Конспект урока "Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Стрельчук Елена Сергеевна

Технологическая карта урока для 3 класса по учебнику В.В. Репкина (программа Эльконина-Давыдова"

Презентация к уроку.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Стрельчук Елена Сергеевна

учитель начальных классов МОУ «Академический лицей»

г.Петрозаводск

Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-м классе

на тему «Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы»

Учитель

Стрельчук Елена Сергеевна

Предмет

Русский язык

Класс

3класс

Программа

Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова

Учебник

В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В.Чеботкова. Часть 1- Москва: Издательство «ВИТА-ПРЕСС»,2011

Раздел

Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям.

Тема

Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы.

Тип урока

Урок «открытия» нового знания.

Цель

Формирование представления о правописании Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы.

Задачи

Образовательные:

- углубить знания учащихся о роли Ь в словах;

- закрепить умения определять род имен существительных;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах.

Формировать УУД:

- Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование в отношении ученик-учитель и ученик-ученик, формировать умение самостоятельно организовывать и планировать деятельность

-  Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по  коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки.

- Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения  и следовать им.

- Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в виде текста, наблюдать и делать  самостоятельные  выводы.

Планируемый результат

Предметные:

Уметь писать слова с Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы.

Личностные:
Уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.

Метапредметные:

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других;  оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;  преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД).

Основные понятия

Часть речи, имя существительное, род, число.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В.Чеботкова. Часть 1- Москва: Издательство «ВИТА-ПРЕСС»,2011

- карточки с заданиями

- презентация к уроку и использование интерактивной доски Active Board

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа

Технология проведения

Виды деятельности

Деятельность

учителя

Деятельность

учеников

Планируемые УУД

1.Мотивация к учебной  деятельности. (2 мин)

Цель: подготовиться к продуктивной работе, позитивный настрой на урок, организовать планирование учебной деятельности на уроке, создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточнить тип урока

Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности.

Фронтальная работа

 Слайды 1, 2

Приветственное слово учителя.  

Давайте проверим вашу готовность к уроку.

- Сегодня нас ждёт много нового и пока еще для Вас неизвестного.

- Что нам может помочь в нашей работе?

- То, что мы уже знаем и умеем.

Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

2. Актуализация знаний.

 (3 мин)

Цель: осмыслить, осознать уровень знаний по данной теме.

Индивидуальная работа (ученик у доски)

Фронтальная работа.

При помощи знаков + и – отвечают на вопросы.

Слайд 3 «Шипящие звуки»

Ученик у доски выполняет задание: вставить пропущенные орфограммы (карточка 1)

- Пока выполняется работа у доски, мы с вами поработаем вместе.

- Сейчас вы услышите несколько высказываний. Если  вы с ними согласны, покажите +. Если не согласны, то -.

1) Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие?

2) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода.

3) Женский род определяем с помощью слова «она».

4) Имя существительное обозначает действие предмета.

- Что мы успели повторить, ответив на эти вопросы?

- Давайте проверим работу у доски. Если вы согласны  « +», если не согласны «-». Итак, что же общего в этих словах?

- А что еще встречается во всех этих словах?

- Давайте вспомним все шипящие звуки (на экране появляются буквы шипящих звуков).

- Жизнь, чаща, шило, часы, ёжик.

  1. «-». Имя

существительное отвечает на вопросы: кто? что?

  1. «+»
  2. «+»
  3. «-». Имя

существительное обозначает предмет.

- Мы вспомнили признаки части речи (имя существительное)

- Орфограммы 1 класса: жи-ши, ча-ща.

- Во всех словах есть шипящие звуки.

- Ж, Ш, Ч, Щ.

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Умение применять на практике имеющиеся знания

Умение объяснить свой ответ. (Познавательные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме,

слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД).

3.Постановка проблемы. (5 мин)

Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. 

Фронтальная, работа в парах

Слайд 4 «Проверка задания»

- Хорошо, тогда вам не составит  труда выполнить следующее задание. Распределите слова в 2 столбика

(Карточка 2).

- Что объединяет все эти слова?

- По какому признаку вы их так распределили?

- Возникли ли трудности при выполнении этого задания?

- Давайте запишем это слово в 1 столбик.

- Тогда запишем во 2 столбик.

- 1 столбик: пальто, пень, долька.

- 2 столбик: семья, деревья.

- Во всех словах пишется Ь знак.

- 1 столбик: Ь знак показатель мягкости согласного звука.

- 2 столбик: Ь знак является разделительным.

- Мы не знаем, куда записать слово ночь.

- Звук [ч’] всегда мягкий, ему не нужен показатель мягкости.

- В слове нет звука [й’], значит разделительный мягкий знак не нужен.

Умение определять область известного и нового, неизвестного ранее. (Познавательные, Регулятивные УУД)

4. Формулирование темы урока, постановка цели (1  мин)

Цели:

- организовать формулирование темы урока учащимися;

- организовать постановку цели урока учащимися.

С помощью учителя формулируют цель урока. С помощью учителя ставят задачи урока.

 Какие знания мы сегодня получим?

Слайд 5

С какой проблемой мы столкнулись?

- Тема нашего сегодняшнего урока: «Буква Ь  после шипящих в конце слов, называющих предметы».

- Что же нам предстоит узнать?

- Мы не все знаем о работе Ь.

- Для чего еще нужен Ь?

- Нам предстоит узнать, какую работу выполняет Ь на конце слов после шипящих  в именах существительных.

Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД).

5. Изучение нового

 (12 мин)

Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог.

Метод наглядности, одностороннего представления учебного материала

Фронтальная работа

Слайд 6

Слайд 7

- Посмотрите на экран. Учитель попросил ребят распределить слова в 3 столбика. Вот что у них получилось (учащиеся читают слова на экране).

- Как вы думаете, по какому признаку ребята так разделили слова?

- А что за странные слова в 3 столбике: туч, рощ, дач? Когда мы используем такие формы слов? Назовите мне начальные формы этих слов.

- Составьте мне предложения с этими словами.

- А теперь посмотрите еще раз на эти 3 столбика. Можете ли вы сказать, когда я буду в именах существительных писать после шипящих Ь знак? И на что Ь знак мне указывает?

 - Давайте запишем эти слова в тетрадь.

- Давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник на с. 160 и прочитайте правило, которое нам рассказывает Дядюшка Ага (на экране дублируется правило).

- Вы были правы?

- В 1 столбике записаны слова мужского рода (луч, плащ, кирпич) во 2 столбике – женского рода (вещь, дочь, мышь).

- Когда предметов много. Туча, роща, дача.

- Варианты ребят.

- Ь после шипящих пишем только в словах женского рода единственного числа.

- Ь  нам указывает на род и число.

- Да.

Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД).

Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД).

 Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД)

6. Физминутка (2 мин)

Здоровье сберегающая

технология   

7. Закрепление  нового (15 мин)

Цель:

- организовать работу над  совершенствованием орфографического навыка

Групповая работа

Слайд 8

Фронтальная работа

Слайд 9

- Каждой группе я выдала слова, в которых на конце слова стоит знак вопроса. Вам необходимо построить алгоритм действий, которые необходимо сделать, чтобы понять, пишется Ь знак или нет

( Карточка 3 – слова одинаковые)

- Что же у вас получилось. Что я должна сделать, чтобы понять, нужно в слове нож писать Ь или нет?

 - Молодцы! Давайте запишем этот алгоритм в тетрадь и  проверим все слова в карточке.

- Чтобы закрепить наши знания, давайте выполним упражнение № 126 на с. 160. Почему слова написаны именно так?

- Обсуждение алгоритма действий.

  1. Нужно определить

род существительного.

  1. Затем определяем

число.

  1. Если это м.р. – Ь

не пишем. Если это ж.р. ед.ч. – Ь пишем. Если это ж.р. мн.ч. – Ь не пишем.

- Записывают алгоритм и слова с объяснением.

- Выполняют упражнение с объяснением.

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД).

Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД).

Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД)

Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД).

8 . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин)

Цели:

- зафиксировать новое содержание урока на доске;

- организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, знают. Организуется фиксирование содержания урока, рефлексия, самооценка учебной деятельности.

Слайд 10

- Какую цель ставили? Достигли цели?

- Оцените свою деятельность на уроке, используя наши цифры.

 - Вы молодцы! Спасибо за урок!

-Мы узнали о новой работе Ь. Узнали, когда пишется Ь  после шипящих на конце слов в именах существительных.

- Оценивают свою работу.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД).

Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Вы молодцы!!! У вас все получится!!!

Слайд 3

Буквы шипящих звуков. Ж - [ ж ] Ш - [ ш ] Ч - [ ч ’ ] Щ - [ щ ’ ] Что означают цвета?

Слайд 4

Распределите слова в 2 столбика Пальто, семья, пень, деревья, ночь, долька

Слайд 5

Тема урока: Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Цель урока: ???

Слайд 6

ЛУЧ ПЛАЩ КИРПИЧ ВЕШЬ ДОЧЬ МЫШЬ ТУЧ РОЩ ДАЧ ???

Слайд 8

Вставьте пропущенные орфограммы Нож_ , рож_ , дич_ , меч_ , крыш_ , луж_ . Алгоритм действий:

Слайд 9

уч . с. 160 Упр.№ 126

Слайд 10

Вы молодцы!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"

Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...

Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"

Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"....

технологическая карта «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова».

Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода....

конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).

Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...

Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Мягкий знак после шипящих в конце слов"

Урок-систематизирует и закреляет пройденный материал  по теме "Мягкий знак после шипящих в конце слов в разных частях речи".Урок построен в игровой форме. Испольуются разные виды работ....