Цель: повторить имеющиеся у учащихся знания и умения, нужные для введения данной темы.
Мобилизация внимания. Чистописание. -Итак, первый пункт нашего плана работы: -Чистописание.(чт. стихотворения).
Художник- неведимка по городу идет: Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет. А ночью он, пока я спал, пришел с волшебной кистью и на окне нарисовал сверкающие листья. (мороз)
-Какой звук слышится в начале этого слова?
-Дайте ему характеристику.
-Какой буквой обозначаем этот звук?
-Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.
-Что нужно помнить при написании этой буквы? -Запишите Мм всю строчку. - Цель нашей минутки чистописания - вспомнить, с какими буквами мы выполняем нижнее соединение? (Л, Я,М)
Словарная работа -Следующий этап урока по плану? -На слайде слова: Б..реза, гор..д, чуд..са, кв..ртира, подл..тели, м..роз, п..года, в..рона, ст..лбы, к..вёр, ..нварь.
-Прочитайте слова. -Назовите орфограммы, которые встретилась в этих словах.
- Во всех словах можно проверить безударный гласный?
-Как проверить безударную гласную в корне?
| Цель: повторить слова с непроверяемым написанием.
-Мм -Согласный, твёрдый, звонкий, непарный. -Мм
-О наклоне, соединении.
Работа в тетради, самостоятельная запись. Прописывают элементы. Ученики меняются тетрадями и подчёркивают лучшую(ие) буквы у соседа.
-Словарная работа.
Для развития орфографической зоркости учащимся предлагается назвать в словах известные орфограммы.
-Безударные гласные в корне.
- Нет.
- Правило. -Показывают сигнальными карточками пропущенную букву и объясняют орфограмму, если нужно подбирают проверочные слова. Самопроверка на экране. Вывод: обобщили знания о правописании безударных гласных в корне слова. |
таблица с буквой Мм
Слайд №3
учебный навык: сотрудничество при работе в парах.
Слайд №4
фронтальная беседа. |
Цель: на основе имеющихся на данный момент у учащихся знаний им предлагается выяснить роль существительных в предложении и в речи, используя текст. -Это новая для вас тема или вы уже о ней, что-то знаете?
-Какие еще части речи вы знаете?
-Как вы считаете, каких частей речи в русском языке больше? -Посмотрите на текст и попробуйте его прочитать. Многое можно сделать: собрать, свить, сплести. Но самые искусные не могут шить без, не могут рубить без. Очень давно придумал для своих, которым. -Всё ли вам понятно? Чего не хватает?
-Можно ли без них понять текст?
-Попробуем прочитать текст с именами существительными. Работа по учебнику стр. 14 упр. 389
-Какой вывод можем сделать об именах существительных?
-Вспомним, что мы знаем об имени существительном?
Всему название дано - и зверю, и предмету. Вещей вокруг полным-полно, А безымянных нету. И все, что может видеть глаз,- Над нами и под нами, И все, что в памяти у нас,- Означено словами. -Посмотрите вокруг себя и назовите предметы -Докажите, что названные слова являются существительными? Назовите их с вопросами. -Запишите четыре слова с вопросами на выбор, себе в тетрадь. Физминутка: Цель: создать условия для - мыслительной и физической разгрузки
- сохранения мотивации учения
-Выполняем движения все вместе. Солнце глянуло в тетрадку Раз, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.) Все мы делаем зарядку, Надо нам присесть и встать, (Приседания.) Руки вытянуть пошире, Раз, два, три, четыре, пять. Наклониться – три, четыре. (Наклоны.) И на месте поскакать. (Прыжки.) На носок, потом на пятку. (Ходьба на месте.) Все мы делаем зарядку. (Дети садятся на места.) -Продолжаем работу Задание по вариантам: Распознавание имён существительных, отвечающих на вопросы кто? что? 1в:Выписывают слова, отвечающие на вопрос кто? 2в: Выписывают слова, отвечающие на вопрос что? -допишите по одному слову сами.
-Какие бывают имена существительные?
-А теперь я вам прочитаю стихотворение «Привет». Прислала мне тетя печенья, Конфет, Варежки, Шарф И горячий привет. Вот варежки, Шарф и конфеты С печеньем… Где же привет? Я смотрю с нетерпением, И с чем он? С грибами? С капустой? С вареньем? Наверное, мама Привет этот прячет, Чтобы остыл,- Видно очень горячий. -Какое существительное вызвало затруднение и почему? -Можно ли увидеть привет и потрогать?
-Образуйте имена существительные от прилагательных? Задача этапа: ввести новое понятие и способ действия. -Посмотрите на образованные существительные. Все ли они обозначают конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать?
-Какой можем сделать вывод о предметах? Форма организации: фронтальная. Введение нового материала с его отработкой. -Можем ли мы назвать существительные, имеющие не конкретное значение отвлеченным понятием. - Сделаем вывод, какое значение могут иметь имена существительные? Задача этапа: формулировка цели и доведение ее до осознания учащимися. | Цель: сформулировать понятие «имя существительное». -Нет, тема не новая, мы уже изучали её во 1,2 классе. Будем расширять свои знания об имени существительном. Нам кое, что известно об имени существительном, но не все.
-Имя прилагательное, глагол, союз, частица.
-Имен существительных.
Чтение текста с доски.
-Нет, непонятно о чем идет речь, не хватает имён существительных. -Нет нельзя.
Открывают учебник, находят стр.14 упр.389 Дети высказывают свои предложения. В ходе обсуждения формулируется определение существительного. Задача: для осознания формулировки понятия "имя существительное" учащимся предлагается попробовать самим дать определение. -Имя существительное - это важная и значимая часть речи. Без имен существительных нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте. -Это часть речи, обозначающая предмет и отвечает на вопросы кто? что?
-называют слова, задают вопросы кто? что?
-отвечают на вопрос что? кто? Самостоятельная работа в тетрадях.
Выполняют движения.
Самостоятельная работа в тетрадях, (проверка в паре) После проверки, по одному ученику от каждого варианта отвечает. Ученики сверяют ответы. Результаты работы над заданием анализируются.
-Имена существительные, которые называют людей и животных, отвечают на вопрос кто? Остальные имена существительные отвечают на вопрос что?
-Существительное « привет».
- Нет.
Образовывают имена существительные от прилагательных по образцу. Слайд № 9
-Нет, есть предметы, которые мы не можем увидеть, потрогать, но слова отвечают на вопрос что?
-Есть предметы с конкретным значением, а есть предметы с неконкретным значением.
-Да.
-Значение может быть конкретным и отвлеченным. Вывод: познакомились с конкретным значением имени существительного и отвлечённым понятием. |
Дополнение схемы. Слайд 5
Проверка выполнения работы проходит в форме обсуждения, проводится выборочное доказательство.
Слайд 6
Самоконтроль, взаимоконтроль.
Слайд 7
Слайд 8
Предлагается дискуссия по вопросу отнесения слова «ПРИВЕТ» к существительным. Итогом дискуссии является осознание неполноты знаний детей о существительном (устная коллективная работа)
Для формирования понятия требуется развивать у учащихся умение абстрагировать, отвлекаться от конкретного лексического значения слова, объединять их в одну группу, учитывая общие грамматические признаки, присущие всем словам этой группы ( все слова, отвечают на вопросы кто?, что?, объединяются в разряд " имя существительное" , общим для всех этих слов является то , что они обозначают предметы. Дополнение схемы на доске. |
Цель: создать условия для формирования универсальных учебных действий. -Какой этап урока у нас следующий? -Для закрепления выполним на стр.14 упр.№392 - Прочитайте задание. -Какой частью речи являются слова в первой строчке? Почему?
-А во второй? Докажите?
-Образуйте от данных слов имена существительные. -Поставьте вопросы, запишите в тетрадь -Посмотрите на образованные существительные. -Обозначают ли они конкретные предметы, которые мы можем увидеть, потрогать? -Что они обозначают?
-Давайте сделаем ещё один вывод:
| Цель: сформированы новые понятия и способы деятельности. -Закрепление. работа с учебником.
-Глаголы. Отвечают на вопрос что делать? Обозначают действие предметов.
-Прилагательные. Отвечают на вопрос какой? Обозначают признак предмета.
Работа в тетрадях, у доски по цепочке.
-Нет.
-Явления природы, чувства, качества, действия. -Имена существительные обозначают не только предмет, но и состояние, явление природы, действие, события, чувства. Вывод: применяли полученные знания при выполнении упражнений. |
Выполняется в форме фронтальной беседы для отработки понятия.
Имя существительное |
| отвечает на вопрос? |
| Кто? | Что? | что обозначает слово? |
| Предмет | Отвлечённое понятие (другое) |
Дополнение схемы на доске.
|
Цель: проанализировать и оценить успешности достижения цели урока.
-Обратимся к нашему плану -Что еще нам осталось сделать?
-Какую часть речи мы с вами изучали?
-Что вы знаете об имени существительном?
-Какую роль в русской речи играют имена существительные?
-Что нового об имени существительном узнали на уроке?
-Чему научились на уроке?
-Схема, которую мы сегодня составили, эта наша помогалочка. Мы ее будем дополнять на следующих уроках и пользоваться ею. -Кому было трудно? -Кому было интересно? Цель: подводя итог урока, выясняется, что было известно ранее, что нового узнали, чему научились на уроке. - Пришло время оценить вашу работу: - Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь смайлик «всё хорошо».
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите смайлик «нужно поработать».
- Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите смайлик «требуется помощь».
| Цель: представить результат своей работы классу, в ходе подведение итога и выставлении оценки. Рефлексия.
-Подвести итог, записать домашнее задание.
-Имя существительное.
-Обозначает предмет, отвечает на вопросы: кто? что? -Без имён существительных не обойтись, нарушается смысловая и грамматическая связь слов в предложении и тексте.
-У имени существительного значение предмета может иметь конкретное и отвлеченное понятие. -Имена существительные обозначают не только предмет, но и состояние, явление природы, действие, события, чувства.
-Образовывать от других частей речи имена существительные.
Рефлексивные ответы детей
Рефлексивное оценивание работы на уроке
Вывод: качественная оценка обретенных знаний и умений учащихся; |
Приложение |