.05

19.05

21.05

28.05

                                         

 

                                КАЛЕНДАРНО -  ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Всего - 170 часов, 5 часов в неделю.

№ п/п

                   

                                             Тема урока

Кол-во часов

   Тип урока

             

                                       Дата

план

факт

                  1.ПОВТОРЕНИЕ.

17ч

1

Вводный урок.  Знакомство с новым учебником «Русский язык».

1

Комбинированный

02.09

2

Повторение  фонетики и графики.

1

Комбинированный

03.09

3

Повторение фонетики. Слог и ударение.

1

Комбинированный

04.09.

4

Что такое графика.

1

Комбинированный

05.09

5

Фонетический разбор слова.

1

Комбинированный

06.09

6

Повторение орфографии.

1

Комбинированный

09.09

7

Повторение изученных орфограмм.

1

Комбинированный

10.09.

8

Повторение изученных орфограмм.

1

Комбинированный

11.09

9

Входной  диктант « Котенок».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

12.09

10

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Комбинированный

13.09

11

Повторение состава слова. Чередование гласных и согласных.

1

Комбинированный

16.09

12

Повторение изученного  о частях речи.

1

Комбинированный

17.09

13

Повторение изученного по синтаксису.

1

Комбинированный

18.09

14

Что мы знаем о пунктуации  (повторение).

1

Комбинированный

19.09

15

Развитие речи. Обучающее изложение «Золотой рубль».

1

Урок развития речи.

20.09

16

Работа над ошибками, допущенными в изложении.

1

Комбинированный

23.09

17

Контрольное списывание текста.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

24.09

«ПРЕДЛОЖЕНИЕ» и «ТЕКСТ».

  Простое предложение.  Предложения с однородными членами.

11ч

18

Как отличить простое предложение от сложного.

1

Комбинированный

25.09

19

Однородные члены без союзов и с союзом.

1

Комбинированный

26.09

20

Запятая в предложениях с однородными членами. Союзы и, а, но.

1

Комбинированный

27.09

21

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

1

Комбинированный

30.09

22

Обучающее изложение «Что я люблю».

1

Урок развития речи.

01.10

23

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

   1

Комбинированный

02.10

24

Проверочная работа № 1 по теме  «Простое предложение. Однородные члены».

   1

Контроль знаний, умений и навыков.

03.10

25

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

   1

Комбинированный

04.10

26

Развитие умения ставить запятую в предложениях с однородными членами.

  1

Комбинированный

07.10

27

Контрольный диктант №1 по теме «Простое предложение. Предложения с однородными членами».

  1

Контроль знаний, умений и навыков.

08.10

28

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

  1

Комбинированный

09.10

Сложные предложения с союзами  и, а, но.

11ч

29

Отличие простого предложения от сложного.

1

Комбинированный

10.10

30

Запятая в сложном предложении с бессоюзной связью.

1

Комбинированный

11.10

31

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

Комбинированный

14.10

32

Запятая в сложном предложении с союзами и, а, но.

1

Комбинированный

15.10

33

Составление устного рассказа по плану. Свободный диктант.

1

Урок развития речи.

16.10

34

Запятая в сложном предложении с союзами и ,а, но.

1

Комбинированный

17.10

35

Контрольный диктант № 2 по теме «Предложение».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

18.10

36

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Комбинированный

21.10

37

Обучающее сочинение «Субботний вечер у нас дома».

1

Урок развития речи.

22.10

38

Редактирование сочинения.  Словарный диктант.

1

Комбинированный

23.10

39

 Проверочная работа №2 по теме «Сложные предложения с союзами  и, а, но».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

24.10

Предложения с прямой речью.

40

Понятие о прямой речи. Предложение с прямой речью.

1

Комбинированный

25.10

41

Контрольный диктант № 3 по теме « Сложные предложения с союзами  и, а, но».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

28.10

42

Работа над ошибками, допущенными в диктанте и проверочной работе.

1

Комбинированный

29.10

43

Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора).

1

Комбинированный

30.10

44

Знаки препинания в предложении с прямой речью (после слов автора).

1

Комбинированный

31.10

45

Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора).

1

Комбинированный

11.11

46

Знаки препинания в предложении с прямой речью (перед словами автора).

1

Комбинированный

12.11

47

Знаки препинания в предложениях с прямой речью.

1

Комбинированный

13.11

48

 Обучающее сочинение «Что сказала мама».

1

Урок развития речи.

14.11

  1. СЛОВО. ЧАСТИ РЕЧИ И ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.

Что мы уже знаем об имени существительном.

106ч

49

Имя существительное как часть речи. Признаки имен существительных.

1

Комбинированный

15.11

50

 Постоянные и непостоянные признаки имен существительных.

1

Комбинированный

18.11

51

Роль имен существительных в речи.

Р\р Сочинение-миниатюра «Вид из окна».

1

Комбинированный

19.11

52

Роль имен существительных в речи. Многозначные слова, синонимы, антонимы.

 1

Комбинированный

20.11

Изменение имен существительных по падежам.

14 ч

53

Наблюдение за словоизменением имен существительных.

1

Комбинированный

21.11

54

Изменение  существительных по падежам.

1

Комбинированный

22.11

55

Изменение существительных по падежам в ед. и во мн. числе.

1

Комбинированный

25.11

56

Именительный и винительный падежи.

1

Комбинированный

26.11

57

Именительный и винительный падежи.

1

  Комбинированный

27.11

58

Родительный падеж.

1

Комбинированный

28.11

59

Дательный падеж.

1

Комбинированный

29.11

60

Творительный падеж.

1

Комбинированный

02.12

61

Предложный падеж.

1

Комбинированный.

03.12

62

Проверочная работа № 3 по теме «Изменение  существительных по падежам».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

04.12

63

Обобщение знаний о падежах.

1

Урок развития речи.

05.12

64

Контрольный диктант № 4 по теме  «Изменение  существительных по падежам».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

06.12

65

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Комбинированный

09.12

66

Обучающее  мини - изложение « В здоровом теле, здоровый дух».

1

Урок развития речи.

10.12

Три склонения имен существительных.

67

Три склонения имен существительных.

1

Комбинированный

11.12

68

Склонение имен существительных.

1

Комбинированный

12.12

69

Морфологический разбор  существительного.

1

Комбинированный

13.12

70

Морфологический разбор  существительного.

1

Комбинированный

16.12

71

Морфологический разбор  существительного.

1

Комбинированный

17.12

72

Несклоняемые существительные и особенности их употребления.

1

Комбинированный

18.12

73

Несклоняемые  существительные и особенности их употребления.

1

 Комбинированный

19.12

74

Обучающее сочинение «Пальчики оближешь!»

1

Урок развития речи.

20.12

Правописание мягкого знака после шипящих на конце имен существительных.

75

Мягкий знак после шипящих на конце  существительных женского рода.

1

Комбинированный

23.12

76

 Правописание существительных  женского рода с ь на конце.  

1

Комбинированный

24.12

77

Проверочная работа № 4 по теме «Три склонения имен существительных».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

25.12

78

Правописание существительных  женского рода с ь на конце.  

1

Комбинированный

26.12

79

Контрольный диктант № 5 по теме «Три склонения имен существительных».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

27.12

80

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Комбинированный

09.01

81

Правописание существительных  женского рода с ь на конце.  

1

Комбинированный

10.01

Правописание безударных падежных окончаний имен существительных.

10 ч 

82

Безударные падежные окончания  существительных.

1

Комбинированный

13.01

83

Правописание безударных падежных окончаний существительных.

1

Комбинированный

14.01

84

Правописание безударных падежных окончаний  существительных.

1

Комбинированный

15.01

85

Правописание безударных падежных окончаний существительных.

1

Комбинированный

16.01

86

Обучающее изложение  «Первая газета».

1

Урок развития речи.

17.01

87

Правописание безударных падежных окончаний существительных. Работа над ошибками.

1

Комбинированный

20.01

88

Проверочная работа № 5 по теме «Правописание падежных окончаний  существительных».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

21.01

89

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

1

Комбинированный

22.01

90

Контрольный диктант № 6 по теме «Правописание падежных окончаний  существительных».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

23.01

91

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Комбинированный

24.01

Имя прилагательное как часть речи.

92

Роль  прилагательных в речи. Повествование и описание.

1

Комбинированный

27.01

93

Роль прилагательных – антонимов в речи.

1

Комбинированный

28.01

94

Морфологический разбор  прилагательных.

1

Комбинированный

29.01

Слово изменение имен прилагательных.

95

Изменение  прилагательных по падежам.

1

Комбинированный

30.01

96

Главное и зависимое слово в словосочетании.

1

Комбинированный.

31.01

Правописание безударных падежных окончаний имен прилагательных.

11ч

97

Правописание безударных падежных окончаний  прилагательных.

1

Комбинированный

03.02

98

Правописание безударных падежных окончаний  прилагательных.

1

Комбинированный

04.02

99

Правописание безударных падежных окончаний  прилагательных.

1

Комбинированный

05.02

100

Обучающее изложение «Первое путешествие».

1

Урок развития речи.

06.02

101

Редактирование творческих работ.

1

Комбинированный

07.02

102

Правописание безударных падежных окончаний  прилагательных. Свободный диктант.

1

Комбинированный

10.02

103

Проверочная работа № 6 по теме « Имя прилагательное».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

11.02

104

Правописание безударных падежных окончаний  прилагательных.

1

Комбинированный

12.02

105

Сочинение-описание «Моя любимая игрушка».

1

Урок развития речи.

13.02

106

Редактирование творческих работ.

1

Комбинированный

14.02

107

Правописание безударных падежных окончаний  прилагательных.

1

Комбинированный

17.02

Глагол как часть речи.

108

Роль глаголов в предложении.

1

Комбинированный

18.02

109

Значение и грамматические признаки глаголов.

1

Комбинированный

19.02

110

Значение и грамматические признаки глаголов.

1

Комбинированный

20.02

111

Морфологический разбор глагола.

1

Комбинированный

21.02

112

Морфологический разбор глагола. Составление устного рассказа о глаголе.

1

Комбинированный

25.02

Словоизменение глагола.

25ч

113

Понятие о спряжении глагола.

1

Комбинированный

26.02

114

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

1

Комбинированный

27.02

115

Как определить спряжение глагола, если окончание ударное.

1

Комбинированный

28.02

116

Развитие умения применять правило, действовать по алгоритму.

1

Комбинированный

03.03

117

Глаголы-исключения.

1

Комбинированный

04.03

118

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

1

Комбинированный

05.03

119

Контрольное списывание « Февральский воздух».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

06.03

120

Развитие умения писать глаголы с безударными личными окончаниями.

1

Комбинированный

07.03

121

Морфологический разбор глагола.

1

Комбинированный

11.03

122

Морфологический разбор глагола.

1

Комбинированный

12.03

123

Контрольный диктант № 7 по теме « Глагол как часть речи».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

13.03

124

Работа над ошибками, допущенными в  диктанте.

1

Комбинированный

14.03

125

Сочинение по серии картин (картинки весны).

1

Урок развития речи.  

17.03

126

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

Комбинированный

18.03

127

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с  -тся, -ться.

1

Комбинированный

19.03

128

Знакомство с возвратной формой глагола. Правописание глаголов с  -тся, -ться.

1

Комбинированный

20.03

129

Правописание глаголов 2-го лица ед. числа.

1

Комбинированный

21.03

130

Правописание глаголов 2-го лица ед. числа.

1

Комбинированный

01.04

131

Правописание глаголов 2-го лица ед. числа.

1

Комбинированный

02.04

132

Правописание глаголов 2-го лица ед. числа.

1

Комбинированный

03.04

133

Правописание безударных  личных окончаний глаголов.

1

Комбинированный

04.04

134

Правописание безударных  личных окончаний глаголов.

1

Комбинированный

07.04

135

Правописание безударных  личных окончаний глаголов.

1

Комбинированный

08.04

136

Правописание глаголов с безударными личными окончаниями.

1

Комбинированный

09.04

137

Глаголы с безударными личными окончаниями.

1

Комбинированный

10.04

Разбор глаголов по составу.

17ч

138

Порядок разбора глагола по составу. Знакомство с алгоритмом.

1

Комбинированный

11.04

139

Порядок разбора глагола по составу.

1

Комбинированный

14.04

140

Порядок разбора глагола по составу.

1

Комбинированный

15.04

141

Порядок разбора глагола по составу.

1

Комбинированный

16.04

142

 Сочинение «Мы в библиотеке» с творческим заданием.

1

Урок развития речи.  

17.04

143

Работа над ошибками, допущенными в сочинении.

1

Комбинированный

18.04

144

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

1

Комбинированный

21.04

145

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

1

Комбинированный

22.04

146

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

1

Комбинированный

23.04

147

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

1

Комбинированный

24.04

148

Правописание глаголов с изученными орфограммами.

1

Комбинированный

25.04

149

Повторение по теме «Глагол».

1

Комбинированный

28.04

150

Проверочная работа № 7 по теме « Глагол как часть речи».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

29.04

151

Работа над ошибками. Словарный диктант.

1

Комбинированный

30.04

152

Повторение по теме «Глагол».

1

Комбинированный

05.05

153

Контрольный диктант № 8 по теме «Глагол».

1

Контроль знаний, умений и навыков.

06.05

154

Работа над ошибками,  допущенными в диктанте.

1

Комбинированный

07.05

  1. ПОВТОРЕНИЕ. 

16ч

155

Повторение по теме «Слово».

1

Комбинированный

08.05

156

Повторение по теме «Предложение».

1

Комбинированный

12.05

157

Повторение по теме «Текст».

1

Комбинированный

13.05

158

Повторение по теме «Имя существительное».

1

Комбинированный

14.05

159

Повторение по теме «Имя прилагательное».

1

Урок развития речи.

15.05

160

Повторение по теме «Глагол».

1

Комбинированный

16.05

161

Контрольный словарный диктант.

1

Комбинированный

19.05

162

Повторение по теме «Фонетический разбор слов».

1

Комбинированный

20.05

163

Административный  контрольный диктант.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

21.05

164

Работа над ошибками, допущенными в диктанте.

1

Комбинированный

22.05

165

Повторение по теме «Разбор слов по составу».

1

Комбинированный

23.05

166

Повторение по теме «Морфологический разбор  частей речи».

1

Комбинированный

26.05

167

Повторение по теме «Морфологический разбор  частей речи».

1

Комбинированный

27.05

168

Итоговая проверочная работа № 8.

1

Контроль знаний, умений и навыков.

28.05

169

Работа над ошибками, допущенными в проверочной работе.

1

Комбинированный.

29.05

170

Повторение по теме «Синтаксический разбор предложений».

1

Комбинированный

30.05

                                                         

                                                                        Список  литературы  для   учащихся,  учебники.  

Для реализации программного материала используют следующие учебные пособия:

Учебник « Русский язык»:4 кл. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В. Москва « Баласс» 2012г;

«Тетрадь для чистописания»: к учебнику «Русский язык» М.А. Яковлева. Москва « Баласс» 2012г;

тетрадь «Проверочные и контрольные работы по русскому» Е.В.Бунеева. Москва «Баласс» 2012г;

Л.Ю. Комиссарова «Дидактический материал» к учебникам «Русский язык» для 4-го класса.

                                               

                                                        Методические пособия для учителя.

  • Методические рекомендации для учителя по учебнику Р.Н.Бунеева, Е. В.Бунеевой, О. В. Прониной (автор - составитель Л.И. Руденко). 

 ( Образовательная  система « Школа 2100)  Издательство «Учитель», 2012г

                     Материалы по федеральному государственному образовательному стандарту.

  • Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения.)
  • Планируемые результаты начального общего образования. М.:  Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 частях. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения)

                                                   

                                       ОПИСАНИЕ МАТЕРИАЛЬНО – ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Печатные пособия: плакаты по русскому языку; тесты; карточки; набор таблиц « Словарные слова», опорные таблицы по русскому языку 4 класс из методического кабинета начальных классов, таблицы по развитию речи.

Экранно – звуковые пособия: диски;  электронное приложение «Русский язык» начальная школа- 4 класс.

Технические средства обучения: компьютер; диапроектор; интерактивная доска «SMART»;



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по русскому языку 3 класс "Школа 2100"

Составленная мною рабочая программа по русскому языку для 3 класса по учебнику Р.Н.Бунеева , Е.В.Бунеевой (Образовательная система "Школа 2100") содержит все необходимые разделы, в том числе подробные...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "Школа 2100"

программа составлена в соответствии с ФГОС...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс Школа 2100

Календарно-тематическое планирование по русскому языку, 1 класс, " Школа 2100", надомное обучение...

Рабочая программа по русскому языку 4 класс "ШКОЛА 2100"

Рабочая программа по русскому языку 4 класс...

рабочая программа по русскому языку 4 класс ШКОЛА 2100

Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 4 класса. Рабочая программа базового курса по русскому языку для обучения в 4 классе создана на основе Федерального компонента государственн...

Рабочая программа по русскому языку 1 класс ШКОЛА 2100

Соответствует ФГОС нового поколенияОбразовательная система ШКОЛА 2100Объем: 4 часа в неделю...