Конспект урока русского языка по теме: «Сложные слова».3 класс. «Система Занкова»
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) на тему
Данный конспект предназначен для учителей. работающих в 3 классе по системе Занкова.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka._slozhnye_slova_-.doc | 85 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка
по теме: «Сложные слова».3 класс.
«Система Занкова»
учитель: Лемешко Наталия Владимировна
МОУ СШ №21 города Волгограда
Предмет: Русский язык
Класс: 3
Автор учебника: А.В.Полякова
Тема урока: «Сложные слова»
Дидактическая цель: создать условия для формирования понятия «сложные слова» и введения
его в систему знаний
Задачи урока: 1. логически вывести алгоритм определения сложных слов, дать понятие
«сложные слова» на основе знаний детей;
2. развивать умение находить сложные слова среди других слов, развивать
мыслительные операции и творческие способности, речь обучающихся;
3. воспитывать чувство прекрасного, любовь и бережное отношение к природе.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Оборудование: учебник «Русский язык 3 класс» автор А.В.Полякова, рабочая
тетрадь, презентация, индивидуальные карточки для учащихся,
раздаточный материал.
Ход урока:
I. Самоопределение к деятельности.
Учитель: Урок интересен и приносит радость, когда мы мыслим, дружно работаем. Сегодня мы
будем работать со словами, анализировать, сравнивать, рассуждать, искать решения.
Пожелаем друг другу успешной работы.
II. Актуализация знаний.
Учитель: Открыли тетради, положили их чуть на уголок. Записали число и классная работа, ручки
положили на середину тетради, вспомнили правила посадки.
Учитель: Скажите, какое сейчас время года?
Ученики: Осень (Слайд 2)
Учитель: Назовите осенние месяцы.
Учитель: А знаете ли вы, что данные названия месяцев пришли к нам из римского календаря, год в котором начинался с марта. Поэтому названия осенних месяцев отражал их порядковый номер-седьмой, восьмой, девятый.
Учитель: А у древних славян у каждого месяца было своё имя. Так сентябрь называли «хмурень». (Слайд 5) Как вы думаете, почему? Имя «хмурень» он получил благодаря своим погодным отличиям от других месяцев - небо начинает часто хмуриться, идут дожди, в природе наступает осень.
Учитель: Октябрь называли «листопадом». (Слайд 6) Почему? У наших предков он известен под именем «листопад» от природного явления, которое мы наблюдаем именно в октябре.
Учитель: А ноябрь получил название «грудень». (Слайд 7). Как вы думаете, почему?
Учитель: Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, как выглядит грунтовая, разбитая после осенних дождей, дорога. (Слайд 8,9). В старину этот месяц назывался груденем, от груд замёрзшей земли со снегом, а в древнерусском языке зимняя замёрзшая дорога называлась грудным путём.
Учитель: Какие же изменения в погодных условиях нашли своё отражение в древнеславянских названиях месяцев? (ухудшение погоды, изменение в жизни растений).
1.Работа в парах.
Учитель: В стихотворении, которое лежит у вас на парте тоже отражаются осенние явления в природе. Прочитайте текст, объясните письменно написание пропущенных орфограмм. (Слайд 11)
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.
И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
Выпишите слова, выделите орфограммы, напишите проверочные слова.
2.Работа в группах.
Учитель: Какие слова из текста можно объединить в группу?
Ученики: Летят, пролетели, улетели (Слайд 12).
Учитель: По какому признаку?
Ученики: Слова являются однокоренными.
Учитель: разберём их по составу. Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
Ученики: Приставочно-суффиксальный (Слайд 12).
Учитель: Какие ещё способы словообразования вам известны?
Ученики: Приставочный и суффиксальный.
I вариант - приставочный способ образования. (Слайд 13)
II вариант - суффиксальный способ образования. (Слайд 13)
Учитель: Составьте алгоритм разбора слов по составу
Ученики: Окончание, основа, корень, приставка, суффикс (На слайде 14составляется схема)
III. Фиксация затруднения в деятельности, постановка учебной задачи.
Учитель: Запишите приметы осени, выполните разбор слов по составу самостоятельно.
Туман, изморозь, листопад
Учитель: В каком слове возникло затруднение при выполнении задания.
Ученики: Листопад
Учитель: Чем оно отличается от остальных?
Ученики: Образовалось из двух слов - «лист» и «падать».
Учитель: Сформулируйте цель нашей работы на уроке.
Ученики: Познакомиться со словами нового вида, с особенностями их образования.
Учитель: Тема нашего урока «Сложные слова». (Слайд 16)
IV. Построение проекта выхода из затруднения.
1. Работа с учебником.
Учитель: А сейчас откроем учебники на странице 92, найдите упр. № 171.
Прочитаем задание: назовите основы, от которых образовались выделенные слова. Работаем в тетради, а Дима идёт к доске. Записываем:
Лес, степь - лесостепь
Учитель: Давайте подумаем, как образовалось слово «лесостепь»?
Учитель: Назови основу первого слова?
Ученик: Лес. Выделили её.
Учитель: Назови основу слова «степь»?
Ученик: Степь. Выделили её.
Учитель: Какая буква соединила эти две основы?
Ученик: Буква «о».
Учитель: Эта буква так и называется – соединительная гласная.
Учитель: Какое слово образовалось?
Ученик: Лесостепь.
Учитель: Такие слова называются «сложными».
лес, парк – лесопарк
лес, тундра – лесотундра
птица, ферма – птицеферма
корень, плод – корнеплод
Учитель: Прочитаем правило на странице 92.
Учитель: Какой же вывод можно сделать о способе образования данных слов? (Слайд 17)
2. Работа с учебником.
Следующее упражнение № 172. Подумайте, все ли сложные слова могут образовываться сложением двух основ?
Учитель: Что можно добавить к нашему правилу об образовании сложных слов?
Ученики: Слова могут образовываться не только сложением двух основ, но и основы первого слова и корня второго слова и соединительной гласной «о» и «е». (Слайд 17)
Учитель: Что теперь вы можете сказать о способе образования слова «листопад» и его составе? Ученики: Оно образовалось сложением основы первого слова и корня второго слова. (Слайд 18)
Учитель: Разберите его.
Учитель: Кроме этих способов образования новых слов существуют и другие, с которыми мы познакомимся позже.
V.Первичное закрепление во внешней речи.
Игра. «Образуй сложное слово».
Учитель: Устали? Давайте отдохнем. Я называю два простых слова, вы мне одно сложное.
Лес, рубить - лесоруб
буря, ломать - бурелом
сам, летать – самолёт
пар, ходить – пароход
сам, варит - самовар
пар, возить – паровоз
книга, любить – книголюб
секунда, мерить – секундомер
Физминутка для глаз. (Слайд 19)
VI. Работа в парах с самопроверкой.
Учитель: Найти слово по его значению. У каждого варианта свои карточки.
Учитель: Давайте посмотрим, что получилось у 1 варианта.
1 вариант. (Слайд)
Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. | заводь |
Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение. | водоворот |
Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда. | паводок |
Специалист, занимающийся подводными работами. | водолаз |
2 вариант. (Слайд)
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством. | водитель |
Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак. | поводок |
Специалист, дающий пояснения экскурсантам. | экскурсовод |
Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам. | счетовод |
Разберите сложные слова
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Творческая работа. Работа по карточкам (дифференцированное задание).
Учитель: Сегодня на уроке вы наблюдали осенние изменения в лесу. И в горах природа осенью также меняется. (Слайд 23,24) Об этом вы узнаете из задания на карточках. Выберете ту карточку, с заданием которой вы справитесь.
1 карточка. Задание. Вставить в предложение подходящие по смыслу слова. Разобрать данные слова по составу |
|
|
Учитель: Проверьте выполнение задания. (Слайд 25)
VIII. Рефлексия.
Учитель: Какова же была цель нашего урока?
Учитель: Достигли ли мы её?
Учитель: Были ли у вас затруднения?
Учитель: Смогли ли мы их преодолеть?
Учитель: Чем же мы будем заниматься на следующем уроке?
Учитель: А теперь оцените себя, каким был для вас урок? (Слайд 26).
Учитель: Молодцы! Я довольна вашей работой на уроке. (Слайд 27).
1 вариант. (Слайд)
Небольшой залив в реке или озере с замедленным течением. | заводь |
Место в реке, море, в котором течения образуют вращательное движение. | водоворот |
Разлив реки в результате ливней, быстрого таяния снега и льда. | паводок |
Специалист, занимающийся подводными работами. | водолаз |
Водоворот заводь водолаз паводок
2 вариант. (Слайд)
Человек, управляющий самодвижущимся транспортным средством. | |
Короткий ремень, на котором держат при прогулке собак. | |
Специалист, дающий пояснения экскурсантам. | |
Специалист по ведению учёта операций по банковским счетам. |
Поводок водитель счетовод экскурсовод
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.
И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
Выпишите слова, выделите орфограммы, напишите проверочные слова.
Утром мы во двор идём-
Листья сыплются д…ждём,
Под н…гами ш…лестят
И л…тят, л…тят, л…тят.
И высоко от з…мли
Прол…тели жур…вли.
Всё л…тит! Должно быть, это
Ул…тает наше лето!
Выпишите слова, выделите орфограммы, напишите проверочные слова.
1.Какие слова из текста можно объединить в группу?
_______________________________________________________________
2.По какому признаку?
_______________________________________________________________
3.Разберите их по составу.
4.Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
_______________________________________________________________
1.Какие слова из текста можно объединить в группу?
_______________________________________________________________
2.По какому признаку?
_______________________________________________________________
3.Разберите их по составу.
4.Какой способ образования слов использован в найденных вами словах?
_______________________________________________________________
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 2 класс УМК "НШ 21 века"
Первый урок по новой теме "Фразеологизмы".На этом уроке учащиеся знакомятся с новыми фразеологизмами, с их значениями,вспоминают уже известные им фразеологические обороты, учатся применять их в своей ...
Конспект урока русского языка по теме « Понятие о глаголе» (система РО Л.В.Занкова)
Урок разработан на основе новых стандартов....
Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс
Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...
Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс
Конспект урока русского языка по теме Местоимение 4 класс. По программе Школа России...
Конспект урока русского языка по теме: "Местоимение" 4 класс
конспект урока+ презентация...
Конспект урока русского языка на тему : "Алфавит" (1 класс)
Урок разработан по УМК "Гармония" с УУД, Данная разработка направлена на обобщение знаний по русскому языку по теме "Алфавит" для обучающихся первого класса....
Конспект урока русского языка по теме "Местоимение" 3 класс
Конспект открытого урока русского языка с применением информационно-коммуникационных технологий в 3 классе по теме "Местоимение". УМК "Школа России...