Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) по теме

Чувашова Нина Александровна

Урок русского языка в 3 классе.<?xml:namespace prefix = o /??>

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Тема: Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.

Цели урока:

1.     Обучающая

·        систематизировать знания об имени существительном

·        тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных

·        обобщить знания детей о роли существительных в предложении

2.     Развивающая

·        Развивать устную и письменную речь учащихся;

·        развитие  орфографической зоркости,   внимания,  мышления, воображения;

·        формирование навыков самоконтроля.

3.     Воспитательная

·        Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;

·        Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

 

Оборудование: дидактические карточки для каждого ученика, проектор, экран, компьютер.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 12449_-3_.rar403.78 КБ

Предварительный просмотр:

Русский язык в 3 классе

Имя существительное, как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.

МОУ Средняя общеобразовательная школа № 17» город Серпухов

Учитель начальных классов Чувашова Нина Александровна


Урок русского языка в 3 классе.

Тип урока: систематизация и обобщение знаний.

Тема: Имя существительное-как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки.

Цели урока:

  1. Обучающая
  • систематизировать знания об имени существительном
  • тренировать в нахождении имен существительных, определение признаков существительных
  • обобщить знания детей о роли существительных в предложении
  1. Развивающая
  • Развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развитие  орфографической зоркости,   внимания,  мышления, воображения;
  • формирование навыков самоконтроля.
  1. Воспитательная
  • Воспитывать учебную активность и умение работать в коллективе;
  • Формирование личностных качеств, как ответственность, коммуникативность.

Оборудование: дидактические карточки для каждого ученика, проектор, экран, компьютер.

                                                                 


Ход урока

  1. Организационный момент, постановка цели урока и мотивация учебной деятельности учащихся

Цель: Подготовить  учащихся к работе на уроке, .

создание эмоционального настроя на совместную коллективную деятельность

  Мотивационное начало урока        (дети стоят)

Ребята, представьте, что мы с вами снежинки. Вот пошёл сильный снег, снежинки весело кружат в воздухе, постепенно опускаясь на землю. Сначала опустились самые маленькие, хрупкие  снежинки (сели девочки), затем снежинки побольше (сели мальчики).

Все снежинки оказались на земле. Тихо вокруг, наступила звёздная ночь.

Но с восходом зимнего солнца снежинки начали просыпаться, они обрадовались морозному утру, улыбнулись солнышку и сказали друг другу: «Доброе утро!»

Вот и я рада видеть ваши лица, ваши улыбки, и, думаю, что сегодняшний урок принесёт всем нам радость общения.


 Минутка чистописания.                                  

 Мобилизация внимания. 

Отгадайте загадку.

Художник-неведимка по городу идет:

Всем щеки нарумянит, всех за нос ущипнет.
  А ночью он, пока я спал,

 пришел с волшебной кистью

и на окне нарисовал сверкающие листья

(мороз)

-Какой звук слышится в начале этого слова?

-Дайте ему характеристику. ( Согласный, твёрдый, звонкий непарный. )

-Какой буквой обозначаем этот звук?                  

Эту букву будем прописывать на минутке чистописания.

-Что нужно помнить при написании этой буквы? ( о наклоне, соединении) таблица  с буквой

-Запишите Мм всю строчку.

-Прочитайте слова.

 Слова на слайде  Мороз, морозец, морозный.

-Назовите орфограммы, которые встретились в этих словах. (непроверяемая безударная гласная «О» и парная согласная «З»)

-как проверить парную согласную? Докажите.

-Запишите слова.

-Что общего в этих словах? (корень)  

-Выделите его.

Какие части слова участвовали в формировании новых слов?

-Образуйте однокоренное слово по схеме: приставка, корень, суффикс, окончание. (заморозки)

-Как понимаете это слово? (Легкий утренний мороз осенью или весной)


  1. Воспроизведение и коррекция знаний по теме имя существительное

Цель:

  • всесторонне проверить знания учащихся о существительном, как части речи; выявить пробелы в знаниях и умениях;
  • тренировать в нахождении имен существительных;
  • Развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать  орфографическую зоркость,   внимания,  мышление, воображение

-Какое слово здесь будет лишним и почему?

(мороз и морозец, это слова существительные,  отвечают на вопрос ЧТО? и обозначают явление природы,

а слово  морозный, отвечает на вопрос КАКОЙ? и обозначает признак предмета, это имя прилагательное, оно лишнее.

-Подберите синонимы к  слову «МОРОЗ»? (холод, стужа)

-Подберите к слову  мороз антонимы. (жара, зной)

-Устно составьте словосочетания и предложение со словом МОРОЗ.

У вас было домашнее задание: найти пословицы и поговорки со словом МОРОЗ.

-Прочитайте их.

Слово МОРОЗ относится к части речи имя существительное,

 отвечает на вопрос ЧТО?, обозначает явление природы.

-Что еще скажите об этом слове?( неодушевленное, нарицательное, мужского рода, единственного числа)

Имена собственные могут переходить в нарицательные (галифе, маузер, пломбир), а также нарицательные могут переходить в собственные (созвездие Близнецов)).

Издавна люди МОРОЗ представляли живым человеком и слагали о нем сказки.

Владимир Федорович Одоевский. Сказка «Мороз Иванович»

«На постели у Мороза Ивановича вместо перины лежал снег пушистый…»

Зинаида Александрова «Шел по лесу дед Мороз»

Шел по лесу дед Мороз
Мимо кленов и берез,
Мимо просек, мимо пней,
Шел по лесу восемь дней.

-Составьте предложение, чтобы  слово МОРОЗ было собственным.

(Дедушка Мороз все деревья в белые шубки нарядил.)

Запишем это предложение с комментированием и на доске.

-Найдите в этом предложении грамматическую основу. (подлежащее, сказуемое)

-Найдите существительные в предложении.

-Какими членами могут являться существительные в предложении?

-Какую роль они играют?

Имя существительное, которое в предложении отвечает на вопрос кто? или что? - является подлежащим и несет главную мысль в предложении.

Имена существительные, которые отвечают в предложении на другие вопросы – это второстепенные члены предложения.

 Они служат для смысловой окраски предложения


  1. Повторение признаков существительного

Цель:

  • Повторить признаки существительного: постоянные и непостоянные
  • Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
  •  формировать навыков самоконтроля

Словарная работа.

Прочитайте слово,  покажите  безударную гласную на веере, напишите его.

В_тер, к_ньки, за_ц, ин_й, сн_гирь.

Какой частью речи являются данные  слова?

-Докажите.            


4. Обобщение и систематизация понятий и выполнения практических заданий.  Постановка цели

Цель:

  • обобщить и систематизировать признаки существительных, устранить пробелы в знаниях.
  • обобщить знания детей о роли существительных в предложении
  • формировать навыков самоконтроля

Сегодня на уроке мы будем закреплять знания об имени существительном.

-Какие признаки существительных знаете?

ПОСТОЯННЫЕ

НЕПОСТОЯННЫЕ

одушевленные/неодушевленные

число

собственные/нарицательные

род

Первое задание: разделить существительные по признаку

 одушевленные, неодушевленные:  

снег, заяц, ветер, медведь, вьюга, синица.(слова читает учитель, дети записывают)

одуш.                        неодуш.

-( проверка со слайда)

-Кто сделал также?

-Назовите существительные, обозначающие явления природы ?  

-Признак одушевленные, неодушевленные-это какой признак : постоянный или непостоянный?

-Какие существительные являются одушевленными, а какие- неодушевленные (дети называют, информация появляется на слайде)

-Кого нельзя встретить зимой? ( медведя)      

-Составьте предложение со словом медведь.

( Морозной зимой медведь спит в берлоге.)

-Запись делает ученик на доске с комментированием, другие в тетради.

Найдите в этом предложении существительные.

-К какой группе они относятся?

-Найдите в этом предложении грамматическую основу. (подлежащее, сказуемое)

-Выпишите из предложения словосочетания.

Какими членами могут являться существительные в предложении

-Какую роль они выполняют?

-Дайте характеристику этого предложения. (Повест., невоскл., распр..)

5.Физминутка.

Цель:

  • избежать перегрузки и переутомления учащихся,
  •  сохранить мотивацию учения.

Зима очень загадочна и волшебна. А как красив зимой русский лес!

Ребята, вы хотите побывать на лесной поляне?

Представьте, что мы входим в зимний лес (встали).

- Свежий ветерок ласкает ваши лица (движения ветерка к лицу)

- Мороз щиплет и румянит щечки (пощипывание щек).

- Пойдем по тропинке, снег очень глубокий (высоко поднимаем ноги).

- Потрогаем белые стволы берёз (потираем руки).

- У берёз очень тонкие веточки (руки вперед, шевелим пальчиками)

- Сели (минутка отдыха).

Реснички опускаются…
Глазки закрываются, …
Мы спокойно отдыхаем. (2 раза)
Сном волшебным засыпаем,…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Наши руки отдыхают,…
Ноги тоже отдыхают,…
Отдыхают… засыпают… (2 раза)
Шея не напряжена.
И расслаб-ле-на,…
Губы чуть приоткрываются,…
Всё чудесно расслабляется. (2раза)
Дышится легко… ровно…глубоко…

Пауза: Чудесен вид зимней природы! Лучи солнца осыпают холодным блеском всю землю. В прозрачном воздухе сверкает красивыми звёздочками пушистый иней. С мохнатых хвойных ресниц елей летят снежинки.

Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали,…
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать!
Крепче кулачки сжимаем.
Потянуться! Улыбнуться!
Всем открыть глаза
И красиво сесть!


Продолжаем работу.

1. Прочитайте  предложение.

2. Объясните, как правильно надо написать слова.

 (Д,д)аша и (В, в)аня катаются на коньках по (Р,р)еке (Б, б)ыстринки .

Запись предложения в тетрадь, проверка.

        - Как записали собственные имена существительные?

О каком признаке мы говорили? ( собственные-нарицательные)

-это какой признак : постоянный или непостоянный?

Какие существительные являются собственными, а какие- нарицательными? (слайд)

Задание: Подумайте и допишите, используя слова для справок

Слова для справок : Великий Устюг, Снежок, Снежана, Морозов, Белая

Город - …

Река - …

Имя - …

Фамилия - …

Кличка - …

Проверка.

Род имён существительных.

 Существительные изменяются по родам? (Нет)

Они имеют род. Значит род существительных – это постоянный признак.

Какого рода бывают имена  существительные?

Какой знаете секрет запоминания родов?

Женский род - запомню я
И скажу: “она моя”.
И запомню род мужской,
И опять скажу: “он мой”.
Средний род: “оно моё”
Это правило моё!

Спасибо!

2) Задание: распределить существительные в 3 столбика соответственно:

ж.р.                 м.р.                 ср.р.

Вьюга, пальто, лед,  солнце, метель, облако, снег.

Самопроверка со слайда.

Так какие слова-помощники вам способствовали в выполнении этого задания?

-какое слово здесь лишнее? Почему? (пальто, обозначает предмет, а остальные явления природы)

 Число имен существительных.

-Какой еще признак существительных вы знаете? (Число)

Этот признак какой? (непостоянный)

- Существительные изменяются по числам?

Образуйте родственные слова к данным существительным. Запишите их парами.

Ед.ч                мн.ч.

Снег                

 Холод                

Каток                 

лопата        

Выделить в словах корень.

Взаимопроверка в парах

Как изменились слова? (изменилась форма слова, в некоторых словах изменилось окончание, а в некоторых добавилось окончание)  


Давайте обобщим наши знания об имени существительном.

-какие постоянные и непостоянные признаки имеет имя существительное?

таблица на слайде

ПОСТОЯННЫЕ

НЕПОСТОЯННЫЕ

одушевленные/неодушевленные

число

собственные/нарицательные

род

- ОДУШЕВЛЕННЫЕ/НЕОДУШЕВЛЕННЫЕ. Докажите

собака                        парта

продавец                        лопата

- СОБСТВЕННЫЕ/НАРИЦАТЕЛЬНЫЕ Докажите

Аня                                        девочка

Пушок                                кот

- РОД. Докажите

дом-м.р.                дерево-ср.р.                ромашка-ж.р.

- ЧИСЛО. Докажите

ручка-ручки


6.Усвоение ведущих идей и основных теорий на основе широкой систематизации знаний

Цель:

  • выявить качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечить их коррекции;
  • Развивать устную и письменную речь учащихся;
  • развивать орфографическую зоркость,   внимание,  мышление, воображение;
  • формировать навыки самоконтроля

Самостоятельная работа на карточках. ( по выбору)

Диагностика.

А  теперь  давайте  проверим, как  вы внимательны были на уроке.

Возьмите  листочки  и  выполните  те  задания, которые  вы  хотите (вам  понятны, легки, интересны).

Прочитайте предложения, вставьте  пропущенные буквы, далее задание по выбору:

А. найти и подчеркнуть имена существительные

Б. найти и подчеркнуть имена существительные одушевленные

В. найти и подчеркнуть имена существительные, которые являются подлежащим в предложении

Б _ елоснежный к _ вер бл _ стит  на солнце.

Из-под пуш _ стого покрывала выл_ тел  тетерев.

Проверка.

Какие буквы вставили  и почему?

 Кто выполнял задание А?, Б?,В?


Мини-сочинение, устное рисование картин.

С помощью одних существительных можно написать текст.

     -Составьте мини-сочинение на тему «Зима», используя только существительные.  

На слайде иллюстрация на тему «Зима»  (Ответы детей)

        Снег. Луна. Тишина.

       Месяц. Звёзды и мороз.

       Скрип колёс.

Удивительное Имя существительное , не используя другие части речи мы смогли «нарисовать» картины природы.


7. Итог урока. Рефлексия.

Домашнее задание

  • Сообщить учащимся о домашнем задании,
  • разъяснить методику его выполнения

написать 3 предложения о зиме, подчеркнуть существительные

Цель: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы

-Какую часть речи мы с вами изучали?

-Что вы знаете об имени существительном?

-Какую роль в русской речи играют имена существительные?

-Какой темой были объединены слова в заданиях? ( зима)

-За что вы любите зиму?

Оценки.

  • Кому на уроке было всё понятно, со всеми заданиями справлялись уверенно, положите в тетрадь снежинку

  • Если вы затруднялись при выполнении заданий, чувствовали себя неуверенно, положите сосульку.

  • Кому на уроке было очень трудно, с заданиями не справлялись, положите дождик.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: Имя существительное как часть речи.Постоянные и непостоянные признаки имён существительных.

          ОТКРЫТЫЙ УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА            Программа «2100»...

"Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имен существительных"

Урок повторения, углубления и обобщения изученного (по системе "Школа 2100"....

Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Урок по русскому языку в 4 классе «Имя существительное как часть речи. Постоянные и непостоянные признаки имени существительного».

ЦЕЛИ УРОКА:1) вспомнить, повторить и систематизировать знания об имени существительном;2) тренировать в умении находить имя существительное, определять его постоянные и непостоянные признаки;3) развив...

Разработка конспекта урока по русскому языку, тема:" ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ КАК ЧАСТЬ РЕЧИ. ПОСТОЯННЫЕ И НЕПОСТОЯННЫЕ ПРИЗНАКИ ИМЁН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ" (4 КЛАСС)

Урок повторения, углубления и обобщения изученного,   развитие  умения различать части речи и члены предложения; находить постоянные и непостоянные признаки имён существител...