Конспект урока русского языка по теме: «Сложные слова».3 класс. «Система Занкова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему

Данный конспект предназначен для учителей. работающих в 3 классе по системе Занкова.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka._slozhnye_slova_-.doc85 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка

по теме: «Сложные  слова».3 класс.
«Система Занкова»
       

учитель: Лемешко Наталия Владимировна  

МОУ СШ №21 города Волгограда                                                                      

Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника: А.В.Полякова
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения
                                      его в систему знаний
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм  определения сложных слов, дать понятие        
                            «сложные слова» на основе знаний детей;
                        2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
                            мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
                        3. воспитывать чувство прекрасного,  любовь и бережное отношение  к природе.
Тип урока:  урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая
                             тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,
                             раздаточный материал.

Ход урока:

I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы
                будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.      
                Пожелаем друг другу успешной работы.

II. Актуализация  знаний.

Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки        
                 положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?    
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Назовите осенние месяцы.

Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев  отражал  их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
 Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень».  (Слайд 5) Как вы думаете, почему?  Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом».
   (Слайд 6) Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель:  А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Как вы думаете, почему? 
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В  старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).
1.Работа в парах.
Учитель: В стихотворении, которое лежит у вас на парте тоже отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните письменно написание пропущенных орфограмм. (Слайд 11)

 Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,    
Под  н…гами ш…лестят          
И л…тят, л…тят, л…тят.      

И высоко от з…мли                  
Прол…тели  жур…вли.            
Всё л…тит! Должно быть, это  
Ул…тает наше лето!              
Выпишите слова, выделите орфограммы, напишите проверочные слова.
2.Работа в группах.
Учитель: Какие слова  из  текста можно объединить в группу?  
                                                  Ученики:
 Летят, пролетели, улетели   (Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?
   
                                                   Ученики: Слова являются однокоренными.                                                                                
Учитель:       разберём их по составу. Какой способ образования слов использован в найденных вами словах
?  
Ученики: Приставочно-суффиксальный  (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?      
Ученики: Приставочный и суффиксальный.


I  вариант - приставочный способ образования. (Слайд 13)

II  вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд 13)


Учитель: Составьте алгоритм разбора слов  по составу
Ученики:
 Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде 14составляется схема)

III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.

Учитель: Запишите приметы осени, выполните разбор слов по составу  самостоятельно.
Туман,              изморозь,              листопад                  
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.    
Ученики:
 Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных?  
Ученики:
 Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики:
 Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.

Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)

IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником. 
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание:  назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, а Дима идёт   к доске. Записываем:

    Лес, степь -  лесостепь    

Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово  «лесостепь»?

Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик:
  Лес. Выделили её.
Учитель:  Назови основу слова «степь»?
Ученик:  Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик:
 Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется –  соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.

Учитель: Такие слова называются «сложными».
   
   лес, парк – лесопарк
   лес, тундра – лесотундра
   птица, ферма – птицеферма
   корень, плод – корнеплод

Учитель: Прочитаем правило на странице 92.  
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд 17)
2. Работа с учебником. 
Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться  сложением двух основ?

Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики:
 Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе? Ученики:
 Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд 18)
Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.

V.Первичное  закрепление   во  внешней  речи.

Игра.  «Образуй сложное слово».

Учитель: Устали? Давайте отдохнем.  Я называю два простых слова, вы мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер

Физминутка для глаз. (Слайд 19)

VI. Работа в парах с самопроверкой.   
Учитель: Найти слово по его значению. У  каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.


1 вариант. (Слайд)

Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

заводь

Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение.

водоворот

Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда.

паводок

Специалист, занимающийся подводными работами.

водолаз

2 вариант. (Слайд)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

водитель

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

поводок

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

экскурсовод

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.

счетовод

Разберите сложные слова

VII. Включение в систему знаний и повторение.

Творческая работа. Работа по  карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется.  (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.


Фамилия и имя: _______________________________

1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу
                                                              В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.   _____________  усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.  Всех поразила красота горной речки.       ________________  поднимал тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление - ______________.

Слова для справок:  
камнепад,    звездопад,    листопад,    водопад


Фамилия и имя:
     _________________________

2 карточка
.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу.

                                                              В горах.
Осенью наш класс отправился в горы.  В лесу на склонах гор было очень красиво.              _______________ усыпал землю пёстрым ковром. На открытых участках не поросших лесом, возникла опасность _______________. Всех поразила красота горной речки.          ________________ поднимал  тысячи брызг. А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – _________________.

Слова  для справок:
(вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).


Фамилия и имя:
    ____________________________________

3 карточка
.  Задание. Образовать из слов для справок сложные слова. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу. Расположить предложения в нужном порядке.

                                                             В горах
    ________________ поднимал  тысячи брызг.

    В лесу на склонах гор было очень красиво.            
   Осенью наш класс отправился в горы.  
   Всех поразила красота горной речки.      
   На открытых участках, не поросших лесом, возникла опасность ________________.
   ________________ усыпал землю пёстрым ковром.
   А ночью на небе мы наблюдали ещё одно интересное явление – ______________.

Слова  для справок:
(вода, падать), (лист, падать), (звезда, падать), (камень, падать).

Учитель: Проверьте  выполнение  задания. (Слайд 25)

VIII. Рефлексия.

Учитель: Какова же была цель нашего урока?

Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
 
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд  27). 


1 вариант. (Слайд)

Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением.

заводь

Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение.

водоворот

Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда.

паводок

Специалист, занимающийся подводными работами.

водолаз

Водоворот   заводь   водолаз  паводок

2 вариант. (Слайд)

Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством.

Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак.

Специалист, дающий пояснения экскурсантам.

Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам.

            Поводок           водитель      счетовод                экскурсовод

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,    
Под  н…гами ш…лестят          
И л…тят, л…тят, л…тят.      

И высоко от з…мли                  
Прол…тели  жур…вли.            
Всё л…тит! Должно быть, это  
Ул…тает наше лето!

             
Выпишите слова, выделите орфограммы, напишите проверочные слова.

Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,    
Под  н…гами ш…лестят          
И л…тят, л…тят, л…тят.      

И высоко от з…мли                  
Прол…тели  жур…вли.            
Всё л…тит! Должно быть, это  
Ул…тает наше лето!

             
Выпишите слова, выделите орфограммы, напишите проверочные слова.

1.Какие слова  из  текста можно объединить в группу?  

_______________________________________________________________

2.По какому признаку?

_______________________________________________________________ 
                                                   
3.Разберите их по составу.

4.Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?

_______________________________________________________________

1.Какие слова  из  текста можно объединить в группу?  

_______________________________________________________________

2.По какому признаку?

_______________________________________________________________ 
                                                   
3.Разберите их по составу.

4.Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?

_______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"

Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс

Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...

Конспект урока русского языка на тему : "Алфавит" (1 класс)

Урок разработан по УМК "Гармония" с  УУД, Данная разработка направлена на обобщение знаний по русскому языку по теме "Алфавит" для обучающихся первого класса....

Конспект урока русского языка по теме "Местоимение" 3 класс

Конспект открытого урока русского языка с применением информационно-коммуникационных технологий в 3 классе по теме "Местоимение". УМК "Школа России...