Конспект урока русского языка в 3 классе по теме Части речи
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Конспект урока рускогоязыка по теме Части речи. Развивающая прграмма Л.В. Занкова, учебник Н.В. Нечаевой, С.Г. Яковлевой. Урок составлен с применением технологии РКМЧП.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tema.doc | 74.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Части речи
Цель: ознакомление с грамматическими группами слов (частями речи).
Предметные результаты:
- находить и отличать грамматические группы слов (части речи): имя существительное, имя прилагательное, глагол, наречие.
Личностные результаты:
- формирование желания выполнять учебные действия.
Метапредметные результаты:
- Познавательные УУД
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, синтез, сравнение, обобщение);
- поиск и выделение необходимой информации.
- Регулятивные УУД
- способность принимать и сохранять учебную цель и задачу;
- планировать реализацию учебной задачи;
- контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.
- Коммуникативные УУД
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- формирование умения объяснять свой выбор, аргументировать;
- формирование умения работать в группах.
Оборудование: компьютер, листы А3,
Использование технологий: ТРКМЧП, ИКТ
Этапы | Ход урока | Примечание |
Организационный момент Вызов Осмысление Рефлексия | - Сегодня на уроке русского языка мы отправимся с вами в необычный город, в котором живут необыкновенные жители. С некоторыми из них вы уже знакомы. Но нам многое ещё предстоит о них узнать. Хотите поскорее с ними познакомиться? Тогда в путь! - Улыбнемся друг другу, чтобы наше путешествие было радостным. - Ребята, пока я с вами разговаривала, буквы в названии города рассыпались. - Давайте попытаемся собрать их в понятные слова и узнать, как же называется город. (ИТЧАС ИЧЕР) - Где-нибудь вы уже слышали такое сочетание слов? - Итак, мы в городе «Части речи». Это и будет темой нашего урока. А кто живет в этом городе, как вы думаете? - Совершенно верно, нас ждет встреча с разными группами слов и в грамматике они называются – части речи. Может быть, вы уже что-нибудь знаете о частях речи? - Какую цель мы поставим перед собой, чтобы наше путешествие по городу «Части речи» было не только радостным, но и полезным? - Откроем тетради, запишем число. Мин. чистописания: пропишем орфограмму, которая встретилась нам в названии данного города. ча Слайд 2 -И сейчас я вам предлагаю обсудить в группах следующее шутливое предложение: Чистенький чистильщик чистит чисто. - Обсудите в группах: - Чем похожи и чем различаются слова в этом предложении? (Имеют одинаковый корень, отличаются составом, значением, вопросами, которые можно задать к словам). - Не смотря на то, что данные слова имеют одинаковый корень - это слова разных частей речи. - А сейчас вы познакомитесь поближе с каждым жителем этого города: работая в группе, исследуете одно слово из этого предложения, а затем из предложенного набора слов, необходимо выбрать те, которые являются, на ваш взгляд, той же частью речи, что и исследуемое слово. Слайд 3 Яблоко, ходят, быстро, пушистый, берёзка, скоро, красивая, девочка, играл, приехали, вправо, большой. (Работа в группе) - Понаблюдайте за словами, определите, что у них общего? - Проверим, какие слова отобрала каждая группа. 1) Яблоко, березка, девочка. - Что объединят вашу группу слов? 2) Пушистый, красивая, большое. - Что объединят вашу группу слов? 3) Ходят, играл, приехали. - А вы что заметили общего? 4) Быстро, скоро, вправо. - Что объединят вашу группу слов? - Итак, у нас получилось 4 группы слов, 4 части речи, но как они называются мы знаем? (Нет). - А хотите узнать о них побольше и проверить, верно ли мы распределили слова в группы – части речи? (Да). -Предлагаю вам прочитать грамматические сказки о частях речи. Прочитав их, вы расскажете классу о вашем жителе города Части речи. Работать будем в соответствие с инструкцией, которая на слайде и у вас на столе. Слайд 4 Инструкция:
3. Заполните граф. 4.Проверьте свои слова из группы
Распределите пожалуйста роли в группе, кто будет читать сказку, кто заполнять граф, кто выступать. Работа с информацией в группах. Слайд 5 - Выступление групп. Сделайте вывод, как определить какой частью речи является слово? Вернитесь к своим словам, верно вы их выбрали? (Чтобы узнать, какой частью речи является слово, надо поставить к нему вопрос и определить, что обозначает слово). -Давайте подтвердим правильность своих рассуждений правилом в учебнике с. 61 Физ. мин. Я предлагаю слова разных частей речи, а вы если это ваша часть речи стаете и хлопаете в ладошки.(Санки, вяжет, радостно, белый, часто, разговаривают, белка, гостеприимные) -А сейчас давайте проверим, насколько хорошо вы познакомились с жителями города, сможете ли вы их узнать «в лицо»? Предлагаю вам слова разных частей речи, а вы будете записывать их в тетрадь в 4 столбика. сущ. прил. гл. нар. Слайд 6 Зелень, сильный, весело, шьёт, утро, жарко, петь, ловкая, крик, пишет, справа, умные. Проверьте и оцените себя по эталону на слайде. сущ. прил. гл. нар. зелень сильный шьёт весело утро ловкая петь жарко крик умные пишет справа -Если вы выполнили задание без ошибок, нарисуйте рядом солнышко. С 1-2 ошибками – ветерок. Более 2 ошибок – тучку. - Не у всех получилось верно определить часть речи, узнать жителя города «в лицо». Не расстраивайтесь, впереди у нас ещё много уроков, на которых мы более подробно будем знакомиться с каждым жителем. - Вспомните, какие цели вы ставили перед собой? - А что мы сегодня исследовали? - Научились ли определять части речи? Что для этого нужно сделать? (задать к слову вопрос, определить значение ) - Над чем еще нужно поработать? - Сейчас я предлагаю в группах или в парах составить синквейн на тему части речи. Например: Части речи Нужные, важные Обозначают, дополняют, украшают Используем в жизни каждый день Слова Домашнее задание на выбор:
Глокая куздра штеко будланула бокра и кудрячит бокрёнка. Всем спасибо, урок окончен! | Работа в группах со словами (слова на листочках для каждой группы) |
Сказка об имени существительном
Было это давным- давно. В словах города Части речи была полная неразбериха – никакого порядка!
Попытались слова как-то построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Позовем-ка мы на помощь принцессу Морфологию!»
- Кто из вас обозначает предмет? – спросила Морфология у слов.
-Мы обозначаем предмет, ответили одни. Но мы еще можем обозначать явления природы (вьюга, радуга), состояния (лень, волнение), географические названия (Россия, Урал).
-На какие вопросы вы отвечаете?
- Кто? и что?
- А какие формы у вас есть?
-Род, число, падеж.
А что вы умеете делать?
- Быть всеми членами предложения, но в первую очередь подлежащим.
- Становитесь под знамя «Имя существительное»!- приказала Принцесса Морфология.
Сказка об имени прилагательном.
Было это давным- давно. В словах города Части речи была полная неразбериха – никакого порядка!
Попытались слова как-то построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Позовем-ка мы на помощь принцессу Морфологию!»
- Что вы обозначаете? - спросила Морфология у скромной группы слов.
- Мы обозначаем признаки предметов.
- А на какие вопросы вы отвечаете?
-Отвечаем на вопросы: Какой? Какая? Какое? Какие?
А что вы ещё умеете делать? – спросила Морфология.
-А ещё мы можем изменяться по родам, числам и по падежам, но только повторяем форму существительного, с которым связаны в предложении.
И вообще именно мы делаем нашу речь красивой, живописной, разнообразной. Мы занимаем третье место по частоте употребления различных слов.
- Становитесь под знамя «Имя прилагательное»! – приказала Морфология!
Так и появилось в городе «Имя прилагательное». Тут и сказке конец, кто читал, тот – молодец!
Сказка о глаголе
Жил-был Глагол.
И вот однажды он решил, что каждый должен приносить какую-нибудь пользу людям. И пошёл он по белу свету счастья искать. Долго ли, коротко ли он шёл, вдруг оказался в огромном сказочном городе Части речи. Там все что-то делали, трудились – скучать было некогда. Встретили его очень дружелюбно. Стали все спрашивать, на какие он вопросы отвечает, что обозначает. Глагол ответил:
- Отвечаю я на вопросы: что делать? что делает? что сделает? что будет делать? А обозначаю я действия предметов. Очень трудолюбивым оказался Глагол, умел он и плясать и прыгать, и летать и строить, и пригласили его работать в Предложении. Чаще всего в предложении Глагол является сказуемым. Глагол занимает второе место по употреблению в речи.
-А ещё Глагол умеет изменяться по временам, лицам, числам и родам. Так с тех пор Глагол и живет в этом замечательном городе и трудится на благо всем остальным жителям.
Грамматическая сказка о наречии
Было это давным- давно. В словах города Части речи была полная неразбериха – никакого порядка!
Попытались слова как-то построиться. Становились и так и этак – всё плохо получается. «Без командира не обойтись, - решили слова. – Позовем-ка мы на помощь принцессу Морфологию!».
Увидела она одну группу слов и очень удивилась. Как они только не стояли. Кто вверху, кто внизу, кто хорошо, кто плохо. А некоторые вдвоем, втроем, в обнимку и вскачь, вдогонку, слишком быстро. Очень они ей понравились.
-Откуда вы такие взялись? - спросила Морфология.
-А мы самые молодые слова, проявились в русском языке позже других частей речи. Нам уже ничего не осталось и пришлось приманивать к себе чужие слова из других частей речи.
- Так что же вы обозначаете? – спросила Морфология.
- Обозначаем мы признаки действия или признаки признаков.
-На какие вопросы отвечаете?
- Как? куда? когда? где? почему? для чего? в какой степени?
- Будете называться Наречием, сказала Морфология. И повелеваю вам не изменяться. Так с тех пор и живут Наречия в городе Части речи неизменяемыми: нет у них ни рода, ни числа, ни падежа, ни склонения.
Примерный вид денотатного графа
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка с презентацией по теме "Части речи"
Урок проводился в рамках методического семинара по теме "УУД в учебном процессе"На этом уроке дети учились: 1. отличать имена существительные от имён прилагательных.2. Узнавать разные части речи.3. Со...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3674193","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"473","style":"width: 48px; height: 47px;","width":"480"}}]]Интегрированный урок русск...
Презентация к уроку по русскому языку (3 класс) на тему "Часть речи -глагол"
Данная презентация создана для урока русского языка. Это урок-повторение изученного материала во 2 классе....
Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива
Конспект урока русского языка 3 класс - Глагол как часть речи. УМК Перспектива...
Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....
Конспект урока русского языка 4 класс по теме "Развитие речи. Составление текста для поздравительной открытки"
Сочинять поздравительные открытки и другие небольшие тексты для конкретных ситуаций общения. Создание собственных текстов и корректирование заданных текстов с учетом точности, правильности, бога...
Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России
На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью речи наречием....