Методическая разработка урока с презентацией по литературному чтению. 2 класс. "Школа России"
методическая разработка по чтению (2 класс) по теме

Архипова Ирина Анатольевна

Конспект урока по литературному чтению с презентацией А.Введенский "Учёный Петя", "Лошадка"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvedenskiy.pptx1.08 МБ
Microsoft Office document icon urok_chteniya.doc43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повторение пройденного

Слайд 2

Буфет

Слайд 5

Тема урока А.Введенский Ученый Петя.

Слайд 6

Александр Введенский Родился в 1904 году.

Слайд 7

Книги А.Введенского

Слайд 8

Александр Введенский Ученый Петя.

Слайд 9

1.Получивший какие-либо специальные или разносторонние знания; грамотный, образованный . 2. Высококвалифицированный специалист в области какой-либо науки . Заглянем в словарь. Учёный-это:

Слайд 10

На кого похож Петя?

Слайд 11

Дрожки

Слайд 12

Оцени свою работу! Молодец! Хорошо! Надо постараться!



Предварительный просмотр:

Конспект урока по литературному чтению во 2 – в классе.

А. Введенский. « Учёный Петя», « Лошадка».

 Цели: познакомить учащихся с творчеством А. Введенского; совершенствовать умение различать жанры устного народного творчества, отрабатывать навыки выразительного чтения; развивать память, речь, мышление.

Планируемые результаты:  учащиеся должны уметь прогнозировать содержание  произведения; планировать работу на уроке; придумывать свои вопросы по  содержанию, подбирать заголовок в соответствии с содержанием, главной мыслью; отличать журнал от книги, ориентироваться в журнале, находить нужную информацию по заданной теме.

Оборудование: выставка детских журналов, книги А. Введенского, карточки с заданиями, стихами А. Введенского,  портреты А. Введенского,  Д. Хармса, С. Маршака; фотографии или картинки для словарной работы, презентация.

Ход  урока.

I.Организационный   момент.

II. Речевая разминка.

Федина конфетина.

В буфете вздыхает конфетина,

Страдает конфетина Федина:

Не нравится Федя конфете –

Конфета мечтает о Пете.

И Петя Петров проникает в буфет

И больше у Феди конфетины нет,

Лишь фантик остался в буфете

На память о бедной конфете.

П. Синявский

- Объясните значение слова «буфет»?

( ответы детей, демонстрация фотографии – предмета мебели)

- Прочитайте сначала медленно, затем – постепенно ускоряя темп.

- Начните быстро и постепенно замедляйте темп.

- Прочитайте с удивлением, вопросительно, сердито, весело, утвердительно, скороговоркой.

- Какое это стихотворение? Как его нужно читать?

- Какие умения вы развивали, выполняя это задание?

III. Проверка  домашнего задания.

На доске портреты  Д. Хармса и  С. Маршака.

- Назовите писателей, чьи портреты вы видите.

- Что объединяет этих писателей?

- На доске нет портрета ещё одного писателя ( т.к. не сохранилось ни одной фотографии поэта), который дружил с  Д.Хармсом и  С. Я.Маршаком, писал  стихи для детей. Назовите его фамилию.

Выразительное чтение стихотворения ( или чтение наизусть).

IV. Работа по теме урока.

1.- Сегодня на уроке мы познакомимся с творчеством писателя, который дружил с  Д. Хармсом, С. Маршаком, Ю. Владимировым. Посмотрите в учебник на стр. 177-180, 182-183. Кто автор этих стихов?

(на доске появляется портрет А. Введенского)

- Александр Иванович Введенский ( 1904 – 1941) – автор более 40 книг для детей.  Он начал писать стихи ещё когда учился в школе. Увлекался литературой в школе. А когда пришло время окончания школы, не смог сдать один единственный экзамен – по литературе.  После школы Введенский учился в Петербургском  университете, где получил филологическое образование[1].  Введенский признан одним из лучших пересказчиков сказок  братьев Гримм и Шарля Перро. В своём творчестве писатель опирался  на русское народное творчество. Его произведения  выросли из всякого  рода небылиц, докучных сказок и закличек.

Для справки:

Докучная сказка — сказка, в которой многократно повторяется один и тот же фрагмент текста. Такая сказка похожа на цепь с большим количеством повторяющихся звеньев, количество которых зависит только от воли исполнителя или слушателя. Звенья могут скрепляться при помощи специальной фразы «не начать ли сказочку сначала», после которой фрагмент повторяется вновь и вновь. В некоторых из докучных сказок рассказчик задаёт вопрос, на который слушатель обязательно должен дать ответ, который и используется для очередного повтора сказочки. Сюжет сказочки не развивается, связующий вопрос вызывает у слушателя только недоумение и досаду.

Пример докучной сказки:

                                        Сказка про белого бычка. 

— Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да сказать ли тебе сказку про белого бычка?

— Скажи.

— Ты скажи, да я скажи, да чего у вас будет, да доколь это будет! Сказать ли тебе сказку про белого бычка?

…Скажи...

- Помните ли вы, что такое заклички, набылицы, потешки?

- Продолжите перечислять жанры устного народного творчества.

2. Работа в группах.

- Прочитайте текст на карточках и определите жанр устного народного творчества. (после обсуждения один из группы читает текст и высказывает мнение группы)[2]

3. Стихотворение « Учёный Петя»

- На стр. 177-180 рассмотрите иллюстрации к стихотворению, прочитайте его название и предположите, о чём оно?

- Прочитайте стихотворение.

- Какие чувства у вас возникли, чему вы улыбались?

- Как бы вы ответили на вопрос автора?

- Перечитаем стихотворение и ответим на вопрос: в чем заключается учёность Пети?

- Соотнесите название и содержание стихотворения? Что вызывает улыбку?

V. Физкультминутка.

VI. Продолжение работы по теме урока.

1. Стихотворение «Лошадка»

- На стр.182 – 183 рассмотрите иллюстрацию к стихотворению, прочитайте название и предположите о чём оно.

 - Прочитайте стихотворение. ( читают самостоятельно)

 - Что было непонятно?

  ( Дрожки – лёгкий четырёхколёсный экипаж, повозка. Слайд 11)

2. Творческая работа.

- Придумайте такие вопросы к стихотворению, чтобы ответить на них можно было строчками и него.

3. Игра в слова.

- На доске написаны слова. Найдите другие слова, спрятавшиеся в них.

    Ножки,  старушки,  она,  жила, закладывали, вдруг,  столбик, плакат,

    проход, водопровод,  говорят, сухарь,  подарили, букварь.

VII. Рефлексия. ( слайд 13)

  - Что вы узнали на уроке?

  -  За что вы похвалите себя?

  -  Что у вас получилось лучше всего?

 VIII. Подведение итогов урока.

-  С творчеством какого поэта вы познакомились на уроке?

 -  Какие стихи вы читали?

 -  Какими языками владел А. Введенский?  Какие сведения помогли вам сделать такой вывод?

 Домашнее задание.

Повторить произведения изученного раздела.

Использованная литература:

1. «Методическое пособие для учителей», С.В.Кутявина, издат. «Вако», Москва, 2012

2. «Литература и фантазия», сост. Л.Е. Стрельцова, изд."Просвещение", 1992


[1] «филология» в переводе с греческого языка обозначает «любовь к слову, знаниям», филолог изучает древние языки

[2] тексты для задания можно найти в книге «Литература и фантазия», сост. Стрельцова Л. Е., издат. «Просвещение», 1992


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме" Тесты по литературному чтению"

Предлагаю тест по литературному чтению для учащися 2 - 3 класса по книге для внеклассного чтения А.Шера "Пять минут до счастья".Этот тест поможет учителю  быстро на уроке проверить  знания д...

Разработка урока и презентация по литературному чтению 3 класс Леонид Жариков "Дуб и ветер"

Данную разработку  можно использовать на уроках  литературного чтения в начальной школе по данной теме. В конспект урока  включена вводная беседа по теме "Ветер", тест по данной теме, п...

Методическая разработка раздела образовательной программы по литературному чтению

Тема: Системное изложение теории раздела "О братьях наших меньших" через использование игровых технологий и схем....

Методическая разработка урока(технологическая карта) "Окружающий мир. 3 класс. Школа России"

Урок по окружающему миру в 3-м классе. УМК "Школа России". Конспект представляет собой технологическую карту, составленную в соответствии с требованиями к современному уроку в начальной школе....

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение класс,"Школа России"

Календарно- тематическое планирование уроков литературное чтение  класс,"Школа России"...

Методическая разработка урока по окружающему миру "Животноводство" 3 класс ("Школа России")

Тема: ЖивотноводствоУчитель начальных классовМОУ «СОШ №1» города ВалуйкиЦуканова Е.А.Цели: Образовательные: познакомить с животноводством как отраслью сельского хозяйства; с особенностями разведения и...

Разработка урока с презентацией по литературному чтению во 2 классе по теме "В.А.Осеева "Волшебное слово"

Урок знакомит детей с произведением В.А.Осеевой, формирует представление о добре и отзывчивости....