Урок по теме "Ь после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме

Высоцкая Татьяна Викторовна

Урок с применением ИКТ. На уроке учащиеся работают в парах, фронтально, присутствует дифференцированная работа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл урок - изучение нового54.66 КБ
Файл _posle_shipyashikh.docx54.66 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Мягкий знак после шипящих у имён существительных»

Цели урока:

- способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания  через применение проблемно – диалогической технологии обучения  

- активизировать личностное  осмысление каждым учащимся важности изучаемой темы - особенностью употребления мягкого знака на конце имён существительных после шипящих

- развивать  слуховую и зрительную память, умение классифицировать и устанавливать ассоциативную связь;

 - воспитывать стремление и способность к адекватной самооценке через выполнение заданий.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Организационные  формы урока:  фронтальная, индивидуальная, парная

Технология :  технология проблемного обучения

Средства обучения: цветные карточки с заданиями,
                                 карточки с рисунками, словами, сигнальные карточки буквой
ь, интерактивная     доска.
                               .

                                 

І. Организационный момент.

- Сделайте глубокий вдох: вдохните свежесть и красоту зимнего утра, выдохните вчерашнюю злобу и обиду.  Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

  II. Актуализация знаний и мотивация.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу (слайд).

- Будьте внимательными, слушайте  и выполняйте всё, что она вам скажет

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

                                        На «отлично» напишу.           (запись числа)

- Кто внимательно слушал, тот ответит,  какие согласные  звуки встречаются в этом стихотворении чаще других.  (Шипящие согласные звуки). (слайд)

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ], [Ж].  (слайд)

-На какие группы можно разделить?

        (Глухие – звонкие; Всегда твёрдые – всегда мягкие) 

- Составьте из этих букв цепочку и запишите.

- В листах самооценки оцените свою работу в графе «минутка чистописания».

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

                                               Тему дальше развиваем.

-Эти буквы на уроке присутствуют не случайно.

Прочтите слова, которые вы видите на экране (слайд), подберите к ним синонимы- словарные слова, чтобы в них присутствовала шипящая:

           сестра             корова        день недели

        автомобиль    приятель     школьник

(Дети называют:

       дев_чка           ж_вотное      ч_тверг             (Слайд)

       м_шина           т_варищ     уч_ник  

 (слова с пропущенными буквами появляются на экране)

  -Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

        (Списать, разделить на группы (одушевлённые и неодушевлённые),    

         вставляя пропущенные гласные, определить род и число)

   -Выполним задание, которое предложил один из учеников: запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы и определите род имён существительных. Напомните, как определить род имени существительного.

(Род имени существительного определяют по опорным словам: он, мой – мужской род; она, моя – женский род; оно, моё -  средний род)

(проверка по цепочке «согласен – возражаю»)

 -Оцените свою словарную  работу в листах самооценки.

- Книга Знаний приглашает нас на следующую  страницу. Внимание на экран.

- В русском языке много удивительного и таинственного. Раскрыть одну из тайн нам помогут такие пары слов (слайд):

         МЕЧ           РОЖЬ        ДУШ        ХВОЩ        туш 

        РЕЧЬ         МОЩЬ       НОЖ       РОСКОШЬ  тушь

- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?

(Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.

 -  Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)

- Докажите, что это имена существительные.

- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные  ед.  числа, с шипящими на конце).

ІІІ. Формулирование темы и цели урока

- Ребята, давайте  проведём наблюдение над словами  МЕЧ  и  РЕЧЬ.

-  … произнесите слово речь. Выделите последний звук. Дайте характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- … произнеси слово меч. Выделите последний звук. Дайте характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- Верно, звук  [Ч,] –  всегда мягкий.

- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?

- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?

(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих.  (Открываю тему, записанную на доске).

- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы  должны научиться узнавать, различать  слова, в которых после шипящего пишется Ь).

 ІV. Изучение нового материала.

-   Вновь обратимся  к этим словам. (слайд)

- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.

- По какому признаку можно разделить эти  существительные на две группы? ( по родам)

- Запишите слова в два столбика. (2 ребёнка работают у доски, выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради).

- Докажите свой выбор.

- Подчеркните в написанных  словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают маркерами).

- Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

(На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь.  

На конце существительных мужского рода после шипящих  Ь не пишется.)

- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.170, 171 и прочитайте правило (вслух). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён сущест- 

вительных.

Так запомним — род мужской

 Гонит Мягкий Знак метлой.

  Женский род — наоборот,

 Мягкий Знак в друзья берёт.

Учитель предлагает учащимся составить алгоритм, схему,  которые  помогут  правильно рассуждать и не допускать ошибок при письме.

Составление алгоритма.

Это имя сущ.?         нет

                 да

есть шипящий на конце слова    нет

                   да

определяем род.       Ж.р.        или    м.р.

                                           

                                           Ь                      Ь

            Физминутка для глаз: 

На ноги все дружно  встали,

На стенке взглядом  шипящие написали:

 Ж, ш, ч, щ.

   V. Первичное закрепление изученного.

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Книга Знаний предлагает

Нам страницу «Закрепляй».

Учащимся предлагается задание для фронтальной работы:

 -в каждой строке найдите  лишнее слово. Докажите  свой выбор, пользуйтесь схемой рассуждения (алгоритм) (на доске)

 Доч., врач., калач..    

Помощ., лещ., мощ..

Ден., олен., ноч..

Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, рассуждая вслух.

( Дочь – сущ. ж.р.,  лещ – сущ. м.р., ночь – сущ. с шипящей на конце ж.р.)

Физминутка.

Учитель  показывает слайды   с изображением предмета с шипящей на конце. Если на конце существительного есть ь, то встают девочки, если нет – встают мальчики.

Слайды: шалаш, трубач, рожь, дочь, пейзаж, печь, мышь, манеж, грач, врач.

Учитель предлагает задание на тренировку памяти:

I вариант – запишите слова с ь на конце, которые были названы во время   физминутки;

II вариант – запишите слова без ь на конце, которые были названы во время   физминутки.

Затем учащиеся  сверяют свои работы в паре с соседом. Совпадений не должно быть. Если возникнут разногласия, сверяют с записями  на доске, которые открываются во время проверки.

 (Самопроверка с самооценкой)

Учитель открывает вывешенные  на доске картинки, которые демонстрировались во время физминутки, и даёт задание:

-Перед вами на доске  эти же картинки. На стенах класса на листочках написаны подходящие по смыслу к этим картинкам прилагательные (Приложение 3). Вам нужно найти и правильно распределить их на доске.

(Дети встают и находят нужные таблички со словами, приклеивают их на доску рядом с картинками, например:

   

картинка с изображением грача

чёрный

картинка с изображением шалаша

лесной

картинка с изображением трубача

знаменитый

картинка с изображением ржи

спелая

картинка с изображением дочери

маленькая

картинка с изображением пейзажа

летний

картинка с изображением мыши

серая

картинка с изображением манежа

круглый

картинка с изображением врача

добрый

картинка с изображением печи

тёплая

 (Проверка правильности выполнения задания)

             Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из ваших карточек разных цветов.

Главное, правило вспомните!

Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка - образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали?  Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач). слайд

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

Оцените свою работу в листе самооценки.

VІ. Рефлексивно – оценочный этап.

      -Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

      -Время подвести итог,

       Пошёл ли урок ребятам впрок?

Кроссворд с заданием –игра,

В ней вам поможет ряд загадок.

(РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ )

1. Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

В заключение  мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много  жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

В честь ваших достижений и открытий  прозвучит туш.

- Спасибо всем за работу!

 

 


 


        Алгоритм         рассуждения

----------------------

Это имя сущ.?  

Есть шипящий на конце слова?

--------------------------  

Определяем род.  

м.р  да    да                                                                                                                      ж.р.     нет       нет

Ь                                                              Ь      

чёрный

лесной

знаменитый

спелая

маленькая

летний

серая

круглый

добрый

тёплая

МЕЧ РОЖЬ           ТУШ

 РЕЧЬ      ДУШ                ХВОЩ

   

Синяя карточка

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

_____________________________________________________________

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

     Красная карточка

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

_____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

___________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

_____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка

Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

          Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

         Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

  Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

            Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

    Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

            Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

  Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

            Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

   

НОЖ    ТУШЬ

МОЩЬ       

РОСКОШЬ  



Предварительный просмотр:

Конспект урока по теме «Мягкий знак после шипящих у имён существительных»

Цели урока:

- способствовать формированию умения самостоятельно добывать знания  через применение проблемно – диалогической технологии обучения  

- активизировать личностное  осмысление каждым учащимся важности изучаемой темы - особенностью употребления мягкого знака на конце имён существительных после шипящих

- развивать  слуховую и зрительную память, умение классифицировать и устанавливать ассоциативную связь;

 - воспитывать стремление и способность к адекватной самооценке через выполнение заданий.

Тип урока: изучение и первичное закрепление нового материала

Организационные  формы урока:  фронтальная, индивидуальная, парная

Технология :  технология проблемного обучения

Средства обучения: цветные карточки с заданиями,
                                 карточки с рисунками, словами, сигнальные карточки буквой
ь, интерактивная     доска.
                               .

                                 

І. Организационный момент.

- Сделайте глубокий вдох: вдохните свежесть и красоту зимнего утра, выдохните вчерашнюю злобу и обиду.  Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу.

  II. Актуализация знаний и мотивация.

- Сегодня мы с вами будем исследователями, открывателями. А для этого нам предстоит перелистать книгу Знаний (слайд). Открываем первую страницу (слайд).

- Будьте внимательными, слушайте  и выполняйте всё, что она вам скажет

Тетрадь наклонно положу.

Ручку правильно держу.

За посадкою слежу.

С чистотою я дружу.

                                        На «отлично» напишу.           (запись числа)

- Кто внимательно слушал, тот ответит,  какие согласные  звуки встречаются в этом стихотворении чаще других.  (Шипящие согласные звуки). (слайд)

- Назовите шипящие звуки. [Ч,], [Ш], [Щ], [Ж].  (слайд)

-На какие группы можно разделить?

        (Глухие – звонкие; Всегда твёрдые – всегда мягкие) 

- Составьте из этих букв цепочку и запишите.

- В листах самооценки оцените свою работу в графе «минутка чистописания».

Аккуратно написали

И нисколько не устали.

Наш урок мы продолжаем,

                                               Тему дальше развиваем.

-Эти буквы на уроке присутствуют не случайно.

Прочтите слова, которые вы видите на экране (слайд), подберите к ним синонимы- словарные слова, чтобы в них присутствовала шипящая:

           сестра             корова        день недели

        автомобиль    приятель     школьник

(Дети называют:

       дев_чка           ж_вотное      ч_тверг             (Слайд)

       м_шина           т_варищ     уч_ник  

 (слова с пропущенными буквами появляются на экране)

  -Придумайте задание, которое можно выполнить с этими словами.

        (Списать, разделить на группы (одушевлённые и неодушевлённые),    

         вставляя пропущенные гласные, определить род и число)

   -Выполним задание, которое предложил один из учеников: запишите эти слова, вставьте пропущенные буквы и определите род имён существительных. Напомните, как определить род имени существительного.

(Род имени существительного определяют по опорным словам: он, мой – мужской род; она, моя – женский род; оно, моё -  средний род)

(проверка по цепочке «согласен – возражаю»)

 -Оцените свою словарную  работу в листах самооценки.

- Книга Знаний приглашает нас на следующую  страницу. Внимание на экран.

- В русском языке много удивительного и таинственного. Раскрыть одну из тайн нам помогут такие пары слов (слайд):

         МЕЧ           РОЖЬ        ДУШ        ХВОЩ        туш 

        РЕЧЬ         МОЩЬ       НОЖ       РОСКОШЬ  тушь

- Прочитайте слова. Лексическое значение каких слов вам непонятно?

(Возможные затруднения: роскошь – богатство, «великолепие»; хвощ – травянистое растение; мощь – могущество, сила.

 -  Какой частью речи являются эти слова? (это имена существительные)

- Докажите, что это имена существительные.

- Чем они похожи? Что ещё общего в них? (существительные  ед.  числа, с шипящими на конце).

ІІІ. Формулирование темы и цели урока

- Ребята, давайте  проведём наблюдение над словами  МЕЧ  и  РЕЧЬ.

-  … произнесите слово речь. Выделите последний звук. Дайте характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- … произнеси слово меч. Выделите последний звук. Дайте характеристику последнему звуку. (Звук – согласный, глухой, непарный, шипящий, мягкий).

- Верно, звук  [Ч,] –  всегда мягкий.

- Но тогда почему в одном слове пишется Ь, а в другом – нет?

- Затрудняетесь ответить? От чего это зависит?

- Так что вы должны узнать сегодня на уроке?

(В каких случаях пишется Ь, а в каких – нет.)

- Правильно. Мы будем говорить о правописании Ь знака на конце имён существительных после шипящих.  (Открываю тему, записанную на доске).

- Чему вы должны сегодня научиться? (Мы  должны научиться узнавать, различать  слова, в которых после шипящего пишется Ь).

 ІV. Изучение нового материала.

-   Вновь обратимся  к этим словам. (слайд)

- Мы с вами определили, что эти слова имена существительные, в единственном числе, они оканчиваются на шипящий звук.

- По какому признаку можно разделить эти  существительные на две группы? ( по родам)

- Запишите слова в два столбика. (2 ребёнка работают у доски, выбирают карточки со словами и прикрепляют на доску. Остальные записывают слова в тетради).

- Докажите свой выбор.

- Подчеркните в написанных  словах буквы, обозначающие шипящие звуки, двумя чертами, Ь – одной чертой. (Подчёркивают маркерами).

- Обратите внимание, у существительных какого рода после шипящего пишется Ь?

(На конце существительных женского рода после шипящих пишется Ь.  

На конце существительных мужского рода после шипящих  Ь не пишется.)

- Проверим, верны ли наши выводы? Откройте учебник на с.170, 171 и прочитайте правило (вслух). Значит, Ь является ещё и показателем женского рода имён сущест- 

вительных.

Так запомним — род мужской

 Гонит Мягкий Знак метлой.

  Женский род — наоборот,

 Мягкий Знак в друзья берёт.

Учитель предлагает учащимся составить алгоритм, схему,  которые  помогут  правильно рассуждать и не допускать ошибок при письме.

Составление алгоритма.

Это имя сущ.?         нет

                 да

есть шипящий на конце слова    нет

                   да

определяем род.       Ж.р.        или    м.р.

                                           

                                           Ь                      Ь

            Физминутка для глаз: 

На ноги все дружно  встали,

На стенке взглядом  шипящие написали:

 Ж, ш, ч, щ.

   V. Первичное закрепление изученного.

Вновь работа собирает,

Время даром не теряй,

Книга Знаний предлагает

Нам страницу «Закрепляй».

Учащимся предлагается задание для фронтальной работы:

 -в каждой строке найдите  лишнее слово. Докажите  свой выбор, пользуйтесь схемой рассуждения (алгоритм) (на доске)

 Доч., врач., калач..    

Помощ., лещ., мощ..

Ден., олен., ноч..

Учащиеся по очереди выходят к доске и выполняют задание, рассуждая вслух.

( Дочь – сущ. ж.р.,  лещ – сущ. м.р., ночь – сущ. с шипящей на конце ж.р.)

Физминутка.

Учитель  показывает слайды   с изображением предмета с шипящей на конце. Если на конце существительного есть ь, то встают девочки, если нет – встают мальчики.

Слайды: шалаш, трубач, рожь, дочь, пейзаж, печь, мышь, манеж, грач, врач.

Учитель предлагает задание на тренировку памяти:

I вариант – запишите слова с ь на конце, которые были названы во время   физминутки;

II вариант – запишите слова без ь на конце, которые были названы во время   физминутки.

Затем учащиеся  сверяют свои работы в паре с соседом. Совпадений не должно быть. Если возникнут разногласия, сверяют с записями  на доске, которые открываются во время проверки.

 (Самопроверка с самооценкой)

Учитель открывает вывешенные  на доске картинки, которые демонстрировались во время физминутки, и даёт задание:

-Перед вами на доске  эти же картинки. На стенах класса на листочках написаны подходящие по смыслу к этим картинкам прилагательные (Приложение 3). Вам нужно найти и правильно распределить их на доске.

(Дети встают и находят нужные таблички со словами, приклеивают их на доску рядом с картинками, например:

   

картинка с изображением грача

чёрный

картинка с изображением шалаша

лесной

картинка с изображением трубача

знаменитый

картинка с изображением ржи

спелая

картинка с изображением дочери

маленькая

картинка с изображением пейзажа

летний

картинка с изображением мыши

серая

картинка с изображением манежа

круглый

картинка с изображением врача

добрый

картинка с изображением печи

тёплая

 (Проверка правильности выполнения задания)

             Самостоятельная работа с самопроверкой.

Тему урока все поняли?

Ответьте с помощью нескольких слов

Из ваших карточек разных цветов.

Главное, правило вспомните!

Синяя карточка предлагает вам написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Красная карточка - подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка - образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

- Подумайте и возьмите ту карточку, задание которой вам понравилось больше.

(Выполнение и проверка работ).

- Проверять будем одновременно. Хотя вы выполняли разные задания, ответы должны получиться одинаковые.

- Какое первое имя существительное вы написали?  Поднимите руки, у кого так же. Спросим у книги Знаний.

- А как вы написали это слово? А что нам скажет книга Знаний?

(Правильные ответы: врач, товарищ, ночь, сторож, силач). слайд

- Кто выполнил задание без ошибок?  Молодцы!

Оцените свою работу в листе самооценки.

VІ. Рефлексивно – оценочный этап.

      -Какую цель мы ставили перед собой в начале урока?

      -Время подвести итог,

       Пошёл ли урок ребятам впрок?

Кроссворд с заданием –игра,

В ней вам поможет ряд загадок.

(РАБОТА С СИГНАЛЬНЫМИ КАРТОЧКАМИ )

1. Если хорошо заточен,

Все легко он режет очень. (Нож).

2. Утка в море, хвост на заборе. (Ковш).

3. Зимой дрова ест, а летом спит. (Печь).

4. Под полом таится, кошки боится. (Мышь).

В заключение  мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:

1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).

2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.

3. Если не разобрались в теме – голубую.

(Дети показывают звёзды.)

- Посмотрите. Сколько много  жёлтых звёзд.

- Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.

В честь ваших достижений и открытий  прозвучит туш.

- Спасибо всем за работу!

 

 


 


        Алгоритм         рассуждения

----------------------

Это имя сущ.?  

Есть шипящий на конце слова?

--------------------------  

Определяем род.  

м.р  да    да                                                                                                                      ж.р.     нет       нет

Ь                                                              Ь      

чёрный

лесной

знаменитый

спелая

маленькая

летний

серая

круглый

добрый

тёплая

МЕЧ РОЖЬ           ТУШ

 РЕЧЬ      ДУШ                ХВОЩ

   

Синяя карточка

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

_____________________________________________________________

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

Написать имена  существительные в единственном числе. Выделить  изученную орфограмму, определить  род.

Врачи, товарищи, ночи,  сторожа, силачи.

     Красная карточка

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

_____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

___________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

_____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

____________________________________________________________

Подобрать к словам  близкие по смыслу имена  существительные  с шипящими на конце, выделить орфограмму и указать род.

Доктор, друг, тьма, охранник, богатырь.

Зелёная карточка

Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

          Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

         Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

  Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

            Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

    Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

            Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

  Образовать от данных слов   однокоренные имена  существительные  в ед.ч.,  выделить орфограмму и указать род.

            Врачевать, товарищеский,  ночной, сторожит, сильный.

   

НОЖ    ТУШЬ

МОЩЬ       

РОСКОШЬ  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...

Презентация к уроку ь знак после шипящих

ПРезентация к уроку русскогоязыка в 3 классе. Ь знак после шипящих в словах называющих предмет....

Конспект урока "Правописание И после шипящих"

1)    Совершенствовать навыки правописания И после шипящих, повышать орфографическую зоркость; 2.     Дать учащимся возможность для самовыражения, развивать их...

Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....

Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина  на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...

Методическая разработка урока " Мягкий знак после шипящих"

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 в."...

Конспект урока "Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы"

Технологическая карта урока для 3 класса по учебнику В.В. Репкина (программа Эльконина-Давыдова"Презентация к уроку....