Урок русского языка в 3 классе по теме: "Корень слова"
план-конспект урока по русскому языку (3 класс) по теме
Данный урок проводился в 3 классе по программе Перспектива. В течение урока применяются различные формы урока: фронтальная, индивидуальная, групповая (работа в парах). К уроку прилагается презентация, которая сопровождает и облегчает проведение урока, так как содержит задания, алгоритм выполнения, проверочный лист. К каждому этапу урока прописаны УУД, формируемые с помощью выполнения данного задания, вида работы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
russkiy_yazyk_3_klass.docx | 26.77 КБ |
russkiy_yazyk.pptx | 437.59 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по русскому языку в 3 классе по программе Перспектива
Тема урока: «Корень».
Место и роль урока в изучаемой теме: закрепление пройденного материала.
Форма работы: фронтальная, индивидуальная и работа в парах.
Цель урока: создать условие для отработки понятия «Корень».
Задачи:
1) Образовательные: способствовать обобщению знаний по разделу «Состав слова»
2) Развивающие: содействовать развитию навыков: умению выделять в родственных словах корень, подбирать родственные слова; развитию орфографической зоркости, выработки навыков грамотного письма.
3) Воспитывающие: способствовать воспитанию интереса к учебному предмету и к родному языку.
Дидактические средства:
-для учителя: учебник Климановой Л.Ф. Русский язык. 3 класс. Учебник. для общеобразовательных учреждений. В 2 ч.. Ч. 1 / Л.Ф. Климанова, Т.В. Бабушкина – М.: Просвещение, 2012г., презентация
-для обучающихся: рабочая тетрадь, учебник, карточки с заданием.
Характеристика этапов урока
№ | Название этапа. Цель | Содержание урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Результат |
1. | Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель учителя: способствовать созданию условий для эффективной работы на уроке. Цель учащихся: подготовиться к продуктивной работе на уроке. | Минутка чистописание. Девиз "Красиво пишет тот, кто правильно сидит" | Прозвенел звонок для нас! Вы зашли спокойно в класс, Встали все у парт красиво, Поздоровались учтиво. Тихо сели, спинки прямо. Все легонечко вздохнем, И урок наш мы начнем | С минутки чистописания. Что бы красиво писать, правильно, аккуратно.
| Формирование УУД: Личностные УУД: Волевая саморегуляция Познавательные УУД: умение формулировать проблему. |
2. | Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. Цель учителя: создать условие для прогнозирования цели. Цель для учащихся: умение определять цель деятельности. | Слайд 2. Ребята построили песочный замок. На двери дома висел большой замок. Что бы повесить картину папе понадобились маленькие гвоздики. Мама посадила красные гвоздики. Решили волки зайчика (за)печь, а заяц из духовки прыг (за)печь. | Как вы думаете, с чего мы начнем наш урок? Для чего используется минутка чистописания на уроке? А для этого мы должны правильно сидеть. Записываем дату, классную работу. (Работа по презентации). Прочитайте первую строку слайда, скажите, чем отличаются словосочетаниЯ? Ребята, от чего зависит смысл слова? Какую роль играет ударение в слове? Выпишите словосочетания и поставьте ударение. Прочтите последнюю строку слайда, назовите орфограммы, которые встретились в этом предложении. Объясните правописание слов. | С минутки чистописания Чтобы красиво и правильно писать 5 декабря Классная работа. Предложения Песочный замок и большой замок. Маленькие гвоздики и красные гвоздики. От ударения Усиливает слог, и придает значение слову. Жи ши с буквой и. За печь, т.к. является предлогом Слитно т.к. приставка | Личностные УУД: смыслообразование, самоопределение; Предметные УУД: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, Познавательные УУД: осознанное и произвольное построение речевого высказывания. . |
3. | Выявление места и причины затруднения Построение проекта выхода из затруднения. Цель учителя: формировать представление о теме. Цель учащихся: усваивать знания и учиться применять их. | Работа с книгой. Слайд 3. | Ребята, над какой темой работали на прошлом уроке? Что такое корень? Как выделяется корень? Откройте учебник на стр 95, найдите упр 164. Прочитайте задание. Теперь устно попробуем назвать героев по-русски, образовав имена с корнем лук. | О корне Корень это общая часть родственных слов Дугой. Выписать имена луковой семьи. Лук, лучок, луковица, луковичка, луковка, луков | Познавательные УУД: установление причинно-следственных связей Коммуникативные УУД: учет разных мнений, координирование в сотрудничестве разных позиций |
4. | Реализация построенного проекта. Цель учителя: направлять детей и указывать на ошибки. Цель учащихся: учится выполнять всё пошагово, самим исправлять свои ошибки. | Слайд 4. Выделите корень слова. Образец: забег – бег. Дворник, морской, крикнуть, полёт, ясный, мирный, сказочный. Карточка №1 Выделите корень. Море, дворник, крикливый, полёт, мирить, заморский, крикун, морской, двор, моряк дворик, взлёт, мирный, мореход, дворовый, крик, лётчик мир, крикнуть, перелётные, перемирие. | Ребята, что вам надо знать, что бы выделить корень? Как называются такие слова? Давайте выполним задание, предложенное на слайде, для этого выделите корень и запишите от какого слова оно образовано? Теперь вам предстоит самостоятельная работа: выделите корень в словах, данных на карточках, на выполнение задания отводится 5 минут. Физкультминутка. | От какого слова оно образованно Родственные, однокоренные Море, дворник, крикливый, полёт, мирить, заморский, крикун, морской, двор, моряк дворик, взлёт, мирный, мореход, дворовый, крик, лётчик мир, крикнуть, перелётные, перемирие. | Личностные УУД: осознание ответственности за общее дело |
5. | Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. Цель учителя: приобщить ранее изученные знания. Цель учащихся: вспомнить и применить правила. | Слайд №5 Подберите однокоренные слова.
Работа в парах. Карточка №2 Карточка №2. Подобрать как можно больше однокоренных слов. Корм – … Ночь – … Скрип – … Косит – … Горы – … | Ребята, давайте уточним, какие слова называются однокоренными? Посмотрите на задание слайда. Какую работу предстоит выполнить? Какие слова вы подобрали? Теперь вам предстоит в паре подобрать однокоренные слова? И поставьте ударение, а как называют слог, который не попадает под ударение? Как проверить безударную гласную? Давайте проговорим алгоритм проверки безударной гласной в корне. | Слова имеющий общий корень. Подобрать однокоренные слова. Бег, бегущий, побег, забег. Корм – кормить, кормушка, Ночь –ночной, ночник. ночует Скрип – скрипучий, скрипеть Косит – коса Горы – гора, горный Безударная гласная Подобрать слово так, чтобы на этот слог падало ударение. | Коммуникативные УУД: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью. |
6. | Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Выполнение продуктивных заданий по теме. Цель учителя: способствовать закреплению изученного материала. Цель учащихся: применить знания в практической части. | Слайд №6 Алгоритм проверки безударной гласной корня 1 шаг. Найди в слове корень. 2 шаг. Узнай, есть ли в корне безударный гласный. 3 шаг. Измени слово или подбери родственное. 4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Скажи, как надо выделять корень. Слайд №7 Определите безударную гласную в корне. Образец: сосна -со'сны Г_ра, цв_ток, гр_бы, пч_ла, м_чи, к_за, с_ва, н_ра. Карточка №1 Вставьте безударную гласную. Б.гуны, д.ловой, д.ждевик, к.тенок, п.ля, скр.пучий, ч.совой, в.да. | Выполним упр 165. Прочитайте задание. Прочитываем предложение, проговариваем какие буквы вставили, почему? Теперь пользуясь алгоритмом проверки безударной гласной, выполните задание. Давайте проговорим с вами, так как проверить безударную гласную? Теперь вам предстоит самостоятельно вставить пропущенные буквы в словах. | Вставить пропущенные буквы, подобрав однокоренные проверочные слова. Гора-горы, цветок-цвет, грибы-гриб, пчела-пчелы, мячи-мяч, коза-козы, сова-совы, нора-норы. Бегуны, деловой, дождевик, котенок, поля, скрипучий, часовой, вода. | |
7. | Рефлексия. Итог урока. Цель учителя: выявить уровень освоение темы детьми. Цель учащихся: способствовать самооцениванию, своей деятельности | Чему вы научились на уроке? Какие затруднения у вас возникли при выполнении задания? Теперь оцените свою деятельность на уроке с помощью цветов стикеров. Запишите задание на дом упр168. Спасибо за внимание. До свидания! | Выделять корень, подбирать однокоренные слова. Определять безударную гласную. До свидания | Личностные УУД: смыслообразование |
Приложение:
Карточка №1
Выделите корень.
Море, дворник, крикливый, полёт, мирить, заморский, крикун, морской, двор, моряк дворик, взлёт, мирный, мореход, дворовый, крик, лётчик мир, крикнуть, перелётные, перемирие.
Карточка №2
Подобрать как можно больше однокоренных слов.
Корм – …
Ночь – …
Скрип – …
Косит – …
Горы – …
Карточка №3
Вставьте безударную гласную.
Б.гуны, д.ловой, д.ждевик, к.тенок, п.ля, скр.пучий, ч.совой, в.да.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Минутка чистописания! Пятое декабря Классная работа. Ребята построили песочный замок . На двери дома висел большой замок . Что бы повесить картину папе понадобились маленькие гвоздики . Мама посадила красные гвоздики . Реш.ли волки зайчика (за)печь, а заяц из духовки прыг (за)печь.
Задачи. Уметь выделять ударение. Уметь обозначать корень слова. Уметь выделять однокоренные слова. Уметь подбирать однокоренные слова. Уметь находить слова с безударной гласной.
Луковица, Луковичка, Луковка, Луков.
Выделите корень слова. Образец: забег – бег. Дворник, морской, крикнуть, полёт, ясный, мирный, сказочный.
Дворник – двор, морской – море, крикнуть – крик, полёт – лёт, ясный – ясно, мирный – мир, сказочный –сказка.
Подберите однокоренные слова. Дом, домашний, Бег, Жёлт, Бел, След, домик, домовой. бегущий, пробег, забег. жёлтый, желтизна, желтеть . белый, белизна, белить. следить, следствие, следопыт.
Алгоритм проверки безударной гласной корня 1 шаг. Выдели в слове корень. 2 шаг. Поставь ударение в слове, выдели безударный слог. 3 шаг. Измени слово или подбери родственное так, чтобы эта гласная находилась под ударением. 4 шаг. Сравни проверяемое и проверочное слова. Проверь себя: как надо выделять корень?
Определите безударную гласную в корне. Образец: со сна ' - со ' сны Г_ра , гр_бы, пч_ла, м_чи, к_за, с_ва, н_ра . Го ра' - го'ры , гри бы'- гри'б , пче ла'- пчё ' лы , мя чи'– мя ' ч , ко за'– ко ' зы , с о ва'- со'вы , н о ра ' - но'ры .
Спасибо за внимание!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка по русскому языку 2 класса по теме: "Корень слова".
Цель:Дать представление о корне;Ознакомление с тем, что корни в однокоренных словах пишутся одинаково.Оборудование:Картинки с ребусами; таблица «Словесн...
Урок русского языка 3 класс по теме: "Состав слова. Приставка-часть слова".
Дать представление о приставке как части слова и его роли в речи; формировать умение писать приставки, создавать условия для активизации познавательной деятельности учеников....
Учебно-методический комплекс к уроку русского языка, 2 класс. Тема: "Как делаются слова. Образование слов с помощью приставки. Различие приставки и предлога"
Цель деятельности учителя: ввести понятие «приставка», познакомить с функциями приставки; учить находить приставку в словах и выделять ее графически на письме; тренироваться в образовании слов с помощ...
Разработка урока русского языка 3 класс по теме "Корень слова"
Разработка урока по теме "Корень слова"...
Презентация к уроку русского языка 1 класс «Однозначные и многозначные слова. Слова, близкие и противоположные по значению. Словари русского языка»
Презентация к уроку....
Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова
Дидактический материал по русскому языку 3 класс по теме: « Корень слова. Однокоренные слова...
Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме "Корень слова"
Технологическая карта по русскому языку 2 класс по теме "Корень слова"...