Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Совмещение
двух тем даёт возможность сделать урок интересным, ярким и праздничным.
При сокращении часов в федеральном учебном плане на изучение русского языка,
даёт дополнительную возможность работать над отработкой необходимых тем программы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkiy_yazyk-okruzhayushchiy_mir.doc | 107.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Русский язык
Окружающий мир
3 класс
Тема: «Систематизация знаний о частях речи.
Правила поведения человека в природе ».
Задачи урока:
- Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи.
- Развивать умение распознавать части речи в тексте.
- Расширять словарный запас.
- Развивать умение мыслить логически, внимание, наблюдательность.
- Развивать устную и письменную речь.
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Составить правила поведения в природе.
- Развитие навыков чтения.
Оборудование:
1. Распечатка страницы из словаря С.И. Ожегова.
2. Предложение – лента для бегущей строки.
3. Модель радуги.
4. Лист игрового поля.
5. Кленовые листья из бумаги ( по количеству учеников).
6. Карточки с деформированным предложением.
7. Конверты с деформированным предложением ( по количеству парт).
8. Распечатка с упражнением для самостоятельной работы.
ХОД УРОКА
- Мобилизирующий этап .
Постановка цели урока.
Вступительное слово учителя.
Учитель: Ребята, на доске игровое поле с девятью квадратами. В каждом квадрате живёт буква. Проследите последовательность расположения букв по стрелкам и назовите главное слово урока.
Дети: Экология
Учитель: На одной планете
Дружно жили дети.
Не разоряли гнёзда птиц
Ради нескольких яиц,
Не ловили по дубравам
Рыжих белок для забавы,
Травку не топтали,
Рек не загрязняли!
Все старательно, с умом
Берегли свой общий дом
Под названием Земля,
Где живём и ты, и я!
Ребята, этот урок я хочу посвятить памяти Натальи Георгиевны Скегиной, которая написала для вас замечательную книгу «Экология для тебя». (показ книги)
А что такое экология? (ответы детей)
Учитель:
В переводе с греческого языка эйкос – дом, жилище, логос – наука.
Значит экология - … Продолжите мое предложение. (наука о доме, где мы живем, о Земле, о том, как сохранить нашу Землю, о правилах поведения человека в природе).
Говоря о правилах поведения человека в природе мы сегодня закрепим знания о словах, обозначающих предмет, признак предмета и действие предмета.
(На доске появляются 3 плаката)
На какой вопрос отвечает слово экология?
Что оно обозначает?
( Молодцы. )
II. Чистописание.
Учитель:
Итак, начнём. Откройте тетради, запишите число и тему урока: слова – предметы, признаки и действия.
А теперь попробуйте отгадать, какую букву будем писать на минутке чистописания.
(На доске появляются три плаката красного цвета. )
А - В Ж - И Й - Л
Б З ?
Проанализируйте схемы, определите закономерность их расположения и назовите букву.
Дети: Это буква « К ».
Учитель: Правильно. Запишите соединение заглавной буквы со строчной. « Кк ».
Назовите слово, которое начинается на звук ( К ) и обозначает признак предмета, а точнее – цвет.
Дети: Красный.
(На доске появляется полоска красного цвета со словом красный).
Учитель:
Подберите к слову красный подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос что?
Дети: Цвет.
Учитель:
Где в нашей жизни красный цвет символизирует опасность?
Красный цвет в экологии – цвет опасности.
Экологи составили Красную книгу (показ модели), в которую занесены названия животных и растений, требующих охраны и заботы.
(На доске появляются красные полоски со словами животные, охраняй).
Давайте запишем в тетрадь: Красная книга
Сформулируйте правило поведения в природе.
Дети: Охраняй растения и животных!
Учитель:
Много растений и животных занесены в Красную книгу, но есть такие, которые ещё не занесены и очень полезны для человека. Мы их используем в пищу каждый день.
- Словарно-орфографическая работа.
Учитель:
Определите, о каком полезном растение будем сегодня говорить.
(появляется на доске плакат)
ЖЁЛТЫЙ – РЕПА
КРАСНЫЙ – ПОМИДОР
ЗЕЛЁНЫЙ - ОГУРЕЦ
ОРАНЖЕВЫЙ - ?
Дети: Морковь, морковка.
Учитель: Назовите все растения одним словом.
Дети: Овощи.
(На доске появляется оранжевая полоска со словами оранжевый, морковь)
Учитель:
Что же такое морковь?
Давайте прочитаем определение слова морковь, которое приводится в толковом словаре С.И. Ожегова.
(У каждого ребенка распечатка страницы из толкового словаря оранжевого цвета).
В тетрадь запишем это слово: морковь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Эту букву в слове надо запомнить.
На какой вопрос отвечает слово? Что обозначает?
Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой ?
Дети: морковный.
Учитель:
Что обозначает это слово?
Дети:
Признак предмета.
Учитель:
Добавим к нему слово предмет, подходящее по смыслу и получим словосочетание.
Дети: морковный сок.
Учитель:
Добавим к этим двум словам слово – действие и получим предложение.
Дети:
Пей морковный сок!
Учитель:
Запишем это предложение.
Назовите слово- предмет, слово- действие, слово- признак.
А для того, чтобы морковь выросла сладкая и сочная надо ухаживать за землёй.
Давайте прочитаем по бегущей строке народную мудрость:
(Земля любит заботу). Или (по уровню класса)
Люби труд и земля тебя отблагодарит.
(на доске оранжевая полоска со словом ухаживай).
Запишем её.
Какого слова в пословице нет: предмета, признака или действия?
Дети: слова- признака.
Учитель: Молодцы!
Учитель:
Когда убирают урожай овощей?
Дети: Осенью
Учитель:
Какого цвета чаще всего листочки осенью?
Дети: Желтые
(на доске появляется жёлтая полоска со словами жёлтый, листья)
- Физкультминутка
Учитель: Давайте поиграем.
Мы – листочки, мы – листочки,
Мы – осенние листочки.
Мы на веточках сидели.
Ветер дунул – полетели.
(дети изображают летящие листья)
Мы летали, мы летали
А потом летать устали!
Перестал дуть ветерок-
Мы присели все в кружок.
(дети садятся все на корточки)
Ветер снова вдруг подул
И листочки быстро сдул.
Все листочки полетели
И за парты быстро сели.
(У детей в руках желтые листья из бумаги. На каждом листе написано слово). Встаньте те, у кого на листочках написаны слова- предметы.
Прочитайте свои слова.
Докажите правильность.
Встаньте те, у кого написаны слова- признаки.
Прочитайте слова.
Докажите.
И, наконец, те у которых написаны слова- действия.
Прочитайте.
Докажите.
Что надо делать с опавшими листьями осенью?
Правило: нельзя сжигать!
(на доске желтая полоска со словами не сжигать).
Учитель;
В Красной книге есть желтые страницы. Туда записывают те растения и животные, которые могут исчезнуть со временем.
А есть и зеленые страницы. Там записаны уже спасенные человеком растения и животные.
(на доске появляется зеленая полоска со словами зеленый).
- Составление деформированного предложения.
Работа в парах.
Учитель:
Пословица, которую нам предстоит составить поможет понять, как уберечь наш зеленый дом.
(На партах у детей зеленые конверты со словами).
(Когда пословица составлена на партах, происходит проверка у доски.
Располагаются демонстрационные карточки в правильном порядке).
Запишем это предложение комментируя с места.
Подчеркните двумя чертами слова- действия, которые необходимо соблюдать человеку.
Сформулируйте правило: не ломай деревья!
(на доске появляется зеленая полоска со словами деревья, не ломай).
- Работа с синонимами. Развитие речи.
Учитель:
Для чего нам нужны растения?
Дети:
Очищают воздух.
Учитель:
Над землей находится огромный воздушный океан. Воздушная оболочка Земли – это её удивительная голубая рубашка.
(на доске появляется голубая полоска со словом голубой).
У этого цвета есть и другие названия.
Вставьте любое из этих слов в предложение:
Запишите понравившееся вам предложение.
Подчеркните волнистой линией слово- признак.
И чтобы небесный свод оставался всегда таким прекрасным, надо стараться не загрязнять его.
(появление полосок со словами воздух, не загрязняй ).
- Инструкция.
Самостоятельная работа.
Учитель:
Прочитайте задания на доске и выполните их молча.
На доске:
- Прочитайте значение слова:
Замкнутый в берегах большой естественный водоем.
- Определи, о чем идет речь.
Река, озеро, море, ручей.
- Подойди к доске и поставь магнит под нужным словом.
Учитель:
На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? Какое самое глубокое озеро с пресной водой в нашей стране?
Дети: Байкал.
Учитель:
Какого цвета вода будет нам казаться в глубоком чистом озере?
Дети: синей.
(появление на доске синей полоске со словами синей, вода, не засоряй).
Учитель:
А теперь самостоятельная работа.
( у детей на партах синие листы с распечаткой задания)
Байкал
Есть в тайге сибирской нашей
Больше моря чудо – чаша
Это- озеро Байкал
В окруженье диких скал.
Задание:
- Прочитай стихотворение.
- Выпиши два слова- предмета,
два слова- признака.
Проверка:
Прочитайте слова, которые выписали, докажите правильность.
VIII.
Учитель:
Посмотрите на доску.
Догадайтесь, какого цвета не хватает?
Дети:
Фиолетового.
( на доске фиолетовая полоска)
Учитель:
Я гляжу - у самых ног
Фиолетовый цветок
Я хотел сорвать, да жалко –
Пусть растет в лесу фиалка.
(на доске полоска со словами цветы, не рви).
Сформулируйте правило:
Не рви цветы!
- Обобщение.
Учитель:
Солнце светит и смеётся,
А на землю дождик льётся
И выходит на луга
Семицветная дуга.
Мы с вами прошли все этапы урока и составили радугу. Слово радуга похоже на слово радость. И урок у нас получился радостным.
В старину радугу называли « Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.
Давайте посмотрим на нашу радугу и подведем итог урока.
Прочитайте слова – признака; слова - предмета; слова – действия.
Слова – действия, которые вы назвали и есть правила поведения человека в природе. Не забывайте их. И тогда в нашей жизни будет больше радости.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 3 классе « Морское путешествие и путешествие по островам орфографических знаний»
Урок проведен на конкурсе "Учитель года-2012",в п. Березник, Архангельской области....
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. 3 класс по программе «Школа 2100».
Систематизировать и обобщить знания о существительном как части речи, закреплять умени...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Эволюция человека. Эволюция письма"
На уроке дети знакомятся с тем, как происходила эволюция человека. На основе ассоциаций - приходят в выводу о том, что больше всего в процессе развития человека развивался человеческий мозг, где образ...
ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).
Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе
Тема: Склонение имен существительных, вода в природе.Цель: обобщить знания детей о склонении существительных, Задачи урока:• совершенствовать умения определять тип склонения существительных внача...
Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»
Цель урока: обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие формировать умение оценивать свои учебные дей...
Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс
Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....