Конспект урока русского языка 4 класс "Наречие как часть речи " Школа России
план-конспект занятия по русскому языку (4 класс)

На данном уроке учащиеся знакомятся с новой частью  речи наречием.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon narechie.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  Наречие как часть речи. Признаки наречия.

Цели: дать первое представление о наречии как части речи; познакомить с некоторыми существенными признаками этой части речи и её ролью в нашем языке.

Формируемые УУД: познавательные . — самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; анализ, сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; синтез; подведение под понятие; коммуникативные. — умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; регулятивные. - постановка учебной задачи; сличение способа действия и его результата с заданным эталоном; оценивание качества и уровня усвоения материала; личностные. — нравственно-этическое оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающее личностный моральный выбор на основе социальных и личностных ценностей.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний

Словарный диктант

Человек, пожалуйста, каникулы, хозяин, горизонт, комбайнер, багаж, календарь, прекрасный,  библиотека, шофер, корабль,  костюм, железо.

III. Самоопределение к деятельности

-  Запишите слова в три столбика в зависимости от части речи. Укажите части речи.

Веселый, праздник, мягкий, читает, счастье, желтый , холодало, далекий,  тишина,  пишет.

 - Что обозначают слова каждой группы?

—  На какие вопросы они отвечают?

—  Какие грамматические признаки имеют?

— А теперь послушайте стихотворение и скажите, в какую группу вы записали бы эти слова.

Хорошо и плохо.

Мягко и тепло,

Весело и славно,

Ярко и светло.

Сверху или снизу,

Близко иль вдали.

Все слова знакомы,

Нас определи...

(Учащиеся высказываются, возникает проблемная ситуация.)

—  На какие вопросы отвечают слова? (Как? Когда? Где? И т. д.)

—  Попробуйте определить, что они обозначают — признак или действие.

(Кто-то относит слова к действиям, кто-то — к признакам.)

—  Сделайте вывод: знакома ли нам эта часть речи? (Нет.)

—  Откройте учебник на с. 73 и прочитайте, как она называется. (Наречие.)

—  Сформулируйте задачи урока. (Познакомиться с особенностями наречий, узнать, что они обозначают, на какие вопросы отвечают, какие грамматические признаки имеют, какова их синтаксическая роль.)

V. Работа по теме урока

1. Работа по учебнику

Сквозь волнистые туманы

Пробирается луна,

На печальные поляны

Льет печально свет она  А.Пушкин

—  Прочитайте стихотворение выразительно.

—  Кто его автор?

—  Назовите первое выделенное слово.

—  С каким словом оно связано в предложении? Что оно обозначает, на какой вопрос отвечает? (Поляны (какие?) печальные. Это имя прилагательное. Обозначает признак предмета.)

—  Выпишите словосочетание. Укажите графически связь главного и зависимого слов.

—  Назовите следующее выделенное слово. От какого слова оно зависит? Выделите словосочетание и поставьте вопрос. (Льёт (как?) печально.)

—  Что обозначает эта часть речи — признак предмета или признак действия? (Признак действия.) 

Сделаем вывод:(Наречие обозначает признак действия; отвечает на вопрос как?, в предложении связано с глаголом, является второстепенным членом.)

2. Наблюдения над наречиями

— Сравните словосочетания в столбиках.

печальные поляны                               льет печально

печальных полян                                 льют печально

печальный лес                                     лила печально

—  Что происходит со словом печальные? (Оно изменяется.)

—  Почему оно изменяется? (Изменяется главное слово, поэтому изменяется и зависимое.)

—  Какие грамматические признаки изменяются у прилагательного печальные? (Число, падеж, род.)

—  Изменяется ли главное слово во втором столбце? (Да, оно изменяется по числам, временам.)

Что происходит со словом печально? (Оно не изменяется.)

  1. Работа по учебнику

Упр. 125 (с. 73). (Устное выполнение.)

—  Какой вывод вы можете сделать? (Наречие — неизменяемая часть речи.)

—  Прочитайте материал рубрики «Обратите внимание!».

Упр. 126 (с. 74).

—  Прочитайте.

—  Назовите наречия.

—  Прочитайте текст с наречиями и без них.

—  Что изменилось? Какую роль играют наречия в предложении? (Наречия дают дополнительную информацию, уточняют, где, когда, как происходит действие.)

—  Выделите в каждом предложении словосочетание с наречием, поставьте вопрос от главного слова к зависимому.

(Комментированное письмо. Учащиеся ставят вопрос, определяют значение наречия в каждом предложении: 1) обозначение места действия (впереди, кругом, налево, направо, вниз); 2) обозначение времени действия (вечером); 3) обозначение образа действия (медленно, слабо, жалобно, ярко, благополучно).)

—  Прочитайте определение наречия.

—  На какие вопросы отвечает эта часть речи, что она обозначает?

—  Какую роль играют наречия в предложении?

—  Запишите в словарик слова впереди, медленно, поставьте ударение, подчеркните орфограммы.

—  Составьте предложения с этими словами.

(На данном этапе урока можно использовать школьный орфографический словарик.)

VI. Физкультминутка

VII. Закрепление изученного материала

Работа по карточкам

—  Выпишите наречия, поставьте к ним вопросы.

1) Иная похвала хуже брани. 2) Овце с волком плохо жить. 3) Свой сухарь лучше чужих пирогов. 4) Сказать легко - сделать трудно. 5) Не задирай нос высоко — споткнёшься. 6) Долго спать — с долгом вставать. 7) Сначала думай, а потом делай. 8) Выше себя не прыгнешь. (Коллективная проверка.)

VIII. Рефлексия

—  Оцените свою работу на уроке.

IX. Подведение итогов урока

—  С какой частью речи мы познакомились сегодня на уроке?

—  Что вы узнали о наречии как части речи?

—  Почему у наречий нет окончаний?

Домашнее задание

  Дома найдите и выпишите 5 предложений с наречиями из литературных произведении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи» (УМК «Школа России», 2 класс)

Цели деятельности учителя: совершенствование знаний о местоимении, умения употреблять местоимения в речи.Цели урока по выпускной квалификационной работе: профилактика оптической дисграфии; развитие зр...

Конспект урока русского языка "Местоимение как часть речи" (УМК "Школа России", 2 класс").

Цель деятельности учителя: формирование знаний о местоимении как части речи; формирование умения распознавать личные местоимения среди других слов и в предложении; совершенствование умения работать с ...

Конспект урока русского языка "Предлог, как часть речи" (2 класс) УМК "Школа России"

Цели деятельности учителя:- формирование у обучающихся представлений о предлоге, как частью речи.- формирование умения видеть предлог, писать предлоги с другими словами.Планируемые результаты:Предметн...

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи»Цели деятельности учителя: формирование у обучающихся представлений о местоимении как части речи, его роли в предложении....

Конспект урока русского языка «Местоимение как часть речи. Закрепление.» (УМК "Школа России" 2 класс)

Тема: «Местоимение как часть речи: значение и употребление в речи. Закрепление.» Цели деятельности учителя: расширение представлений о местоимении как части речи, о роли местоимения в...

Конспект урока русского языка:"Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи." ( УМК " Школа России" , 2 класс)

Тема: Предлог как часть речи. Роль предлогов в речи.Цели деятельности учителя: формирование знаний о предлоге как части речи, формирование навыков написания предлогов; развитие умения употреблять пред...