Методическая разработка урока " Мягкий знак после шипящих"
методическая разработка по русскому языку (4 класс) по теме

Технологическая карта урока русского языка в 4 классе. УМК "Начальная школа 21 в."

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon myagkiy_znak_posle_shipyashchih.doc145 КБ

Предварительный просмотр:

Виноградова Виктория Анатольевна, учитель начальных классов, ГБОУ СОШ №549 с углубленным изучением английского языка Санкт-Петербурга.      

 Технологическая карта темы «Мягкий знак после шипящих в глаголах» по учебному предмету « Русский язык» в 4 классе,

 в технологии ТРИИК.

 Тип урока: урок открытия нового знания.

             Автор: Иванов С. В., УМК «Начальная школа XXI века».

Оборудование: проектор, экран.

Образовательные ресурсы: учебная презентация, карточки с заданиями, тестовые задания.

Тема:

Мягкий знак после шипящих в глаголах (2 часа)  Слайд 1

Цели:

Сформировать умение писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах.

Ввести  правило написания  мягкого знака после шипящих во всех глагольных формах.

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Основное содержание темы,

термины и  понятия

Актуализация знаний о частях речи (им. сущ., прил., гл.) и правописании мягкого знака после шипящих у существительных, прилагательных, глаголов.

Части речи, глагол, существительное, прилагательное, краткая форма прилагательного, личные формы глагола, склонение существительного, падеж, число.

Планируемый результат

Личностные умения

Проявлять;

- интерес к изучению темы;

- желание помочь Ане;

- осознание собственной успешности при изучении темы.

Метапредметные умения

Познавательные:

- раскрывать значение выражений  «имя прилагательное», «имя существительное», «число», «падеж», «склонение», «краткая форма прилагательного», «глагол», «начальная форма глагола», «личные формы глагола», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ» и использовать их в активном словаре;

- определять склонение имен существительных и обосновывать свое мнение;

 - различать краткую и полную форму прилагательных и обосновывать свое мнение;

- определять, пишется ли мягкий знак после шипящих и обосновывать своё мнение;

 - использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные:

 - выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины;

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности;

- осуществлять взаимный контроль, приходя к единому мнению в рамках учебного диалога.

Предметные умения

 - определять и указывать склонение имен существительных, число, падеж, используя известную форму сокращения.

 

- определять, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.

Организация образовательного пространства

Межпредметные связи

Ресурсы

Формы работы

Литературное чтение

Тема – М.Твен «Том Сойер и Гекльберри Финн»

 

Информационный материал

Иванов С.В. учебник "Русский язык" 4 класс (1 часть)

С.В. Иванов «Комментарии к урокам».

Демонстрационный материал

Карточки с названиями терминов и понятий.

Раздаточный материал        

Карточки с диагностическими заданиями.

Интерактивный материал

Электронная презентация.

АИС «Знак»

фронтальная

индивидуальная –

парная -

групповая -

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

I этап. Самоопределение к деятельности

Цели деятельности

Ситуативное задание

• Мотивировать учащихся к изучению темы.

• Стимулировать эмоционально-ценностное отношение к проблеме Ани.

Слайд 2  

На каникулах Аня была у дедушки, где гостил ее двоюродный брат Ваня.Накануне отъезда Аня приболела и решила попросить Ваню о помощи.Она села писать записку брату:

«Ваня, ты можеш? мне помоч? ? Возьми, пожалуйста,  у дедушки ключ?, сходи в гараж? и принеси мой багаж?. Когда придеш?, позвони! Спасибо. Аня.»

При написании записки у девочки возникла проблема : она не знала, пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах.

Можете ли Вы помочь Ане?

Учащиеся высказывают разные версии, но дискуссия показывает, что они пока не имеют определенных знаний и умений убедительно представлять свою позицию.                                                                                                                                                                                                                                                                                                                        

Есть ли у Вас желание научится писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

Личностные умения:

- проявлять интерес к изучению темы и желание помочь Ане.

 

II этап. Учебно-познавательная деятельность

Цели деятельности

Учебные задания

на «знание» (З), «понимание» (П), «умение» (У)

Результат

деятельности

Блок А. Написание мягкого знака после шипящих у существительных 1,2,3 склонения и в краткой форме прилагательных.

Цели:

• Актуализировать знания о существительном, прилагательном.

• Актуализировать умение:

- раскрывать значение выражения «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж»  и использовать их в активном словаре;

- определять  существительные  1 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  2 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  3 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять краткую форму прилагательного  и обосновывать своё мнение;

- определять пишется ли мягкий знак после шипящих у существительных и прилагательных  и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Задание 1 (З)  Слайд 3

Назовите значение выражения  «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж».

Какие существительные относятся к первому склонению, ко второму, к третьему.

Как изменяются существительные

Задание 2 (П)  

Можно ли утверждать, что у сущ. 1 скл. во мн.ч. в р.п. на конце после шипящих пишется мягкий знак. Обоснуйте свой ответ.

Задание 3 (У)             с  взаимопроверкой  Слайд 4

Поставьте существительные в форму множественного числа родительного падежа.

лужа -

туча -

роща -

задача -

удача -

встреча -

крыша -

Задание 4 (П)          Слайд 5

Верно ли, что у существительных второго склонения на конце пишется мягкий знак.

Задание 5  (У)           с взаимопроверкой  Слайд 6

Допиши существительные 2 склонения.

Весной в лесу расцвел душистый ландыш.

Ранним утром в окно заглянул солнечный луч .

Том Сойер и Гекльберри Финн построили из веток замечательный  шалаш .

На детской площадке гулял счастливый малыш .

Задание 6 (П)

Можно ли утверждать, что у существительных 3 склонения на конце после шипящих не пишется мягкий знак.

Задание 7 (У) Слайд 7,8

Из данных слов выпиши существительные 3 склонения.

Кирпич, тишь, глушь, дочь, калач, камыш, речь, плащ, печь, мышь, кумач.

Задание 8 (З)

Назови значение выражения «краткая форма прилагательного»

Задание 9 (П)

Правда ли, что в краткой форме прилагательного на конце после шипящих пишется мягкий знак.

Задание 10 (У) Слайд 9,10

Образуй краткую форму прилагательных.

могучий -

пахучий -

пригожий -

хороший -

свежий -

Диагностическое задание.  Слайд 12,13

Запишите слова, дописывая или не дописывая мягкий знак.

У рощ?, карандаш?, удач?, ноч?, луч?, без туч?, колюч?, могуч?, кирпич?, вещ?, товарищ?, свеж?.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражения «имя существительное», «имя прилагательное», «склонение», «число», «падеж»  и использовать их в активном словаре;

- определять  существительные  1 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  2 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять  существительные  3 склонения и обосновывать своё мнение;

- определять краткую форму прилагательного  и обосновывать своё мнение;

- определять пишется ли мягкий знак после шипящих у существительных и прилагательных  и обосновывать своё мнение;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины;

- согласовывать позиции и находить общее решение.

Предметные умения:

- рассказывать о написании мягкого знака после шипящих у существительных 1,2,3 скл. и в краткой форме прилагательных.

-писать мягкий знак  после шипящих у существительных 1,2,3 скл. и в краткой форме прилагательных.

Блок Б. Мягкий знак после шипящих в глаголах

Цели:

• Актуализировать знания:

- о глаголе;

- о глаголе, выражающем совет, просьбу, приказ;

- о начальной форме глагола;

- о личных формах глагола.

• Актуализировать умения:

- определять формы глаголов;

- определять, пишется ли мягкий знак после шипящих;

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- согласовывать свое мнение с партнером для принятия общего решения в рамках учебного диалога.

Задание 1 (З)  

Назовите значение выражения «глагол», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ»,«начальная форма глагола», «личные формы».

Задание 2 (П)  Слайд 14,15

Определите, какой частью речи являются выделенные слова

За двумя зайцами погонишься,

ни одного не поймаешь.

Тише едешь – дальше будешь.

Без теста пирога не испечёшь.

Важно беречь платье снову, а честь смолоду.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

Сделайте вывод о написании мягкого знака после шипящих в глаголах.

Задание 3 (П)

Можно утверждать, что не во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак.

Задание 4 (У)         с взаимопроверкой  Слайды 16,17

Учебник стр. 94 № 1

Начальная форма  

беречь

испечь

помочь

стричься

прилечь

2л. ед.ч

идешь

учишь

говоришь

сидишь

кричишь

Повелительное наклонение

не плачь

съешь

поешь

отрежь

намажь

Задание 5 (У)         

Обязательно ли определять форму глагола для того, чтобы узнать пишется ли мягкий знак после шипящих в глаголах. Обоснуй свой ответ.

Задание 6  (З)         

Объясни значение выражения «глагол второго лица единственного числа»

Задание (П)

Объясни разницу между глаголами пишу-пишешь-пишет, думаю-думаем-думаешь

Задание 7 (У)          Слайды 20,21

Запиши данные глаголы в форме 2л. ед.ч.

Молчу –

Живу –

Бегу –

Веду –

Отнесу –

Сплету –

Налью –

Заберу –

Даю –

Пью –

Встаю –

Беру -

Диагностическое задание   Слайд 22,23

Выпиши только глаголы :

Горяч, удач, прячься, туч, чертеж, вещь, помощь, мяч, могуч, листаешь, съешьте, похож, обруч, кирпич, забываешь, трубач, полночь, дочь, калач, брошь, пахуч, испечь, пишешь, отвечаешь, пейзаж, готовишься, беречь.

Познавательные умения:

- раскрывать значение выражений «глагол», «глаголы, выражающие совет, просьбу, приказ»,«начальная форма глагола», «личные формы».

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

- определять начальную форму глагола, форму 2л. ед.ч., повелительное наклонение

- писать мягкий знак после шипящих в глаголах.

Блок В. Работа над орфограммой «Мягкий знак после шипящих»

Цели:

• Актуализировать знания об имени существительном, имени  прилагательном , глаголе, краткой форме прилагательных, существительных 1,2,3 скл. и обосновывать свое мнение;

-актуализировать знания о написании мягкого знака после шипящих.

• Актуализировать умение

писать мягкий знак после шипящих

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку;

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины;

- планировать  свои действия в соответствии с целью.

Задание 1 (З)

Назови значение выражений

«имя прилагательное», «имя существительное», «глагол»», «краткая форма прилагательных», «существительные 1,2,3 скл.».        

Задание 2 (П)

Можно ли утверждать, что для написания мягкого знака после шипящих не надо определять часть речи.

Задание 3 (У)           Слайд 24-27

Составьте алгоритм написания мягкого знака после шипящих.

           Определяю часть речи

           1. существительное

1 скл.,2 скл.                 3 скл.

НЕ пишу Ь                    Пишу Ь    

               2. краткая форма прилагательного

                 НЕ пишу Ь

           3. глагол    

                  Пишу Ь            

Диагностические  задания  Слайд 28-31

Определи лишнее слово:

  • Дочь, карандаш, мышь, вещь.
  • Малыш, свеж, хорош, пахуч.
  • Нет луж, нет крыш, спелая рожь, нет туч.
  • Беречь, дремуч, приедешь, назначь.

Запиши слова по группам, дописывая иди не дописывая мягкий знак:

Ноч?, луч?, береч?, кирпич?, карандаш?, знаеш?, чертиш?, заплач?, без туч?, колюч?, отреж?те, хорош?, вещ?, дремлеш?, могуч?, сидиш?, съеш?, товарищ? помощ?, помоч?, зажеч?

Познавательные умения:

- раскрывать значения выражений «имя существительное», «имя прилагательное», «глагол», «краткая форма прилагательных», «существительные 1,2,3 скл.» и обосновывать свое мнение.

Регулятивные умения:

- выполнять учебное задание в соответствии с целью;

- выполнять взаимопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать высказывание в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

- определять склонение существительных;

- рассказывать о написании мягкого знака после шипящих

- писать мягкий знак после шипящих.

Блок Г. Диагностика качества освоения темы

Цели:

установить степень усвоения темы:

- писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах, у существительных 3 склонения;

- проверять выполнение задания и вносить корректировку;

- планировать свои действия в соответствии с целью.

Выполнение тестовых заданий в АИС «ЗНАК» (См. Приложение 1, 2)

Регулятивные умения:

- проверять выполнение задания и вносить корректировку;

- планировать свои действия в соответствии с целью.

Предметные умения:

-рассказывать правила написания мягкого знака

после шипящих во всех глагольных формах;

- писать мягкий знак после шипящих у существительных 3 склонения;

- писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах.

III этап. Интеллектуально-преобразовательная деятельность

Цели деятельности

Варианты заданий

Результат деятельности

• Стимулировать интерес к изучению темы и желание помочь Ане.

• Научить:

- ориентироваться в разных вариантах выполнения задания;

- использовать приобретенные знания для выполнения ситуативного задания;

- планировать своё действие в соответствии с учебным заданием;

- выполнять самопроверку и корректировку учебного задания;

- представлять результат своей деятельности.

Этап интеллектуально-преобразовательной деятельности включает:

  • выбор варианта задания (информативный, импровизационный, эвристический);
  • выбор способа деятельности (индивидуальный или коллективный);
  • самоорганизацию по выполнению задания:

- планирование деятельности;

- выполнение задания;

- представление результатов деятельности.

Информативный вариант Слайд 32

Помогите Ане написать записку, используя образец, предложенный учителем:

«Ваня, ты можешь мне помочь? Возьми, пожалуйста,  у дедушки ключ, сходи в гараж и принеси мой багаж. Когда придешь, позвони! Спасибо. Аня.»

Импровизационный вариант  

Восстанови записку Ани, вставляя пропущенные слова с шипящим на конце.

«Ваня, ты …  мне … ? Возьми, пожалуйста,  у дедушки … , сходи в … и принеси мой … . Когда … , позвони!  Спасибо.  Аня.»

Эвристический вариант  

Эвристический вариант

Составь и напиши записку кому-либо (маме, бабушке, другу, подруге), используя слова с шипящими на конце.

Личностные умения: 

- проявлять интерес к изучению темы;

- проявлять желание помочь Ане.

Познавательные умения:

- выбирать вариант выполнения задания;

- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять учебные действия в соответствии с планом.

Коммуникативные умения:

- адекватно использовать речевые средства для представления результата деятельности.

Предметные умения:

- писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах.

IV этап. Рефлексивная деятельность

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка ученика

Результат деятельности

Научить учащихся:

• соотносить полученный результат с поставленной целью;

• оценивать результат учебной деятельности.

I. Самоанализ  Слайд 33

Закончите предложения:

1        Мне важно уметь писать мягкий знак после шипящих на конце глагола, для того чтобы …

2        На уроке русского языка по теме : «Мягкий знак после шипящих в глаголах» я узнал(а) …,  я научился(лась) ________________________

__________________________________________.

II. Самооценка  

Закончите предложения :

Я …………………………………(очень,не очень) доволен(льна) своей работой на уроке, так как помог(ла) Ане написать записку Ване…………………..

………………..(самостоятельно, с помощью), потому что выполнил(а) работу…………………………………………

…(правильно, неправильно).

Личностные умения:

- проявлять осознание собственной успешности при изучении темы.

Регулятивные умения:

- соотносить поставленную цель и полученный результат деятельности;

- оценивать результат собственной деятельности.

Цели деятельности

Самоанализ и самооценка учителя

Результат  деятельности

Цели темы:

Сформировать  умение писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах;

Ввести правило написания мягкого знака после шипящих во всех глагольных формах;

Научить использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности.

Ключевые умения

Личностные умения:

- проявлять желание помочь Ане.

Познавательные умения:

- использовать приобретенные знания при выполнении ситуативного задания.

Регулятивные умения:

- выполнять взаимопроверку  и самопроверку учебного задания и вносить корректировку.

Коммуникативные умения:

- формулировать понятные высказывания в рамках учебного диалога, используя известные термины.

Предметные умения:

 -  писать мягкий знак после шипящих во всех глагольных формах;

 

*Заполняется учителем по окончании изучения темы.


Приложение 1

Пример теста в АИС «Знак»

Мягкий знак после шипящих (#246780)

Задание A1 (#246707)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь верное высказывание

Варианты:

1)

У существительных 3 склонения после шипящих пишется мягкий знак

2)

Во всех глагольных формах после шипящих пишется мягкий знак

3)

У существительных 2 склонения после шипящих пишется мягкий знак

4)

В краткой форме прилагательных после шипящих пишется мягкий знак

5)

У существительных 1 склонения во множественном числе в родительном падеже после шипящих не пишется мягкий знак

Задание A2 (#246713)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь все слова с мягким знаком на конце

Варианты:

1)

богач...

2)

нет дач...

3)

реч...

4)

пахуч...

5)

живеш...

Задание A3 (#246719)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь все слова, в которых нет мягкого знака

Варианты:

1)

похож...

2)

вещ...

3)

пейзаж...

4)

нет рощ...

5)

отреж...

Задание A4 (#246731)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь слова, в которых допущена ошибка

Варианты:

1)

стрич

2)

колюч

3)

без туч

4)

могуч

5)

заплач

Задание A5 (#246762)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь только глаголы

Варианты:

1)

стоишь

2)

помощь

3)

поешь

4)

брошь

5)

испечь

Задание A6 (#246774)

Уровень: 1    Вид: практика    Класс: 4

Отметь слова, на конце которых нужно писать мягкий знак

Варианты:

1)

кирпич...

2)

не плач...

3)

прилеч...

4)

могуч..

5)

ноч...


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Мягкий знак после шипящих в глаголах и существительных"

закрепить правила правописания мягкого знака после шипящих в     глаголах и существительных; развивать внимание, наблюдательность , речь учащихся; воспитывать чувства коллект...

Технологическая карта урока «Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных».

Урок способствует воспитанию интереса к предмету, умению аргументированно доказывать свою точку зрения, формирует коммуникативные навыки, навыки контроля, взаимоконтроля, самоконтроля....

Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина  на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского ...

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ

Тема урока: «Правописание мягкого знака после шипящих на конце имён существительных.»Тип урока: открытие новых знаний....

План-конспект урока. МЯГКИЙ ЗНАК ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ НА КОНЦЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Тема урока: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»...

Конспект урока "Мягкий знак после шипящих в глаголах"

Конспект урока русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих в глаголах". УМК "Начальная школа XXI века", автор С. В. Иванов....