Имя прилагательное как часть речи
план-конспект урока по русскому языку (4 класс) по теме
урок русского языка в 4 классе по теме "Общее понятие об имени прилагательном" с использованием презентации, дает представление о лексико-грамматических признаках имени прилагательного, показывает зависимость имени прилагательного от имени существительного и их тесную взаимосвязь.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_yazyka.docx | 26.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Общее понятие об имени прилагательном.
Целеполагание: Уточнить представление учащихся о лексико-грамматических признаках им. прилагательного, показать зависимость имени прилагательного от имени существительного и тесную связь между ними, развивать умения распознавать имя прилагательное в тексте, умение работать самостоятельно, в парах; воспитывать культуру труда, чувство взаимовыручки, дружбы.
Ход урока.
- Организационный момент.
- Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
- А какие слова вам бы хотелось слышать друг от друга?
- Приятно слышать добрые слова в свой адрес, но при этом нужно самим быть добрыми.
2. Введение в тему урока.
А) Минутка чистописания.
- Отгадайте загадку.
Запорошила дорожки,
Разукрасила сережки,
Наконец-то ты пришла
К нам, волшебница -… (зима) (Слайд №1)
- Откройте тетради и запишите число, классная работа.
- Какой первый звук в слове ЗИМА?
- Охарактеризуйте звук [з,]. Какой буквой обозначается этот звук?
- Пропишем строчку соединения прописной и строчной буквы Зз. (показ образца)
- Прочитайте слова записанные на нижней строчке на доске. (з.ма, зимушка, зимний, з.мовка)
- Какие это слова? Докажите.
-Сделайте вывод: Какие слова называются однокоренными?
- Какую букву вставите в слова? Какая это орфограмма?
- Сделайте вывод: Как проверить безударную гласную в корне?
- Спишите слова, правильно соединяя буквы, выделите корень в словах?
Б) Разберите по составу любое из записанных слов самостоятельно. (Проверка)
- При помощи какой морфемы (части слова) образовались однокоренные слова?
- Сделайте вывод: Для чего служит суффикс? Какой способ образования этих слов?)
В) Определение темы урока.
- Какое из записанных слов «лишнее» и почему?
Г) У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука!
Ни цвета нет у них без нас,
Ни запаха, ни звука!
Но если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
- О какой части речи говорится в стихах?
- Какова тема нашего урока? (Слайд №2)
- Какова ваша цель на уроке?
3) Работа по теме урока.
А) - Какую роль играют имена прилагательные в нашей речи?
(делают нашу речь образнее, богаче, ярче, помогают представить предмет, описать его).
- Имя прилагательное, мы с тобой дружны.
Признаки предметов называешь ты.
Снежные сугробы, праздничная ель,
Вкусные конфеты, сильная метель.
- Сделаем вывод: Что такое имя прилагательное?
- На какие вопросы отвечает имя прилагательное?
- Что обозначает имя прилагательное?
- С какой частью речи «дружит» имя прилагательное?
Б) – Проблемный вопрос: Изменяются ли имена прилагательные?
- Проверим, правы ли вы.
В) Диктовка (2 человека с обратной стороны доски)
- Самостоятельно выписать столбиком из стихотворения словосочетания имя существительное с прилагательным.
- Указать число и род имени прилагательного, над управляющим словом поставить крестик.
- Проверка.
- Как изменяются имена прилагательные?
- Отчего зависит род и число имени прилагательного?
- Какая морфема (часть слова) указывает на изменение формы слова?
- У какого имени прилагательного вы не смогли определить род? Почему?
- Вывод: Как определить род и число имени прилагательного?
Г) индивидуально 3 человека работают по карточкам.
Кол-но. 1 человек у доски.
– К именам существительным подберите подходящие по смыслу имена прилагательные. (Слайд № 3)
… ветер, … позёмка, … каникулы
- Запишите словосочетания
- - Подберите синоним к слову Ветер. (бриз, ураган)
- – Что такое позёмка?
(В словаре Ожигова есть объяснение этого слова: позёмка – это вьюга, во время которой дует низовой ветер).
– Какие каникулы вы ждете?
- - А вы знаете, что Каникулой в древности называли самую яркую и самую главную звезду в созвездии Большого Пса. Ежегодно она появлялась на небосклоне в июле. В июле начиналось самое жаркое время года. Тогда школьникам давали передышку. В честь звезды эти дни и называли каникулами. Сначала это был только летний отдых, потом это слово стало относиться ко всякому перерыву в учении.
- Определите число и род прилагательного самостоятельно.
- Проверка. У какого имени прилагательного вы смогли определить только число? Почему?
- Сделаем вывод: Что нужно сделать, чтобы определить род и число имени прилагательного?
- Физкультминутка. (Слайд №4)
- Продолжение темы урока.
А) Разноуровневые задания.
- Прочитайте предложение, выберете уровень, с которым вы готовы справиться, выполните задание. (Слайд № 5 )
На теплую л.донь падал х.лодный снег.
1 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти слова противоположные по смыслу.
2 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, подчеркнуть волнистой линией.
3 уровень. Списать предложение, вставить пропущенные буквы, доказать. Найти имена прилагательные, определить число и род, у существительных указать падеж.
- Проверка самостоятельной работы.
- Как называются слова противоположные по смыслу?
- А как вы думаете, изменяется ли имя прилагательное по падежам? Отчего это зависит? Об этом подробнее вы узнаете на следующих уроках.
Б) – Разберите предложение по членам.
- Сделайте вывод: Каким членом предложения являются в предложении имена прилагательные?
В) Работа в парах. Творческое задание. (Слайд № )
- Прочитайте слова, назовите орфограммы, которые встречаются в словах.
- Посовещайтесь с соседом и составьте из этих слов предложения так, чтобы получился текст. Запишите текст, выделите окончания у имен прилагательных.
Зима, пришла, дует, морозная, ветер, холодный, летят, снежинки, светят, пушистые, веселый, солнце, воробей, скачет, тусклое, дорожка,
- Проверка.
(Пришла морозная зима. Дует холодный ветер. Светит тусклое солнце. С неба летят пушистые снежинки. Веселый воробей скачет по дорожке.)
- У имен прилагательных определите число и род.
- Сделайте вывод: Какие окончания в начальной форме имеют имена прилагательные мужского, женского, среднего рода? Множественного числа?
6) Обобщение.
А) - Итак, проверим, насколько внимательны вы были на уроке. Проведем логический диктант «ДА» - «НЕТ». Если согласны с утверждением ставим в таблице под номером вопроса «+плюс» - это «ДА», если не согласны, ставим «-минус» - это «НЕТ».
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | |
Да | |||||||||
нет |
- Имя прилагательное – это часть слова?
- Имя прилагательное отвечает на вопросы КТО?, ЧТО?
- Имя прилагательное обозначает признак предмета?
- Имя прилагательное изменяется по родам?
- Имя прилагательное бывает только женского или мужского рода?
- Имя прилагательное не изменяется по числам?
- Имя прилагательное в предложении является определением?
- Имя прилагательное связано в роде и числе с именем существительным?
- Имя прилагательное в единственном числе имеет окончание –ой, -ый, -ий?
- Имя прилагательное в единстеном числе женского рода имеет окончание –ая, -яя?
(слайд № )
Б) Взаимопроверка.
- Поменяйтесь листочками и проверьте работу, сверяя со слайдом. Поставьте оценку своему товарищу. (1-2ош. ; 3 -4 ош. – 3, 5 и более - 2)
- Итог.
- Над какой темой вы сегодня работали?
- Что такое имя прилагательное? Что обозначает имя прилагательное? Как изменяются имена прилагательные?
- Чему учились на уроке?
8) Рефлексия. (Слайд № )
- Вернёмся к началу урока, прочитайте наше стихотворение о словах и назовите имена прилагательные.
- Слова бывают разные –
То дельные, то праздные.
То честные, правдивые,
То льстивые, фальшивые.
- Что значит фальшивые слова? Хотелось бы вам слышать от друзей фальшивые слова?
- Какое настроение у вас после урока?
9) Оценки за урок.
10) Д\З. с. 155 упр. 8.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Безударные падежные окончания имён прилагательных».Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Задачи: -совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи; -Определить ле
Цель: Формирование навыка правописания падежных окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе.Задачи:-совершенствовать знания об имени прилагательном как части речи;-Определ...
"Имя прилагательное как часть речи в русском и английском языках. Изменение имён прилагательных по родам и числам. Сравнение категории числа имени прилагательного в русском и английском языках"
Цели:-учить определять и формулировать тему и цели урока;-формировать умение действовать по плану и планировать свои действия;-обобщить знания об имени прилагательн...
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разработанный в технологии критического мышления.
Конспект урока на тему «Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным», разра...
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным
Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным...
Технологическая карта урока русского языка. Тема: Имя прилагательное как часть речи: значение и употребление в речи. Связь имени прилагательного с именем существительным.
Дата: 20.02.2018 ...
Урок русского языка "Имя прилагательное как часть речи. Роль имен прилагательных в речи"
систематизировать знания об имени прилагательном как части речи;пополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте;обратить вниман...