Методическая разработка урока " Мягкий знак после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме
Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 в."
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
myagkiy_znak_posle_shipyashchih.doc | 145 КБ |
Предварительный просмотр:
Виноградова Виктория Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №549 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга.
Технологическая карта темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» по учебному предмету « Русский язык» в 4 классе,
в технологии ТРИИК.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Автор: Иванов С. В., УМК «Начальная школа XXI века».
Оборудование: проектор, экран.
Образовательные ресурсы: учебная презентация, карточки с заданиями, тестовые задания.
Тема: | Мягкий знак после шипящих в глаголах (2 часа) Слайд 1 | ||
Цели: | Сформировать умение писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах. Ввести правило написания мягкого знака после шипящих во всех глагольных формах. Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. | ||
Основное содержание темы, термины и понятия | Актуализация знаний о частях речи (им. сущ., прил., гл.) и правописании мягкого знака после шипящих у существительных, прилагательных, глаголов. Части речи, глагол, существительное, прилагательное, краткая форма прилагательного, личные формы глагола, склонение существительного, падеж, число. | ||
Планируемый результат | |||
Личностные умения Проявлять; - интерес к изучению темы; - желание помочь Ане; - осознание собственной успешности при изучении темы. | Метапредметные умения Познавательные: - раскрывать значение выражений «имя прилагательное», «имя существительное», «число», «падеж», «склонение», «краткая форма прилагательного», «глагол», «начальная форма глагола», «личные формы глагола», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ» и использовать их в активном словаре; - определять склонение имен существительных и обосновывать свое мнение; - различать краткую и полную форму прилагательных и обосновывать свое мнение; - определять, пишется ли мягкий знак после шипящих и обосновывать своё мнение; - использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания. Регулятивные: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку; - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины; - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности; - осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога. | Предметные умения - определять и указывать склонение имен существительных, число, падеж, используя известную форму сокращения.
- определять, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах. | |
Организация образовательного пространства | |||
Межпредметные связи | Ресурсы | Формы работы | |
Литературное чтение Тема – М.Твен «Том Сойер и Гекльберри Финн»
| Информационный материал Иванов С.В. учебник "Русский язык" 4 класс (1 часть) С.В. Иванов «Комментарии к урокам». Демонстрационный материал Карточки с названиями терминов и понятий. Раздаточный материал Карточки с диагностическими заданиями. Интерактивный материал Электронная презентация. АИС «Знак» | фронтальная индивидуальная – парная - групповая - | |
ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ | |||
I этап. Самоопределение к деятельности | |||
Цели деятельности | Ситуативное задание | ||
• Мотивировать учащихся к изучению темы. • Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани. | Слайд 2 На каникулах Аня была у дедушки, где гостил ее двоюродный брат Ваня.Накануне отъезда Аня приболела и решила попросить Ваню о помощи.Она села писать записку брату: «Ваня, ты можеш? мне помоч? ? Возьми, пожалуйста, у дедушки ключ?, сходи в гараж? и принеси мой багаж?. Когда придеш?, позвони! Спасибо. Аня.» При написании записки у девочки возникла проблема : она не знала, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах. Можете ли Вы помочь Ане? Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представлять свою позицию. Есть ли у Вас желание научится писать мягкий знак после шипящих в глаголах. | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ане.
| |
II этап. Учебно-познавательная деятельность | |||
Цели деятельности | Учебные задания на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У) | Результат деятельности | |
Блок А. Написание мягкого знака после шипящих у существительных 1,2,3 склонения и в краткой форме прилагательных. | |||
Цели: • Актуализировать знания о существительном, прилагательном. • Актуализировать умение: - раскрывать значение выражения «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж» и использовать их в активном словаре; - определять существительные 1 склонения и обосновывать своё мнение; - определять существительные 2 склонения и обосновывать своё мнение; - определять существительные 3 склонения и обосновывать своё мнение; - определять краткую форму прилагательного и обосновывать своё мнение; - определять пишется ли мягкий знак после шипящих у существительных и прилагательных и обосновывать своё мнение; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - согласовывать позиции и находить общее решение. | Задание 1 (З) Слайд 3 Назовите значение выражения «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж». Какие существительные относятся к первому склонению, ко второму, к третьему. Как изменяются существительные Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что у сущ. 1 скл. во мн.ч. в р.п. на конце после шипящих пишется мягкий знак. Обоснуйте свой ответ. Задание 3 (У) с взаимопроверкой Слайд 4 Поставьте существительные в форму множественного числа родительного падежа. лужа - туча - роща - задача - удача - встреча - крыша - Задание 4 (П) Слайд 5 Верно ли, что у существительных второго склонения на конце пишется мягкий знак. Задание 5 (У) с взаимопроверкой Слайд 6 Допиши существительные 2 склонения. Весной в лесу расцвел душистый ландыш. Ранним утром в окно заглянул солнечный луч . Том Сойер и Гекльберри Финн построили из веток замечательный шалаш . На детской площадке гулял счастливый малыш . Задание 6 (П) Можно ли утверждать, что у существительных 3 склонения на конце после шипящих не пишется мягкий знак. Задание 7 (У) Слайд 7,8 Из данных слов выпиши существительные 3 склонения. Кирпич, тишь, глушь, дочь, калач, камыш, речь, плащ, печь, мышь, кумач. Задание 8 (З) Назови значение выражения «краткая форма прилагательного» Задание 9 (П) Правда ли, что в краткой форме прилагательного на конце после шипящих пишется мягкий знак. Задание 10 (У) Слайд 9,10 Образуй краткую форму прилагательных. могучий - пахучий - пригожий - хороший - свежий - | Диагностическое задание. Слайд 12,13 Запишите слова, дописывая или не дописывая мягкий знак. У рощ?, карандаш?, удач?, ноч?, луч?, без туч?, колюч?, могуч?, кирпич?, вещ?, товарищ?, свеж?. Познавательные умения: - раскрывать значение выражения «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж» и использовать их в активном словаре; - определять существительные 1 склонения и обосновывать своё мнение; - определять существительные 2 склонения и обосновывать своё мнение; - определять существительные 3 склонения и обосновывать своё мнение; - определять краткую форму прилагательного и обосновывать своё мнение; - определять пишется ли мягкий знак после шипящих у существительных и прилагательных и обосновывать своё мнение; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; - согласовывать позиции и находить общее решение. Предметные умения: - рассказывать о написании мягкого знака после шипящих у существительных 1,2,3 скл. и в краткой форме прилагательных. -писать мягкий знак после шипящих у существительных 1,2,3 скл. и в краткой форме прилагательных. | |
Блок Б. Мягкий знак после шипящих в глаголах | |||
Цели: • Актуализировать знания: - о глаголе; - о глаголе, выражающем совет, просьбу, приказ; - о начальной форме глагола; - о личных формах глагола. • Актуализировать умения: - определять формы глаголов; - определять, пишется ли мягкий знак после шипящих; - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины. - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - согласовывать свое мнение с партнером для принятия общего решения в рамках учебного диалога. | Задание 1 (З) Назовите значение выражения «глагол», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ»,«начальная форма глагола», «личные формы». Задание 2 (П) Слайд 14,15 Определите, какой частью речи являются выделенные слова За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь. Тише едешь – дальше будешь. Без теста пирога не испечёшь. Важно беречь платье снову, а честь смолоду. Семь раз отмерь, один раз отрежь. Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих в глаголах. Задание 3 (П) Можно утверждать, что не во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак. Задание 4 (У) с взаимопроверкой Слайды 16,17 Учебник стр. 94 № 1 Начальная форма беречь испечь помочь стричься прилечь 2л. ед.ч идешь учишь говоришь сидишь кричишь Повелительное наклонение не плачь съешь поешь отрежь намажь Задание 5 (У) Обязательно ли определять форму глагола для того, чтобы узнать пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах. Обоснуй свой ответ. Задание 6 (З) Объясни значение выражения «глагол второго лица единственного числа» Задание (П) Объясни разницу между глаголами пишу-пишешь-пишет, думаю-думаем-думаешь Задание 7 (У) Слайды 20,21 Запиши данные глаголы в форме 2л. ед.ч. Молчу – Живу – Бегу – Веду – Отнесу – Сплету – Налью – Заберу – Даю – Пью – Встаю – Беру - | Диагностическое задание Слайд 22,23 Выпиши только глаголы : Горяч, удач, прячься, туч, чертеж, вещь, помощь, мяч, могуч, листаешь, съешьте, похож, обруч, кирпич, забываешь, трубач, полночь, дочь, калач, брошь, пахуч, испечь, пишешь, отвечаешь, пейзаж, готовишься, беречь. Познавательные умения: - раскрывать значение выражений «глагол», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ»,«начальная форма глагола», «личные формы». Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины. Предметные умения: - определять начальную форму глагола, форму 2л. ед.ч., повелительное наклонение - писать мягкий знак после шипящих в глаголах. | |
Блок В. Работа над орфограммой «Мягкий знак после шипящих» | |||
Цели: • Актуализировать знания об имени существительном, имени прилагательном , глаголе, краткой форме прилагательных, существительных 1,2,3 скл. и обосновывать свое мнение; -актуализировать знания о написании мягкого знака после шипящих. • Актуализировать умение писать мягкий знак после шипящих - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку; - формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины; - планировать свои действия в соответствии с целью. | Задание 1 (З) Назови значение выражений «имя прилагательное», «имя существительное», «глагол»», «краткая форма прилагательных», «существительные 1,2,3 скл.». Задание 2 (П) Можно ли утверждать, что для написания мягкого знака после шипящих не надо определять часть речи. Задание 3 (У) Слайд 24-27 Составьте алгоритм написания мягкого знака после шипящих. Определяю часть речи 1. существительное 1 скл.,2 скл. 3 скл. НЕ пишу Ь Пишу Ь 2. краткая форма прилагательного НЕ пишу Ь 3. глагол Пишу Ь | Диагностические задания Слайд 28-31 Определи лишнее слово:
Запиши слова по группам, дописывая иди не дописывая мягкий знак: Ноч?, луч?, береч?, кирпич?, карандаш?, знаеш?, чертиш?, заплач?, без туч?, колюч?, отреж?те, хорош?, вещ?, дремлеш?, могуч?, сидиш?, съеш?, товарищ? помощ?, помоч?, зажеч? Познавательные умения: - раскрывать значения выражений «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «краткая форма прилагательных», «существительные 1,2,3 скл.» и обосновывать свое мнение. Регулятивные умения: - выполнять учебное задание в соответствии с целью; - выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку. Коммуникативные умения: - формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины. Предметные умения: - определять склонение существительных; - рассказывать о написании мягкого знака после шипящих - писать мягкий знак после шипящих. | |
Блок Г. Диагностика качества освоения темы | |||
Цели: установить степень усвоения темы: - писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, у существительных 3 склонения; - проверять выполнение задания и вносить корректировку; - планировать свои действия в соответствии с целью. | Выполнение тестовых заданий в АИС «ЗНАК» (См. Приложение 1, 2) | Регулятивные умения: - проверять выполнение задания и вносить корректировку; - планировать свои действия в соответствии с целью. Предметные умения: -рассказывать правила написания мягкого знака после шипящих во всех глагольных формах; - писать мягкий знак после шипящих у существительных 3 склонения; - писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах. | |
III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность | |||
Цели деятельности | Варианты заданий | Результат деятельности | |
• Стимулировать интерес к изучению темы и желание помочь Ане. • Научить: - ориентироваться в разных вариантах выполнения задания; - использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания; - планировать своё действие в соответствии с учебным заданием; - выполнять самопроверку и корректировку учебного задания; - представлять результат своей деятельности. | Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:
- планирование деятельности; - выполнение задания; - представление результатов деятельности. Информативный вариант Слайд 32 Помогите Ане написать записку, используя образец, предложенный учителем: «Ваня, ты можешь мне помочь? Возьми, пожалуйста, у дедушки ключ, сходи в гараж и принеси мой багаж. Когда придешь, позвони! Спасибо. Аня.» Импровизационный вариант Восстанови записку Ани, вставляя пропущенные слова с шипящим на конце. «Ваня, ты … мне … ? Возьми, пожалуйста, у дедушки … , сходи в … и принеси мой … . Когда … , позвони! Спасибо. Аня.» Эвристический вариант Эвристический вариант Составь и напиши записку кому-либо (маме, бабушке, другу, подруге), используя слова с шипящими на конце. | Личностные умения: - проявлять интерес к изучению темы; - проявлять желание помочь Ане. Познавательные умения: - выбирать вариант выполнения задания; - использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять учебные действия в соответствии с планом. Коммуникативные умения: - адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности. Предметные умения: - писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах. | |
IV этап. Рефлексивная деятельность | |||
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка ученика | Результат деятельности | |
Научить учащихся: • соотносить полученный результат с поставленной целью; • оценивать результат учебной деятельности. | I. Самоанализ Слайд 33 Закончите предложения: 1 Мне важно уметь писать мягкий знак после шипящих на конце глагола, для того чтобы … 2 На уроке русского языка по теме : «Мягкий знак после шипящих в глаголах» я узнал(а) …, я научился(лась) ________________________ __________________________________________. II. Самооценка Закончите предложения : Я …………………………………(очень,не очень) доволен(льна) своей работой на уроке, так как помог(ла) Ане написать записку Ване………………….. ………………..(самостоятельно, с помощью), потому что выполнил(а) работу………………………………………… …(правильно, неправильно). | Личностные умения: - проявлять осознание собственной успешности при изучении темы. Регулятивные умения: - соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности; - оценивать результат собственной деятельности. | |
Цели деятельности | Самоанализ и самооценка учителя | Результат деятельности | |
Цели темы: Сформировать умение писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах; Ввести правило написания мягкого знака после шипящих во всех глагольных формах; Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности. Ключевые умения Личностные умения: - проявлять желание помочь Ане. Познавательные умения: - использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания. Регулятивные умения: - выполнять взаимопроверку и самопроверку учебного задания и вносить корректировку. Коммуникативные умения: - формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины. Предметные умения: - писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах;
| *Заполняется учителем по окончании изучения темы. |
Приложение 1
Пример теста в АИС «Знак»
Мягкий знак после шипящих (#246780)
Задание A1 (#246707)
Уровень: 1 Вид: практика Класс: 4
Отметь верное высказывание
Варианты:
1) | У существительных 3 склонения после шипящих пишется мягкий знак |
2) | Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак |
3) | У существительных 2 склонения после шипящих пишется мягкий знак |
4) | В краткой форме прилагательных после шипящих пишется мягкий знак |
5) | У существительных 1 склонения во множественном числе в родительном падеже после шипящих не пишется мягкий знак |
Задание A2 (#246713)
Уровень: 1 Вид: практика Класс: 4
Отметь все слова с мягким знаком на конце
Варианты:
1) | богач... |
2) | нет дач... |
3) | реч... |
4) | пахуч... |
5) | живеш... |
Задание A3 (#246719)
Уровень: 1 Вид: практика Класс: 4
Отметь все слова, в которых нет мягкого знака
Варианты:
1) | похож... |
2) | вещ... |
3) | пейзаж... |
4) | нет рощ... |
5) | отреж... |
Задание A4 (#246731)
Уровень: 1 Вид: практика Класс: 4
Отметь слова, в которых допущена ошибка
Варианты:
1) | стрич |
2) | колюч |
3) | без туч |
4) | могуч |
5) | заплач |
Задание A5 (#246762)
Уровень: 1 Вид: практика Класс: 4
Отметь только глаголы
Варианты:
1) | стоишь |
2) | помощь |
3) | поешь |
4) | брошь |
5) | испечь |
Задание A6 (#246774)
Уровень: 1 Вид: практика Класс: 4
Отметь слова, на конце которых нужно писать мягкий знак
Варианты:
1) | кирпич... |
2) | не плач... |
3) | прилеч... |
4) | могуч.. |
5) | ноч... |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"
закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...
Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».
Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....
Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н. Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...
Технологическая карта по русскому языку УМК "Перспектива" 3 класс Тема урока: "Мягкий знак после шипящих"
МОИ МЕТОДИЧЕСКИЕ РАЗРАБОТКИ:...
План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ
Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»Тип урока: открытие новых знаний....
План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»...
Конспект урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах"
Конспект урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах". УМК "Начальная школа XXI века", автор С. В. Иванов....