Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Тема: "Части речи. Правила поведения человека в природе." (3 класс)
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Благова Наталия Алексеевна

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. Совмещение

           двух тем даёт возможность сделать урок интересным, ярким и праздничным.

           При сокращении часов в федеральном учебном плане на изучение русского языка,

           даёт дополнительную  возможность работать над отработкой необходимых тем программы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkiy_yazyk-okruzhayushchiy_mir.doc107.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Русский язык

Окружающий мир

3 класс

Тема:  «Систематизация знаний о частях речи.

          Правила поведения человека в природе ».

Задачи урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания учащихся о частях речи.
  2. Развивать умение распознавать части речи в тексте.
  3. Расширять словарный запас.
  4. Развивать умение мыслить логически, внимание, наблюдательность.
  5. Развивать устную и письменную речь.
  6. Воспитывать бережное отношение к природе.
  7. Составить правила поведения в природе.
  8. Развитие навыков чтения.

Оборудование:

     1.  Распечатка страницы из словаря С.И. Ожегова.

     2.  Предложение – лента для бегущей строки.

     3.  Модель радуги.

     4.  Лист игрового поля.

     5.  Кленовые листья из бумаги ( по количеству учеников).

     6.  Карточки с деформированным предложением.

     7.  Конверты с деформированным предложением ( по количеству парт).

     8.  Распечатка с упражнением для самостоятельной работы.  

 

ХОД УРОКА

  1. Мобилизирующий этап .

Постановка цели урока.

Вступительное слово учителя.

Учитель:  Ребята, на доске игровое поле с девятью квадратами. В каждом квадрате живёт буква. Проследите последовательность расположения букв по стрелкам и назовите главное слово урока.

                                           

Дети:   Экология

Учитель:    На одной планете

 Дружно жили дети.

Не разоряли гнёзда птиц

Ради нескольких яиц,

Не ловили по дубравам

Рыжих белок для забавы,

Травку не топтали,

Рек не загрязняли!

Все старательно, с умом

Берегли свой общий дом

Под названием Земля,

Где живём и ты, и я!

Ребята, этот урок я хочу посвятить памяти Натальи Георгиевны Скегиной, которая написала для вас замечательную книгу «Экология для тебя».  (показ книги)

         А что такое экология?  (ответы детей)

Учитель:

     В переводе с греческого языка  эйкос – дом, жилище, логос – наука.

       Значит экология - … Продолжите мое предложение. (наука о доме, где мы живем, о Земле, о том, как сохранить нашу Землю, о правилах поведения человека в природе).

         Говоря о правилах поведения человека в природе мы сегодня закрепим знания о словах, обозначающих предмет, признак предмета и действие предмета.

          (На доске появляются 3 плаката)

                      

        На какой вопрос отвечает слово экология?

        Что оно обозначает?

        ( Молодцы. )                                                                      

II. Чистописание.

Учитель:

     Итак, начнём. Откройте тетради, запишите число и тему урока: слова – предметы, признаки и действия.

  А теперь попробуйте отгадать, какую букву будем писать на минутке чистописания.

(На доске появляются три плаката красного цвета. )

                 А  -   В            Ж  -   И         Й  -   Л

                                                                   

                 Б                      З                   ?    

Проанализируйте схемы, определите закономерность их расположения и назовите букву.

Дети:      Это буква   « К ».

Учитель:     Правильно.  Запишите соединение заглавной буквы со строчной. « Кк ».

Назовите слово, которое начинается на звук  ( К ) и обозначает признак предмета, а точнее – цвет.

Дети:   Красный.

(На доске появляется полоска красного цвета со словом красный).

Учитель: 

     Подберите к слову красный подходящее по смыслу слово, отвечающее на вопрос что?

Дети:     Цвет.

Учитель:

    Где в нашей жизни красный цвет символизирует опасность?

 Красный цвет в экологии – цвет опасности.

Экологи составили Красную книгу (показ модели), в которую занесены названия животных и растений, требующих охраны и заботы.

(На доске появляются красные полоски со словами животные, охраняй).

Давайте запишем в тетрадь: Красная книга

Сформулируйте правило поведения в природе.

Дети:    Охраняй растения и животных!

Учитель:

    Много растений и животных занесены в Красную книгу, но есть такие, которые ещё не занесены и очень полезны для человека. Мы их используем в пищу каждый день.

  1. Словарно-орфографическая работа.

Учитель:

    Определите, о каком полезном растение будем сегодня говорить.

  (появляется на доске плакат)

                  ЖЁЛТЫЙ – РЕПА

                  КРАСНЫЙ – ПОМИДОР

                  ЗЕЛЁНЫЙ - ОГУРЕЦ

                  ОРАНЖЕВЫЙ - ?

Дети:      Морковь, морковка.

Учитель:   Назовите все растения одним словом.

Дети:    Овощи.

(На доске появляется оранжевая полоска со словами оранжевый, морковь)

Учитель:

   Что же такое морковь?

Давайте прочитаем определение слова морковь, которое приводится в толковом словаре С.И. Ожегова.

(У каждого ребенка распечатка страницы из толкового словаря оранжевого цвета).

 В тетрадь запишем это слово: морковь, поставьте ударение, подчеркните безударную гласную. Эту букву в слове надо запомнить.

 На какой вопрос отвечает слово? Что обозначает?

Измените слово так, чтобы оно отвечало на вопрос какой ?

Дети:    морковный.

Учитель:

     Что обозначает это слово?

Дети: 

     Признак предмета.

Учитель:

     Добавим к нему слово предмет, подходящее по смыслу и получим словосочетание.

Дети:   морковный сок.

Учитель:

     Добавим к этим двум словам слово – действие и получим предложение.

Дети:

     Пей морковный сок!

Учитель:

     Запишем это предложение.

     Назовите слово- предмет, слово- действие, слово- признак.

А для того, чтобы морковь выросла сладкая и сочная надо ухаживать за землёй.

Давайте прочитаем по бегущей строке народную мудрость:

(Земля любит заботу). Или (по уровню класса)

Люби труд и земля тебя отблагодарит.

(на доске оранжевая полоска со словом ухаживай).

 Запишем её.

Какого слова в пословице нет: предмета, признака или действия?

Дети:   слова- признака.

Учитель:     Молодцы!

Учитель:

  Когда убирают урожай овощей?

Дети:    Осенью

Учитель:

  Какого цвета чаще всего листочки осенью?

Дети:   Желтые

(на доске появляется жёлтая полоска со словами жёлтый, листья)

  1. Физкультминутка

Учитель:     Давайте поиграем.

 Мы – листочки, мы – листочки,

 Мы – осенние листочки.

 Мы на веточках сидели.

 Ветер дунул – полетели.

                (дети изображают летящие листья)

Мы летали, мы летали

А потом летать устали!

Перестал дуть ветерок-

Мы присели все в кружок.

               (дети садятся все на корточки)

Ветер снова вдруг подул

И листочки быстро сдул.

Все листочки полетели

И за парты быстро сели.

                (У детей в руках желтые листья из бумаги. На каждом листе написано слово). Встаньте те, у кого на листочках написаны слова- предметы.

Прочитайте свои слова.

Докажите правильность.

Встаньте те, у кого написаны слова- признаки.

Прочитайте слова.

Докажите.

И, наконец, те у которых написаны слова- действия.

Прочитайте.

Докажите.

Что надо делать с опавшими листьями осенью?

Правило: нельзя сжигать!

        (на доске желтая полоска со словами не сжигать).

 

Учитель;

  В Красной книге есть желтые страницы. Туда записывают те растения и животные, которые могут исчезнуть со временем.

  А есть и зеленые страницы. Там записаны уже спасенные человеком растения и животные.

   (на доске появляется зеленая полоска со словами зеленый).    

  1. Составление деформированного предложения.

Работа в парах.

Учитель:

  Пословица, которую нам предстоит составить поможет понять, как уберечь наш зеленый дом.

    (На партах у детей зеленые конверты со словами).

(Когда пословица составлена на партах, происходит проверка у доски.

Располагаются демонстрационные карточки в правильном порядке).

Запишем это предложение комментируя с места.

Подчеркните двумя чертами слова- действия, которые необходимо соблюдать человеку.

Сформулируйте правило:  не ломай деревья!

         (на доске появляется зеленая полоска со словами деревья, не ломай).

        

  1. Работа с синонимами.  Развитие речи.

Учитель:

     Для чего нам нужны растения?

Дети:

    Очищают воздух.

Учитель:

       Над землей находится огромный воздушный океан. Воздушная           оболочка Земли – это её удивительная голубая рубашка.

      (на доске появляется голубая полоска со словом голубой).

У этого цвета есть и другие названия.

Вставьте любое из этих слов в предложение:

Запишите понравившееся вам предложение.

Подчеркните волнистой линией слово- признак.

И чтобы небесный свод оставался всегда таким прекрасным, надо стараться не загрязнять его.

    (появление полосок со словами воздух, не загрязняй ).

  1. Инструкция.

Самостоятельная работа.

Учитель:

       Прочитайте задания на доске и выполните их молча.

На доске:

  1. Прочитайте значение слова:

Замкнутый в берегах большой естественный водоем.

  1. Определи, о чем идет речь.

Река, озеро, море, ручей.

  1. Подойди к доске и поставь магнит под нужным словом.

Учитель:

          На какой вопрос оно отвечает? Что обозначает? Какое самое глубокое озеро с пресной водой в нашей стране?

Дети:          Байкал.

Учитель:

         Какого цвета вода будет нам казаться в глубоком чистом озере?

Дети:       синей.

 

(появление на доске синей полоске со словами синей, вода, не засоряй).

Учитель:

       А теперь самостоятельная работа.

  ( у детей на партах синие листы с распечаткой задания)

                                              Байкал

         

Есть в тайге сибирской нашей

Больше моря чудо – чаша

Это- озеро Байкал

В окруженье диких скал.

 

Задание:

  1. Прочитай стихотворение.
  2. Выпиши два слова- предмета,

                     два слова- признака.

Проверка:

       Прочитайте слова, которые выписали, докажите правильность.

VIII.  

Учитель:

Посмотрите на доску.

Догадайтесь, какого цвета не хватает?

Дети:

       Фиолетового.

    ( на доске фиолетовая полоска)

Учитель:

   Я гляжу - у самых ног

   Фиолетовый цветок

   Я хотел сорвать, да жалко –

   Пусть растет в лесу фиалка.

(на доске полоска со словами цветы, не рви).

Сформулируйте правило:

                Не рви цветы!      

  1. Обобщение.

Учитель:

     

        Солнце светит и смеётся,

А на землю дождик льётся

И выходит на луга

Семицветная дуга.

Мы с вами прошли все этапы урока и составили радугу.  Слово радуга похоже на слово радость. И урок у нас получился радостным.

В старину радугу называли « Райская дуга» и верили, что она приносит счастье.

Давайте посмотрим на нашу радугу и подведем итог урока.

Прочитайте слова – признака; слова -  предмета; слова – действия.

Слова – действия, которые вы назвали и есть правила поведения человека в природе. Не забывайте их. И тогда в нашей жизни будет больше радости.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира. 3 класс по программе «Школа 2100».

           Систематизировать и обобщить знания о существительном как части            речи, закреплять умени...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира "Эволюция человека. Эволюция письма"

На уроке дети знакомятся с тем, как происходила эволюция человека. На основе ассоциаций - приходят в выводу о том, что больше всего в процессе развития человека развивался человеческий мозг, где образ...

ИКТ-компетенции. Методическая разработка интегрированного урока русского языка и окружающего мира в 1 классе с применением ИКТ-технологии (2016-2017 уч.г.).

Методическая разработка включает пояснительную записку, план-конспект урока с подробным описанием видов деятельности учителя и учащихся на уроке. Применяются технологии здоровьесбережения, дифференцир...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира в 4 классе

Тема: Склонение имен существительных, вода в природе.Цель: обобщить знания детей о склонении существительных, Задачи урока:• совершенствовать умения определять тип склонения существительных внача...

Интегрированный урок русского языка и окружающего мира 2 класс УМК «Школа России» Тема урока «Обобщение по теме предложение»

Цель урока:  обобщить знания о словосочетаниях, главных и второстепенных членах предложения, о видах предложения. Задачи урока:развивающие  формировать умение оценивать свои учебные дей...

Интегрированный урок русского языка и технологии по теме: "Части речи", 2 класс

Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению частей речи и значению частей речи в русском языке....