Роль неопределенной формы глагола в предложении
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_4_klass_dutova_n_yu.docx | 29.91 КБ |
rus._yaz._dutova_prezentatsiya_k_uroku.pptx | 1.05 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное общеобразовательное учреждение «Лицей № 8» г.Тынды.
Русский язык
«Повторение пройденного о глаголах в разных грамматических формах. Роль неопределенной формы глагола в предложении.»
(4 класс)
Учитель:
МОБУ
Лицей №8
Дутова Н.Ю
Открытый урок по русскому языку. 4 класс
Тема: Повторение пройденного о глаголах в разных грамматических формах. Роль неопределенной формы глагола в предложении.
Тип урока: применение знаний на практике
Цель данного типа урока - применение знаний на практике.
Задачи:
- образовательные: научить применять полученные знания на практике; оперировать имеющимся потенциалом в конкретной ситуации; закрепить умения и навыки работы с :; научить отстаивать свою точку зрения; закрепить умения вычленять проблемы.
- воспитательные: вовлечь в активную деятельность; формировать культуру, в том числе и экологическую, формировать гуманные качества личности учащихся; совершенствовать навыки общения.
- развивающие: совершенствовать умения работы с источниками знаний; совершенствовать навыки анализа, обобщения и т.п.; умения выступать и защищать свою точку зрения; развивать творческие способности; развивать коммуникативные навыки работы в группах; развивать познавательный интерес к окружающей жизни.
Цели: Расширить сведения о составном сказуемом в сравнении с простым сказуемым; на основе наблюдений выяснить и сделать вывод о роли неопределенной формы глагола; развивать речь, мышление.
Ход урока.
I Организационный момент.
II Вступительная часть
- Проверь, дружок,
Готов ли ты начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке:
Книжка, ручка и тетрадка?
Проверили? Садитесь!
С усердием трудитесь!
Наш родной язык – русский. По мнению Михаила Васильевича Ломоносова, нашему языку присущи :
- «великолепие испанского»
- «живость французского»
- «крепость немецкого»
- «нежность итальянского».
Александр Сергеевич Пушкин считал, что «язык славяно - русский имеет неоспоримое превосходство перед всеми европейскими. Знать свой родной язык обязан каждый человек!
Ученик:Мы знаем свой язык с рождения, зачем же нам изучать его?
III Постановка учебной задачи.
Два ученика разыгрывают сценку «поговорили…»
Встретил я как-то одного приятеля. Давно с ним не виделся!
-Как живешь?
-Нормально.
-А с учебой как?
-Нормально.
-Ты, говорят, болел…Теперь –то все в порядке?
-Нормально.
-Хорошо, значит?
-Ну я же говорю – нормально.
-Странно ты говоришь…
-Почему? Нормально.
-Ты считаешь – нормально?
-Нормально.
-Да –а, странно… А ведь когда –то был вполне нормальный человек!
Учитель: Важно не только говорить по-русски, но и владеть своим языком, а для этого нужно его изучать!
Ученик: «Глаголить» - значит говорить.
По-русски говорить умеем,
По-русски пишем без труда.
Мы русским языком владеем!
IV Работа по теме урока
Учитель: Давайте посмотрим, какими знатоками родного языка вы являетесь.
Задание «Исправьте ошибки в письме».
-Ваня жил летом в деревне, а его старшая сестра Маша – в городе. Однажды написал Ваня сестре письмо следующего содержания:
«Здравствуй, Маша!
В деревне очень хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце. Миша меня будет рыбу ловить рано утром.
Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса».
- Послушайте, что ответила ему Маша.
«Ваня, здравствуй!
Посылаю тебе твое письмо обратно. Прочти его сам повнимательнее и ответь мне на несколько вопросов.
- Как же ты будешь развеваться, ведь ты же не флаг?
- Ты ,наверное, пошутил, когда написал, что заколешься?
- Еще ты пишешь, что собираешься седеть. Разве седые волосы лучше твоих черных?
- Ты писал, что Миша будет ловить рыбу утром, а разве ты с ним не ходил?
- И еще сообщи, какого лиса ты обижал? Разве вы поймали лиса?
Вот видишь, сколько у меня вопросов к тебе. Это потому, что я ничего не поняла из твоего письма, хотя учусь в десятом классе, и русский язык знаю. А вот знаешь ли ты его?»
Учитель: Ваня прочитал письмо сестры, но так ничего и не понял.
Давайте ,ребята, поможем Ване разобраться, в чем же его ошибки.
(Учащиеся выписывают слова, в которых допущены ошибки и подбирают проверочные слова)
Запись: развиваться – развитие
закалюсьб.в – закалка
будитн.в – будить
посидеть – сидя
леса – лес
обежал п.в– бег
Учитель: Лишнее слово ?
Ученик: Леса – имя существительное. Остальные слова – глаголы.
Учитель: У каких из этих глаголов можно определить время? Подчеркните эти глаголы. Укажите время. Что еще можно определить у этих глаголов?
Ученик: Лицо, число, род
Закалюсь – 1 лицо, ед.ч
Будит – 3 лицо, мн.ч
Обежал – ед.ч, м.р
Учитель: Что скажете об остальных глаголах? В чем их особенность?
Ученик: Невозможно определить лицо и число, потому что они не имеют времени.
Учитель: Как называется такая форма глагола?
Ученик: Неопределенная.
Чтение вывода (на партах лежат листы)
Учитель: Какую дополнительную информацию вы можете сообщить о глаголах неопределенной формы?
Ученик:
- Глаголы имеют свою начальную форму, она наз-ся неопределенной
- Начальная форма глагола называется инфинитивом
- Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть, -ти.
- Есть глаголы в неопределенной форме на –чь.
V Закрепление.
Учитель: Я думаю, из письма Вани вы убедились, что при выборе слов и их написании нужно быть предельно внимательными.
Послушайте, что об этом говорит поэт В. Шефнер.
Поэт В.Шефнер так написал о слове
Ученик 1. Словом можешь убить, словом можешь спасти.
Словом можешь полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Ученик2. Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, и Честь,
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Учитель: Какие мысли возникли, когда слушали стихотворение?
Прочитайте стихотворение еще раз. Выпишите глаголы из этого стихотворения в 2 столбика. По какому признаку их можно распределить?
Ученик: Глаголы неопределенной формы ,и глаголы у которых можно определить грамматические признаки.
Запись в тетрадях: (Выполнение задания с комментированием)
Убить Не смею – 1 лицо, ед.ч, н.в
Спасти Берегу - 1 лицо, ед.ч, н.в
Повести
Продать
Предать
Купить
Перелить
Повторять
Учитель: Определите грамматические признаки глаголов 2-го столбика. Устно! У глаголов неопределенной формы выделите основу. Какое правило для этого надо вспомнить?
Ученик: Основу инфинитива можно найти, отделив от глагола в неопределенной форме суффикс –ть, -ти.
VI Роль неопределенной формы глагола в предложении.
Учитель: Сколько предложений в стихотворении поэта В.Шефнера?
Дай характеристику 2-го предложения.
Ученик: 4 предложения. По цели высказывания – повествовательное. По интонации – невосклицательное. Простое.
Учитель: Спишите это предложение, разберите по членам предложения и частям речи.
Словом можешь полки за собой повести.
Учитель: Что заметили?
Ученик: В этом предложении нет подлежащего. Сказуемое состоит из двух слов.
Учитель: Как наз-ся такие сказуемые?
Ученик: Составные.
Учитель: Чем выражены составные сказуемые?
Ученик:Составное сказуемое выражается двумя словами - глаголами в личной (вспомогательный глагол) и неопределенной форме.
Учитель: Измените составное сказуемое по лицам и числам.
VII Тренировочные упражнения.
Можно повести
1 лицо (н.в ) 2 лицо 3 лицо
Могу повести Можешь повести Может повести
Можем повести Можете повести Могут повести
Учитель : Что заметили?
Ученик: Изменяется только глагол в личной форме.
Учитель: Послушайте грамматическую сказку Феликса Кривина, которая так и называется «Сказка об Инфинитиве»
Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:
- Эх вы, разве так надо изменяться?
- А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи!
- Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.
-Время мы тебе найдем, - обещают глаголы, -какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
- Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, - да не забудьте про Вспомогательный Глагол.
- Изменяется вспомогательный глагол по лицам и числам, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит, зачем ему это надо? Он – Инфинитив, у него нет времени.
Учитель: Переведите на научный язык эту сказку, О чем здесь шла речь?
Ученик: Вспомогательные (личные) глаголы изменяются по лицам и числам. А инфинитив не изменяется, т.к. он не имеет времени.
VIII Домашнеее задание: продолжить сказку об Инфинитиве и
записать.
Грамматическаю сказка Феликса Кривина, которая так и называется «Сказка об Инфинитиве»
Смотрит Инфинитив, как изменяются глаголы, и говорит:
- Эх вы, разве так надо изменяться?
- А как? – спрашивают глаголы. – Ты покажи!
- Я б показал, - сокрушается Инфинитив, - только у меня времени нет.
-Время мы тебе найдем, - обещают глаголы, -какое тебе – настоящее, прошедшее или будущее?
- Давайте будущее, - говорит Инфинитив, чтобы хоть немного оттянуть время, - да не забудьте про Вспомогательный Глагол.
- Изменяется вспомогательный глагол по лицам и числам, только окончания мелькают. А инфинитив и буквой не пошевелит, зачем ему это надо? Он – Инфинитив, у него нет времени.
Поэт В.Шефнер так написал о слове
Ученик 1. Словом можешь убить, словом можешь спасти.
Словом можешь полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Ученик2. Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, и Честь,
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
Поэт В.Шефнер так написал о слове
Ученик 1. Словом можешь убить, словом можешь спасти.
Словом можешь полки за собой повести.
Словом можно продать, и предать, и купить,
Словом можно в разящий свинец перелить.
Ученик2. Но слова всем словам в языке у нас есть:
Слава, Родина, Верность, Свобода, и Честь,
Повторять их не смею на каждом шагу, -
Как знамена в чехле, их в душе берегу.
- Глаголы имеют свою начальную форму, она называется неопределенной
- Начальная форма глагола называется инфинитивом
- Глаголы в неопределенной форме имеют суффиксы –ть, -ти.
- Есть глаголы в неопределенной форме на –чь.
- Глаголы в этой форме не изменяются ни по лицам, ни по числам, ни по родам
- Отвечают на вопросы что делать? что сделать?
Тест по теме «Глагол»
( 4 класс)
- Выбери глагол в неопределенной форме:
- Ходит
- Смеется
- Думать
- Читал
- Выбери из списка вопросов те, которые относятся к неопределенной форме глагола:
- Что делал?
- Что делать?
- Что делает?
- Что сделать ?
- Поставь глаголы в неопределенную форму:
Скучали-…
Прячут-…
Бегает-…
Любит-…
- Если лицо глагола определено неправильно, зачеркни и напиши правильно:
- Сижу( 2 лицо)…
- Покупает (3 лицо)…
- Подают (2 лицо)…
- Ходят (1 лицо)…
- Смотрю (1 лицо)…
- Измени глагол спать по лицам и числам:
ед.ч мн.ч
1 лицо
2 лицо
3 лицо
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Нашему языку присущи: «великолепие испанского» «живость французского» «крепость немецкого» «нежность итальянского» М.В. Ломоносов
«Знать свой язык обязан каждый человек» А.С. Пушкин
Нормально…
Важно не только говорить по - русски,но и владеть своим языком… « Глаголить »-значит говорить. По- русски говорить умеем, По- русски пишем без труда. Мы русским языком владеем!»
Задание « Исправьте ошибки в письме» «Здравствуй, Маша! В деревне очень хорошо. Я здесь буду развеваться, загорать и заколюсь на солнце. Миша меня будет рыбу ловить рано утром. Хорошо поседеть на берегу с удочкой. Я уже обижал лиса.»
Словом можешь убить, словом можешь спасти. Словом можешь полки за собой повести. Словом можно продать, и предать, и купить, Словом можно в разящий свинец перелить. Но слова всем словам в языке у нас есть: Слава, Родина, Верность, Свобода, и Честь. Повторять их не смею на каждом шагу, - Как знамена в чехле, их в душе берегу. В. Шефнер .
Вывод : Глаголы неопределенной формы являются частью составного сказуемого.
К. Г. Паустовский. « Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает « до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли»
Домашнее задание Подобрать и записать высказывания о значимости слова, о величии и богатстве русского языка. 2. Указать в них глаголы неопределенной формы, если таковые будут.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образование временных форм от неопределенной формы глагола.
конспект урока для 4 кл. авт.Зеленина, в соответствии с ФГОС...
Урок русского языку 3 класс, 2 четверть. Тема: Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»
Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС...
урок русского языка в 3 классе "Образование форм времени от неопределенной формы глагола"
Урок русского языка в 3 классе, образовательная система "Школа 2100"...
урок русского языка "Глагол как часть речи (обобщение). Неопределенная форма глагола. Проверочная работа по теме: «Глагол»"
Разработка открытого урока...
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)
Тест по теме "Глагол" ( общее понятие , времена глагола, неопределенная форма глагола)...
Технологическая карта урока русского языка Тема: «Формы глагола. Неопределенная форма глагола.».
Цели деятельности учителя: познакомить детей с изменением глаголов прошедшего времени единственного числа по родам. Планируемые результаты:Предметные: развивать умения самостоятельно формир...
Конспект урока русского языка "Неопределенная форма глагола. Общее представление о неопределенной форме как начальной глагольной форме" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цели деятельности учителя: формирование умений определять неопределенную (начальную) форму глагола по вопросам; формирование представления о понятии «неопределенная форма глагола», развити...