«Звуки и буквы Х, х».
методическая разработка по русскому языку (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Учитель: Юдина Оксана Александровна
Класс: 1
Урок: русская грамота.
Тема: «Звуки и буквы Х, х».
Цель: - познакомить учащихся с согласной буквой Х, х; с двумя звуками [х] твёрдым и мягким;
- формировать умение определять место ударения в слове, давать качественную характеристику звукам, упражнять в чтении слогов, слов, предложений;
- учить слушать речь учителя, отвечать на поставленные вопросы, развивать устную и письменную речь;
- способствовать воспитанию аккуратности, дисциплинированности, культуру речи, взаимопомощи и дружбы.
Методы обучения: словесные, наглядные, практические, частично-поисковые.
Форма организации урока: беседа с элементами игры.
Тип урока: изучение новых знаний и способов деятельности.
Оборудование: «Букварь», пропись № 3, слайд-шоу, плакаты.
Ход урока.
- Организационный момент.
Проверка готовности учащихся к уроку.
Психологический настрой учащихся.
- Актуализация опорных знаний. Постановка проблемы.
- Постановка проблемы. Выделение звука.
Хомяк зимою, в холод лютый
Не хочет мёрзнуть ни минуты.
Хитрец холодною порой
Храпит в хоромах под землёй.
В. Лунин (слайд №2)
- Какая тема урока? (слайд №3)
- С какой буквой будем знакомиться?
- Почему вы так решили?
- Что будем делать на уроке?
- Назовите все слова, которые встречались на букву Х в стихотворении.
- Игра «Узнайте звук».
Хлопайте один раз только мальчики, если в слове есть согласный мягкий звук [х], и только девочки, если твёрдый звук [х]:
художник, хурма, хор, хобот, казахи, хирург, петух, духи.
(слайд №4)
- Показ буквы. Печатание буквы Х, х. (плакаты)
- На что похожа буква Хх печатная?
Рядом два столба стояли,
Друг на друга вдруг упали.
Х – на ножницы похожа,
Но в работе, а не лёжа.
Хочешь – порешь, хочешь – шьёшь,
Хочешь – сам себя стрижёшь. В. Степанов
Х – забавная игрушка,
Деревянная ветрушка –
Ветру вольному подружка.
- Печатание буквы Хх. Показ на доске учителем.
- Знакомство с новой буквой. (слайд №5)
- Отгадайте загадки:
Не ездок, а со шпорами,
Не будильник, а всех будит. (Петух)
Целый день летает,
Всем надоедает;
Ночь настанет,
Тогда перестанет. (Муха)
- Звукобуквенный анализ слова: петухи, муха .
- Физминутка. «Хомка». (слайд №6)
Хомка-хомка-хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт,
Щёки моет, шейку трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
- Работа с Букварём.
С. 82. (слайд №7)
- чтение слогов и слов;
- чтение сказки «Тихая сказка» и работа по содержанию сказки;
- работа с иллюстрацией по тексту;
- доскажи сказку.
- Письмо. (слайд №8)
- «Разминка пальчиков».
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз. )
- Пропись № 3. С. 14.
- Показ и написание строчной буквы х. (слайд)
- Письмо слогов и слов.
- Физминутка. «Хомка». (слайд №9)
- Работа с Букварём.
(слайд №10) С. 83.
- Чтение слов по слогам.
- Чтение рассказа «Хвост» В. Бианки и работа по содержанию рассказа.
- Работа с иллюстрацией по сказке.
- Письмо.
- «Разминка пальчиков». (слайд №11)
Пальцы делают зарядку,
Чтобы меньше уставать.
А потом они в тетрадке
Будут буковки писать.
(Дети вытягивают руки вперёд, сжимают и разжимают кулачки. Повторяют упражнение несколько раз.)
- Пропись № 3. С. 15.
- Показ и написание заглавной буквы Х.
- Письмо слогов и слов.
- Письмо предложений.
- Физ. минутка. «Буратино».
10. Игры и письмо.
- Доскажи словечко: (слайд №12)
Х всё ходит, ходит, ходит,
Места в доме не … (находит)
Хохотушка буква Х
Рассмеялась: («Ха – ха – ха!»)
- Работа в прописях.
- Дописать слова в предложениях.
- Письмо антонимов: хороший - плохой, сырой – сухой, громкий – тихий.
(слайд №13)
- Буквы запутались. (слайд №14)
хомяк халат петух сахар
кяхом латах хутеп расах
11. Рефлексия.
- Что нового узнали на уроке?
- Что понравилось на уроке?
- Над чем ещё хотели бы поработать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Занятие по логопедической коррекции. Тема: Звуки [П], [П]. Буквы П, п. Соотнесение звуков с буквами. Уточнение и автоматизация звуков на материале лексической темы «Дикие птицы».
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран...
урок произношения 2 класс Тема: звук и буква Ж. звук и буква Ш.
Задачи:1. Уточнить и закрепить артикуляцию и акустические признаки при произношении изучаемых звуков Ш и Ж.2. Дифференцировать звуки Ш и Ж...
Конспект урока УМК «Школа 2100» по обучению грамоте на тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р. Знакомство с согласными звуками. Разграничение понятий «звук» - «буква»
Конспект открытого урокаУМК «Школа 2100»по обучению грамотена тему: «Звуки, обозначаемые буквами и, г, п, т, р.Знакомство с согласными звуками. ...
Урок обучения грамоте в 1 классе. Согласный звук [ш], буква Ш. Строчная буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после букв шипящих звуков
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе ...
«Согласный звук ш , буква ш. Наблюдение над словами с буквами гласных звуков после шипящего звука ш».
Данный конспект урока станет хорошим помощником для учителей начальных классов и для студентов педагогических ВУЗов...
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а. Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письмо строчной и заглавной букв О, о.
Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буквы А, а; их функции. Письмо строчной и заглавной буквы А, а.Кто скоро помог, тот дважды помог. Звук [о]. Буквы О, о; их функции в слоге-слиянии. Письм...