Конспект урока "Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)
Технологическая карта урока для 3 класса по учебнику В.В. Репкина (программа Эльконина-Давыдова"
Презентация к уроку.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Стрельчук Елена Сергеевна
учитель начальных классов МОУ «Академический лицей»
г.Петрозаводск
Технологическая карта урока по учебному предмету «Русский язык» в 3-м классе
на тему «Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы»
Учитель | Стрельчук Елена Сергеевна |
Предмет | Русский язык |
Класс | 3класс |
Программа | Система развивающего обучения Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова |
Учебник | В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В.Чеботкова. Часть 1- Москва: Издательство «ВИТА-ПРЕСС»,2011 |
Раздел | Применение общего орфографического правила к падежным окончаниям. |
Тема | Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. |
Тип урока | Урок «открытия» нового знания. |
Цель | Формирование представления о правописании Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. |
Задачи | Образовательные: - углубить знания учащихся о роли Ь в словах; - закрепить умения определять род имен существительных; Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, индивидуальной работе, работе в парах. Формировать УУД: - Личностные: определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила поведения при совместной работе и сотрудничестве способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности, ориентирование в отношении ученик-учитель и ученик-ученик, формировать умение самостоятельно организовывать и планировать деятельность - Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. - Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах общения и следовать им. - Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник; извлекать информацию, представленную в виде текста, наблюдать и делать самостоятельные выводы. |
Планируемый результат | Предметные: Уметь писать слова с Ь после шипящих на конце слов, называющих предметы. Личностные: Метапредметные: Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). Уметь слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов; находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях; преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД). |
Основные понятия | Часть речи, имя существительное, род, число. |
Ресурсы: - основные - дополнительные | В.В. Репкин, Е.В. Восторгова, Т.В. Некрасова, Л.В.Чеботкова. Часть 1- Москва: Издательство «ВИТА-ПРЕСС»,2011 - карточки с заданиями - презентация к уроку и использование интерактивной доски Active Board |
Организация пространства | Фронтальная работа, работа в парах, групповая работа |
Технология проведения | Виды деятельности | Деятельность учителя | Деятельность учеников | Планируемые УУД |
1.Мотивация к учебной деятельности. (2 мин) Цель: подготовиться к продуктивной работе, позитивный настрой на урок, организовать планирование учебной деятельности на уроке, создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность, уточнить тип урока | Проговаривают тип урока и называют шаги учебной деятельности. Фронтальная работа Слайды 1, 2 | Приветственное слово учителя. Давайте проверим вашу готовность к уроку. - Сегодня нас ждёт много нового и пока еще для Вас неизвестного. - Что нам может помочь в нашей работе? | - То, что мы уже знаем и умеем. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). |
2. Актуализация знаний. (3 мин) Цель: осмыслить, осознать уровень знаний по данной теме. | Индивидуальная работа (ученик у доски) Фронтальная работа. При помощи знаков + и – отвечают на вопросы. Слайд 3 «Шипящие звуки» | Ученик у доски выполняет задание: вставить пропущенные орфограммы (карточка 1) - Пока выполняется работа у доски, мы с вами поработаем вместе. - Сейчас вы услышите несколько высказываний. Если вы с ними согласны, покажите +. Если не согласны, то -. 1) Имя существительное отвечает на вопросы: какой? какая? какое? какие? 2) Имена существительные бывают мужского, женского и среднего рода. 3) Женский род определяем с помощью слова «она». 4) Имя существительное обозначает действие предмета. - Что мы успели повторить, ответив на эти вопросы? - Давайте проверим работу у доски. Если вы согласны « +», если не согласны «-». Итак, что же общего в этих словах? - А что еще встречается во всех этих словах? - Давайте вспомним все шипящие звуки (на экране появляются буквы шипящих звуков). | - Жизнь, чаща, шило, часы, ёжик.
существительное отвечает на вопросы: кто? что?
существительное обозначает предмет. - Мы вспомнили признаки части речи (имя существительное) - Орфограммы 1 класса: жи-ши, ча-ща. - Во всех словах есть шипящие звуки. - Ж, Ш, Ч, Щ. | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Умение применять на практике имеющиеся знания Умение объяснить свой ответ. (Познавательные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов. (Познавательные УУД). |
3.Постановка проблемы. (5 мин) Цель: осмыслить возникшую трудность при выполнении задания и организовать постановку проблемы через побуждающий от проблемной ситуации диалог. | Фронтальная, работа в парах Слайд 4 «Проверка задания» | - Хорошо, тогда вам не составит труда выполнить следующее задание. Распределите слова в 2 столбика (Карточка 2). - Что объединяет все эти слова? - По какому признаку вы их так распределили? - Возникли ли трудности при выполнении этого задания? - Давайте запишем это слово в 1 столбик. - Тогда запишем во 2 столбик. | - 1 столбик: пальто, пень, долька. - 2 столбик: семья, деревья. - Во всех словах пишется Ь знак. - 1 столбик: Ь знак показатель мягкости согласного звука. - 2 столбик: Ь знак является разделительным. - Мы не знаем, куда записать слово ночь. - Звук [ч’] всегда мягкий, ему не нужен показатель мягкости. - В слове нет звука [й’], значит разделительный мягкий знак не нужен. | Умение определять область известного и нового, неизвестного ранее. (Познавательные, Регулятивные УУД) |
4. Формулирование темы урока, постановка цели (1 мин) Цели: - организовать формулирование темы урока учащимися; - организовать постановку цели урока учащимися. | С помощью учителя формулируют цель урока. С помощью учителя ставят задачи урока. Какие знания мы сегодня получим? Слайд 5 | С какой проблемой мы столкнулись? - Тема нашего сегодняшнего урока: «Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы». - Что же нам предстоит узнать? | - Мы не все знаем о работе Ь. - Для чего еще нужен Ь? - Нам предстоит узнать, какую работу выполняет Ь на конце слов после шипящих в именах существительных. | Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД). |
5. Изучение нового (12 мин) Цель: организовать поиск решения через побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог. Метод наглядности, одностороннего представления учебного материала | Фронтальная работа Слайд 6 Слайд 7 | - Посмотрите на экран. Учитель попросил ребят распределить слова в 3 столбика. Вот что у них получилось (учащиеся читают слова на экране). - Как вы думаете, по какому признаку ребята так разделили слова? - А что за странные слова в 3 столбике: туч, рощ, дач? Когда мы используем такие формы слов? Назовите мне начальные формы этих слов. - Составьте мне предложения с этими словами. - А теперь посмотрите еще раз на эти 3 столбика. Можете ли вы сказать, когда я буду в именах существительных писать после шипящих Ь знак? И на что Ь знак мне указывает? - Давайте запишем эти слова в тетрадь. - Давайте проверим ваше предположение. Откройте учебник на с. 160 и прочитайте правило, которое нам рассказывает Дядюшка Ага (на экране дублируется правило). - Вы были правы? | - В 1 столбике записаны слова мужского рода (луч, плащ, кирпич) во 2 столбике – женского рода (вещь, дочь, мышь). - Когда предметов много. Туча, роща, дача. - Варианты ребят. - Ь после шипящих пишем только в словах женского рода единственного числа. - Ь нам указывает на род и число. - Да. | Проговаривать последовательность действий на уроке (Регулятивные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний; осуществлять анализ объектов (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД). Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). Высказывать своё предположение (Регулятивные УУД) |
6. Физминутка (2 мин) | Здоровье сберегающая технология | |||
7. Закрепление нового (15 мин) Цель: - организовать работу над совершенствованием орфографического навыка | Групповая работа Слайд 8 Фронтальная работа Слайд 9 | - Каждой группе я выдала слова, в которых на конце слова стоит знак вопроса. Вам необходимо построить алгоритм действий, которые необходимо сделать, чтобы понять, пишется Ь знак или нет ( Карточка 3 – слова одинаковые) - Что же у вас получилось. Что я должна сделать, чтобы понять, нужно в слове нож писать Ь или нет? - Молодцы! Давайте запишем этот алгоритм в тетрадь и проверим все слова в карточке. - Чтобы закрепить наши знания, давайте выполним упражнение № 126 на с. 160. Почему слова написаны именно так? | - Обсуждение алгоритма действий.
род существительного.
число.
не пишем. Если это ж.р. ед.ч. – Ь пишем. Если это ж.р. мн.ч. – Ь не пишем. - Записывают алгоритм и слова с объяснением. - Выполняют упражнение с объяснением. | Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других (Коммуникативные УУД). Уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей (Регулятивные УУД). Уметь преобразовывать информацию из одной формы в другую: составлять ответы на вопросы (Познавательные УУД) Уметь вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (Регулятивные УУД). |
8 . Рефлексия учебной деятельности на уроке (3 мин) Цели: - зафиксировать новое содержание урока на доске; - организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности. | Дети отвечают на вопросы, рассказывают, что узнали, знают. Организуется фиксирование содержания урока, рефлексия, самооценка учебной деятельности. Слайд 10 | - Какую цель ставили? Достигли цели? - Оцените свою деятельность на уроке, используя наши цифры. - Вы молодцы! Спасибо за урок! | -Мы узнали о новой работе Ь. Узнали, когда пишется Ь после шипящих на конце слов в именах существительных. - Оценивают свою работу. | Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности (Личностные УУД). Уметь оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД). Уметь оценивать правильность выполнения действия (Регулятивные УУД).
|
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Вы молодцы!!! У вас все получится!!!
Буквы шипящих звуков. Ж - [ ж ] Ш - [ ш ] Ч - [ ч ’ ] Щ - [ щ ’ ] Что означают цвета?
Распределите слова в 2 столбика Пальто, семья, пень, деревья, ночь, долька
Тема урока: Буква Ь после шипящих в конце слов, называющих предметы. Цель урока: ???
ЛУЧ ПЛАЩ КИРПИЧ ВЕШЬ ДОЧЬ МЫШЬ ТУЧ РОЩ ДАЧ ???
Вставьте пропущенные орфограммы Нож_ , рож_ , дич_ , меч_ , крыш_ , луж_ . Алгоритм действий:
уч . с. 160 Упр.№ 126
Вы молодцы!!!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 4 классе по теме:"Мягкий знак после шипящих на конце слов в именах существительных"
открытый урок для 4 класса...
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"
Презентация к уроку русского языка в 4 классе "Мягкий знак у имен существительных после шипящих в конце слова"...
Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"
Памятка по русскому языку "Мягкий знак после шипящих в конце слова"....
технологическая карта «Правописание мягкого знака после шипящих в конце слова».
Познакомить учащихся с правописанием мягкого знака после шипящих на конце имён существительных женского и мужского рода....
Буква ь после шипящих в конце слов, называющих предметы и действия.
урок русского языка 3 класс...
конспект урока родного (русского) языка на тему ": Слова, называющие предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник).
Цель урока: познакомить со словами, называющими предметы и явления традиционной русской культуры: слова, называющие занятия людей (например, ямщик, извозчик, коробейник, лавочник); развивать речь , ло...
Урок по русскому языку в 4 классе по теме: "Мягкий знак после шипящих в конце слов"
Урок-систематизирует и закреляет пройденный материал по теме "Мягкий знак после шипящих в конце слов в разных частях речи".Урок построен в игровой форме. Испольуются разные виды работ....