Урок русского языка 3 класс тема: "Сложные слова".
план-конспект урока (русский язык, 3 класс) на тему

Лукьянова Лариса Васильевна

Технологическая карта.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_v_3_klasse.docx45.39 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Садовая СОШ»

Урок русского языка в 3 классе

Тема урока: «Сложные слова»

                                                                                             Учитель:                                                            

                                                                                                         Лукьянова Л.В.

                                                                                     Первая квалификационная категория

                                                                            Урок русского языка в 3 классе

МБОУ «Садовая СОШ»

Учитель: Лукьянова Лариса Васильевна.

Тема урока: «Сложные слова»

Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения его в систему знаний.

Задачи урока:

  • Образовательные:

совершенствовать навыки грамотного и осознанного правописания слов.

познакомить с понятие «сложные слова», со способом их образования

  • Развивающие:

развивать интеллектуальные умения: анализировать , обобщать, систематизировать; практические умения: работать со словарем, учебником, опорами-схемами.

развивать орфографическую зоркость, обогащать письменную и устную  речь учащихся;

развивать творческие способности учащихся, наблюдательность, внимание, память.

развивать навыки самоконтроля и самопроверки.

  • Воспитательные:

воспитывать навыки сотрудничества;

формировать навыки самостоятельной и групповой работы;

воспитывать интерес к урокам русского  языка, любовь к родному языку.

Личностные результаты:

  • осознание значимости отобранного материала;
  • формирование своего отношения к учебной задачи и осознание значимости ее;
  • формирование самооценки на основе критерии успешности, адекватное понимание причин успеха / неуспеха в учебной деятельности.

Метапредметные результаты:

           Регулятивные УУД:

  • формировать навыки самоконтроля и взаимопроверки (умение взаимодействовать со сверстниками) в учебной деятельности;
  • целеустремленность и настойчивость в достижении цели;
  • готовность к преодолению трудностей;  

Познавательные УУД:

  • развивать умения адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной (письменной) речи;
  • устанавливать аналогии;  
  • решать языковые задачи моделированием;
  • делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

Коммуникативные УУД:

  • формировать умение  находить общее решение;
  • умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;
  • способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу

Предметные результаты

  • формирование умений составлять сложные слова из двух корней используя соединительные гласные –о- и –е-
  • создание условий для практической деятельности учащихся;
  • выведение схемы - опоры.

Место занятия в учебном процессе: урок по учебному плану (1 урок в теме «Состав слова»).

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид занятия: урок(может быть с использованием мультимедийной презентации.)

Используемые методы обучения: работа в группах, проблемный(подводящий) диалог, метод демонстрации, частично-поисковый метод, практический метод.

Способы контроля: в форме устного опроса учителя, во время практической, самостоятельной работы, во время письменного выполнения заданий, карточки.

Оборудование:

  • учебник «Русский язык» В.П.Канакина 3класс-1часть
  • ПК, проектор, презентация
  • рабочая тетрадь
  • лист-самооценки
  • карточки

Ход урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика                

УУД

I.Организационный. момент. Мотивация учебной деятельности. (Самоопределение к деятельности.)

Цель: включить учащихся в учебную деятельность,создание условий для

Возникнове-

ния у учеников внутренней потребности включения в учебную деят-ть

Постановка темы урока и задач урока

- Здравствуйте! Настал день. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу и подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Вдохните глубоко и со вздохом забудьте вчерашние обиды и беспокойство. Вдохните в себя свежесть и красоту осеннего леса, тепло последних солнечных лучей, чистоту рек. Я желаю вам хорошего настроения и бережного отношения друг к другу. Начнем наш урок.

- К какому уроку мы с вами приготовились?

- Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок?

- Чтобы урок получился таким недостаточно одного учителя необходима ваша помощь и  ваше активное участие .

Сегодня на уроке мы будем работать в группах, а оценивать свою работу вы будите на листах самооценки.

Давайте откроем тетради и запишем число, классная работа

Рассказать секреты слова Слайд 1

Я для вас всегда готова.

Но на уроке будь готов

Сам раскрыть секреты слов.

Чистописание (на доске)

_-На мин чистописания повторим соединение гласных и согласных букв. Какие соединения вы здесь увидели?

-Выпишите только гласные буквы.

Оцените свою работу в листах самооценки

_-Посмотрите внимательно в мин. чистописания  я зашифровала тему урока.

-Назовите тему урока.

«Сложные слова» Слайд 2

-Как вы думаете, с чем мы будем знакомится на уроке, что узнаем?(После ответов детей на доске появляется запись ,которую мы потом с ними дополним)

Запись: (на доске)

Что узнаем.

  1. Какие слова называют сложными.
  2. Почему их так назвали .

-Чтобы это узнать давайте продолжим наш урок орфографической минуткой .

Работать будем в группах. Повторим правила работы в группе.

-К уроку русского языка.

Ответы детей

Дети записывают

число

(дети добавляют)

Сам раскрыть секреты слов.

           Верхнее, нижнее, среднее.

Учащиеся записывают в тетрадь.

         

Дети называют тему урока

Ответы детей

(-узнать какие слова называют сложными

-почему их так назвали

-как пишутся сложные слова)

Называют правила работы в группе.

Личност-ные.УУД

Регулятив-ные.УУД

Коммуникативные

УУД

(Уметь оформлять свои мысли в устной форме)

Личност-ные.УУД

Регулятив-ные.УУД

(Уметь проговаривать последовательность действий на уроке)

Личност-ные.УУД

II.Актулизация знаний  

Цель: осознание потребности к действиям, развивать орфографическую зоркость и развивать умение применять теоретический материал на практике .

Учитель организует работу в группах

- Прочитайте задание на листах и начинайте выполнять в тетрадях.

Учитель организует проверку.

Оцените свою работу в листах самооценки

-Посмотрите внимательно, что вы заметили?

- В какой части слова находится орфограмма?

-Что такое корень?

Редакторы групп вставляют буквы на листе. Все остальные в тетрадях.

1группа

Н.чной ,д.жди, к.рмить, зв.нить ,ст.лбы,

х.дить

2группа

Ст.кло,  в.ршина,вр.дить,зв.рюшки,сл.дить,

стр.ла.

3группа

Яго.ка, лоша.ка ,площа.ка, сосе., заря.ка,

гря.ка.

4группа

Тр.ва, с.довник, д.рить, д.лёкий, м.лышка,

гл.за

Курьеры крепят листы на доску.

Ответы детей(одинаковые буквы в столбиках, в 1и2гр. пропущены безуд.гл.

в3.4- пропущены парные согласные)

-  в корне слова

- общая часть родственных слов

Познава-тельные

УУД

Коммуникативные

УУД

Регулятив-ные.УУД

(Уметь правильно оценивать результат коллективной работы самооценка + внешний контроль)

Личност-ные.УУД

Познава-тельные

УУД

III.Постановка учебной проблемы и

Открытие детьми нового знания.

Цель:  постановка проблемы, определение средств решения проблемы.

(схема-опора)

Физминутка:

1)Проблема  Слайд 3

Ребята, как вы думаете, бывают ли слова с двумя корнями?

-Наши мнения разошлись .

У нас возникла проблема.

И нам с вами предстоит её решить .

Отгадайте загадку: (загадка) Слайд 4

Запишите отгадку. И выделите корень.

- Я увидела, что вы по-разному определили корень в слове РЫБОЛОВ.  Слайд 5

 Слайд 6  (открываю запись РЫБОЛОВ, РЫБОЛОВ)  

- Возникает вопрос, сколько корней в слове РЫБОЛОВ?

 2)Решение проблемы.

- Кого называют рыболовом?

- Где можно проверить, правы ли мы?

Учитель организует работу в группах со словарями

Слайд 7     рыбу ловит

- Чтобы выделить корень в слове, что мы должны сделать? Подберите однокоренные слова.

*- Какой корень в слове рыбу? *А в слове ловит?

- Есть ли корни -рыб- и -лов- в слове *РЫБОЛОВ?

- Так сколько корней в слове РЫБОЛОВ? (В этом слове 2 корня)

Можно ли назвать слово РЫБОЛОВ сложным.

Почему?

(СЛОЖНО ли определить два корня в слове?)

- Как вы думаете почему их так назвали: сложные? (Сложили два корня)

3) формулировка правила

- Кто может сказать какие слова называются сложными. ?

Слайд 8     Сложные слова – это слова……….

-Вот что мы должны узнать на уроке мы с вами определили в начале урока. Предположите, чему мы будем учиться ,изучая тему «Сложные слова»(после ответов детей на доске появляется  запись)    

Запись: (на доске)

Что узнаем.

  1. Какие слова называют сложными.
  2. Почему их так назвали .

Будем учиться.

  1. Составлять сложные слова и их записывать
  2. Выделять корень в сложных словах..

- Знаете ли вы ещё слова с двумя корнями? (может быть отгадать загадки, чтобы они хотя бы назвали эти слова)

4)Практическая работа по нахождению соединительных гласных –о, -е  в сложных словах.

Ребята, мы с вами узнали, что сложными словами называют слова, у которых два корня, а всегда ли этого достаточно, чтобы появилось сложное слово?

Посмотрите на доску Слайд 9

                           птиц лов

                            снег ход

                           вод пад

- Прочитайте корни слов. Получились ли  у меня новые слова?

- Составьте сложные слова, запишите их в тетрадь, выделите корни.

Учитель организует работу, предлагает тем у кого не получается ,обратиться за помощью к товарищам в своей группе

Учитель организует проверку.

-Какие слова у вас получились? Назовите их. Слайд 10 Выделите корни.

Оцените свою работу в листах самооценки

- Как вы соединили два корня в сложных словах? Слайд 11

- Как можно назвать гласные о и е в сложных словах? Почему?

* Схема - опора

Физминутка: Слайд 12

 На зарядку солнышко разбудило нас,
Поднимаем руки мы по команде "раз".
Осенью так весело кружится  листва.
Опускаем руки мы по команде "два!"

Осень золотая машет нам крылом,

Землю покрывая золотым ковром.

Мы как те листочки, весело летим

И за парту сядем по команде «три».

Молодцы!

      Ответы детей.

Дети отгадывают загадку

Записывают отгадку и выделяют корень.

Ответы детей

Ответы детей

Посмотреть  лексическое значение слова в  толковом словаре

Учащиеся ищут значение слова в словаре.

Зачитывают.

Подобрать однокоренные слова.

Ответы детей

В этом слове 2 корня

Ответы детей

- Сложные слова – это слова, у которых два корня.

Варианты детей.

Ответы детей.(Как соединить два корня, чтобы получилось сложное слово. Образовывать сложные слова, выделять корни в сложных словах)

Дети читают слова

Ответы детей

Записывают слова.

Работают индивидуально

Дети называют слова и выделяют корни.

Дети делают вывод

Познава-тельные

УУД

Регулятив-ные.УУД

(самооценка + внешний контроль).

Познава-тельные

УУД

(Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания,свой жизненный опыт и информацию полученную на уроке )

Коммуникативные

УУД

(Уметь оформлять свои мысли в устной форме)

Регулятив-ные.УУД

(Уметь проговаривать последовательность действий на уроке)

Познава-тельные

УУД

(Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы)

Коммуникативные

УУД

формлять свои мысли в устной форме)

Регулятив-ные.УУД

(самооценка + внешний контроль).

Личност-ные.УУД

Коммуникативные

УУД

(сохранять доброжелательное отношение друг к другу)

V.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Цель: фиксация нового способа действия с опорой на схему

Работа в группах.

- Предлагаю потренироваться  в составлении сложных слов.

Учитель организует работу в группах.

Задание для 1 группы. Составьте и запишите сложные слова используя корни. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

звезд

сос

мор

вар

стал

пад

пыл

ход

_____________________________________________________

Задание для 2 группы. Составьте и запишите сложные слова используя их лексическое значение. Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

Сталь варит_________________________

Змей ловит_________________________

Пчёл разводит________________________

Листья падают_________________________

Задание для 3 группы. Выпишите сложные слова . Выделите корни, подчеркните соединительную гласную.

Снегопад, стеклорез, снежок, садовод, сено ,землекоп, уголёк,

водолаз.

Задание для 4 группы. Творческая  работа по применению новых знаний на практике. Включение в систему знаний.

Составьте рассказ на тему «Осень»  используя слова осень, листья ,осенний, листопад ,ветер, золотая ,кружат.

Учитель организует проверку.

 (каждая группа оценивает свою работу, после проверки в листах самооценки.)

Оцените свою работу в листах самооценки

Дети выполняют задания в группах, используя полученную информацию в своей деятельности.

Познава-тельные

УУД

Уметь добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свои знания  и информацию получен

ную на уроке

Коммуни-кативные

УУД

(сохранять доброжелательное отношение друг к другу)

Личност-ные.УУД

Личност-ные.УУД

VI.Самостоятельная работа с проверкой

Цель: Закрепить полученные знания,

развитие умения соединять теоретичес-

кий материал с практической деятель-

ностью,развитие операций мышления: сравнение,

сопоставле-

ние,выделе-

ние лишнего.

Учитель организует работу с учебником стр.78 № 140

Учитель организует проверку.

Дети читают задание

Дети выполняют упражнение

Ответы детей

Познава-тельные

УУД

Регулятив-ные.УУД

(Уметь правильно оценивать результат  работы. самооценка + внешний контроль)

Коммуни-кативные

УУД

VIII.Рефлексия учебной деятельности .Итог урока.

Цель: соотнесение  цели урока и результата.

Домашнее задание

Наш урок подходит к концу, но я хочу вернуться к началу нашего урока.  Всё ли мы узнали, что хотели узнать?(обращаемся к таблице ,которую составили в начале урока

         

Что узнаем.

  1. Какие слова называют сложными.
  2. Почему их так назвали .

Будем учиться.

  1. Составлять сложные слова и их записывать
  2. Выделять корень в сложных словах..

Вернёмся к  листу самооценки .Оцените наш урок и свою работу на уроке.

Кто хочет высказать своё мнение.

Дом. задание даётся на выбор уч-ся   из учебника с. 78 №141

                                               или из корзинки интересных заданий (это задание предлагает учитель)

Ф.И.

Подчеркни слова по теме урока:

Птицы, зима, водонос, дуб, кормушка, самолёт, стеклорез.

Составь сложные слова:

вертит летит______________________

змей ловит________________________

Придумай свои сложные слова:

______________________________

______________________________

-Всем спасибо за работу. Урок окончен.

Дети высказывают свои мнения

Дети высказывают свои мнения

Коммуни-кативные

УУД оформлять свои мысли в устной форме

Личност-ные.УУД


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс.

Урок  рефлексии позволяет закрепить полученные ранее знания и умения, продолжать знакомить с образ...

Презентация к уроку русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс

Оснащение урока ИКТ позволит разнообразить урок, сделать материал наиболее доступным....

Разработка урока русского языка по теме «Сложное слово» (3 класс)

Тема урока: Сложные слова.Тип урока: изучение нового материала.Цель урока:формирование представления о понятии «сложно слово», создание алгоритма правописания соединительной гласной в сложных словах;ф...

Урок русского языка по теме "Сложные слова " в 3 классе

Урок русского языка в 3 классе по программе  "Перспектива"....

Конспект урока русского языка по теме: «Сложные слова».3 класс. «Система Занкова»

Данный конспект предназначен для учителей. работающих в 3 классе по системе Занкова....

Методическая разработка урока русского языка по теме "Сложные слова" (3 класс)

Разработка урока русского языка по теме "Сложные слова (3 класс) по УМК "Школа 21 века"...

Урок русского языка по теме "Сложные слова" 3 класс

В данном уроке используется задание с портала "Учи.ру", которые помогают детям в игровой форме понять правила образования сложных слов....