Русский язык 4 класс,тема урока: "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".
методическая разработка по русскому языку (4 класс) на тему

Страшко Анастасия Александровна

Конспек урока русского языка в 4 классе по программе "Школа 2100",авторы учебника Р.Н.  Бунеев, Е.В.Бунеева,О.В.Пронина  на тему "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". К конспекту  прилагается мультимедийная презентация.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл russkiy_yazyk.pptx1.23 МБ
Файл dokument_microsoft_office_word.docx18.53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Русский язык 4 класс Презентация учителя начальных классов МБОУ СОШ №12 им.А.С.Пушкина Страшко А.А.

Слайд 3

Сказка начинается!

Слайд 6

Проверь себя! Р о яль, а тел ь е, б е реч ь , о б а ятельный, с е рьезный, ст е реч ь , л а донь, с о л о в ь и, испеч ь .

Слайд 7

Нормы оценок: « 5 » – 0 ошибок « 4 » – 1-2 ошибки « 3 » – 3 ошибки « 2 » – 4 и больше ошибок

Слайд 8

Проверь себя! Р о яль, а тел ь е, б е реч ь , о б а ятельный, с е рьезный, ст е реч ь , л а донь, с о л о в ь и, испеч ь .

Слайд 9

Заполним 1 колонку таблицы З – что мы знаем Х – что хотим узнать У – что мы узнали

Слайд 10

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Не слышно и воробья. Только изредка кричит сыч , да шуршит мышь. Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.

Слайд 11

Заполним 2 колонку таблицы З – что мы знаем Х – что хотим узнать У – что мы узнали

Слайд 15

Заполним 3 колонку таблицы З – что мы знаем Х – что хотим узнать У – что мы узнали

Слайд 16

Домашнее задание С 4 правило – выучить! С 5 № 174



Предварительный просмотр:

Предмет: Русский язык

Класс: 4

Программа: «Школа 2100»

Авторы учебника: Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.

Тема урока: Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода.

Ход урока:

•  Орг.момент.

- Долгожданный дан звонок, начинается урок!

Сегодня у нас необычный урок. У нас гости. Давайте их поприветствуем. А еще сегодня на уроке у меня будет помощница – Лера.

ЛЕРА: Выполняя домашние задания, читая книги, я обратила внимание на одну особенность написания некоторых существительных. Я не сразу разгадала их тайну. Мое исследование было интересным, и сегодня я предлагаю всем вместе со мной сделать открытие. Согласны?

Я: Раз все готовы, начинаем! С каким настроением вы пришли на урок? Покажите с помощью индикатора настроения. Сначала давайте улыбнемся друг другу, ведь, как поется в песне: «От улыбки станет всем светлей..».

ЛЕРА: О.В, раз у нас особенный урок, может сделаем его еще интересней и необычней? Я предлагаю всем отправиться в сказку!!!

Я: ну, что ж, я не против. Сказка начинается!

В некотором царстве, в морфологическом государстве жили-были…

ЛЕРА: Имена существительные. Жили они дружно и весело. Что совсем не нравилось….

Я: Вреднючей волшебнице! И решила она поссорить имена существительные. И наложила она на них страшное заклятие: перестали понимать и уважать друг друга имена существительные, И зародилась между ними зависть и обида…

ЛЕРА: Перессорились между собой имена существительные, Даже царство их разделился на 2 части… Ребята, давайте поможем именам существительным снова понимать и уважать друг друга, снимем заклятье Вреднючки.

Я: Перед нелегкой дорогой и сложными испытаниями предлагаю вам размяться.

•  Словарная работа .

ЛЕРА: Запишите под диктовку слова.(двое у доски, остальные в тетрадях):

Рояль, ателье, беречь, обаятельный, серьезный, стеречь, ладонь, соловьи, испечь.

*Взаимопроверка.( по группам)

ЛЕРА: Что интересного заметили? (Во всех словах встречается ь)

Работа в группах.

Я: Разбейте эти слова на группы (выделите цветом), по роли мягкого знака. Дайте название каждой группе. Обоснуйте свое решение.

* После выполнения группами задания, выслушиваются объяснения.(1 гр – разделительный ь знак, 2 гр. – ь для обозначения мягкости согласного, 3 гр – ь выполняет грамматическую функцию- н.ф.гл.).

- Только ли в глаголах ь указывает на грамматический признак?

- Все ли случаи правописания ь мы записали?

3. ЗХУ. Работа с таблицей

На этой стадии урока учитель предлагает ученикам заполнить первую колонку (З) таблицы ЗХУ.

З – что мы знаем

Х – что мы хотим узнать

У – что мы узнали

 

 

 

* Выслушивание и обсуждение вариантов ответов.

* Заполнение таблицы.(1)

4. Чтение с остановками.

Я: С этим заданием вы справились, но на то я и Вреднючка, чтоб мешать вам и строить козни. Напущу-ка я на вас ночь. Может испугаетесь?

ЛЕРА: Ребята, у каждого из вас лежит карточка с текстом. В тексте будет для вас новая информация.

Я: Вам нужно сделать пометки над словами с ь .

Знаком "v" - уже знакомый случай употребления ь, "?" - это для меня новое.

Тёмная ночь. В лесу такая тишь! Не слышно и воробья. Только изредка кричит сыч , да шуршит мышь.

Шалаш наш стоит на берегу ручья. Мой товарищ крепко спит, а я как сторож не сомкнул глаз. В полночь из-за тучи вышла полная луна и осветила на поляне каждую вещь.

 

- К какой группе вы бы отнесли слова с Ь с пометкой «?»? Аргументируйте свое решение. Что предлагаете сделать? (выделяем еще одну группу)

- Давайте понаблюдаем за этими словами. Произнесите последний звук в каждом слове. Какой он? (Согласный, шипящий, мягкий).

- Что вы можете сказать о написании слова? (На конце слова после шипящей буквы написан мягкий знак).

- А теперь в этих словах закройте мягкий знак. Прочитайте слово, послушайте звук на конце. (Звук произносится так же, как и с мягким знаком на конце).

- Какие возникают вопросы?

*Прочтите подчеркнутые слова.

- Как вы думаете, почему эти слова я подчеркнула и обращаю на них ваше внимание? Аргументируйте свой ответ.

ЛЕРА: Вот мы и узнали, что за заклятье лежит на именах существительных – они не понимают, почему некоторым из них с шипящей на конце подарили мягкий знак, а другим, тоже с шипящей на конце мягкий знак не достался. Поэтому обиделись они друг на друга.

Я: *Формулировка темы и целей урока учащимися. Главный вопрос урока .

* Заполнение 2-ой колонки (Х) таблицы ЗХУ.

5. Работа по теме урока (групповая работа).

ЛЕРА: Чтоб заклятье снять, придется постараться.

Группам предлагается выполнить задание упражнения 173, стр.4

*Задание к упражнению:

- Прочитайте имена существительные. Найти, что у них общего

- Разделить сущ. на 2 группы. Дать название каждой группе.

- Списать в 2 столбика.

- Как бы вы обозначили эту орфограмму?

* Группа, первая справившаяся с заданием записывает столбики слов на доске, графически объясняя орфограмму. Проверка.

Я: Ребята, объявляю конкурс на лучший алгоритм.

Командам предлагается выработать и записать алгоритм определения данной орфограммы.

•  Рассмотрение всех вариантов .Обсуждение. Выбор лучших.

6. Закрепление.

Я: Итак, теперь мы знаем, почему некоторые существительные с шипящей на конце пишутся с ь, а некоторые – без него. Это нужно объяснить именам существительным.

ЛЕРА: Ребята, подумайте и нарисуйте на что похож ь?

• * работа в группах

Анализ рисунков (Веер, большой живот….- это все относится к женщинам.)

Я: Заклятье снято. Имена существительные больше не обижаются друг на друга. Ведь нельзя же обижаться на девочку за то, что она девочка!

ЛЕРА: В морфологическом государстве сова мир, доброта, веселье! Не хотите ли вы, ребята, прокатиться на праздничной карусели?

1. * Игра «Карусель» Учащиеся становятся в 2 круга (внутренний и внешний) лицом друг к другу(парами). У каждого ученика есть листочек с словом на изученную орфограмму. Ребята читают слова и проверяют друг друга (в паре) . По сигналу внешний круг поворачивается по часовой стрелке, внутренний остается на месте (учащиеся поменялись в парах) Теперь задания повторяются. Ученики меняются до тех пор, пока не собирутся первоначальные пары.

2. Отгадайте и запишите в тетради слова. Обозначьте орфограмму.

- Зимой дрова ест, а летом спит (ПЕЧЬ)

- Под полом таится, кота боится (МЫШЬ)

- Бывает устная и письменная (РЕЧЬ)

- Часть суток от вечера до утра (НОЧЬ)

- Сильный человек (СИЛАЧ)

- Родник (КЛЮЧ)

- Черная птица с большим клювом (ГРАЧ)

- Какие слова с мягким знаком вы записали? Объясните свой выбор.

3. Упражнение 177 стр. 4 (Диктант с подготовкой)

7. Рефлексия.

1. Вот и подошел к концу наш урок. Я предлагаю вам вернуться к нашей таблице ЗХУ и заполнить 3 графу (У).

*Заполнение таблицы, совместное обсуждение вариантов ответов учащихся.

- На все ли поставленные вопросы вы нашли ответы на уроке?

*Самооценка работы на уроке

*Оценка в группах


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 4 классе «Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода».

Урок русского языка в 4 классе "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода" ("Школа 2100")....

Конспект урока по русскому языку "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода".

Конспект урока-сказки по русскому языку для 4 класса по теме "Мягкий знак после шипящих на конце существительных женского рода". Злюка-Зюзюка перессорила всех хителей страны Имя существительное. Ребят...

Урок русского языка по УМК «Планета Знаний», 3 класс Тема: Употребление мягкого знака после шипящих на конце существительных женского рода (в именительном падеже)

Урок получения новых знаний. Отрабатывается умение работать с алгоритмами. К  конспекту урока есть презентация....