Конспект урока "Правописание И после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме
1) Совершенствовать навыки правописания И после шипящих, повышать орфографическую зоркость;
d>2. Дать учащимся возможность для самовыражения, развивать их творческие способности.d>3. Формировать навыки общения, развивать коммуникативные способности детей.4. Воспитывать любовь к чтению, любознательность, расширять кругозор, развивать чувство прекрасного.d>d>
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russogo_yazyka.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Правописание И после шипящих.
Цели:
- Совершенствовать навыки правописания И после шипящих, повышать орфографическую зоркость;
- Развивать фонематический слух, мыслительные процессы, самостоятельные умения;
- Воспитывать культуру общения, познавательный интерес, активность.
Оборудование: схемы-человечки [ж], [ш], перфокарты, иллюстрации, магнитофон.
Ход урока.
- Организационный момент.
Приветствие, улыбнулись, подарили свои улыбки. Учитель читает стихотворение:
Долгожданный дан звонок,
Начинается урок.
Внимание, девочки!
Внимание, мальчики!
Всё ль на месте?
Все ль в порядке?
Ручки, книжки и тетрадки?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Начинается урок,
Он пойдет ребятам впрок.
- Подготовка учащихся к уроку.
- Сегодня мы отправляемся в познавательное путешествие на транспорте. А на каком, вы узнаете, отгадав загадку:
Братцы в гости снарядились,
Друг за друга уцепились,
И помчались в путь далёк,
Лишь оставили гудок.
(Поезд)
- Итак, все заняли свои места в вагонах, проведём инструктаж по правилам поведения во время путешествия. Обратите внимание на знаки, что они обозначают? (показ знаков)
1 знак – нельзя выкрикивать с места;
2 знак – нельзя подсказывать;
3 знак – поднимать руку при ответе;
4 знак – работать дружно.
- Взяли сигнальную карточку и показали свою готовность. Загорелся зеленый свет, и мы отправляемся.
Звучит музыка «Голубой вагон».
- Чистописание.
- Наша первая остановка «Чистюлькина». Взяли ручку и запишем какие буквы?
ж ш и ы
- Какие звуки имеют эти буквы? Чем они похожи? (согласные, твердые парные). Чем они отличаются?
ж – носит колокольчик, звонкий.
ш – носит цилиндр, глухой.
На доску прикрепляются схемы-человечки.
- Чем похожи и и ы? (гласные)
- Чем они отличаются? (и – придает согласному мягкость, ы – придает твердость).
- Читаем слова на второй строке? Кто это?
- Выполним транскрипцию слова жираф.
жира'ф [ж ы р а ф]- 2 сл., 5 б., 5 зв.
- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием на этой станции.
- Словарная работа.
- Следующая станция носит название «Проверяйкино». Здесь мы проверим знание словарных слов. Я показываю вам иллюстрацию, вы самостоятельно записываете слово, подчеркиваете безударную гласную, ставите ударение.
В это время 8 учащихся работают самостоятельно по перфокартам.
Показ иллюстраций и запись словарных слов:
Корова, медведь, петух, собака, лисица – животные.
Взаимопроверка. Проверка по карточкам, которые вывешены на магнитной доске.
- Скажите, какое слово «лишнее»? Почему? (петух)
- На какие 2 группы можно разделить оставшиеся слова? (домашние и дикие).
- К какой общей группе можно отнести эти слова? (животные)
- Поставили тире и давайте запишем новое словарное слово – животные.
- Какую гласную букву мы напишем после шипящей [ж]?
- Вы знаете, почему именно букву [и ] мы пишем, ведь слышим другой звук – [ы]?
- Совместное целеполагание.
- Обратите внимание на чистописание. Мы уже столкнулись со словом «жираф». Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?
- Сегодня мы с вами будем отрабатывать правописание буквы и после шипящих.
- Грамматическая сказка.
- Мы на станции «Рассказово».
Сказка ложь, да в ней намек –
Добрым молодцам урок!
-Послушайте сказку о том, «Как поссорились шипящие с буквой ы».
Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалеку гласные И, Ы. жили очень дружно. Решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, гласные побежали прятаться. Сидят тихо, ждут, когда будут их искать. Шипящие хорошо ищут, шуршат, жужжат кругом – нашли первой букву И. А вот Ы искали-искали, с ног сбились. До вечера проискали, но так и не нашли. Уставшие, проходят мимо дома соседнего и видят: буква Ы сидит и чай пьет с сыром. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ.
- Прослушав сказку, какой сделаем вывод?
Дети говорят хором:
Сочетание жи и ши
Только с буквой и пиши!
- Физкультминутка «Муха». Звучит музыка, дети имитируют движения: хлопают в ладоши с поворотами туловища.
- Упражнение в правописании буквы И после шипящих.
- Мы не заметили, как наш поезд прибыл на станцию «Упражнялкино».
Ж и Ш – родных два братца,
Ты сумей-ка, разобраться!
С Ы иль с И они дружны?
Думай, а потом пиши!
- Посмотрите и прочитайте слова на доске:
нож – ножи мышь - мыши
чиж – камыш -
этаж – малыш -
морж – карандаш -
- В каком числе стоят эти слова? (В единственном)
- Подумайте, как можно образовать слова с сочетаниями жи и ши? (надо поставить их во множественное число).
- Записываем слова с комментированием, выделяя орфограмму.
- Игра «Слова играют в прятки»
- Перед нами новая станция под названием «Загадкино».
Есть одна игра для вас,
Я прочту стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте.
- Я читаю стихотворение, вы отгадываете хором, а слова записывайте самостоятельно, обозначив орфограмму.
- Вяжет мама длинный шарф,
Потому что сын … (жираф).
- Два березовых коня
Через лес несут меня.
Кони эти рыжи
А зовут их … (лыжи)
- Добродушен, деловит,
Весь иголками покрыт.
Слышишь топот шустрых ножек?
Это наш приятель… (ёжик).
- Пьет бензин, как молоко,
Может бегать далеко,
Возит грузы и людей.
Ты знаком, конечно, с ней…(машина).
- Белая звездочка с неба упала,
Мне на ладошку легла –
И пропала… (снежинка).
- И бежит Айболит к бегемотам,
И хлопает их по …. (животикам).
- Белые горошки
На зеленых ножках. (ландыши).
- Физкультминутка.
Потрудились очень много
Скоро нам опять в дорогу.
Побываем тут и там,
Поглядим по сторонам.
Нам навстречу скачет зайка.
В небе кружат птицы.
Но пора вернуться в поезд,
Чтобы возвратиться.
- Запись предложения под диктовку.
Душистые ландыши нашли наши малыши.
Задание: найти орфограмму жи-ши, найти и подчеркнуть основу предложения, составить схему.
- Составление деформированных предложений (пословиц) по группам.
- Мы прибыли на станцию «Собиралкино». Вам нужно разложить карточки так, чтобы получились пословицы.
Пословица, тебя мы знаем,
Но не такою ты была.
Неужто кто-то постарался
И перепутал все слова?
Работа в группах. Дети собирают пословицы:
1 ряд – Жизнь дана на добрые дела.
2 ряд – Жить – Родине служить.
3 ряд – Поспешишь – людей насмешишь.
Проверка у доски. Дети по очереди прикрепляют карточки, хором читают пословицу, находят слова, в которых пишутся сочетания жи-ши.
- Итог урока.
- Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось? Какова была тема нашего урока?
- Чему же вы научились?
- Посмотрите, перед вами две таблицы:
- Внимательно прочитайте и сделайте вывод при помощи сигнальной карточки (красный - зеленый).
Каким правилом будем пользоваться при письме:
Сочетание жи и ши
Только с буквой и пиши!
- Домашнее задание: подберите и запишите 5 слов с сочетаниями жи и ши, которых не было у нас на уроке. Кто любит сочинять сказки – сочините свою версию сказки «Почему жи и ши пишутся с буквой и».
- Рефлексия.
На доске круг из 4-х цветов: красное, желтое, зеленое, фиолетовое. У каждого ребенка по 4 сердечка.
- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красное сердечко и прикрепите его на красную часть круга;
- если вы работали хорошо, возьмите желтое сердечко и прикрепите егона желтую часть круга;
- если на уроке вы затруднялись, возьмите зеленое сердечко;
- если вам было не интересно, прикрепите фиолетовое сердечко.
- Спасибо за урок!
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 16»
Русский язык
Правописание буквы И
после шипящих Ж и Ш
(1 класс)
Абросимова
Светлана Александровна
г. Губкин
2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.
Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....
Конспект урока "Гласные после шипящих"
Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая: Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, ...
Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"
Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...
Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.
З класс Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.Дидактическая це...
Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.
Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.Задачи:учить применять теоретические знания на практике;повторить звукобук...
«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».
Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...