Роль неопределенной формы глагола в предложении
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему

Дутова Наталья Юрьевна
Повторение пройденного о глаголах в разных грамматических формах. Роль неопределенной формы глагола в предложении.
Тип урока: применение знаний на практике
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» г.Тынды.

Русский язык

«Повторение пройденного о глаголах в разных грамматических формах. Роль неопределенной формы глагола в предложении.»

(4 класс)

                                                                                                                            Учитель:

МОБУ

Лицей №8

Дутова Н.Ю

Открытый урок по русскому языку. 4 класс

Тема: Повторение пройденного о глаголах в разных грамматических формах. Роль неопределенной формы глагола в предложении.

Тип урока: применение знаний на практике

Цель данного типа урока - применение знаний на практике.

Задачи:

  • образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с :; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
  • воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
  • развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.

Цели: Расширить сведения о составном сказуемом в сравнении с простым сказуемым; на основе наблюдений выяснить и сделать вывод о роли неопределенной формы глагола; развивать речь, мышление.

Ход урока.  

I Организационный момент.  

II Вступительная часть

- Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок?

Все ль на месте, все ль в порядке:

Книжка, ручка и тетрадка?

Проверили? Садитесь!

С усердием трудитесь!

Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи :

  • «великолепие испанского»
  • «живость французского»
  • «крепость немецкого»
  • «нежность итальянского».

       Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. Знать свой родной язык обязан каждый человек!

Ученик:Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам  изучать его?

III Постановка учебной задачи.

Два ученика разыгрывают сценку «поговорили…»

Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!

-Как живешь?

-Нормально.  

-А с учебой как?

-Нормально.

-Ты, говорят, болел…Теперь –то все в порядке?

-Нормально.

-Хорошо, значит?  

-Ну я же говорю – нормально.

-Странно ты говоришь…

-Почему? Нормально.

-Ты считаешь – нормально?

-Нормально.

-Да –а, странно… А ведь когда –то был вполне нормальный человек!

Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, а для этого нужно его изучать!  

Ученик: «Глаголить» - значит говорить.

        По-русски говорить умеем,

        По-русски пишем без труда.

                   Мы русским языком владеем!

IV Работа по теме урока

Учитель: Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь.

Задание «Исправьте ошибки в письме».

-Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:

«Здравствуй, Маша!

В деревне очень хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.

Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».

- Послушайте, что ответила ему Маша.

«Ваня, здравствуй!

Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.

  • Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
  • Ты ,наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
  • Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?
  • Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
  • И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?

Вот видишь, сколько у меня вопросов к тебе. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя учусь в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»

Учитель: Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.

Давайте ,ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.

(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки и подбирают проверочные слова)

Запись: развиваться – развитие

               закалюсьб.в  закалка

               будитн.в  будить

               посидеть – сидя

               леса – лес

               обежал п.в бег

Учитель: Лишнее слово ?

Ученик: Леса – имя существительное. Остальные слова – глаголы.

Учитель: У каких  из этих глаголов можно определить время? Подчеркните эти глаголы. Укажите время. Что еще можно определить у этих глаголов?

Ученик: Лицо, число, род

Закалюсь – 1 лицо, ед.ч

Будит – 3 лицо, мн.ч

Обежал – ед.ч, м.р

Учитель: Что скажете об остальных глаголах? В чем их особенность?

Ученик: Невозможно определить лицо и число, потому что они не имеют времени.

Учитель: Как называется такая форма глагола?

Ученик: Неопределенная.

Чтение вывода (на партах лежат листы)

Учитель: Какую дополнительную информацию вы можете сообщить о глаголах неопределенной формы?

Ученик: 

  • Глаголы имеют свою начальную форму, она наз-ся неопределенной
  • Начальная форма глагола называется инфинитивом
  • Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть, -ти.
  • Есть глаголы в неопределенной форме на –чь.  

V Закрепление.

Учитель: Я думаю, из письма Вани вы убедились, что при выборе слов и их написании нужно быть предельно внимательными.  

Послушайте, что об этом говорит поэт В. Шефнер.

Поэт В.Шефнер так написал о слове

Ученик 1. Словом можешь убить, словом можешь спасти.

                  Словом можешь полки за собой повести.

                  Словом можно продать, и предать, и купить,

                  Словом можно в разящий свинец перелить.

Ученик2. Но слова всем словам в языке у нас есть:

                  Слава, Родина, Верность, Свобода, и  Честь,

                  Повторять их не смею на каждом шагу, -

                  Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Учитель: Какие мысли возникли, когда слушали стихотворение?

Прочитайте стихотворение еще раз. Выпишите глаголы из этого стихотворения в 2 столбика. По какому признаку их можно распределить?

Ученик: Глаголы неопределенной формы ,и глаголы у которых можно определить грамматические признаки.

Запись в тетрадях: (Выполнение задания с комментированием)

Убить                                                     Не смею – 1 лицо, ед.ч, н.в

Спасти                                                   Берегу - 1 лицо, ед.ч, н.в

Повести

Продать

Предать

Купить

Перелить

Повторять

Учитель: Определите грамматические признаки глаголов 2-го столбика. Устно! У глаголов неопределенной формы выделите основу. Какое правило для этого надо вспомнить?

Ученик:  Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределенной форме суффикс –ть, -ти.

VI Роль неопределенной формы глагола в предложении.

Учитель: Сколько предложений в стихотворении поэта В.Шефнера?

Дай  характеристику 2-го предложения.

Ученик: 4 предложения. По цели высказывания – повествовательное. По интонации – невосклицательное. Простое.  

Учитель: Спишите это предложение, разберите по членам предложения и частям речи.

Словом можешь полки за собой повести.

Учитель: Что заметили?

Ученик: В этом предложении нет подлежащего. Сказуемое состоит из двух слов.

Учитель: Как наз-ся такие сказуемые?

Ученик: Составные.

Учитель: Чем выражены составные сказуемые?

Ученик:Составное сказуемое выражается двумя словами - глаголами в личной (вспомогательный глагол) и неопределенной форме.

Учитель: Измените составное сказуемое по лицам и числам.

VII Тренировочные упражнения.

Можно повести

1 лицо (н.в )                                      2 лицо                              3 лицо

Могу повести                      Можешь повести       Может повести

Можем повести                 Можете повести          Могут повести

Учитель : Что заметили?

Ученик: Изменяется только глагол в личной форме.

Учитель: Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина, которая так и называется «Сказка об Инфинитиве»

Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:

- Эх вы, разве так надо изменяться?

- А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи!

- Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.

-Время мы тебе найдем, - обещают глаголы, -какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?

- Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, - да не забудьте про Вспомогательный Глагол.

- Изменяется вспомогательный глагол по лицам и числам, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит, зачем ему это надо? Он – Инфинитив, у него нет времени.

Учитель: Переведите на научный язык эту сказку, О чем здесь шла речь?

Ученик: Вспомогательные (личные) глаголы изменяются по лицам и числам. А инфинитив не изменяется, т.к. он не имеет времени.  

VIII Домашнеее задание: продолжить сказку об Инфинитиве и  

записать.

Грамматическаю сказка Феликса Кривина, которая так и называется «Сказка об Инфинитиве»

Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:

- Эх вы, разве так надо изменяться?

- А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи!

- Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.

-Время мы тебе найдем, - обещают глаголы, -какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?

- Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, - да не забудьте про Вспомогательный Глагол.

- Изменяется вспомогательный глагол по лицам и числам, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит, зачем ему это надо? Он – Инфинитив, у него нет времени.

Поэт В.Шефнер так написал о слове

Ученик 1. Словом можешь убить, словом можешь спасти.

                  Словом можешь полки за собой повести.

                  Словом можно продать, и предать, и купить,

                  Словом можно в разящий свинец перелить.

Ученик2. Но слова всем словам в языке у нас есть:

                  Слава, Родина, Верность, Свобода, и  Честь,

                  Повторять их не смею на каждом шагу, -

                  Как знамена в чехле, их в душе берегу.

Поэт В.Шефнер так написал о слове

Ученик 1. Словом можешь убить, словом можешь спасти.

                  Словом можешь полки за собой повести.

                  Словом можно продать, и предать, и купить,

                  Словом можно в разящий свинец перелить.

Ученик2. Но слова всем словам в языке у нас есть:

                  Слава, Родина, Верность, Свобода, и  Честь,

                  Повторять их не смею на каждом шагу, -

                  Как знамена в чехле, их в душе берегу.

  • Глаголы имеют свою начальную форму, она называется неопределенной
  • Начальная форма глагола называется инфинитивом
  • Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть, -ти.
  • Есть глаголы в неопределенной форме на –чь.  
  • Глаголы в этой форме не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам
  • Отвечают на вопросы что делать? что сделать? 

Тест по теме «Глагол»

( 4 класс)

  1. Выбери глагол в неопределенной форме:
  1. Ходит
  2. Смеется
  3. Думать
  4. Читал

  1. Выбери из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола:
  1. Что делал?
  2. Что делать?
  3. Что делает?
  4. Что сделать ?
  1. Поставь глаголы в неопределенную форму:

Скучали-…

Прячут-…

Бегает-…

Любит-…

  1. Если лицо глагола определено неправильно, зачеркни и напиши правильно:
  1. Сижу( 2 лицо)…
  2. Покупает (3 лицо)…
  3. Подают (2 лицо)…
  4. Ходят (1 лицо)…
  5. Смотрю (1 лицо)…
  1. Измени глагол спать по лицам и числам:

                                  ед.ч                                                           мн.ч

1 лицо

2 лицо

3 лицо


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык

Слайд 2

Нашему языку присущи: «великолепие испанского» «живость французского» «крепость немецкого» «нежность итальянского» М.В. Ломоносов

Слайд 3

«Знать свой язык обязан каждый человек» А.С. Пушкин

Слайд 4

Нормально…

Слайд 5

Важно не только говорить по - русски,но и владеть своим языком… « Глаголить »-значит говорить. По- русски говорить умеем, По- русски пишем без труда. Мы русским языком владеем!»

Слайд 6

Задание « Исправьте ошибки в письме» «Здравствуй, Маша! В деревне очень хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.»

Слайд 7

Словом можешь убить, словом можешь спасти. Словом можешь полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода, и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу, - Как знамена в чехле, их в душе берегу. В. Шефнер .

Слайд 8

Вывод : Глаголы неопределенной формы являются частью составного сказуемого.

Слайд 9

К. Г. Паустовский. « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает « до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли»

Слайд 10

Домашнее задание Подобрать и записать высказывания о значимости слова, о величии и богатстве русского языка. 2. Указать в них глаголы неопределенной формы, если таковые будут.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образование временных форм от неопределенной формы глагола.

конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...

урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"

Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)

Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...

Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».

Цели деятельности учителя: познакомить детей  с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...

Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...