Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме
Урок русского языка в 3 классе.<?xml:namespace prefix = o /??>
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Тема: Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.
Цели урока:
1. Обучающая
· систематизировать знания об имени существительном
· тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
· обобщить знания детей о роли существительных в предложении
2. Развивающая
· Развивать устную и письменную речь учащихся;
· развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
· формирование навыков самоконтроля.
3. Воспитательная
· Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
· Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.
Оборудование: дидактические карточки для каждого ученика, проектор, экран, компьютер.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
12449_-3_.rar | 403.78 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык в 3 классе
Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.
МОУ Средняя общеобразовательная школа № 17» город Серпухов
Учитель начальных классов Чувашова Нина Александровна
Урок русского языка в 3 классе.
Тип урока: систематизация и обобщение знаний.
Тема: Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.
Цели урока:
- Обучающая
- систематизировать знания об имени существительном
- тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
- обобщить знания детей о роли существительных в предложении
- Развивающая
- Развивать устную и письменную речь учащихся;
- развитие орфографической зоркости, внимания, мышления, воображения;
- формирование навыков самоконтроля.
- Воспитательная
- Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
- Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.
Оборудование: дидактические карточки для каждого ученика, проектор, экран, компьютер.
Ход урока
- Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся
Цель: Подготовить учащихся к работе на уроке, .
создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность
Мотивационное начало урока (дети стоят)
Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).
Все снежинки оказались на земле. Тихо вокруг, наступила звёздная ночь.
Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»
Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.
Минутка чистописания.
Мобилизация внимания.
Отгадайте загадку.
Художник-неведимка по городу идет:
Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
А ночью он, пока я спал,
пришел с волшебной кистью
и на окне нарисовал сверкающие листья
(мороз)
-Какой звук слышится в начале этого слова?
-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный. )
-Какой буквой обозначаем этот звук?
Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.
-Что нужно помнить при написании этой буквы? ( о наклоне, соединении) таблица с буквой
-Запишите Мм всю строчку.
-Прочитайте слова.
Слова на слайде Мороз, морозец, морозный.
-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (непроверяемая безударная гласная «О» и парная согласная «З»)
-как проверить парную согласную? Докажите.
-Запишите слова.
-Что общего в этих словах? (корень)
-Выделите его.
Какие части слова участвовали в формировании новых слов?
-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (заморозки)
-Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)
- Воспроизведение и коррекция знаний по теме имя существительное
Цель:
- всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;
- тренировать в нахождении имен существительных;
- Развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, внимания, мышление, воображение
-Какое слово здесь будет лишним и почему?
(мороз и морозец, это слова существительные, отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают явление природы,
а слово морозный, отвечает на вопрос КАКОЙ? и обозначает признак предмета, это имя прилагательное, оно лишнее.
-Подберите синонимы к слову «МОРОЗ»? (холод, стужа)
-Подберите к слову мороз антонимы. (жара, зной)
-Устно составьте словосочетания и предложение со словом МОРОЗ.
У вас было домашнее задание: найти пословицы и поговорки со словом МОРОЗ.
-Прочитайте их.
Слово МОРОЗ относится к части речи имя существительное,
отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает явление природы.
-Что еще скажите об этом слове?( неодушевленное, нарицательное, мужского рода, единственного числа)
Имена собственные могут переходить в нарицательные (галифе, маузер, пломбир), а также нарицательные могут переходить в собственные (созвездие Близнецов)).
Издавна люди МОРОЗ представляли живым человеком и слагали о нем сказки.
Владимир Федорович Одоевский. Сказка «Мороз Иванович»
«На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый…»
Зинаида Александрова «Шел по лесу дед Мороз»
Шел по лесу дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.
-Составьте предложение, чтобы слово МОРОЗ было собственным.
(Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил.)
Запишем это предложение с комментированием и на доске.
-Найдите в этом предложении грамматическую основу. (подлежащее, сказуемое)
-Найдите существительные в предложении.
-Какими членами могут являться существительные в предложении?
-Какую роль они играют?
Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.
Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения.
Они служат для смысловой окраски предложения
- Повторение признаков существительного
Цель:
- Повторить признаки существительного: постоянные и непостоянные
- Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
- формировать навыков самоконтроля
Словарная работа.
Прочитайте слово, покажите безударную гласную на веере, напишите его.
В_тер, к_ньки, за_ц, ин_й, сн_гирь.
Какой частью речи являются данные слова?
-Докажите.
4. Обобщение и систематизация понятий и выполнения практических заданий. Постановка цели
Цель:
- обобщить и систематизировать признаки существительных, устранить пробелы в знаниях.
- обобщить знания детей о роли существительных в предложении
- формировать навыков самоконтроля
Сегодня на уроке мы будем закреплять знания об имени существительном.
-Какие признаки существительных знаете?
ПОСТОЯННЫЕ | НЕПОСТОЯННЫЕ |
одушевленные/неодушевленные | число |
собственные/нарицательные | |
род |
Первое задание: разделить существительные по признаку
одушевленные, неодушевленные:
снег, заяц, ветер, медведь, вьюга, синица.(слова читает учитель, дети записывают)
одуш. неодуш.
-( проверка со слайда)
-Кто сделал также?
-Назовите существительные, обозначающие явления природы ?
-Признак одушевленные, неодушевленные-это какой признак : постоянный или непостоянный?
-Какие существительные являются одушевленными, а какие- неодушевленные (дети называют, информация появляется на слайде)
-Кого нельзя встретить зимой? ( медведя)
-Составьте предложение со словом медведь.
( Морозной зимой медведь спит в берлоге.)
-Запись делает ученик на доске с комментированием, другие в тетради.
Найдите в этом предложении существительные.
-К какой группе они относятся?
-Найдите в этом предложении грамматическую основу. (подлежащее, сказуемое)
-Выпишите из предложения словосочетания.
Какими членами могут являться существительные в предложении
-Какую роль они выполняют?
-Дайте характеристику этого предложения. (Повест., невоскл., распр..)
5.Физминутка.
Цель:
- избежать перегрузки и переутомления учащихся,
- сохранить мотивацию учения.
Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!
Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне?
Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).
- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)
- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).
- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).
- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).
- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)
- Сели (минутка отдыха).
Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется. (2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…
Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!
Продолжаем работу.
1. Прочитайте предложение.
2. Объясните, как правильно надо написать слова.
(Д,д)аша и (В, в)аня катаются на коньках по (Р,р)еке (Б, б)ыстринки .
Запись предложения в тетрадь, проверка.
- Как записали собственные имена существительные?
О каком признаке мы говорили? ( собственные-нарицательные)
-это какой признак : постоянный или непостоянный?
Какие существительные являются собственными, а какие- нарицательными? (слайд)
Задание: Подумайте и допишите, используя слова для справок
Слова для справок : Великий Устюг, Снежок, Снежана, Морозов, Белая
Город - …
Река - …
Имя - …
Фамилия - …
Кличка - …
Проверка.
Род имён существительных.
Существительные изменяются по родам? (Нет)
Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.
Какого рода бывают имена существительные?
Какой знаете секрет запоминания родов?
Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!
Спасибо!
2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:
ж.р. м.р. ср.р.
Вьюга, пальто, лед, солнце, метель, облако, снег.
Самопроверка со слайда.
Так какие слова-помощники вам способствовали в выполнении этого задания?
-какое слово здесь лишнее? Почему? (пальто, обозначает предмет, а остальные явления природы)
Число имен существительных.
-Какой еще признак существительных вы знаете? (Число)
Этот признак какой? (непостоянный)
- Существительные изменяются по числам?
Образуйте родственные слова к данным существительным. Запишите их парами.
Ед.ч мн.ч.
Снег
Холод
Каток
лопата
Выделить в словах корень.
Взаимопроверка в парах
Как изменились слова? (изменилась форма слова, в некоторых словах изменилось окончание, а в некоторых добавилось окончание)
Давайте обобщим наши знания об имени существительном.
-какие постоянные и непостоянные признаки имеет имя существительное?
таблица на слайде
ПОСТОЯННЫЕ | НЕПОСТОЯННЫЕ |
одушевленные/неодушевленные | число |
собственные/нарицательные | |
род |
- ОДУШЕВЛЕННЫЕ/НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ. Докажите
собака парта
продавец лопата
- СОБСТВЕННЫЕ/НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Докажите
Аня девочка
Пушок кот
- РОД. Докажите
дом-м.р. дерево-ср.р. ромашка-ж.р.
- ЧИСЛО. Докажите
ручка-ручки
6.Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний
Цель:
- выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекции;
- Развивать устную и письменную речь учащихся;
- развивать орфографическую зоркость, внимание, мышление, воображение;
- формировать навыки самоконтроля
Самостоятельная работа на карточках. ( по выбору)
Диагностика.
А теперь давайте проверим, как вы внимательны были на уроке.
Возьмите листочки и выполните те задания, которые вы хотите (вам понятны, легки, интересны).
Прочитайте предложения, вставьте пропущенные буквы, далее задание по выбору:
А. найти и подчеркнуть имена существительные
Б. найти и подчеркнуть имена существительные одушевленные
В. найти и подчеркнуть имена существительные, которые являются подлежащим в предложении
Б _ елоснежный к _ вер бл _ стит на солнце.
Из-под пуш _ стого покрывала выл_ тел тетерев.
Проверка.
Какие буквы вставили и почему?
Кто выполнял задание А?, Б?,В?
Мини-сочинение, устное рисование картин.
С помощью одних существительных можно написать текст.
-Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.
На слайде иллюстрация на тему «Зима» (Ответы детей)
Снег. Луна. Тишина.
Месяц. Звёзды и мороз.
Скрип колёс.
Удивительное Имя существительное , не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.
7. Итог урока. Рефлексия.
Домашнее задание
- Сообщить учащимся о домашнем задании,
- разъяснить методику его выполнения
написать 3 предложения о зиме, подчеркнуть существительные
Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы
-Какую часть речи мы с вами изучали?
-Что вы знаете об имени существительном?
-Какую роль в русской речи играют имена существительные?
-Какой темой были объединены слова в заданиях? ( зима)
-За что вы любите зиму?
Оценки.
- Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь снежинку
- Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите сосульку.
- Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите дождик.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урока русского языка 4 класс УМК "Школа 2100" тема : "имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения и обобщения материала....
: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.
ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА Программа «2100»...
"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"
Урок повторения, углубления и обобщения изученного (по системе "Школа 2100"....
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...
Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».
ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...
Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных. Презентация.
Презентация урока русского языка в 4 классе....
Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)
Урок повторения, углубления и обобщения изученного, развитие умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...