Конспект урока "Правописание И после шипящих"
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) по теме

Абросимова Светлана Александровна

1)    Совершенствовать навыки правописания И после шипящих, повышать орфографическую зоркость; 

d>2.     Дать учащимся возможность для самовыражения, развивать их  творческие способности.d>3.      Формировать навыки общения, развивать коммуникативные способности детей.4.     Воспитывать любовь к чтению, любознательность, расширять кругозор, развивать чувство прекрасного.

d>d>

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russogo_yazyka.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Правописание И после шипящих.

Цели:

  1. Совершенствовать навыки правописания И после шипящих, повышать орфографическую зоркость;
  2. Развивать фонематический слух, мыслительные процессы, самостоятельные умения;
  3. Воспитывать культуру общения, познавательный интерес, активность.

Оборудование: схемы-человечки [ж], [ш], перфокарты, иллюстрации, магнитофон.

Ход урока.

  1. Организационный момент.  

Приветствие, улыбнулись, подарили свои улыбки. Учитель читает стихотворение:

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок.

Внимание, девочки!

Внимание, мальчики!

Всё ль на месте?

Все ль в порядке?

Ручки, книжки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок.

  1. Подготовка учащихся к уроку.

- Сегодня мы отправляемся в познавательное путешествие на транспорте. А на каком, вы узнаете, отгадав загадку:

Братцы в гости снарядились,

Друг за друга уцепились,

И помчались в путь далёк,

Лишь оставили гудок.

                                    (Поезд)

- Итак, все заняли  свои места в вагонах, проведём инструктаж по правилам поведения во время путешествия. Обратите внимание на  знаки, что они обозначают? (показ знаков)

1 знак – нельзя выкрикивать с места;

2 знак – нельзя подсказывать;

3 знак – поднимать руку при ответе;

4 знак – работать дружно.

- Взяли сигнальную карточку и показали свою готовность. Загорелся зеленый свет, и мы отправляемся.

Звучит музыка «Голубой вагон».

  1. Чистописание.

- Наша первая остановка «Чистюлькина». Взяли ручку и запишем какие буквы?

ж    ш                              и  ы

- Какие звуки имеют эти буквы? Чем они похожи? (согласные, твердые парные). Чем они отличаются?

ж – носит колокольчик, звонкий.

ш – носит цилиндр, глухой.

На доску прикрепляются схемы-человечки.

- Чем похожи и и ы? (гласные)

- Чем они отличаются? (и – придает согласному мягкость, ы – придает твердость).

- Читаем слова на второй строке? Кто это?

- Выполним транскрипцию слова жираф.

жира'ф  [ж ы р а ф]- 2 сл., 5 б., 5 зв.

- Молодцы! Вы хорошо справились с заданием на этой станции.

  1. Словарная работа.

- Следующая станция носит название «Проверяйкино». Здесь мы проверим знание словарных слов. Я показываю вам иллюстрацию, вы самостоятельно записываете слово, подчеркиваете безударную гласную, ставите ударение.

В это время  8 учащихся работают самостоятельно по перфокартам.

Показ иллюстраций и запись словарных слов:

Корова, медведь, петух, собака, лисица – животные.

 Взаимопроверка. Проверка по карточкам, которые вывешены на магнитной доске.

- Скажите, какое слово «лишнее»? Почему? (петух)

- На какие 2 группы можно разделить оставшиеся слова? (домашние и дикие).

- К какой общей группе можно отнести эти слова? (животные)

- Поставили тире и давайте запишем новое словарное слово – животные.

- Какую гласную букву мы напишем после шипящей [ж]?

- Вы знаете, почему именно букву [и ] мы пишем, ведь слышим другой звук – [ы]?

  1. Совместное целеполагание.

- Обратите внимание на чистописание. Мы уже столкнулись со словом «жираф». Как вы думаете, какова будет тема нашего урока?

- Сегодня мы с вами будем отрабатывать правописание буквы и после шипящих.

  1. Грамматическая сказка.

- Мы на станции «Рассказово».

Сказка ложь, да в ней намек –

Добрым молодцам урок!

-Послушайте сказку о том,  «Как поссорились шипящие с буквой ы».

Жили-были на свете шипящие Ж и Ш, а неподалеку гласные И, Ы. жили очень дружно. Решили они поиграть в прятки. Выпало водить шипящим, гласные побежали прятаться. Сидят тихо, ждут, когда будут их искать. Шипящие хорошо ищут, шуршат, жужжат кругом – нашли первой букву И.  А вот Ы искали-искали, с ног сбились. До вечера проискали, но так и не нашли. Уставшие, проходят мимо дома соседнего и видят: буква Ы сидит и чай пьет с сыром. Обиделись шипящие – с тех пор у них и дружба врозь. Никогда не стоят они вместе, а только так: ЖИ-ШИ.

-  Прослушав сказку, какой сделаем вывод?

Дети говорят хором:

Сочетание жи и ши

Только с буквой и пиши!

  1. Физкультминутка «Муха». Звучит музыка, дети имитируют движения: хлопают в ладоши с поворотами туловища.

  1. Упражнение в правописании буквы И после шипящих.

- Мы не заметили, как наш поезд прибыл на станцию «Упражнялкино».

Ж и Ш – родных два братца,

Ты сумей-ка, разобраться!

С Ы иль с И они дружны?

Думай, а потом пиши!

- Посмотрите и прочитайте слова на доске:

нож – ножи                         мышь - мыши

чиж –                                   камыш -

этаж –                                малыш -

морж –                                карандаш -

- В каком числе стоят эти слова? (В единственном)

- Подумайте, как можно образовать слова с сочетаниями жи и ши? (надо поставить их во множественное число).

- Записываем слова с комментированием, выделяя орфограмму.

  1. Игра «Слова играют в прятки»

- Перед нами новая станция под названием «Загадкино».

Есть одна игра для вас,

Я прочту стихи сейчас.

Я начну, а вы кончайте,

Хором, дружно отвечайте.

- Я читаю стихотворение, вы отгадываете хором, а слова записывайте самостоятельно, обозначив орфограмму.

  1. Вяжет мама длинный шарф,

Потому что сын … (жираф).

 

  1. Два березовых коня

Через лес несут меня.

Кони эти рыжи

А зовут их … (лыжи)

  1. Добродушен, деловит,

Весь иголками покрыт.

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель… (ёжик).

  1. Пьет бензин, как молоко,

Может бегать далеко,

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней…(машина).

  1. Белая звездочка с неба упала,

Мне на ладошку легла –

И пропала… (снежинка).

  1. И бежит Айболит к бегемотам,

И хлопает их по …. (животикам).

  1. Белые горошки

На зеленых ножках. (ландыши).

  1. Физкультминутка.

Потрудились очень много

Скоро нам опять в дорогу.

Побываем тут и там,

Поглядим по сторонам.

Нам навстречу скачет зайка.

В небе кружат птицы.

Но пора вернуться в поезд,

Чтобы возвратиться.

  1. Запись предложения под диктовку.

Душистые ландыши нашли наши малыши.

Задание: найти орфограмму жи-ши, найти и подчеркнуть основу предложения, составить схему.

  1. Составление деформированных предложений (пословиц) по группам.

- Мы прибыли на станцию «Собиралкино». Вам нужно разложить карточки так, чтобы получились пословицы.

Пословица, тебя мы знаем,

Но не такою ты была.

Неужто кто-то постарался

И перепутал все слова?

Работа в группах. Дети собирают пословицы:

1 ряд – Жизнь дана на добрые дела.

2 ряд – Жить – Родине служить.

3 ряд – Поспешишь – людей насмешишь.

Проверка у доски. Дети по очереди прикрепляют карточки, хором читают пословицу, находят слова, в которых пишутся сочетания жи-ши.

  1. Итог урока.

- Вот и закончилось наше путешествие. Вам оно понравилось? Какова была тема нашего урока?

- Чему же вы научились?

- Посмотрите, перед вами две таблицы:

        

- Внимательно прочитайте и сделайте вывод при помощи сигнальной карточки (красный - зеленый).

Каким правилом будем пользоваться при письме:

Сочетание жи и ши

Только с буквой и пиши!

  1. Домашнее задание: подберите и запишите 5 слов с сочетаниями жи и ши, которых не было у нас на уроке. Кто любит сочинять сказки – сочините свою версию сказки «Почему жи и ши пишутся с буквой и».

  1. Рефлексия.

На доске круг из 4-х цветов: красное, желтое, зеленое, фиолетовое. У каждого ребенка по 4 сердечка.

- если вы считаете, что работали активно, то возьмите красное сердечко и прикрепите его на красную часть круга;

- если вы работали хорошо, возьмите желтое сердечко и прикрепите егона желтую часть круга;

- если на уроке вы затруднялись, возьмите зеленое сердечко;

- если вам было не интересно, прикрепите фиолетовое сердечко.

- Спасибо за урок!

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа № 16»

Русский язык

Правописание буквы И

после шипящих Ж и Ш

(1 класс)

                                                                       Абросимова

Светлана Александровна

г. Губкин

2007 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Упражнения в написании букв у, и, а после шипящих" Кокина Н.В.

Данный урок разработан в технологии деятельностного метода. На уроке присутствуют работа в парах, группах. В урок включены активные методы обучения. Урок формирует основные УУД....

Конспект урока "Гласные после шипящих"

Цели урока:Коррекционно-образовательная: Закрепить на практике умение применять изученное правило на письме, Коррекционно-развивающая:  Развивать общую и мелкую моторику, артикуляцию, ...

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных"

Конспект урока по русскому языку "Правописание Ь после шипящих на конце имён существительных". 4 класс. (Р.Н. Бунеев)...

Конспект урока. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после шипящих.

З класс Тема. Правописание ь в конце имен существительных (в начальной форме) после  шипящих.Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.Дидактическая це...

Наблюдение за работой гласных при чтении шипящих согласных. Правописание гласных а, у, и после шипящих.

Цель: закрепление знаний правописание гласной и после шипящих ж, ш;развитие умения писать слова с изучаемой орфограммой.Задачи:учить применять теоретические знания на практике;повторить  звукобук...

«Мягкий знак на конце имён существительных после шипящих. Сопоставление написания имён существительных женского и мужского рода, оканчивающихся шипящими».

Предмет: русский язык УМК: ПерспективаУчитель: Ильинова О.А. Класс: 3 «В» класс МБОУ СОШ №22Дата: 24.01.2019 Тип урока: урок открытия новых знаний.Тема: «Мягкий знак на конце им...